2011-09-28 09:00:18
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Принципы создания ценных бумаг



Принципы создания ценных бумаг


Принцип целевого характера эмиссии (принцип окупаемости).

Принцип целевого характера эмиссии (принцип окупаемости) предполагает, что при создании инструмента необходимо отчетливо представлять, на какие именно цели привлекаются денежные средства и за счет каких поступлений будет производиться погашение. Важность данного принципа заключается не только в необходимости прогнозирования денежных потоков, но и в возможности использовать имеющиеся преимущества выпуска с целью оптимизации его инвестиционных характеристик.

Значимость этого принципа можно обосновать на примере особенностей выпуска муниципальных облигаций США.

К муниципальным облигациям (облигациям местных органов власти) в США относятся облигации, выпускаемые штатами, территориями, городами, округами и специальными территориальными органами (например, школьными округами).

Причем облигации штатов с точки зрения обеспечения делятся на облигации под общие обязательства без конкретного обеспечения (general obligation bonds - GO bonds), которые не подкреплены каким-либо определенным источником доходов, и «доходные облигации» или облигации, обеспеченные конкретным источником доходов (revenue bonds), выпускаемые для финансирования какого-то конкретного проекта, доходы от которого будут использоваться для выплаты процентов и основной суммы долга. Как правило, доходные муниципальные облигации выпускаются для финансирования таких крупных проектов, как строительство аэропортов, мостов, больниц, и т.д. Некоторые облигации могут быть обеспечены специальными налогами (например, акцизом на бензин), но в этом случае облигация, формально относящаяся к муниципальным бумагам без конкретного обеспечения, будет называться special tax bond.

Следует подчеркнуть, что, помимо предусмотренного для муниципальных облигаций льготного налогообложения (по сравнению с государственными ценными бумагами), некоторые муниципальные облигации имеют дополнительные льготы. В том случае, если проект, для финансирования которого предусмотрена эмиссия, определяется специализированной комиссией как социально значимый и существенный для экономики данного региона, для данного вида ценных бумаг предусмотрено льготное налогообложение.

Таким образом, такой важный фактор, как возможность уменьшить налоговые платежи, играет важную роль при определении ниши ценной бумаги на рынке и повышает ее привлекательность для инвесторов.


Принцип обеспечения интересов вкладчиков.

Принцип обеспечения интересов вкладчиков предполагает, что для соблюдения интересов инвестора эмитентом могут быть предложены некоторые законодательно оформленные гарантии. Фактически это означает, что должна быть заранее определена вид и сумма обеспечения данного выпуска ценных бумаг.

Следует отметить, что в зависимости от типа обеспечения облигации можно разделить на несколько категорий. Например, в соответствии с существующей законодательной практикой в США, выпуски облигаций могут быть старшими или младшими с точки зрения требований инвесторов к активам эмитента. Старшие облигации - это обеспеченные ценные бумаги, так как они опираются на юридически обоснованное право требования к активам эмитента (например, в виде закладной). В зависимости от вида залога облигации могут быть подразделены на облигации с залогом недвижимости (в качестве залога - реальная недвижимость); облигации с финансовым залогом (обеспеченные ценными бумагами других компаний, которыми владеет эмитент облигаций, но которые находятся в доверительном управлении у третьего лица), сертификаты под закупку оборудования (обеспеченные специфическими видами оборудования); облигации с комбинированным залогом, в которых сочетаются облигации, обеспеченные первой (старшей) закладной и младшие облигации, обеспеченные закладной на иное имущество компании (т.е. облигации обеспечены частично закладными на определенные активы эмитента, а частично - вторыми и третьими закладными на другие активы).

Младшие облигации основаны только на обещании эмитента платить проценты и вернуть основную сумму долга в соответствии с установленным временным графиком. Можно выделить несколько основных типов младших облигаций. Это широко распространенные необеспеченные облигации; второстепенные необеспеченные облигации (имеют требования к прибыли эмитента, носящие вторичный характер по отношению к другим долговым необеспеченным облигациям); доходные облигации (обладают минимальными из всех требованиями к прибыли и активам эмитента; процентный доход по данным ценным бумагам выплачивается при условии, что эмитент получает достаточную сумму прибыли; если же определенная сумма прибыли не получена эмитентом, то у инвестора нет никаких юридических оснований требовать выплаты процентов по этим облигациям в установленные сроки или на регулярной основе). Примером данного вида облигаций могут служить муниципальные доходные облигации.

Для повышения устойчивости и степени надежности облигации можно использовать такой метод, как страхование ценных бумаг, что, например, получило широкое распространение в отношении муниципальных облигаций в США. Фактически, эта процедура означает предоставление таких гарантий, которые обеспечивают инвестору уверенность в том, что некая третья сторона (не связанная с эмитентом) имеет возможность выплатить основной капитал и процентный доход в установленный срок. В результате этого повышается качество облигаций. Третья сторона создает источник дополнительного обеспечения в форме страховки (распространяемой на облигации в день осуществления выпуска), которая не подлежит отмене в течение всего срока действия данной ценной бумаги. Такие гарантии для муниципальных облигаций предоставляют помимо нескольких штатов еще и пять следующих частных организаций: Ассоциация страховщиков муниципальных облигаций, Американская корпорация страхования муниципальных облигаций, Компания гарантийного страхования облигаций инвесторов, Корпорация финансовых гарантий инвестиционных вкладов и Компания страхового гарантирования капитала. Эти организации способны страховать любые муниципальные облигации в течение всего срока их действия, пока они соответствуют рейтингу «ВВВ» или выше, установленному компанией «Стандард энд Пур». В результате страхования может произойти повышение их рейтинга (вплоть до «ААА») и ликвидности, так как эти облигации вообще более активно продаются на вторичном рынке ценных бумаг. Обеспечение гарантиями характерно, прежде всего, для доходных муниципальных облигаций. Таким образом, в то время, как для незастрахованных доходных облигаций характерно отсутствие уверенности в безусловности выплат, застрахованные доходные облигации приобретают инвестиционные качества, сопоставимые с качествами облигаций, обеспеченных залогом, хотя бы в том отношении, что основной капитал и процентный доход будут выплачены своевременно. Стоит отметить, что все большую популярность в последнее время приобретает вариант концепции страхования муниципальных облигаций с использованием банковских аккредитивов, которые в данном случае гарантируют осуществление выплаты основного капитала и процентов при колебаниях финансовых результатов деятельности муниципалитетов. Банковские аккредитивы крупных коммерческих банков выступает дополнительным обеспечением муниципальных облигаций, при этом возрастает не только качество этих облигаций, но и рейтинг организации-гаранта.

Также для обеспечения интересов вкладчиков может быть предложена такая дополнительная услуга, как обеспечение льготного юридического обслуживания операций с данными ценными бумагами.

Если же говорить о дополнительных льготах, которые могут заинтересовать потенциального инвестора, то, например, это может быть разработанная гибкая система скидок на услуги того объекта, для финансирования которого была осуществлена эмиссия. Например, такая система скидок разработана для некоторых муниципальных больниц во Франции. Скидка на стоимость услуг в данном случае зависит от размера пакета облигаций и времени держания этого пакета на руках потенциального потребителя услуг.


Принцип доступности и прозрачности информации.

Принцип доступности и прозрачности информации предполагает осуществление мер по двум направлениям.

Во-первых, это продвижение ценной бумаги при помощи системы существующих рекламных средств (ТВ, СМИ, Интернет, радио, почтовая реклама, специализированные рекламные кампании) с целью привлечения новых инвесторов и формирования благоприятного общественного мнения по поводу новой ценной бумаги.

Вариантов рекламных кампаний существует великое множество, и выбор оптимальной рекламной кампании зависит от нужд и потребностей эмитента в отношении продвижения своей ценной бумаги на рынок.

Во-вторых, обеспечение системы, гарантирующей доступность и прозрачность информации о новой ценной бумаге и сделкам с ней. Для достижения этой цели может быть создано специальное подразделение, которое бы занималось оказанием услуг по подготовке и предоставлению необходимой инвесторам информации.


Сформулированные и обоснованные выше принципы применялись и применяются при создании ценных бумаг в развитых западных странах на протяжении многих лет. Рынки ценных бумаг в развитых западных странах существуют и развиваются в течение последних 250 лет и в настоящее время могут в какой-то мере служить ориентиром при выборе приоритетов развития рынка ценных бумаг в России.

Поскольку одной из задач данной работы является анализ и последующее предложение рекомендаций по развитию рынка российских государственных ценных бумаг, следующим этапом логического исследования должен стать анализ особенностей выпуска и обращения государственных ценных бумаг в различных развитых странах с тем, чтобы сделать выводы о возможности использования того или иного вида ценных бумаг или подходов к их созданию, которые были успешно осуществлены.


Гудкина Ирина Борисовна



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Критерии отбора ценных бумаг, используемых центральными банками при осуществлении банковских операций
Виды государственных ценных бумаг на российском рынке
Прямые операции Банка России с ценными бумагами
Поэтапный характер становления и развития рынка ценных бумаг в России
Государственные долгосрочные обязательства
Вернуться к списку публикаций