2011-06-23 09:00:27
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Облигации Сберегательного займа РФ



Облигации Сберегательного займа РФ


В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения, Правительство РФ разрешило Министерству финансов выпустить в 1995-1998 гг. Государственный сберегательный займ в объеме до 10 трлн. рублей десятью сериями по 1 трлн. рублей каждая.

Основным документом, определяющим основные условия выпуска, обращения, погашения и налогообложения государственных сберегательных облигаций является Указ Президента РФ «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» от 9 августа 1995 года № 836;

Облигации Государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускаются в документарной форме, являются ценными бумагами на предъявителя, предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого ежеквартально к их номинальной стоимости, превышающего уровень доходности по другим государственным ценным бумагам, и на получение номинальной стоимости облигаций при их погашении.

Купонный доход по облигациям не облагается налогом на прибыль с предприятий и организаций и подоходным налогом с физических лиц. Налоговые льготы распространяются на часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемую как разницу между конечной стоимостью купона с учетом процентов и его номинальной стоимостью. Прибыль в виде разницы между ценой продажи и ценой покупки облигации подлежит налогообложению в общем порядке.

Размещение облигаций происходит в два этапа. На первом осуществляется подписка на облигации профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеющими лицензию на право работы со средствами населения. Право на первоочередное приобретение облигаций имеют банк или финансовая организация, предложившая более высокую цену. Минимальная цена покупки - 98% от номинала, минимальный объем - 10 млрд. рублей по номинальной стоимости, максимальный 200 млрд. рублей. На втором этапе размещения участники подписки, победившие в конкурсе, должны продать по рыночной цене не менее 90% купленных облигаций, в том числе не менее 50% за наличный расчет, в течение 60 дней со дня начала выпуска.

Первая серия ОГСЗ была выпущена в обращение 27 сентября 1995 г. сроком на 1 год. Номинальная стоимость облигаций - 100 тыс. рублей (в количестве 5 000 000 шт.) и 500 тыс. рублей (в количестве 1 000 000 шт.). Каждая облигация имеет 4 купона. Купонный период составляет три календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. Выплата процентного дохода осуществляется с 27 числа каждого последнего месяца квартала.

Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по ОФЗ с переменным купонным доходом. Процентный доход объявляется за неделю до начала купонного периода. Оплата четвертого периода проводится одновременно с погашением облигации.

В. Буторов и В. Черных справедливо отметили, что хотя «Минфин считает, что ОГСЗ пользуются ажиотажным спросом, только Сбербанк располагающий уникальным для России количеством финансов, без особого труда решил проблемы с размещением облигаций. Например, Московский Сбербанк реализовал облигаций на сумму 29 млрд. рублей из общего количества 30,5 млрд.».

Министерство финансов РФ обязало банки-андерайтеры продать 50% пакета ОГСЗ за наличный расчет в течение 60 дней с момента распространения облигаций. Вместе с тем никаких штрафных санкций за нарушение этого пункта не было предусмотрено, в результате чего, в большинстве случаев, ОГСЗ оседают в финансовых компаниях.

В настоящее время совершенствуется инфраструктура рынка ОГСЗ, развиваются биржевой и внебиржевой секторы торговли ими. В его распространении участвуют биржевые площадки не только Москвы, но и Санкт-Петербурга и Новосибирска.

Таким образом, на рынке государственных долговых обязательств появился новый вид ценных бумаг. В настоящее время трудно прогнозировать их будущее. Рынок ОСЗ только начинает складываться и достигнуть целей, ради которых Министерство финансов РФ приняло решение о его выпуске (обеспечить сохранность сбережений населения, создать благоприятные условия для инвестирования средств населения в государственные ценные бумаги и стабилизировать ситуацию на денежном рынке) в ближайшее время будет очень трудно.

Министерство финансов РФ при выпуске ОГСЗ возлагало на них главную роль в решительном прорыве госзаимствований к кошелькам мелких инвесторов и, прежде всего, населения. Однако эмитент явно недоучел предпочтение населения к наличной форме сбережений. «Коридорные» ограничения валютного курса оказались не в состоянии существенно потеснить доллар в качестве средства сбережения. Если реализация первого транша ОГСЗ еще сопровождалась некоторым ажиотажем, то в дальнейшем он явно спал. Дефицит спроса отразился и на вторичном рынке, где котировки ОГСЗ держались на относительно низком уровне.

Таким образом, старт нового сегмента фондового рынка оказался далеко не успешным. ОГСЗ выпускались в основном для привлечения сбережений физических лиц, однако до них они не доходили и оседали в коммерческих банках. Причиной создавшейся ситуации стало и отсутствие рекламы, которая бы объясняла населению основные правила управления пакетом этих облигаций. Проблема заключается в том, что Сбербанк, являясь самым крупным держателем ОГСЗ, повышая привлекательность этих облигаций, тем самым снижает спрос на депозитные вклады, поэтому его заинтересованность в успешном размещении ОГСЗ весьма сомнительна.

Обнадеживающим фактором является функционирование на рынке ОГСЗ таких финансовой институтов как, например, «Орсбанк», которые, в отличие от Сбербанка, ведут активную политику по привлечению покупателей ОГСЗ, публикуя ежедневно курсы его облигаций в средствах массовой информации.

На вторичном рынке операции с ОГСЗ регулярно проводятся на Центральной российской универсальной бирже (ЦРУБ) и на Санкт-Петербургской фондовой бирже (СПФБ). На ЦРУБ сделки в основном заключаются брокерскими конторами по поручению своих клиентов - крупных инвесторов. Последние активно реагируют на изменение конъюнктуры, вследствие чего стоимость предлагаемого к продаже пакета ОГСЗ в течение 1-го полугодия 1996 г. колебалось от 48 до 181 млн. рублей. Вместе с тем на ЦРУБ происходит процесс разукрупнения пакетов ОГСЗ, что является свидетельством оттока инвестиций в наиболее перспективные и доходные ценные бумаги (ГКО, муниципальные облигации, акции промышленных предприятий и др.). На этом основании можно сделать вывод о миграции капитала с рынка ОГСЗ в другие сегменты финансового рынка, в первую очередь в ГКО.

Ситуация на СПФБ с ОГСЗ значительно отличается от ситуации на ЦРУБ. Крупного оттока капитала на другие сегменты рынка в 1996г. не наблюдалось, следовательно, фондовый рынок Санкт-Петербурга более консервативен и менее подвержен спекулятивным тенденциям. Объемы торгов по ОГСЗ в Санкт-Петербурге колебались от 8 млрд. рублей в феврале до 12 млрд. рублей в июне 1996 г.

Операции с ОГСЗ на других региональных биржах занимают незначительное место.

К концу 1996 г. всего было выпущено 10 траншей ОГСЗ, емкость рынка соответственно достигла 10 трлн. рублей. Финансовое положение в стране было таковым, что оно потребовало дальнейшей эмиссии ОГСЗ. В 1997 г. Министерство финансов РФ запланировало выпустить еще 10 траншей по 2 трлн. каждый. Продолжительность купонного периода будет увеличена с 3 до 6 месяцев, срок обращения облигаций вырастет с 1 до 2 лет. Изменения коснуться не только выпуска и обращения ОГСЗ, но и методики определения его доходности. Величина купонной ставки не будет находиться в прямой зависимости от ставок ГКО-ОФЗ. При определении купонного дохода по ОГСЗ специалисты будут исходить из общей ситуации на финансовом рынке, а также учитывать уровень доходности ГКО-ОФЗ и депозитных ставок. Доходность по облигациям планируется несколько выше уровня ставок ГКО-ОФЗ, что будет своего рода премией за их меньшею ликвидность. Новые серии ОГСЗ должны вывести рынок этих ценных бумаг из состояния хронического дефицита и устойчиво низкой доходности.

25 февраля 1997 г. Министерство финансов выпустило 11 серию ОГСЗ. Номинал облигации составил 500 тыс. рублей, величина 1-го купона объявлена в размере 37,68% годовых. Следует отметить, что накануне выпуска новой серии не произошло обычного сброса облигаций предыдущих серий. Инвесторы не спешат расставаться с этими облигациями, т.к. они были эмитированы до вступления в силу нового порядка налогообложения доходов на государственные ценные бумаги и, следовательно, сохраняют за собой налоговые льготы.

В целом можно сказать, что рынок ОГСЗ сформировался (они стали использоваться в качестве залога при получении кредитов и при сделках репо). Однако Министерству финансов РФ предстоит решить вопрос о расширении спроса на ОГСЗ и способствовать сосредоточению большого количества этих ценных бумаг в портфелях коммерческих банков, а не только физических лиц, на которые первоначально были ориентированы эти облигации.


Карпухина Ольга Александровна







Интересное:


Облигации Сберегательного займа РФ
Особенности становления и перспективы развития рынков ценных бумаг различных эмитентов в рамках российского фондового рынка
Рынок ценных евробумаг - составная часть мирового фондового рынка
Рынок ценных бумаг и их природа
Казначейские обязательства
Вернуться к списку публикаций