2011-06-17 09:00:51
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Государственные краткосрочные и среднесрочные обязательства



Государственные краткосрочные и среднесрочные обязательства


Образование нового сегмента фондового рынка

Кризис рынка ГДО, отсутствие надежды на его скорое восстановление в условиях непрекращающейся инфляции, вынудили Правительство РФ рассмотреть вопрос о переходе к выпуску краткосрочных (3,6,12 месяцев) долговых обязательств. «Основной задачей, которую должен решать рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО), является финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Развитие рынка государственных ценных бумаг должно также способствовать развитию фондового рынка в целом».

Общие принципы функционирования российского рынка ГКО были разработаны в рамках российско-американского банковского форума (1992 г.). Для их реализации в ЦБ РФ было создано Управление ценных бумаг, занимающееся размещением государственных облигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле 1992 г. ЦБ РФ провел конкурс среди российских бирж, победители которого была признана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Ей было поручено создание и поддержание технологической части рынка ГКО - торговой, расчетной и депозитарной систем.

Основными документами, определяющими главные условия выпуска и обращения государственных облигаций явились Постановление Верховного совета РФ «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 19 февраля 1993 года № 4526-1 и Постановление Правительства РФ «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8 февраля 1993 г. № 107.

Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ, принимающее решение об осуществление выпуска и определяющее его условия. Гарантом своевременного погашения облигаций является ЦБ РФ. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками на срок 3, 6, 12 месяцев в безбумажной форме. Номинал облигаций, выпущенных до 27 сентября 1994 года, составлял 100 тыс. рублей, затем был установлен в размере 1 млн. рублей. Размещение облигаций проводится с дисконтом на первичных аукционах, в которых принимают участие специально уполномоченные ЦБ РФ банки - первичные дилеры.

Первичный рынок ГКО - аукционная продажа их на основании заявок покупателей, в которых указываются желательные для них цены приобретения. Заявки собираются ЦБ РФ, ранжируются и предоставляются в Министерство финансов, которое определяет минимальную цену продажи (цену отсечения), ниже которой заявки не удовлетворяются. Заявки с ценами равными или превышающими предельную цену, удовлетворяются по указанным в них ценам.

Предложение, в котором указывается цена, по которой покупатели готовы купить ГКО, и соответствующее этой цене количество облигаций, называется конкурентным. На аукцион может быть подана и неконкурентная заявка, в которой указывается общее количество облигаций, которое покупатели готовы купить по средневзвешенной цене аукциона.

Вторичный рынок ГКО представлен торговыми сессиями, проходящими с использованием электронной торговой системы ММВБ, включающей электронные системы торгов, расчетов и депозитарии, работающие в тесном взаимодействии.

Расчетная система обеспечивает депонирование денежных средств для участия в первичных аукционах и вторичных торгах. Каждому дилеру открывается корреспондентский счет в Расчетной системе и счета «депо» в депозитарии ММВБ. Данные об остатках денег на счетах дилеров в Расчетной системе перед началом торгов запрашиваются торговой системой. Аналогичные данные об остатках облигаций на счетах дилеров поступают в Торговую систему из депозитария. Исполнение всех сделок осуществляется в день торгов.

Создание активного рынка государственных долговых обязательств было смелым шагом, сделанным вопреки высказанному по этому поводу скептицизму. Чисто психологически государственные долговые обязательства могли ассоциироваться у инвесторов со старыми ценными бумагами СССР, выплаты по которым неоднократно замораживались, погашения откладывались на и т.п. Предпринятая ранее в 1991 г. попытка осуществить два выпуска государственных ценных бумаг фактически потерпела неудачу. Приходилось учитывать и другие негативные моменты. Так в 1993 г., общеэкономическая ситуация в стране была крайне неустойчива, кризис переживала вся кредитно - денежная сфера, рынок ценных бумаг еще только начал формироваться, на нем практически отсутствовали значительные инвестиции. В этих условиях рынок ГКО мог стать как бы альтернативной сферой для инвестирования капитала, представляющий компромисс между рискованностью вложений и их доходностью.

Для успешной реализации проекта создания рынка ГКО требовалось решить ряд задач - технических (формирование необходимого комплекса программно-технических средств для функционирования рынка облигаций), экономических (обеспечение рыночной доходности, создание высоколиквидного вторичного рынка), психологических (повышения доверия инвесторов к государственным долговым обязательствам). Решить эти задачи, в основном, удалось и рынок ГКО к концу 1993 г. по объемам операций, ликвидности вторичных торгов занял лидирующее место на российском рынке ценных бумаг.

Соотношение между объемами выпусков ГКО и спросом на эти облигации на аукционах почти всегда характеризовалось превышением спроса над предложением. В процессе создания рынка ГКО стало очевидным, что облигации могут стать привлекательными лишь в случае обеспечения доходности, сопоставимой с доходностью кредитных и денежных операций. Доходность - это вопрос, при решении которого сталкиваются разнонаправленные интересы эмитента и инвесторов. Министерство финансов заинтересовано в минимизации расходов по обслуживанию своего долга, а инвесторы - в получении максимального дохода. Поэтому при решении данного вопроса каждая из сторон вынуждена идти на определенный компромисс. С одной стороны, в виду большой надежности ГКО инвестор должен быть готов к тому, что доход по инвестициям в них будет меньше, чем доход по операциям на кредитном и валютном рынках. С другой стороны, Министерство финансов должно быть готово обеспечить по ГКО доходность, сопоставимую с процентными ставками на рынке краткосрочных кредитов. В 1993 г. и в дальнейшем участники рынка ГКО неоднократно демонстрировали способность сотрудничать при решении этих проблем. Так, в период, когда имело место повышение ставок рефинансирования ЦБ РФ, рынок краткосрочных облигаций отвечал на это увеличением их доходности на аукционах. В то же время вторичный рынок ГКО продемонстрировал свою привлекательность для спекулятивной игры. Спекулятивный эффект всегда является хорошей рекламой для рынка, однако, государственные ценные бумаги, как правило, не являются спекулятивным товаром. В условиях стабильного рынка соотношение между спекулятивными и инвестиционными операциями на рынке ГКО должно регулироваться самим рынком.

Важным фактором придания надежности ГКО стала пунктуальность, проявленная при их погашении. Она положительно сказалась на отношении инвесторов к новым выпускам государственных долговых обязательств. Несмотря на неблагоприятный инвестиционный климат в стране, рынок ГКО заработал весьма активно в отличие от российского фондового рынка в целом.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Виды государственных ценных бумаг на российском рынке
Теоретические основы функционирования фондового рынка и его субъектов
Регулирование Банком России операций резидентов с ценными бумагами нерезидентов
Золотые сертификаты
Действия Банка России по регулированию объема иностранных инвестиций во внутренние государственные долговые обязательства после августовского кризиса
Вернуться к списку публикаций