2011-09-30 09:00:54
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Поэтапный характер становления и развития рынка ценных бумаг в России



Поэтапный характер становления и развития рынка ценных бумаг в России


Рынок ценных бумаг в России относительно молодой: в то время, как в развитых западных странах процесс становления и развития рынка ценных бумаг занял около 250 лет, в России фактически «новейшая» история развития этого рынка составляет чуть больше, чем десять лет. Особенности функционирования российского рынка ценных бумаг связаны с тем, что, с одной стороны, он основан и функционирует с учетом отдельных достижений развития аналогичных рынков развитых западных стран, а с другой стороны, скорость и стихийность его развития таковы, что регулирующие рынок государственные органы не всегда успевают отслеживать отдельные тенденции, а также регламентировать и контролировать некоторые направления деятельности рынка ценных бумаг.

Вследствие этого, российскому рынку ценных бумаг присущи определенные особенности, практически не имеющие аналогов на рынках развитых стран. Можно сказать, что особенности развития российского рынка предопределили особенности создания и использования ценных бумаг, что, в свою очередь, привело к тому, что для подавляющего большинства российских ценных бумаг в результате были характерны как сходные черты с ценными бумагами других стран, так и многочисленные отличия.

Можно отметить следующие особенности развития российского фондового рынка:

1. Поэтапный характер становления и развития рынка ценных бумаг.

Поэтапное становление рынка является прямым следствием того, что рынок создавался и развивался ускоренными темпами под жестким, но не всеобъемлющим контролем государства. Следует отметить, что в некоторых случаях государство было вынуждено быстро реагировать на появление на рынке некоторых ценных бумаг, которые, не нарушая установленные правила и законодательные ограничения, тем не менее способны были оказать на рынок значительное негативное воздействие. Далее эта особенность и ее проявление будут рассмотрены подробнее, наряду с остальными особенностями.

2. Постоянное отставание законодательных документов от скорости появления новых ценных бумаг.

Необходимо отметить, что именно эта особенность во многом привела к тому, что население, которое в развитых странах является одним из основных потенциальных инвесторов, в значительной степени потеряло доверие к рынку ценных бумаг вообще, и к государству в частности, после банкротства многочисленных, распространенных в период с 1992 г. по 1994 г. финансовых пирамид.

3. Низкий уровень технического обслуживания.

Низкий уровень технического обслуживания заключался, с одной стороны, в том, что предоставляемая инвесторам информация в силу ряда причин была неполной и недостоверной, а с другой стороны - в неумении инвесторов проанализировать полученную информацию. Также низкий уровень технического обслуживания выражался в существенном отставании в области разработки соответствующих средств защиты сетей; в ошибках, допущенных при оформлении выпусков ценных бумаг, и т.д. Все вышеперечисленное в совокупности отнюдь не способствовало формированию благоприятного общественного мнения относительно российского рынка ценных бумаг как у иностранных, так и у отечественных инвесторов.

Ситуацию отнюдь не улучшало отсутствие прозрачности информации, характерное как для экономики в целом, так и для рынка ценных бумаг в частности.

4. Фактор преобладания на рынке государственных ценных бумаг.

Одной из основных особенностей стало преобладание на российском фондовом рынке государственных ценных бумаг. В течение долгого времени именно государственные ценные бумаги занимали львиную долю рынка, что во многом на определенный период времени предопределило как предпочтения и структуру инвесторов, так и поведение на рынке других эмитентов.

5. Особенности интеграции российского фондового рынка в мировой финансовый рынок.

В данном случае речь идет о том, что мировое сообщество рассматривало Россию как развивающийся рынок. Т.е., с одной стороны, как будет показано далее, западные инвестиционные фонды достаточно много инвестировали, и, прежде всего, в государственные ценные бумаги. С другой стороны, иностранные инвестиции носили в основном спекулятивный характер. И все же, именно благодаря тому, что Россия интегрировалась в мировой финансовый рынок, стало возможным появление новых ценных бумаг - как ориентированных на западный рынок государственных и муниципальных еврооблигаций, так и корпоративных ценных бумаг (АДР различных уровней, ГДР, еврооблигаций), эмитентами которых стали наиболее перспективные российские компании.


Первой особенностью развития российского фондового рынка стало поэтапное его становление.

В становлении фондового рынка России можно выделить пять основных этапов:

1. Начальный (июнь 1990 г. - октябрь 1992 г.).

2. Распределительный (октябрь 1992 г. - апрель 1996 г.).

3. Инвестиционный (апрель 1996 г. - август 1998 г.).

4. Кризисный (август 1998 г. - январь 1999 г.).

5. Послекризисный (январь 1999 г. - настоящее время)

Эти четкие временные границы обозначены как принятыми законодательными документами, так и событиями, существенно изменившими условия функционирования рынка ценных бумаг в России.

Для каждого из вышеперечисленных этапов характерны свои специфические тенденции развития, обусловленные такими факторами, как:

1. Виды ценных бумаг, преобладающие на фондовом рынке в данный период времени, и основные компании-эмитенты этих ценных бумаг.

2. Преобладающие группы инвесторов.

3. Уровень развития инфраструктуры фондового рынка, количество его профессиональных участников.

4. Уровень развития законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг.

5. Степень зависимости от ситуации на мировых фондовых рынках.


Первый этап развития российского фондового рынка можно условно назвать начальным.

Для данного этапа характерны следующие тенденции:

Во-первых, преобладающим видом ценных бумаг на данном этапе развития рынка были акции, появившиеся в связи с массовым акционированием банков и выбросом банками акций на рынок ценных бумаг. В этот же период появились выпущенные банками депозитные сертификаты.

Основными компаниями-эмитентами на деприватизационном этапе были банки и биржи. Фактически это был рынок корпоративных ценных бумаг при отсутствии рынка государственных ценных бумаг.

Во-вторых, оценивая преобладающую группу инвесторов, стоит отметить, что на этом этапе рынок ценных бумаг был настолько мало развит, что точно определить структуру инвестиционного капитала, направленного на приобретение ценных бумаг, весьма сложно. Однако можно с уверенностью утверждать, что активность населения на этом этапе была очень низка.

Институциональные инвесторы, прежде всего - коммерческие банки - также не стремились осуществлять инвестиции. Во многом это связано с тем, что организации, традиционно считающиеся институциональными инвесторами, в России в 1990-1992 гг. фактически таковыми не являлись. Например, отметим одну особенность: около 4/5 уставных фондов действовавших в период 1991-1993 гг. коммерческих банков были сформированы на средства госпредприятий. Это были так называемые «карманные банки», основными функциями которых на практике были:

- кредитование на льготных условиях предприятий и учреждений;

- осуществление высокодоходных специализированных операций;

- в отдельных случаях - «отмывание» денег.

В-третьих, оценивая уровень развития инфраструктуры фондового рынка, следует подчеркнуть, что на тот момент преобладала биржевая торговля и практически отсутствовал внебиржевой рынок ценных бумаг. По официальным данным к 1993 г. в России действовало 63 фондовых, товарно-фондовых бирж, фондовых отделов товарных бирж (тогда как в большинстве стран количество бирж не превышает 10).

В четвертых, стоит отметить, что законодательная база на данном этапе находилась в процессе формирования.

В-пятых, на данном этапе можно отметить практически минимальное влияниена российский рынок со стороны мировых рынков. На данном этапе своего развития российской рынок не представляет для иностранных инвесторов значительного интереса.

Рассмотрим основные события начального этапа.

Начало развитию рынка ценных бумаг было положено в июне 1990 г., когда в соответствии с Законом «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 года за предприятиями было закреплено право выпуска ценных бумаг и получения доходов по ним. В том же месяце были приняты «Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью», «Положения о ценных бумагах».

В это же время в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 25 июня 1990 года № 616 было образовано акционерное общество «КАМАЗ» («Преобразовать производственное объединение «КАМАЗ» ... в акционерное общество «КАМАЗ» ... акции могут продаваться советским и иностранным юридическим лицам и гражданам»).

В июле 1990 г. произошел процесс определения порядка учета ценных бумаг, расчетов с акционерами при создании АО, сделок с ценными бумагами и вексельных операций. Тогда же произошло создание первых отделов по операциям с ценными бумагами в российских коммерческих банках.

За период с июля по ноябрь 1990 г. были образованы первые брокерские компании, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами; была создана Московская международная фондовая биржа; был учрежден Комитет содействия развитию рынка ценных бумаг в СССР.

Декабрь 1990 г. был ознаменован изданием российского Положения об акционерных обществах, в котором регламентировались акции, сертификаты и условия опционных контрактов на акции, а также облигации и порядок их выпуска и обращения.

Согласно Закону РСФСР «О собственности» и «Основам законодательства об инвестиционной деятельности в СССР» ценные бумаги были законодательно определены как возможные объекты собственности и инвестиций, а выпуск ценных бумаг - как один из возможных источников инвестиционной деятельности.

Произошло создание Московской центральной фондовой биржи.

В это же время было принято банковское законодательство, согласно которому коммерческим банкам разрешались любые, без ограничений, виды операций с ценными бумагами. К составу операций Центрального банка были отнесены покупка, продажа и хранение государственных ценных бумаг, выполнение функций депозитария по ним, погашения и выплаты процентов по государственным займам.

В результате этого события произошла первая открытая подписка на акции, проведенная банком «МЕНАТЕП».

Как следствие появившейся законодательной базы можно рассматривать стремительный процесс создания новых фондовых бирж и брокерских компаний по операциям с ценными бумагами, начало которому было положено в марте 1991 г.

В период с июня по октябрь 1991 г. события развивались не менее стремительно, чем до того. Начало государственного лицензирования деятельности юридических и физических лиц на рынке ценных бумаг предопределило начало процесса формирования инвестиционных компаний. Именно в это время происходило массовое акционирование банков и выброс банками акций на рынок ценных бумаг; начало выпуска банками депозитных сертификатов; формирование рынка ценных бумаг на предъявителя в качестве заместителей наличных денег.

В июле 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г. были законодательно определены:

- возможность приватизации предприятий путем создания акционерных обществ и продажи акций;

- порядок учреждения открытых акционерных обществ на основе государственных или муниципальных предприятий;

- возможность создания холдинговых компаний;

- предусмотрено учреждение инвестиционных фондов для создания первичного рынка ценных бумаг.

Также в июле 1991 г. иностранным инвесторам были предоставлены права на приобретение ценных бумаг, эмитируемых в стране. Вследствие этого уже в ноябре 1991 г. начался выпуск эмитентами-резидентами ценных бумаг в иностранной валюте.

В это же время было отмечено проведение первых внебиржевых аукционов по продаже ценных бумаг акционерных обществ.

Законодательная база, регулирующая деятельность рынка ценных бумаг, продолжала формироваться. В декабре 1991 г. было принято Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, а также произошло принятие Закона РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами».

Необходимо отметить, что в период с января по октябрь 1992 года наблюдался мини-кризис рынка ценных бумаг, который проявил себя в падении курсов акций, преобладании разовых сделок, низкой ликвидностью большинства ранее осуществленных выпусков ценных бумаг.

Основными причинами кризиса аналитики фондового рынка считают следующие:

- высокая инфляция (высокая инфляция подрывает доверие инвесторов к вложениям в ценные бумаги, как способу сохранить и преумножить капитал; например, по итогам 1992-1994 гг. уровень дивидендов по акциям не превысил 50-150%, при темпах инфляции за 1992 г. - 2500-2600% в год, за 1993 г. - 900-1100% в год, за 1994 г. - 280-300%);

- проявившаяся к тому времени фиктивность многих биржевых и торгово-посреднических структур;

- слишком жесткая денежная политика Центрального Банка России, вызвавшая кризис неплатежей;

- относительно небольшие масштабы приватизации.

В это же время государство выпускает ряд нормативных актов, которые регулировали инфраструктуру рынка ценных бумаг. В частности, были определены правила выпуска и регистрации ценных бумаг, установлен порядок аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами, установлен порядок лицензирования биржевой деятельности на рынке ценных бумаг; установлен порядок лицензирования финансовых брокеров, инвестиционных консультантов и инвестиционных компаний, определен статус и порядок функционирования инвестиционных фондов и чековых инвестиционных фондов, определен порядок лицензирования инвестиционных фондов и их управляющих, создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам.

Второй этап развития российского фондового рынка, который можно назвать распределительным этапом или периодом массовой приватизации, начался в октябре 1992г. с массовой эмиссии государством 153 млн. приватизационных чеков (ваучеров). Для данного этапа характерны следующие тенденции:

Во-первых, что касается видов ценных бумаг, имеющих хождение на рынке, следует отметить, что происходит активное развитие рынка государственных ценных бумаг и рынка корпоративных ценных бумаг, причем на данном этапе государственные ценные бумаги занимают наибольшую долю рынка.

Во-вторых, оценивая преобладающую группу инвесторов, стоит отметить, что на данном этапе институциональные инвесторы осуществляли вложения в государственные ценные бумаги; физические лица - в корпоративные ценные бумаги, причем как в акции приватизируемых предприятий, так и в бумаги различного рода инвестиционных структур.

В-третьих, оценивая уровень развития инфраструктуры фондового рынка, следует отметить, что она находится на уровне, вполне приемлемом для осуществления вышеобозначенных операций.

В-четвертых, оценивая законодательство, регулирующее деятельность участников рынка ценных бумаг, нельзя не подчеркнуть, что оно было недостаточно хорошо развито, что привело к появлению финансовых пирамид; а их крах предопределил недоверие частного инвестора к ценным бумагам в целом.

В-пятых, начиная с 1995 г. (когда, только в соответствии с оценками Госкомстата, объем иностранных портфельных инвестиций в России составил 30 млн. долл. США) и до осени 1997 г. (когда разразился кризис развивающихся рынков, что отразилось на инвестиционной политике иностранных вкладчиков и по отношению к России) можно было наблюдать стремительный рост интереса иностранных инвесторов к быстроразвивавшемуя российскому рынку, что нашло свое отражение в объеме средств, вложенных в российский фондовый рынок.

Рассмотрим основные события распределительного этапа.

Одно из наиболее знаменательных событий произошло после эмиссии ваучеров в мае 1993 г., когда был создан рынок государственных краткосрочных облигаций.

Напрямую связанным с появлением этих ценных бумаг можно считать создание первых негосударственных пенсионных фондов, быстрый рост количества которых был отмечен в период с января по июль 1993 г. Дело в том, что ГКО были одним из основных инструментов, составлявших инвестиционные портфели большинства фондов.

В это же время был отмечен некоторый рост рынка: бум на рынке предъявительских ценных бумаг (депозитарных свидетельств на акции) и волна повышения котировок эмитентами акций («МММ», «Телемаркет», «Хопер», и др.). Впрочем, что касается последних, то уже в конце 1994 г. разразились скандалы, связанные с банкротством многочисленных финансовых пирамид, что в дальнейшем способствовало росту недоверия частного инвестора к корпоративным ценным бумагам.

Одной из интересных черт для рынка корпоративных ценных бумаг в январе-октябре 1994 г. можно назвать рост спроса на акции приватизированных предприятий (среди которых преимущественно предприятия нефтедобычи, телекоммуникации, и др.) со стороны иностранных инвесторов.

Происходит создание западных инвестиционных фондов, ориентированных на высокорискованные операции с российскими ценными бумагами и появление на российском рынке первой волны иностранных портфельных инвесторов.

В это же время происходит завершение чековой приватизации и выход из обращения приватизационного чека.

В мае-июне 1995 г. на рынке государственных ценных бумаг появился еще один интересный с точки зрения финансового конструирования инструмент - ОФЗ, особенности которого будут рассмотрены далее.

Конец приватизационному этапу положило принятие документов, которые были призваны дополнить и улучшить ту законодательную базу, которая лежала в основе регулирования рынка ценных бумаг, а также увеличить количество финансовых инструментов на государственном рынке ценных бумаг и увеличить количество участников рынка. В июле-августе 1995 г. были приняты следующие нормативные документы:

- Указ Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации», регламентирующий создание новых для России инвестиционных институтов - паевых инвестиционных фондов.

- Указ Президента «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ № 812 от 10 августа 1995 г. «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации», предусматривающие выпуск государственных ценных бумаг, доступных для частного инвестора.

- Указ Президента «О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности», предусматривающий проведение аукционов по продаже пакета акций, находящихся в государственной собственности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Облигации Сберегательного займа РФ
Теоретические основы функционирования фондового рынка и его субъектов
Облигации внутреннего валютного займа
Государственные ценные бумаги Российской Федерации в 1993-1997 гг.
Особенности становления и перспективы развития рынков ценных бумаг различных эмитентов в рамках российского фондового рынка
Вернуться к списку публикаций