2011-06-15 09:00:40
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Международный опыт организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг



Международный опыт организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг


Казначейство США является самым крупным эмитентом ценных бумаг в мире; его опыт еще не в полной мере изучен Министерством Финансов РФ.

Из других стран с развитым рынком ценных бумаг ближайшим соседом и исторически важнейшим экономическим партнером России является Германия. Поэтому проблемы рынка ценных бумаг этой страны представляют для нас значительный интерес.

Рынок государственных ценных бумаг Германии по своему объему и значению уступает только рынкам США и Японии. После воссоединения Германии в 1989 г. в результате помощи восточным землям, величина задолженности федерального правительства возросла более чем вдвое, достигнув 640 млрд. долл. Объем облигационной задолженности в 1993 г. составил 1400 млрд. долл. (Структура облигационной задолженности Германии приводится в табл. 2).

Таблица 2

Структура облигационной задолженности Германии ( июнь 1993 г., % )

Облигации федерального правительства

39

Муниципальные облигации

20

Облигации ипотечных банков

7

Облигации банков

23

Облигации акционерных обществ

0,1

Еврооблигации

12


Источник: The Guide to Domestic Bond Markets 1993, L, 1993, p. 19.


Государственные ценные бумаги Германии выпускаются для:

- финансирования текущего бюджетного дефицита;

- погашения ранее размещенных займов;

- обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

- финансирования целевых программ местных органов власти;

- поддержки государственно - значимых объектов.

В качестве эмитентов государственных ценных бумаг выступают федеральное правительство, его специальные службы (железные дороги и почта), муниципальных - правительства земель и местные органы власти (общины и коммуны). Все эти органы власти имеют право выпускать займы от своего имени и реализовывать их на открытом рынке.

Основным заемщиком на рынке государственных ценных бумаг Германии выступает федеральное правительство. Оно выпускает 2 вида государственных облигаций: долгосрочные (Bundesanleihen - Bund) и среднесрочные (Bundesobligationen - Bobls). К прочим финансовым инструментам правительства можно отнести казначейские ноты (Bundesshatzanweisungen) и казначейские векселя (Kassenobligationen / Unverzinsliche Schatzanweisungen).

Государственные долгосрочные облигации (Bunds) выпускаются с разовым погашением на срок 10 лет. Процентная ставка является фиксированной; выплата процентного дохода производится 1 раз в год. Облигации выпускаются в бездокументарной форме с регистрацией в федеральном реестре. Минимальный номинал облигации составляет 1000 марок.

С момента первого выпуска Bunds в 1952 г. их роль в финансировании бюджетного дефицита была незначительна. Однако в последние годы наблюдается тенденция стабильного роста объемов долгосрочных облигаций, выпускаемых для покрытия внутреннего долга, доля которых в общем объеме государственных обязательств в 1991 г. составляла около 50%.

Высокое качество долгосрочных облигаций как долгового инструмента и то обстоятельство, что выплачиваемые по ним проценты не облагаются налогом, делает их привлекательными для многих инвесторов: немецких и зарубежных банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, частных лиц, иностранных правительств и учреждений.

Эмиссией Bunds и их первичным размещением среди инвесторов занимается облигационный банковский консорциум. Ведущую роль в консорциуме играет Федеральный банк Германии - Бундесбанк, которому разрешается резервировать до 20% размера эмиссии облигаций с целью поддержания их курса.

Среднесрочные облигации (Bobls) выпускаются сроком на 5 лет с фиксированной процентной ставкой также в бездокументарной форме. Как и Bunds, они погашаются единовременным платежом. До конца 1988 г. существовал запрет на их приобретение иностранцами.

Bobls выпускаются для финансирования бюджетного дефицита. На их долю приходится около 10% государственного долга страны. Bobls котируются на фондовых биржах и интенсивно обращаются во внебиржевом обороте.

Среднесрочные облигации выпускаются последовательными сериями по твердому номинальному проценту. Облигации каждой серии выпускаются на постоянных условиях. Новая серия появляется, когда конъюнктура претерпевает значительные изменения и состояние рынка требует соответствующего изменения размера номинального процента. В такой ситуации выпуск облигаций текущей серии закрывается и вместо него открывается новый с другим купоном. Независимо от рыночной ситуации первичная продажа облигаций одной серии продолжается несколько месяцев, после чего она прекращается и операции с ними начинают совершаться на вторичном рынке, т.е. на биржах. До введения облигаций на биржу право первичной покупки имеют только частные лица (с октября 1988 г. также лица, не являющиеся гражданами Германии). В период «вторичной» покупки право их приобретать (через кредитные институты и представительства Бундесбанка в федеральных землях) имеют как внутренние, так и иностранные кредитные институты и компании. Первичная покупка облигаций не облагается биржевым налогом с оборота и свободна от взимания сборов.

В Германии к числу государственных облигаций относятся также облигации, выпущенные Фондом германского единства (Treuhandanstalt) - главным приватизационным ведомством Германии, Федеральной службой железных дорог и Федеральной почтовой службой.

Правительства земель выпускают в основном земельные казначейские ноты (Landesschatzanweis - ungen). Муниципальные облигации (Kommunalobligationen offentliche Pfandbriefe) выпускаются для финансирования потребностей местных органов власти. В Германии 90% объема задолженности органов власти субфедерального уровня составляют банковские кредиты. В 1993 г. сумма задолженности муниципалитетов и земель по облигациям была равна нулю. Только после 1994 г. муниципальные облигации начали довольно широко эмитироваться.

Наряду с рыночными ценными бумагами правительство Германии выпускает нерыночные, которые имеют как коммерческую, так и социальную направленность. К нерыночным ценным бумагам, предлагаемым частным и институциональным инвесторами, относятся: сберегательные сертификаты, казначейские финансовые обязательства и беспроцентные казначейские сертификаты.

Сберегательные сертификаты выпускаются двух типов «А» и «Б». Сертификаты типа «А» находятся в обращении 6 лет; проценты начисляются и выплачиваются ежегодно. Сертификаты типа «Б» находятся в обращении 7 лет; процент выплачивается один раз при их погашении. Инвестор вправе продать сертификаты по номинальной стоимости в любое время и получить причитающиеся ему за соответствующий период проценты. Покупателями этих бумаг могут быть только частные лица, а также общественные, религиозные и благотворительные организации. Сертификаты выпускаются в безналичной форме, не котируются на фондовых биржах и не обращаются на вторичном рынке. Продажа этих бумаг осуществляется через сеть кредитных учреждений.

Казначейские финансовые обязательства представляют собой дисконтный инструмент, выпускаемый на 1-2 года. Подобно сберегательным облигациям они ориентированы на мелких вкладчиков. Кредитные учреждения, иностранные физические и юридические лица не имеют право приобретать этот вид ценных бумаг. Казначейские обязательства не могут быть возвращены или перепроданы после их покупки.

Беспроцентные казначейские сертификаты на срок от 6 месяцев до 2-х лет, в свою очередь, бывают двух видов:

а) сертификаты, которые могут быть проданы Федеральному банку обратно в любое время (они выпускаются для регулирования ликвидности банковской системы);

б) сертификаты, которые Федеральный банк не выкупает (они выпускаются в целях удовлетворения потребностей федерального правительства в заемных средствах).

Из рассмотренного выше видно, что в странах с развитой рыночной экономикой государственные ценные бумаги являются важным фондовым инструментом. Их выпуск растет не только в США и Германии, но и в других странах; расширяется и воздействие оказываемое ими на развитие экономики в целом. Они становятся не только средством для покрытия дефицита государственного бюджета, но и орудием антикризисной (циклической) политики и используются для расширения межгосударственных экономических отношений. Механизм выпуска государственных ценных бумаг постоянно совершенствуется, а их рынок приобретает все большее значение для инвестиционных процессов (т.е. для экономического роста). Природа государственных ценных бумаг очень противоречива: спектр целей, которые могут быть достигнуты с помощью их выпуска очень широк - от удовлетворения милитаристских потребностей государства до решения задач, связанных с борьбой против бедности. Для России международный опыт эмиссии и использования государственных ценных бумаг имеет первостепенное значение.


Карпухина Ольга Александровна



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Теоретические основы функционирования фондового рынка и его субъектов
Облигации Сберегательного займа РФ
Организационное обеспечение эмиссии корпоративных ценных бумаг
Корпоративные облигации - инструмент долгосрочных инвестиций
Управление и оптимизация портфеля ценных бумаг
Вернуться к списку публикаций