2013-06-27 14:30:30
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Россия на международном рынке еврооблигаций



Россия на международном рынке еврооблигаций


Правовой режим и налогообложение еврооблигаций России и ее субъектов.

Выход России на рынок еврооблигаций происходил при отсутствии должной законодательной и нормативной базы. Закон «О рынке ценных бумаг» ориентирован в первую очередь на внутренние эмиссии и не учитывает многих особенностей размещения ценных бумаг на зарубежных рынках капитала. В особенности это относится к региональным и корпоративным еврооблигациям, основные параметры которых (процентная ставка, срок и сумму заимствования) определяются непосредственно в день выпуска. В связи с этим в большинстве развитых стран установлены специальные требования к организации выпуска еврооблигаций, не предусматривающие предварительную регистрацию проспекта эмиссии и оставляющие достаточно широкую свободу маневра при организации процесса заимствований и продажи ценных бумаг.

Нормативными документами, которые предварили выход России на рынок еврооблигационных займов являлись Федеральный закон от 26.12.1994 г. № 76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», а также Постановление РФ от 04.11.1996 г. «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 г.» и Письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 18.11.1996 г. «О некоторых вопросах налогообложения, связанных с облигациями внешнего облигационного займа 1996 года...» Если в отношении порядка выхода на внешний рынок федеральных еврооблигаций существенных законодательных проблем не возникло, то в отношении допуска субъектов Федерации на внешний рынок заимствований до середины 1997 г. имелся только Указ Президента РФ № 304 «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти г. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области», а также небольшого Письма Минфина разрешившего выход на внешний рынок этим субъектам Федераций.

Многие регионы России, руководствуясь Законом о рынке ценных бумаг и прецедентами созданными Москвой, Санкт- Петербургом и Нижегородской областью, стали распространять заявления о намерении выпустить собственные еврооблигации. Регионы активизировали усилия по подыскиванию лид-менеджеров и формированию базы для получения кредитных рейтингов. Следует подчеркнуть, что условия выпуска внешних облигационных займов по Указу № 304 были достаточно жесткими:

- общий объем всех видов заимствований субъекта РФ в пределах года не может превышать 30% собственных доходов бюджета этого субъекта;

- расходы на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств субъекта РФ не могут превышать 15% собственных доходов бюджета этого субъекта;

- субъект РФ должен получить кредитный рейтинг в соответствии с международными стандартами от не менее чем двух ведущих рейтинговых агентств;

- срок обращения облигаций внешнего займа субъектов РФ - не менее двух лет;

- решение о выпуске внешнего займа субъекта РФ должно быть составлено и утверждено соответствующим органов исполнительной власти субъекта РФ;

- обязательна государственная регистрация внешних займов субъектов РФ в Министерстве финансов РФ.

Несмотря на довольно жесткие требования Указа, многим регионам все же удалось добиться выпуска собственных евробондов, хотя большинство из них не соответствовали в полной мере критериям, установленным для выпуска подобного рода ценных бумаг в СКВ. Это, прежде всего, относится к дотационным регионам Российской Федерации.

В июле 1998 г. был, наконец, принят Закон РФ «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг», в котором положения Указа № 304, а также Указе Президента от 10 июня 1998 г. «О порядке выпуска органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации внешних облигационных займов», приобрели окончательную законодательную силу.

Согласно Указу «О порядке выпуска органами исполнительной власти субъектов федерации», перечисленные выше условия Указа № 304 сохраняют силу. Кроме того, от регионов требуется:

- предоставить сведения об исполнении бюджета за предшествующий эмиссии период;

- исполнять бюджет без использования бартера, товарных зачетов и других не денежных форм финансирования;

- привести бюджетное законодательство территории в полное соответствие с федеральным законодательством.

По заявлению Минфина, утверждение этого указа является очередным шагом по реализации системы мероприятий, направленных на «достижение качественных изменений в фискальной сфере». Отныне финансировать дефицит бюджета путем привлечения займов, на международных финансовых рынках разрешается тем территориям, которые выполняют все условия по погашению займов и соблюдают требования к объему заимствований и расходов на их обслуживание.

Следует отметить, что до сих пор общего порядка эмиссии еврооблигаций для субъектов Федерации не существует. Этот порядок правительство должно было утвердить осенью 1998 г. Однако разразившийся финансовый кризис временно снял этот вопрос с повестки дня.

Принципиальным как для инвесторов, так и для эмитентов всегда является вопрос налогообложения. Согласно закону Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 04.07.91 г. № 1545-1 операции, связанные с приобретением еврооблигаций, в том числе получение доходов по еврооблигациям на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательными актами и международными договорами, действующими на ее территории.

Правовой режим указанных операций не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ - иными словами действует принцип национального режима (HP). Доход по облигациям может возникать в виде процентов, в соответствии с условиями выпуска, а также при их продаже.

Юридические лица, владельцы еврооблигаций в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», получающие по ним доходы в виде процентов, не облагаются налогом на прибыль.

Проценты по облигациям, полученные физическими лицами, как имеющими, так и не имеющими постоянного местожительства в РФ, не облагаются подоходным налогом с физических лиц в соответствии с законодательством РФ.

Если действующим международным договором РФ или бывшего СССР предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ по налогообложению, то применяются правила международного договора.

Выпуск облигаций может быть оформлен в виде глобального сертификата, держателем которого является клиринговая или депозитарная организация - резидент государства, с которым у РФ имеется международный договор об избежании двойного налогообложения. Если этот международный договор предусматривает в РФ (источнике выплаты дохода) освобождение от налога на доходы в виде процентов, получаемых резидентами этого другого государства, то такая клиринговая или депозитарная организация считается резидентом, пользующимся режимом, установленным указанным международным договором, и фактически имеет право собственности на проценты по облигациям, представленным глобальным сертификатом.

При представлении в налоговый орган РФ до срока первого перечисления указанных процентов единовременного подтверждения о том, что держатель глобального сертификата является резидентом такого государства, предварительное удержание налога в РФ не производится.

Для целей применения такого положения обязательным требованием является то, что получателем процентов не могут быть резиденты РФ (кроме физических лиц), в какой бы форме (получение полного или частичного, прямого или опосредованного права собственности на доходы в виде процентов по еврооблигациям) не происходит получение таких процентов.

Налогообложение доходов от продажи еврооблигаций.

В данном случае особое внимание уделяется тому, перечислен ли доход из источников в РФ. В случае продажи еврооблигаций иностранными юридическими лицами, независимо от места заключения договора купли-продажи, прибыль от этой операции не подлежит налогообложению в РФ, за исключением случаев, когда такая продажа осуществляется через постоянное представительство иностранного юридического лица в РФ, а также случаев, когда в результате такой продажи осуществляется перечисление дохода иностранными юридическими лицами их источников в РФ.

При продаже еврооблигаций физическими лицами, не имеющими постоянного местожительства в РФ, полученный доход подлежит обложению подоходным налогом с физических лиц в порядке, установленном действующим законодательством РФ, если такой доход получен из источников в РФ.

Доход считается полученным из источников в РФ при условии, что:

- облигации проданы российскому юридическому лицу или физическому лицу, имеющему постоянное местожительство в РФ;

- облигации проданы иностранному юридическому лицу, если постоянное представительство данного иностранного юридического лица в РФ непосредственно заключает договор купли-продажи облигаций в качестве представителя стороны.

При этом не имеет значения, заключен ли договор купли- продажи облигаций в качестве представителя стороны, на территории РФ или за ее пределами.

Доход, полученный в результате продажи облигаций иностранными физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в РФ, подлежит обложению подоходным налогом с физических лиц в порядке, установленном действующим законодательством РФ, независимо от того, получен ли он от источников в РФ или за ее пределами, а также независимо от того, заключен ли договор купли- продажи на территории РФ или за ее пределами.

Выплаты иностранным юридическим лицам по договорам об оказании услуг по выпуску еврооблигаций налогом на добавленную стоимость не облагаются, если эти услуги оказаны за пределами территории РФ.

Нерезиденты с выручки, полученной при продаже или размещении облигаций через постоянные представительства в России уплачивают налог в дорожный фонд - если они находятся вне территории РФ, налог на пользователей автомобильных дорог не уплачивается.

Облигации не являются объектом налогообложения налогом на имущество согласно закону РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».

Действующее налоговое законодательство перед корпоративными эмитентами ставит ряд существенных препятствий, затрудняющих выпуск еврооблигаций от своего имени. Согласно Инструкции № 34 Государственной налоговой службы российский эмитент должен соблюдать следующие положения:

- уплата процентов по облигациям из чистой прибыли, что существенно повышает затраты на обслуживание выпуска;

- уплата налога на доход, получаемый инвесторами- нерезидентами.

Так как инвесторы ожидают получить доход в объявленном размере, удержание налогов у эмитента приводит к увеличению осуществляемых им выплат на сумму налоговых удержаний и значительно повышает стоимость обслуживания долга. Хотя соглашения об избежании двойного налогообложения заключены Россией с большинством развитых стран, и соответствующие иностранные инвесторы могут быть заранее освобождены от налогов (или же им могут быть, снижены налоговые ставки), необходимость удостоверения налоговыми органами в России и в стране постоянного проживания инвестора факта освобождения от уплаты налогов для каждого нового инвестора может отпугнуть потенциальных инвесторов от вложений в еврооблигации российских эмитентов.

Кроме того, в соответствии с российским законодательством эмитент еврооблигаций должен:

- получить одну или более лицензий ЦБ РФ на капитальные операции в иностранной валюте - для валютного займа или экспорта ценных бумаг, для создания оффшорного специального механизма (SRV);

- при прямой эмиссии согласовать выпуск с ФКЦБ и осуществить его государственную регистрацию;

- не может осуществить эмиссию объемом более собственного капитала или под гарантии третьих лиц.

Вследствие вышеперечисленных особенностей российского законодательства, в налоговых и валютных целях для российских эмитентов предпочтителен выход на рынок еврооблигаций, используя оффшорный специальный механизм (special purpose vehicle, SRV), успешно применяющийся во многих странах, включая США, способ избежания налогов при осуществлении международных финансовых операций. Формальным эмитентом еврооблигаций под гарантии российской компании выступает дочерняя компания, создаваемая в странах, с которыми у России заключены благоприятные договоры и в которых не взимается налог с выплат дивидендов держателям облигаций (например, Кипр, Нидерланды и т.д.). При механизме SRV выпускаются облигации в обмен на средства, полученные от инвесторов, и передаются через оффшорный банк российской компании в форме необлагаемого НДС кредита, условия которого аналогичны условиям выпуска облигаций. Цепочка финансовых потоков при данной схеме выглядит следующим образом:


Схема 1.

Схема 1.


1 - перечисление средств инвестором синдикату в оплату облигаций;

2 - перечисление средств от эмиссии эмитенту еврооблигаций;

3 - перечисление средств на депозит, условия которого аналогичны условиям облигаций;

4 - кредит на условиях, аналогичных депозиту;

5 - перечисление части средств от кредита в оплату комиссий и компенсаций ведущим менеджерам;

6 - погашение процентов по кредиту и основной суммы долга;

7 - выплата процентов по депозиту и основной суммы депозита;

8 - перечисление платежей по депозиту платежному агенту;

9 - выплата процентов по облигациям и основной суммы долга.


Таким образом, с точки зрения российского законодательства российская компания получает долгосрочный валютный кредит от нерезидента, что позволяет:

- избежать двойного налогообложения;

- включить затраты на выплату процентов в себестоимость;

- избежать процедуры регистрации ценных бумаг.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Существующие проблемы проведения предприятиями заимствований на фондовом рынке
Управление Банком России золотовалютными резервами
Рынок ценных евробумаг - составная часть мирового фондового рынка
Роль и потенциал коммерческих банков на рынке ценных бумаг России
Государственные долгосрочные обязательства
Вернуться к списку публикаций