2011-06-15 09:00:40
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Международный опыт организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг



Международный опыт организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг


В мировой практике рынок государственных ценных бумаг существует на протяжении более 200 лет. В конце XX в. он не только расширился, но приобрел много новых особенностей. Особенно значителен этот рынок в странах с развитой рыночной экономикой, обладающих к тому же достаточной политической стабильностью.

В США рынок государственных долговых обязательств является самым значительным в мире. Развитие этого рынка началось в период первой мировой войны. До этого времени операции Федеральной резервной системы (ФРС) с государственными ценными бумагами носили ограниченный характер. Банки, входившие в ФРС, обычно покупали небольшое количество этих бумаг главным образом для накопления своих ликвидных ресурсов. В 20-е годы в операциях ФРС на открытом рынке стала преобладать продажа государственных ценных бумаг, с целью создания для инвесторов, искавших новые сферы для приложения капитала, возможности вложений в наиболее надежные и доходные бумаги. Государство, таким образом, стало получать дополнительный капитал для проведения своей экономической и социальной политики.

В 1933 году был принят закон Гласса - Стигола, разрешавший банкам предоставлять в обеспечение своих заявок на федеральные резервные банкноты государственные долговые обязательства, что привело к значительному увеличению операций ФРС по закупке государственных ценных бумаг рынке с целью поддержания банковских ресурсов.

Вторая мировая война существенно усилила деятельность ФРС по операциям с государственными ценными бумагами. Помимо операций по размещению государственных займов, ФРС стала проводить активную политику стабилизации рыночного курса государственных ценных бумаг. ФРС брала на себя функции гаранта полноценности государственных долговых обязательств для кредиторов государства. Резко возросшая ориентация ФРС на финансирование государственного бюджета сопровождалась сильным сокращением ее обычных кредитных операций, что привело к уменьшению портфеля корпоративных ценных бумаг.

В 40-е годы в связи с депрессией в экономике вопрос о поддержке ФРС курса государственных ценных бумаг принял конфликтный характер и стал предметом разбирательства в Конгрессе США. Министерство финансов считало приоритетной задачей ФРС поддержание курса государственных долговых обязательств. ФРС занимала иную позицию: она стремилась, прежде всего, выполнять ту свою функцию, которую считала основной - совершать операции с ценными бумагами (в т.ч. корпоративными) на открытом рынке, чтобы оказывать стабилизирующее воздействие на макроэкономику. В 1951 г. ФРС взяла на себя обязательство продолжать поддерживать курс государственных ценных бумаг, но уже не на основе жесткого выкупа по паритету, а путем гибкого использования своих операций на открытом рынке.

В настоящее время государственные ценные бумаги занимают на фондовом рынке США центральное место.

Ценные бумаги федерального правительства принято классифицировать на прямые обязательства правительства США, обычно называемые казначейскими ценными бумагами (treasury securities, treasuries), и обязательства федеральных агентств (federal agency securities).

Казначейские ценные бумаги подразделяются на 2 группы: нерыночные (nonmarketable goverment securities) и рыночные (marketable goverment securities).

Существуют 2 вида нерыночных казначейских ценных бумаг:

А. Предназначенные для широкого круга инвесторов:

1. Сберегательные сертификаты США, серии ЕЕ и HH.

2. Сберегательные сертификаты США, серии E и Н. 3. Казначейские ноты, предназначенные для иностранных инвесторов.

Сберегательные сертификаты могут быть куплены только непосредственно у правительства и проданы только правительству.

Б. Предлагаемые ограниченному кругу инвесторов:

1. Долговые ценные бумаги, предназначенные для правительств штатов и местных органов власти: это долговые сертификаты (1 год), ноты (1-10 лет) и облигации (более 10 лет), выпускаемые в форме записей на счетах. Все они предлагаются правительствам штатов и местным органам власти как инструменты для инвестирования выручки от собственных финансовых операций.

2. Онкольные депозитарные ценные бумаги (demand depositary securities) -долговые сертификаты в виде записей на счетах. Проценты начисляются ежедневно и присоединяются к основной сумме долга. Эти сертификаты не подлежат налогообложению. Срок их составляет 1 день и автоматически ежедневно продлевается, если инвестор не требует погашения.

3. Облигации Управления электрификации сельских районов (Rural Electric Authority Bonds) - выпускаются в форме сертификатов (1 год) и облигаций (12 лет) в бездокументарной форме. Процентная ставка составляет 5% по сертификатам и 2% по облигациям. Облигации предлагаются кооперативам, созданным с целью электрификации данной местности, как инвестиционные инструменты, которые используются в случае поступления средств от Управления. Номинал этих долговых обязательств, как и первых двух, минимально равен 1000 долл.

4. Ценные бумаги, предназначенные для иностранных государств (foreign series-government), имеют форму векселей, долговых сертификатов, нот и облигаций в виде записей на счетах. Сроки и процентные ставки различны по каждому выпуску. Иногда казначейские ценные бумаги выпускаются в иностранной валюте. Они используются с целью разрешения некоторых проблем, связанных с накоплением долларовых резервов правительствами иностранных государств, а также для обеспечения валютных операций США.

Существуют 3 вида рыночных (свободно обращающиеся - negotiable) казначейских ценных бумаг: векселя, ноты, облигации.

Казначейские векселя (treasury bills) - краткосрочные долговые обязательства правительства США со сроком обращения 1 год и менее. Векселя выпускаются на дисконтной основе, таким образом доход инвестора представляет собой разницу между покупной ценой векселя и его номинальной стоимостью. Они предназначены для обеспечения финансирования краткосрочных расходов федерального правительства и являются самым «покупным» инструментом денежного рынка.

Векселя находятся в портфелях самых разных инвесторов: физических лиц, предприятий, коммерческих банков, ФРС, иностранных инвесторов. Их популярность объясняется присущими им уникальными свойствами. Во-первых, казначейские векселя считаются свободными от риска банкротства эмитента. Во-вторых, они высоколиквидны, поскольку на них существует огромный и эффективный вторичный рынок, позволяющий быстро превратить эти ценные бумаги в наличные деньги. В-третьих, доход, полученный от казначейских векселей, не облагается налогами штатов и местных органов власти. Дополнительным преимуществом является и то, что векселя продаются с минимальным номиналом в 10.000 долл., что делает их доступными и крупным, и мелким инвесторам.

Векселя выпускаются в безбумажной форме в виде записей на счетах (book-entry form), их держатели получают только депозитарную выписку, которая является свидетельством покупки. Бездокументарная система выпуска казначейских векселей предполагает наличие развитой сети депозитариев, при которой право собственности фиксируется в различных депозитариях.

Эта сеть включает Казначейство, федеральные резервные банки, депозитарные учреждения и конечных инвесторов.

В США Казначейство проводит еженедельные аукционы по размещению 3- и 6-месячных векселей и ежегодные аукционы по размещению векселей со сроком в 1 год. Для участия в аукционе потенциальные инвесторы могут подавать заявки двух видов: конкурентные (competitive), где инвесторы указывают количество векселей, которое они готовы приобрести и цену приобретения, и неконкурентные (noncompetitive), в которых обозначено количество векселей, которое они согласны приобрести по средневзвешенной цене удовлетворенных конкурентных заявок.

Инвесторы, желающие купить векселя, минуя аукционы или продать их до истечения срока, могут это сделать на вторичном рынке. Вторичный рынок казначейских векселей является крупнейшим и наиболее эффективным из всех рынков краткосрочных инструментов. Один из показателей его эффективности - узкий спред между ценой покупки и ценой продажи, составляющий не более 2-4 базисных пунктов, т.е. всего 200-400 долл. на 1 млн. долл. векселей.

Торговля векселями осуществляется на внебиржевом рынке. Вторичный рынок векселей обеспечивается в основном первичными дилерами (primary dealers), которые находятся в тесном контакте с ФРС.

Норма доходности по казначейским векселям ниже, чем по депозитным сертификатам, в связи с тем, что первые считаются лишенными риска банкротства эмитента. Разница между процентными ставками по казначейским векселям и иным инструментом колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Казначейские ноты (treasury notes) - процентные облигации правительства США со средними сроками обращения не менее 1 года и не более 10 лет. В 80-е годы Казначейство США приступило к осуществлению программы STRIP (Separate Trading of Registered Interest and Principal of Securities), суть которой заключается в отделении процентов от основной суммы долга. STRIP дает возможность депозитариям, которые ведут учет выпущенных ценных бумаг, отдельно выделять основную сумму долга и проценты, что позволяет более эффективно вести торговлю на рынке бескупонных инструментов и снижать стоимость финансирования бюджетного дефицита. Согласно этой программе эмиссия нот осуществляется в оптимальном режиме: выпуск 2-годичных нот за неделю до окончания каждого месяца, 4-годичных нот в последний месяц каждого квартала, 5-годичных нот в середине второго месяца квартала. Для ежеквартального рефинансирования задолженности Казначейство заблаговременно указывает свои потребности в наличных средствах и способы их покрытия.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Корпоративные облигации - инструмент долгосрочных инвестиций
Теоретические основы функционирования фондового рынка и его субъектов
Обоснование состава организационно-методического обеспечения эмиссии корпоративных ценных бумаг
Принципы создания ценных бумаг
Облигации внутреннего валютного займа
Вернуться к списку публикаций