2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Векселя



Векселя


Содержание

  1. Роль векселя в хозяйственном обороте.
    1. Исторический очерк
    2. Возобновление вексельного оборота в Российской Федерации.
    3. Проблемы и перспективы вексельного обращения в России.
  2. Очерк вексельного права
    1. Источники вексельного права и юридическая природа векселя
    2. Векселеспособность.
    3. Выдача и передача векселя.
    4. Виды векселей
    5. Составление и реквизиты векселя
    6. Экземпляры и копии векселя.
    7. Индоссамент
    8. Аваль.
    9. Предъявление векселя к акцепту и платежу. Протест.
    10. Вексельный иск. Регресс.
    11. Дефекты векселя.
  3. Классические операции банка и предприятия с векселями.
    1. Вексель как орудие коммерческого кредита (кредита поставщика).
    2. Вексельные кредиты. Учет (предъявительский кредит) и переучет векселей.
    3. Векселедательский кредит
    4. Онкольный счет.
  4. Современные схемы применения векселей.
    1. Пополнение оборотных средств предприятий.
    2. Ссуды между предприятиями.
    3. Активно-пассивные операции.
    4. Заем под векселя.
    5. Коммерческие бумаги.
  5. Регулирование вексельного обращения
    1. Налогообложение и бухгалтерский учет операций с векселями на предприятии
    2. Использование векселей в механизмах рефинансирования Центральным банком.
    3. Саморегулирование вексельного рынка. Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).
  6. Список использованных источников
  7. Приложения
    1. Приложение 1
    2. Приложение 2

Проблемы и перспективы вексельного обращения в России.

Каково же сейчас положение векселя в денежно-кредитной системе России? Грубые оценки крупнейшего (вексельного) сегмента неденежных расчетов таковы. По данным Банка России [1], остаток на счетах на 01 ноября 2000г. векселей, выданных банками с целью привлечения денежных средств, составлял ~105 млрд.руб. в группе рублевых, ~43 млрд.руб. в группе валютных векселей. Оценка валюты всех выданных банковских векселей за 2000г. составляет не менее ~ 361 и ~ 150 млрд. руб. соответственно. Средний срок платежа по векселям в обеих группах - ~ 3,5 месяца, средний за год остаток по счетам 77,0 и 40,3 млрд.руб соответственно.

Итого за 2000г. банками выдано векселей на сумму не менее ~ 511 млрд.руб., средний за год остаток по счетам составил не менее 117,3 млрд. руб.

На ту же дату, рублевых векселей банками было учтено (кроме банковских же) на сумму ~93 млрд.руб., валютных ~11 млрд.руб. В среднем за год сумма учтенных векселей предприятий составляла ~81 млрд.руб. (~70 и ~11 млрд.руб.), из них доля векселей предприятий-резидентов составляла ~ 99% и ~ 0.7% в обеих группах соответственно. Всего векселей предприятий в обороте находится в несколько раз больше. В предположении примерно такого же (как и для банковских векселей) среднего срока платежа, экспертная оценка всех выданных предприятиями за 2000г. векселей составит ~1 трлн. руб., средний остаток - несколько сот млрд. руб.

При этом настоящие оценки относятся к товарным и финансовым векселям предприятий, т.е. к векселям, выдача которых обусловлена реальными хозяйственными потребностями. Однако автору известны и случаи выдачи векселей валютой в миллиарды (!) долларов.

Итак, по нашей оценке ежегодно совершается сделок с выдачей векселей на сумму ~1,5 трлн. руб., сделок с передачей векселей в предположении их среднего числа ~2-3 на сумму в 3-4,5 трлн. рублей. Итак, наша оценка общего объема сделок с векселями в 2000г. составляет ~ 5 трлн. руб., средний остаток по счетам сравним с агрегатом МО.

Порядок величины не вызывает сомнений, провести точный статистический анализ на основе имеющихся в открытом доступе данных затруднительно. Причем автор полагает, что приведенная оценка скорее скромная, нежели завышенная. Следует также заметить, что в этих оценках не учитывался оборот на биржевых и внебиржевых организованных рынках, как не имеющий отношения к оценке роли векселей в расчетах.

Говоря о хозяйствующих субъектах, наиболее заметных на вексельном рынке, если не делать разницы в масштабе, но опираясь на качественные показатели, с нашей точки зрения можно отметить следующих.

Среди банков это: Авангард, Автобанк, АК БАРС, Акрополь, Акционерный инвестиционно-коммерческий банк Новая Москва, Альфа-Банк, БАЛТОНЭКСИМ, Банк Внешней Торговли, Банк на Красных Воротах, БИН, Внешэкономбанк, Газпромбанк, ГЛОБЭКС, Гранд Инвест Банк, ГУТА-БАНК, Доверительный и Инвестиционный Банк, Еврофинанс, Европейский трастовый банк, Инвестиционная Банковская корпорация, Инкасбанк, Интерпромбанк, Инфобанк, КОНВЕРСБАНК, Ланта-Банк, Международный Московский Банк, Международная Финансовая Компания, Межрегиональный инвестиционный банк, МЕНАТЕП СПб, Металлинвестбанк, Московский Индустриальный банк, Московский кредитный банк, Московский муниципальный банк - Банк Москвы, Национальный резервный банк, Новый Русский Банк, ОРГБАНК, Петровский, Петрокоммерц, Промышленно-строительный банк, Промышленно-торговый банк, Псковбанк, РОСБАНК, РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ, Росэксимбанк, Сбербанк России, Северо-Восточный Инвестиционный банк, Содружество, Содействие общественным инициативам, Солидарность, Форштадат,Челиндбанк, ЮгБанк, ЮНИКОР.

Профессиональные участники РЦБ и предприятия: ИК Регион, Интерспрэд-Инвест, ИФК Метрополь, Межрегиональный вексельный центр Северсталь, Московская межбанковская валютная биржа, Финансово-инвестиционная компания ЛИДИНГ, Инвестиционно-банковская группа НИКойл, Регион-Инвест, Санкт-Петербургская Валютная Биржа, Центральный Московский Депозитарий, Центр-Инвест, Альфа-ЭкоМ, Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Газпром, Интерурал, Корпорация Синтез, Северсталь, ТЕХСНАБЭКСПОРТ, Торговый Дом ЭЛЛИТ, Тюменская нефтяная компания.

Народнохозяйственное значение вексельного рынка следует из приведенных оценок - при посредстве векселей ежегодно выдается банковских и коммерческих кредитов на многие триллионы рублей. Учитывая тот факт, что коммерческие банки неудовлетворительно исполняют свою функцию кредитования промышленности (избыточная ликвидность банковской системы приближается к 100 млрд. руб.),, положительную роль вексельного оборота трудно переоценить, несмотря на все его проблемы и проблемы, которые он создает.

Вексельный оборот был организован как ответ рынка на бессмысленный слом денежно-кредитной системы в начале 90-х годов. Единственный регулирующий орган, уделяющий свое внимание вексельному рынку и положительно воздействующий на него, это Банк России. Правительство, включая подведомственные ему регулирующие органы, ничего не сделало для его поддержки тогда, ничего не делает и сейчас. Разве что проявляет свой фискальный интерес. Здесь имеется в виду подготовленный Министерством финансов РФ и внесенный депутатами ГД В.М. Резником, В.И. Головлевым, С.И. Штогриным проект Федерального Закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 26. Государственная пошлина). В статье 16 п.45 предусмотрена пошлина за регистрацию переводных и простых векселей - 0,8 (!) процента от номинальной суммы векселя.

Вышеупомянутые планы будут иметь следствием подрыв прежде всего краткосрочного кредита. И приведут не к пополнению доходной части бюджета, а к уменьшению экономического роста с вытекающими последствиями.

Ряд экономистов, не отдающих себе отчет в пределах применимости монетарной политики, как ключевую ставят задачу сокращения объема неденежных расчетов (повышения коэффициента монетизации) и механизмам ее решения. С нашей точки зрения, представляемые аргументы в пользу устранения неденежных (в т.ч. вексельных) форм расчетов в нашей нынешней экономике неубедительны. Убедительные аргументы такого рода, конечно, есть, они основываются на убежденности в эффективности механизма монетарной политики. Проблема в том, что эффективная монетарная политика может проводится в обществе, которое, в частности, удовлетворяет требованиям стабильности и конкуренции. Готовых рецептов перехода к этому обществу не написано, они появляются в процессе грамотно поставленного взаимодействия экономических исследований и компетентной практики. Надо сказать, создатели количественной теории денег хорошо представляли пределы применимости монетарной политики на ее основе, в отличие от наших неофитов. Поэтому наш путь, к сожалению - это в большей степени путь сугубого эмпиризма на уровне хозяйствующих субъектов.

Задача состоит сейчас не в понижении или повышении коэффициента монетизации, прежде надо создать управляемый, эффективный денежно-кредитный механизм. И на этом пути надо, наконец, обратить внимание на имеющий колоссальные объемы в нашей экономике коммерческий кредит (кредит поставщика), и порождаемый им вексельный оборот. Именно в этом, вместе с неэффективным исполнением банками кредитной функции, усугубленным тяжелым налоговым бременем, влекущим неучтенный оборот, следует искать причину большого объема неденежных расчетов.

Позиция государства в отношении вексельного оборота основывается на давно разработанном фундаменте:

"Для прочности кредита и для сохранения порядка в денежном обращении не представляют опасности лишь векселя, в основе которых лежит торговая сделка или которые выданы с торгово-промышленными целями; только при этих условиях векселя соответствуют действительно существующим товарам или способствуют производству новых ценностей, а потому они и не могут неограниченно возрастать в общей их сумме, находя себе естественный регулятор в количестве и ценности совершаемых сделок да в наличных потребностях торгового оборота.

Таким векселям следует противопоставить векселя, выданные в целях непроизводительного потребления. Последнего рода векселя представляют бумажную ценность, лишенную прочного реального основания, и, в таком качестве, они являются весьма ненадежным элементом вексельного оборота; помимо вредного влияния на общественный кредит и на народное хозяйство, увеличение количества такого рода векселей, легко возможное при устранении всяких законодательных ограничений, способно привести к серьезным затруднениям и в области денежного обращения" [2]. Современный опыт указывает нам причислить к полезной части вексельного рынка и коммерческие бумаги - краткосрочные финансовые векселя, используемые как инструмент корпоративного долга.

Однако до сих пор на вексельном рынке России в числе прочих проблем:

1. Отсутствует вексельная дисциплина, т.е. "строгое выполнение всех требований, как формальных, так и материальных, предъявляемых к вексельным обязательствам... когда каждый уверен, что находящийся у него вексель действительно предоставляет ему все права, вытекающие из факта обладания вексельным документом и что обязанные по векселю лица точно выполнят, а в случае надобности, будут государственной властью принуждены выполнить взятые ими на себя обязанности" [3].

2. Далеко не вполне обеспечен процессуально строгий и скорый порядок взыскания по протестованным векселям.

3. Недоступна информация по протестованным векселям.

4. Не решена проблема безопасности - имеет место мошенничество в немалых размерах. Сегодняшний яркий пример - векселя Территориально-отраслевого Финансового Энергетического Союза (ТО ФЭС). Автору приходится сталкиваться с ними, консультируя правоохранительные органы. В январе 2001 года в ЦБ РФ автора знакомили с копией векселя ФЭС на 10 млрд. USD, а в марте у него на экспертизе уже находились присланные из МВД материалы уголовного дела, открытого в отношении руководства Финансового энергетического союза, учрежденного, кстати, Минтопэнерго и рядом субъектов Российской Федерации. Несущих, между прочим, субсидиарную ответственность по обязательствам ФЭС. К сожалению, в пределах членских взносов.

Ясно, что необходимо обезопасить торгово-промышленный оборот от ненадежных векселей. Поэтому необходимы меры, не затрудняющие вексельного обращения, но поддерживающие должную вексельную дисциплину и безопасность. То же относится к другим т.н. неэмиссионным ценным бумагам.

Вексельный оборот ныне есть важнейшая часть денежно-кредитной системы. И в этом качестве нуждается в упорядочении и защите.

Решать эту задачу возможно, только обращаясь с вексельным рынком исходя из принципа "не навреди!". Регулирование вексельного оборота усложняется в силу приоритета норм международного женевского вексельного закона.

Тем не менее, вполне возможно опосредованно, путем организации широкого использования надежных товарных и финансовых векселей (коммерческих бумаг) и вытеснения мошеннических и необеспеченных векселей как вредного и ненадежного элемента вексельного оборота:

1. Поставить кредитование производства на более высокий по объемам, срокам и надежности уровень.

2. Обеспечить экономическую безопасность хозяйствующих субъектов и населения, снабдить потенциальных векселеприобретателей надежными сведениями о кредитоспособности предприятий и банков, выдающих векселя.

3. Предоставить рынку услуги, в которых нуждаются его участники. Необходима постоянная и планомерная работа, которую может вести только постоянно действующая структура, наделенная государством соответствующими задаче возможностями.

Таковой может стать Федеральный центр учета векселей, независимый от Правительства, объективно озабоченного проблемами бюджета и в большей степени занятого фискальными задачами. Как и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в свое время, он мог бы быть подконтролен Президенту Российской Федерации и действовать в тесном взаимодействии с государственными институтами, однако в качестве организационно-правовой формы целесообразно избрать федеральное государственное унитарное предприятие.

Тем самым будет создан ныне отсутствующий механизм влияния на вексельный оборот и получения достоверной информации. Без него затруднительно проводить эффективную денежно-кредитную политику, учитывая, что по сути в экономике ныне действует второй эмиссионный центр (распределенный по отраслям и территориям), выпускающий денежные суррогаты, деятельность которого должна быть постепенно ограничена и поставлена под контроль.

Работа Федерального центра должна строиться на основе самоокупаемости, за счет оплаты его услуг и взносов заинтересованных участников вексельного оборота, а также поступлений платы за регистрацию выдаваемых и передаваемых векселей. За счет последнего источника рынку должны быть предоставлены услуги, в которых нуждаются его участники. Недопустим приоритет голого фискального интереса - реакция рынка будет враждебна, неминуем и политический ущерб. Величина платы за регистрацию, приемлемая для рынка - 0.05% при выдаче, 0.1% при передаче от валюты векселя. При этом должна быть отменена госпошлина за протест векселя.

Размер платы важно не завысить. Здесь я повторю свою, пусть кажущуюся ортодоксальной, точку зрения на место такого, казалось бы, архаичного инструмента, как вексель в эффективной денежно-кредитной политике. Вспомним то, что настолько просто и фундаментально, что прочно забыто многими вместе с Марксовым анализом - основные функции денег. Деньги похожи на весы - на одной чаше лежит функция меры стоимости, на другой - функция средства обращения товаров и услуг. Когда весы в равновесии, деньги служат и средством сбережения. Но легко видеть диалектическое противоречие между грузами на весах - эти функции противоречивы! Мы хотим экономического роста и падения уровня безработицы (дешевые деньги) - мы жертвуем мерой стоимости (инфляция), и наоборот (дорогие деньги).

Но почему, скажем, в начале столетия при мощном подъеме экономики Русский рубль подвергался дефляции? Что разрешало это диалектическое противоречие? Коммерческий кредит, частично обращенный в ликвидную форму - вексель. Видимо, история в чем-то повторяется и ныне. В известной степени благодаря этому механизму экономика спасла себя в период т.н. реформ. В вопросе денежно-крединого регулирования мы придерживаемся кредитной парадигмы [37], с той существенной разницей, что уделяем первостепенное внимание коммерческому кредиту.

Что касается переучета векселей в Центральном банке, то, несмотря на то, что этот механизм не был запущен по причине противодействия МВФ, работа в этом направлении продолжается. Имеется в виду Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительством от 3 октября 2000 г. N 122-П, в котором предусмотрена возможность залога векселей.

Весьма перспективным инструментом, способным упростить процедуру предоставления банковских кредитов предприятиям, являются складские свидетельства. К сожалению, регулирующие органы, опять запаздывая (как и с векселями в свое время), не отдают себе полный отчет в возможностях этого механизма, предоставляя его строительство рынку.

Итак, именно экономически обоснованная и планомерная работа по созданию полноценной денежно-кредитной системы в контексте осознанной экономической политики роста приведет к уменьшению объема неденежных расчетов и прежде всего вексельных, причем естественным образом.

Эти соображения уместно заключить словами М.Фридмена: "Лучше иметь фиксированный темп прироста денежной массы, вызывающий умеренную инфляцию или дефляцию, при условии, что они будут постоянными, чем страдать от непредсказуемых и крупномасштабных кризисов и подъемов" [4].

Денежно-кредитная система России должна стать на обе ноги -должным образом поставленные денежный и коммерческий кредит, взаимодействующие внутри себя и друг с другом посредством отлаженной системы платежей и расчетов. Это необходимое условие решения главной для страны задачи - обеспечения устойчивого экономического роста.



[1] Бюллетень банковской статистики, №12(91), 2000г.

[2] Журнал Соедин. Департаментов Государственного Совета за 1902 год, N197, стр.14-27. В кн.: А.Ф.Федоров. Вексельное право. Одесса, 1906.

[3] Банковое Дело. Под ред. Ф.К.Радецкого. фин.изд-бо НКФ СССР. М., 1928г.

[4] М.Фридмен. Если бы деньги заговорили... М., Дело, 1999г.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26272829303132                  




Интересное:


Организация Банком России притока иностранных инвестиций на внутренний рынок ценных бумаг
Принципы создания ценных бумаг
Регулирование активных операций коммерческих банков на рынке ценных бумаг
Россия на международном рынке еврооблигаций
Государственные краткосрочные и среднесрочные обязательства
Вернуться к списку публикаций