2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Векселя



Векселя


Содержание

  1. Роль векселя в хозяйственном обороте.
    1. Исторический очерк
    2. Возобновление вексельного оборота в Российской Федерации.
    3. Проблемы и перспективы вексельного обращения в России.
  2. Очерк вексельного права
    1. Источники вексельного права и юридическая природа векселя
    2. Векселеспособность.
    3. Выдача и передача векселя.
    4. Виды векселей
    5. Составление и реквизиты векселя
    6. Экземпляры и копии векселя.
    7. Индоссамент
    8. Аваль.
    9. Предъявление векселя к акцепту и платежу. Протест.
    10. Вексельный иск. Регресс.
    11. Дефекты векселя.
  3. Классические операции банка и предприятия с векселями.
    1. Вексель как орудие коммерческого кредита (кредита поставщика).
    2. Вексельные кредиты. Учет (предъявительский кредит) и переучет векселей.
    3. Векселедательский кредит
    4. Онкольный счет.
  4. Современные схемы применения векселей.
    1. Пополнение оборотных средств предприятий.
    2. Ссуды между предприятиями.
    3. Активно-пассивные операции.
    4. Заем под векселя.
    5. Коммерческие бумаги.
  5. Регулирование вексельного обращения
    1. Налогообложение и бухгалтерский учет операций с векселями на предприятии
    2. Использование векселей в механизмах рефинансирования Центральным банком.
    3. Саморегулирование вексельного рынка. Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).
  6. Список использованных источников
  7. Приложения
    1. Приложение 1
    2. Приложение 2

Проблемы и перспективы вексельного обращения в России.

Каково же сейчас положение векселя в денежно-кредитной системе России? Грубые оценки крупнейшего (вексельного) сегмента неденежных расчетов таковы. По данным Банка России [1], остаток на счетах на 01 ноября 2000г. векселей, выданных банками с целью привлечения денежных средств, составлял ~105 млрд.руб. в группе рублевых, ~43 млрд.руб. в группе валютных векселей. Оценка валюты всех выданных банковских векселей за 2000г. составляет не менее ~ 361 и ~ 150 млрд. руб. соответственно. Средний срок платежа по векселям в обеих группах - ~ 3,5 месяца, средний за год остаток по счетам 77,0 и 40,3 млрд.руб соответственно.

Итого за 2000г. банками выдано векселей на сумму не менее ~ 511 млрд.руб., средний за год остаток по счетам составил не менее 117,3 млрд. руб.

На ту же дату, рублевых векселей банками было учтено (кроме банковских же) на сумму ~93 млрд.руб., валютных ~11 млрд.руб. В среднем за год сумма учтенных векселей предприятий составляла ~81 млрд.руб. (~70 и ~11 млрд.руб.), из них доля векселей предприятий-резидентов составляла ~ 99% и ~ 0.7% в обеих группах соответственно. Всего векселей предприятий в обороте находится в несколько раз больше. В предположении примерно такого же (как и для банковских векселей) среднего срока платежа, экспертная оценка всех выданных предприятиями за 2000г. векселей составит ~1 трлн. руб., средний остаток - несколько сот млрд. руб.

При этом настоящие оценки относятся к товарным и финансовым векселям предприятий, т.е. к векселям, выдача которых обусловлена реальными хозяйственными потребностями. Однако автору известны и случаи выдачи векселей валютой в миллиарды (!) долларов.

Итак, по нашей оценке ежегодно совершается сделок с выдачей векселей на сумму ~1,5 трлн. руб., сделок с передачей векселей в предположении их среднего числа ~2-3 на сумму в 3-4,5 трлн. рублей. Итак, наша оценка общего объема сделок с векселями в 2000г. составляет ~ 5 трлн. руб., средний остаток по счетам сравним с агрегатом МО.

Порядок величины не вызывает сомнений, провести точный статистический анализ на основе имеющихся в открытом доступе данных затруднительно. Причем автор полагает, что приведенная оценка скорее скромная, нежели завышенная. Следует также заметить, что в этих оценках не учитывался оборот на биржевых и внебиржевых организованных рынках, как не имеющий отношения к оценке роли векселей в расчетах.

Говоря о хозяйствующих субъектах, наиболее заметных на вексельном рынке, если не делать разницы в масштабе, но опираясь на качественные показатели, с нашей точки зрения можно отметить следующих.

Среди банков это: Авангард, Автобанк, АК БАРС, Акрополь, Акционерный инвестиционно-коммерческий банк Новая Москва, Альфа-Банк, БАЛТОНЭКСИМ, Банк Внешней Торговли, Банк на Красных Воротах, БИН, Внешэкономбанк, Газпромбанк, ГЛОБЭКС, Гранд Инвест Банк, ГУТА-БАНК, Доверительный и Инвестиционный Банк, Еврофинанс, Европейский трастовый банк, Инвестиционная Банковская корпорация, Инкасбанк, Интерпромбанк, Инфобанк, КОНВЕРСБАНК, Ланта-Банк, Международный Московский Банк, Международная Финансовая Компания, Межрегиональный инвестиционный банк, МЕНАТЕП СПб, Металлинвестбанк, Московский Индустриальный банк, Московский кредитный банк, Московский муниципальный банк - Банк Москвы, Национальный резервный банк, Новый Русский Банк, ОРГБАНК, Петровский, Петрокоммерц, Промышленно-строительный банк, Промышленно-торговый банк, Псковбанк, РОСБАНК, РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ, Росэксимбанк, Сбербанк России, Северо-Восточный Инвестиционный банк, Содружество, Содействие общественным инициативам, Солидарность, Форштадат,Челиндбанк, ЮгБанк, ЮНИКОР.

Профессиональные участники РЦБ и предприятия: ИК Регион, Интерспрэд-Инвест, ИФК Метрополь, Межрегиональный вексельный центр Северсталь, Московская межбанковская валютная биржа, Финансово-инвестиционная компания ЛИДИНГ, Инвестиционно-банковская группа НИКойл, Регион-Инвест, Санкт-Петербургская Валютная Биржа, Центральный Московский Депозитарий, Центр-Инвест, Альфа-ЭкоМ, Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Газпром, Интерурал, Корпорация Синтез, Северсталь, ТЕХСНАБЭКСПОРТ, Торговый Дом ЭЛЛИТ, Тюменская нефтяная компания.

Народнохозяйственное значение вексельного рынка следует из приведенных оценок - при посредстве векселей ежегодно выдается банковских и коммерческих кредитов на многие триллионы рублей. Учитывая тот факт, что коммерческие банки неудовлетворительно исполняют свою функцию кредитования промышленности (избыточная ликвидность банковской системы приближается к 100 млрд. руб.),, положительную роль вексельного оборота трудно переоценить, несмотря на все его проблемы и проблемы, которые он создает.

Вексельный оборот был организован как ответ рынка на бессмысленный слом денежно-кредитной системы в начале 90-х годов. Единственный регулирующий орган, уделяющий свое внимание вексельному рынку и положительно воздействующий на него, это Банк России. Правительство, включая подведомственные ему регулирующие органы, ничего не сделало для его поддержки тогда, ничего не делает и сейчас. Разве что проявляет свой фискальный интерес. Здесь имеется в виду подготовленный Министерством финансов РФ и внесенный депутатами ГД В.М. Резником, В.И. Головлевым, С.И. Штогриным проект Федерального Закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 26. Государственная пошлина). В статье 16 п.45 предусмотрена пошлина за регистрацию переводных и простых векселей - 0,8 (!) процента от номинальной суммы векселя.

Вышеупомянутые планы будут иметь следствием подрыв прежде всего краткосрочного кредита. И приведут не к пополнению доходной части бюджета, а к уменьшению экономического роста с вытекающими последствиями.

Ряд экономистов, не отдающих себе отчет в пределах применимости монетарной политики, как ключевую ставят задачу сокращения объема неденежных расчетов (повышения коэффициента монетизации) и механизмам ее решения. С нашей точки зрения, представляемые аргументы в пользу устранения неденежных (в т.ч. вексельных) форм расчетов в нашей нынешней экономике неубедительны. Убедительные аргументы такого рода, конечно, есть, они основываются на убежденности в эффективности механизма монетарной политики. Проблема в том, что эффективная монетарная политика может проводится в обществе, которое, в частности, удовлетворяет требованиям стабильности и конкуренции. Готовых рецептов перехода к этому обществу не написано, они появляются в процессе грамотно поставленного взаимодействия экономических исследований и компетентной практики. Надо сказать, создатели количественной теории денег хорошо представляли пределы применимости монетарной политики на ее основе, в отличие от наших неофитов. Поэтому наш путь, к сожалению - это в большей степени путь сугубого эмпиризма на уровне хозяйствующих субъектов.

Задача состоит сейчас не в понижении или повышении коэффициента монетизации, прежде надо создать управляемый, эффективный денежно-кредитный механизм. И на этом пути надо, наконец, обратить внимание на имеющий колоссальные объемы в нашей экономике коммерческий кредит (кредит поставщика), и порождаемый им вексельный оборот. Именно в этом, вместе с неэффективным исполнением банками кредитной функции, усугубленным тяжелым налоговым бременем, влекущим неучтенный оборот, следует искать причину большого объема неденежных расчетов.

Позиция государства в отношении вексельного оборота основывается на давно разработанном фундаменте:

"Для прочности кредита и для сохранения порядка в денежном обращении не представляют опасности лишь векселя, в основе которых лежит торговая сделка или которые выданы с торгово-промышленными целями; только при этих условиях векселя соответствуют действительно существующим товарам или способствуют производству новых ценностей, а потому они и не могут неограниченно возрастать в общей их сумме, находя себе естественный регулятор в количестве и ценности совершаемых сделок да в наличных потребностях торгового оборота.

Таким векселям следует противопоставить векселя, выданные в целях непроизводительного потребления. Последнего рода векселя представляют бумажную ценность, лишенную прочного реального основания, и, в таком качестве, они являются весьма ненадежным элементом вексельного оборота; помимо вредного влияния на общественный кредит и на народное хозяйство, увеличение количества такого рода векселей, легко возможное при устранении всяких законодательных ограничений, способно привести к серьезным затруднениям и в области денежного обращения" [2]. Современный опыт указывает нам причислить к полезной части вексельного рынка и коммерческие бумаги - краткосрочные финансовые векселя, используемые как инструмент корпоративного долга.

Однако до сих пор на вексельном рынке России в числе прочих проблем:

1. Отсутствует вексельная дисциплина, т.е. "строгое выполнение всех требований, как формальных, так и материальных, предъявляемых к вексельным обязательствам... когда каждый уверен, что находящийся у него вексель действительно предоставляет ему все права, вытекающие из факта обладания вексельным документом и что обязанные по векселю лица точно выполнят, а в случае надобности, будут государственной властью принуждены выполнить взятые ими на себя обязанности" [3].

2. Далеко не вполне обеспечен процессуально строгий и скорый порядок взыскания по протестованным векселям.

3. Недоступна информация по протестованным векселям.

4. Не решена проблема безопасности - имеет место мошенничество в немалых размерах. Сегодняшний яркий пример - векселя Территориально-отраслевого Финансового Энергетического Союза (ТО ФЭС). Автору приходится сталкиваться с ними, консультируя правоохранительные органы. В январе 2001 года в ЦБ РФ автора знакомили с копией векселя ФЭС на 10 млрд. USD, а в марте у него на экспертизе уже находились присланные из МВД материалы уголовного дела, открытого в отношении руководства Финансового энергетического союза, учрежденного, кстати, Минтопэнерго и рядом субъектов Российской Федерации. Несущих, между прочим, субсидиарную ответственность по обязательствам ФЭС. К сожалению, в пределах членских взносов.

Ясно, что необходимо обезопасить торгово-промышленный оборот от ненадежных векселей. Поэтому необходимы меры, не затрудняющие вексельного обращения, но поддерживающие должную вексельную дисциплину и безопасность. То же относится к другим т.н. неэмиссионным ценным бумагам.

Вексельный оборот ныне есть важнейшая часть денежно-кредитной системы. И в этом качестве нуждается в упорядочении и защите.

Решать эту задачу возможно, только обращаясь с вексельным рынком исходя из принципа "не навреди!". Регулирование вексельного оборота усложняется в силу приоритета норм международного женевского вексельного закона.

Тем не менее, вполне возможно опосредованно, путем организации широкого использования надежных товарных и финансовых векселей (коммерческих бумаг) и вытеснения мошеннических и необеспеченных векселей как вредного и ненадежного элемента вексельного оборота:

1. Поставить кредитование производства на более высокий по объемам, срокам и надежности уровень.

2. Обеспечить экономическую безопасность хозяйствующих субъектов и населения, снабдить потенциальных векселеприобретателей надежными сведениями о кредитоспособности предприятий и банков, выдающих векселя.

3. Предоставить рынку услуги, в которых нуждаются его участники. Необходима постоянная и планомерная работа, которую может вести только постоянно действующая структура, наделенная государством соответствующими задаче возможностями.

Таковой может стать Федеральный центр учета векселей, независимый от Правительства, объективно озабоченного проблемами бюджета и в большей степени занятого фискальными задачами. Как и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в свое время, он мог бы быть подконтролен Президенту Российской Федерации и действовать в тесном взаимодействии с государственными институтами, однако в качестве организационно-правовой формы целесообразно избрать федеральное государственное унитарное предприятие.

Тем самым будет создан ныне отсутствующий механизм влияния на вексельный оборот и получения достоверной информации. Без него затруднительно проводить эффективную денежно-кредитную политику, учитывая, что по сути в экономике ныне действует второй эмиссионный центр (распределенный по отраслям и территориям), выпускающий денежные суррогаты, деятельность которого должна быть постепенно ограничена и поставлена под контроль.

Работа Федерального центра должна строиться на основе самоокупаемости, за счет оплаты его услуг и взносов заинтересованных участников вексельного оборота, а также поступлений платы за регистрацию выдаваемых и передаваемых векселей. За счет последнего источника рынку должны быть предоставлены услуги, в которых нуждаются его участники. Недопустим приоритет голого фискального интереса - реакция рынка будет враждебна, неминуем и политический ущерб. Величина платы за регистрацию, приемлемая для рынка - 0.05% при выдаче, 0.1% при передаче от валюты векселя. При этом должна быть отменена госпошлина за протест векселя.

Размер платы важно не завысить. Здесь я повторю свою, пусть кажущуюся ортодоксальной, точку зрения на место такого, казалось бы, архаичного инструмента, как вексель в эффективной денежно-кредитной политике. Вспомним то, что настолько просто и фундаментально, что прочно забыто многими вместе с Марксовым анализом - основные функции денег. Деньги похожи на весы - на одной чаше лежит функция меры стоимости, на другой - функция средства обращения товаров и услуг. Когда весы в равновесии, деньги служат и средством сбережения. Но легко видеть диалектическое противоречие между грузами на весах - эти функции противоречивы! Мы хотим экономического роста и падения уровня безработицы (дешевые деньги) - мы жертвуем мерой стоимости (инфляция), и наоборот (дорогие деньги).

Но почему, скажем, в начале столетия при мощном подъеме экономики Русский рубль подвергался дефляции? Что разрешало это диалектическое противоречие? Коммерческий кредит, частично обращенный в ликвидную форму - вексель. Видимо, история в чем-то повторяется и ныне. В известной степени благодаря этому механизму экономика спасла себя в период т.н. реформ. В вопросе денежно-крединого регулирования мы придерживаемся кредитной парадигмы [37], с той существенной разницей, что уделяем первостепенное внимание коммерческому кредиту.

Что касается переучета векселей в Центральном банке, то, несмотря на то, что этот механизм не был запущен по причине противодействия МВФ, работа в этом направлении продолжается. Имеется в виду Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительством от 3 октября 2000 г. N 122-П, в котором предусмотрена возможность залога векселей.

Весьма перспективным инструментом, способным упростить процедуру предоставления банковских кредитов предприятиям, являются складские свидетельства. К сожалению, регулирующие органы, опять запаздывая (как и с векселями в свое время), не отдают себе полный отчет в возможностях этого механизма, предоставляя его строительство рынку.

Итак, именно экономически обоснованная и планомерная работа по созданию полноценной денежно-кредитной системы в контексте осознанной экономической политики роста приведет к уменьшению объема неденежных расчетов и прежде всего вексельных, причем естественным образом.

Эти соображения уместно заключить словами М.Фридмена: "Лучше иметь фиксированный темп прироста денежной массы, вызывающий умеренную инфляцию или дефляцию, при условии, что они будут постоянными, чем страдать от непредсказуемых и крупномасштабных кризисов и подъемов" [4].

Денежно-кредитная система России должна стать на обе ноги -должным образом поставленные денежный и коммерческий кредит, взаимодействующие внутри себя и друг с другом посредством отлаженной системы платежей и расчетов. Это необходимое условие решения главной для страны задачи - обеспечения устойчивого экономического роста.



[1] Бюллетень банковской статистики, №12(91), 2000г.

[2] Журнал Соедин. Департаментов Государственного Совета за 1902 год, N197, стр.14-27. В кн.: А.Ф.Федоров. Вексельное право. Одесса, 1906.

[3] Банковое Дело. Под ред. Ф.К.Радецкого. фин.изд-бо НКФ СССР. М., 1928г.

[4] М.Фридмен. Если бы деньги заговорили... М., Дело, 1999г.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26272829303132                  




Интересное:


Микроструктура фондового рынка и внешние эффекты
Роль политики валютного курса Банка России в кризисе рынка государственных ценных бумаг 1998 года
Разработка процедуры подготовки решения о целесообразности залога ценных бумаг
Рынок ценных бумаг и их природа
Эмиссия коммерческими банками собственных ценных бумаг
Вернуться к списку публикаций