2011-09-29 09:00:29
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг в развитых странах



Особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг в развитых странах


Особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг в Японии

Государственные ценные бумаги Японии можно разделить на облигации, выпущенные для финансирования бюджетного дефицита, и строительные облигации, используемые для финансирования объектов социальной инфраструктуры.

Большинство государственных ценных бумаг Японии являются средне- и долгосрочными, выпускаются на 2 года, 5, 10 и 20 лет.

Так, на долгосрочные облигации со сроком действия до 10 лет и 2 месяцев приходится 74% государственной задолженности и примерно 95% оборота на вторичном рынке государственных облигаций.

Выпускаются также облигации на срок 20 лет с выплатой фиксированного процента два раза в год и размещаются на аукционной основе один раз в три месяца.

Среднесрочные облигации выпускаются на срок от 2 до 5 лет. В 90-е гг. на регулярной основе (один раз в месяц) выпускались двухлетние купонные облигации и пятилетние дисконтные облигации с нулевым купоном. Первые размещались через аукцион, вторые - с помощью синдиката андеррайтеров. Вторичный рынок этих ценных бумаг развит слабо, поскольку их обычно приобретают физические лица и инвестиционные фонды и держат у себя до погашения.

Краткосрочные казначейские векселя выпускаются на срок 3 и 6 месяцев на ежемесячных аукционах. Объем каждого выпуска составляет от 1 до 1,5 трлн. иен. Министерство финансов также выпускает двухмесячные финансовые векселя для покрытия временной нехватки средств. В этом случае заявки от подписчиков принимаются по ставке, установленной на 12,5 базисных пунктов ниже официальной учетной ставки Банка Японии. Последний выкупает неразмещенную часть выпуска.

Облигации государственных учреждений

Эти облигации выпускаются 35 государственными корпорациями (агентствами) на срок 10 лет и гарантируются японским правительством. Крупнейшим эмитентом является Японская финансовая корпорация для муниципальных предприятий, выпускающая облигации для покрытия потребностей в заемных средствах местными органами власти, которые не могут самостоятельно выйти на рынок капиталов. Максимальный объем задолженности устанавливается министерством финансов. От имени различных агентств Министерство ведет переговоры с синдикатами андеррайтеров по размещению новых займов.

Оценивая и анализируя особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг в Японии, необходимо отметить существующее на рынке четкое деление этих бумаг на общие (выпущенные для финансирования бюджетного дефицита), и специализированные (строительные облигации, используемые для финансирования объектов социальной инфраструктуры). На взгляд автора, использование подобного принципа деления государственных бумаг с точки зрения направления средств от их продажи может быть полезным при формировании принципов дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг в России.

Особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг в Германии

Рынок государственных ценных бумаг Германии представлен долгосрочными и среднесрочными облигациями Федерального правительства, краткосрочными казначейскими нотами и казначейскими векселями, а также главного приватизационного ведомства Германии - Фонда германского единства (Treuhandanstalt), Федеральной почтовой службы, Федеральной службы железных дорог.

Большая часть государственных ценных бумаг приходится на долгосрочные (Bundesanleihen - Bunds) и среднесрочные (Bundesobligationen - Bobls) облигации.

Bunds выпускаются с разовым погашением на срок 10 лет. Процентная ставка фиксированная, выплата процентного дохода производится один раз в год. Облигации выпускаются в бездокументарной форме с минимальным номиналом 1000 марок. Эмиссия производится путем записи в федеральном долговом реестре.

Bobls выпускаются на срок 5 лет с фиксированной процентной ставкой в бездокументарной форме с регистрацией в федеральном долговом реестре. Как и долгосрочные облигации, они погашаются единовременным платежом. До конца 1998 г. существовал запрет на их приобретения иностранцами.

С марта 1993 г. Фонд германского единства начал выпуск облигаций, которые сокращенно называются Tobls и имеют такие же характеристики, как среднесрочные облигации.

Стоит подчеркнуть, что около 70% всех немецких облигаций прямо или косвенно гарантированы федеральным правительством, правительствами земель или муниципалитетами.

Анализируя особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг в Германии, следует обратить внимание на широкое распространение института гарантирования ценных бумаг. С учетом проанализированных ранее выгод и преимуществ предоставления гарантий для ценных бумаг, можно предположить, что данная процедура (в случае ее применения) в состоянии оказать значительное влияние на перспективы развития рынков некоторых ценных бумаг в России.

Особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг во Франции

Рынок государственных ценных бумаг Франции представлен тремя видами облигаций.

Казначейские краткосрочные облигации (BTFs - Bons du Tresor a Taux Fixe et Interet Precomptes) представляют собой дисконтные облигации, могут выпускаться на срок от 4 до 7 недель, а также 13, 26 и 52 недели. Их продажа осуществляется каждый понедельник на аукционах. Минимальный номинал составляет 1 млн. фр.

Казначейские среднесрочные облигации (BTANs - Bons du Tresor a Taux Fixe et Interet Annuel) имеют тот же номинал в 1 млн. фр., распространяются методом аукциона каждый третий рабочий четверг каждого месяца. Выпускаются на срок от 2 до 5 лет с одноразовым погашением и выплатой процентного дохода один раз в год. Эти облигации не имеют биржевой котировки.

Долгосрочные облигации (OATs - Obligations Assimilables du Tresor) выпускаются на срок от 7 до 30 лет в первый рабочий четверг каждого месяца с одноразовым погашением и выплатой процентного дохода один раз в год. Эти облигации имеют и биржевую и внебиржевую котировки.

Время от времени Казначейство выпускает среднесрочные и долгосрочные облигации, выраженные в ЭКЮ.

Аукционы проводятся в форме подачи закрытых заявок и регистрируются с помощью автоматизированной системы «Тельсат». Фактически любое учреждение, имеющее счет в Банке Франции, может подать заявку на участие в аукционе, однако на практике всегда прибегают к помощи одного из группы 18 уполномоченных дилеров.

На основании проведенного анализа особенностей выпуска и обращения государственных ценных бумаг во Франции, можно отметить, что в данной стране рынок государственных ценных бумаг не имеет такого значения и не играет такой важной роли, как в других странах. Поэтому, по сравнению с аналогичными рынками других стран, рынок государственных ценных бумаг Франции не обладает какими-либо специфическими особенностями.


Анализ опыта конструирования государственных ценных бумаг в развитых странах дает возможность сформулировать следующие принципы их конструирования для России с учетом особенностей российского рынка:

1. При конструировании государственного финансового инструмента необходимо произвести предварительный тщательный анализ рынка для того, чтобы оценить инвестиционные характеристики сопоставимых ценных бумаг. В данном случае, это необходимо не только с целью определения оптимальных инвестиционных характеристик финансового инструмента и группы потенциальных инвесторов, но и для того, чтобы оценить тот эффект, который эмиссия государственных ценных бумаг может оказать как на весь фондовый рынок, так и на отдельные его сегменты.

2. При выборе адекватных инвестиционных характеристик стоит не только опираться на полученные по итогам проведенного предварительно анализа рынка результаты, но и учитывать опыт создания государственных ценных бумаг в других странах. Например, стоит обратить пристальное внимание на методику создания государственных ценных бумаг в Великобритании. Следует отметить, что такие инвестиционные характеристики различных английских государственных ценных бумаг, как индексируемая на уровень инфляции процентная ставка, а также бесконечный срок действия, могут оказаться весьма интересными применительно к российской практике конструирования. Также заслуживает внимания тот факт, что некоторые государственные ценные бумаги

Великобритании номинированы в ЭКЮ. Удачное завершение переговоров по введению некой условной единицы взаиморасчетов среди бывших стран СНГ может привести к появлению подобной ЭКЮ расчетной валютной единицы и тогда опыт Великобритании может оказать большую пользу при возможных последующих выпусках ценных бумаг в этих новых условных единицах.

Необходимо отметить, что проявившаяся после Второй мировой войны глобализация рынков привела к тому, что в 1970-х гг. в разных странах стали появляться так называемые инструменты международного уровня, которые удовлетворяли требованиям инвесторов разных стран. Примером такого рода инструментов могут служить облигации с плавающей ставкой. При конструировании государственных ценных бумаг в России, стремящейся занять свое место в международной экономике, стоит ориентироваться на инструменты такого уровня, доказавшие свою жизнеспособность.

3. Принцип целевого характера эмиссии (принцип окупаемости) предполагает, что при создании инструмента необходимо отчетливо представлять, на какие именно цели привлекаются денежные средства и за счет каких поступлений будет производиться погашение. Важность данного принципа заключается не только в необходимости прогнозирования денежных потоков, но и в возможности использовать имеющиеся преимущества выпуска с целью оптимизации его инвестиционных характеристик.

С точки зрения оптимизации инвестиционных характеристик представляется возможным реализовать этот принцип применительно к российской практике создания ценных бумаг следующим образом. Например, при использовании подобного японскому принципа деления государственных бумаг на общие (выпущенные для финансирования бюджетного дефицита), и специализированные (строительные облигации, используемые для финансирования объектов социальной инфраструктуры), государство может сконструировать специализированный целевой финансовый инструмент и законодательно закрепить за данным инструментом особый льготный налоговый статус.

4. Принцип обеспечения интересов вкладчиков предполагает, что для соблюдения интересов инвестора государством могут быть предложены некоторые законодательно оформленные гарантии. Фактически это означает, что должна быть заранее определены вид и сумма обеспечения данного выпуска ценных бумаг. Теоретически в России таким обеспечением для государственных ценных бумаг могут выступать запасы драгоценных и редких металлов и камней; пакеты акций компаний, находящихся в государственной собственности; объекты зарубежной собственности государства.

Ведь перспективы финансового инструмента во многом зависят от того, насколько учтены интересы потенциальных инвесторов как в отношении инвестиционных характеристик инструмента, так и в отношении условий его обращения, которые должны гарантировать вкладчику не только выгодную, но и удобную систему вложения и изъятия денег.

5. Применение в российской практике принципа доступности и прозрачности информации имеет большое значение. Прежде всего, по сравнению с рынками развитых стран, российский рынок ценных бумаг отличается недостатком прозрачности информации об эмитентах. Весьма ограниченное количество российских эмитентов предоставляют полную информацию о себе и отвечают международным стандартам доступности и прозрачности информации. К тому же, одной из характерных черт российского рынка ценных бумаг является сформировавшееся (впрочем, вполне обоснованное) недоверие населения не только к частным эмитентам, но и к государству, причем на фоне достаточно низкого уровня знаний о функционировании и возможностях фондового рынка. Поэтому, если говорить о привлечении денежных средств из внутренних источников (прежде всего, из сбережений населения), то необходима государственная политика как по популяризации и формированию благоприятного общественного мнения относительно фондового рынка, так и по продвижению на рынок отдельных ценных бумаг.

Последнее предполагает осуществление мер по двум направлениям.

Во-первых, это продвижение ценной бумаги при помощи системы существующих рекламных средств (ТВ, СМИ, Интернет, радио, почтовая реклама, специализированные рекламные кампании) с целью привлечения новых инвесторов и формирования благоприятного общественного мнения по поводу новой ценной бумаги.

Во-вторых, обеспечение системы, гарантирующей доступность и прозрачность информации о новой ценной бумаге и сделкам с ней. Для достижения этой цели может быть создано специальное подразделение, которое бы занималось оказанием услуг по подготовке и предоставлению необходимой инвесторам информации.


Гудкина Ирина Борисовна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Операции Центрального банка по переучету векселей
Государственные краткосрочные и среднесрочные обязательства
Особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг в развитых странах
Золотые сертификаты
Организационное обеспечение эмиссии корпоративных ценных бумаг
Вернуться к списку публикаций