2011-12-28 12:03:20
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Регулирование Банком России операций резидентов с ценными бумагами нерезидентов



Регулирование Банком России операций резидентов с ценными бумагами нерезидентов


В данной сфере задача банка России практически сводится лишь к одной цели: предотвратить утечку из страны капиталов, принявшую колоссальные масштабы. По различным оценкам за десять лет реформ из страны было вывезено капиталов на сумму от 100 до 250 млрд. долларов. Косвенным образом параметры утечки капиталов из страны характеризуют официальные данные, представленные в составе отдельных статей платежного баланса (см. таблицу 1).


Таблица 1

Некоторые статьи платежного баланса России



1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Прямые инвестиции за границу

-0,3

-0,6

-0,9

-3,2

-1,3

-2,2

-3,2

-2,6

Портфельные инвестиции за границу

0,1

-1,7

-0,2

-0,2

-0,3

0,3

-0,4

0,2

Прочие инвестиции за границу, в т.н.

-17,6

5,2

-29,1

-26,6

-15,9

-15,0

-17,0

-0,8

Наличная иностранная валюта

-5,7

0,1

-8,7

-13,4

0,8

0,9

-о,з

0,0

Остатки на текущих счетах и депозиты

0,2

4,3

-1,0

1,0

1,2

-3,9

-3,7

0,5

Торговые кредиты и авансы предоставленные

-3,4

8,5

-9,0

-6,5

-6,8

-5,2

-4,2

-1,3

Ссуды и займы предоставленные

9,5

8,6

9,5

7,0

5,3

4,9

5,4

-0,8

Просроченная задолженность

-12,8

-10,6

-9,5

-3,0

-7,3

-5,8

-7,4

9,1

Задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений




-0,1

-0,9

-0,4

-0,7

-0,4

Изменение задолженности по своевременно не поступившей экспортной выручке и непогашенным импортным авансам

-4,1

-5,2

-10,1

-11,6

-8,0

-5,1

-5,3

-6,4

Прочие активы

-1,3

-0,6

-0,2

0,1

-0,3

-0,5

-1,0

-1,5

Итого

-17,8

2,9

-30,2

-30

-17,5

-16,9

-20,6

-3,2


Поэтому с самого начала рыночных реформ для проведения резидентами множества валютных операций, как капитального характера, так и текущих, требовалось получать разрешения Банка России, который строил свою политику в целях, по его мнению, противодействия оттоку капитала через разрешительный для каждого конкретного случая порядок осуществления резидентами инвестиций в иностранные активы, в том числе в ценные бумаги нерезидентов.

При внесении инвестором взноса в уставный капитал оффшорной компании, финансовой компании - нерезидента, кредитной организации за границей (при условии, что инвестор не является кредитной организацией) инвестиционные операции на сумму свыше 1 млн. долл. США регулируются Положением ЦБ РФ от 20.07.99 г. № 82-П «О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала», а также Положением ЦБ РФ от 21.12.2000 г. № 129-П «О выдаче территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации разрешении юридическим лицам - резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала».

Ко всем остальным операциям, связанным с инвестициями, применяются положения, содержащиеся в письме ЦБ РФ от 06.10.95 г. № 12-524 «О перечне документов, представляемых для получения лицензий на операции, связанные с движением капитала», которое предусматривает лишь перечень документов, необходимых для получения разрешения ЦБ РФ на совершение конкретной валютной операции. Порядок предоставления документов и совершения операции, не подпадающей под действие названных положений, письмом № 12- 524 или иными актами комплексного характера не регламентирован.

Особо следует сказать об операциях, связанных с прямыми инвестициями в страны СНГ. Эти операции подпадают под действие Положения ЦБ РФ от 05.07.2001 г. № 142-П «О порядке проведения юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств» (далее - Положение № 142-П).

Необходимо отметить и тот факт, что перечисленные акты не придерживаются единой терминологии и не всегда верно и однозначно оперируют понятиями, содержащимися в Законе о валютном контроле. Так, например, в Положении № 82-П содержится термин «инвестиционная операция», под которой понимается «осуществление инвестором взноса в уставный капитал нерезидента в иностранной валюте или валютными ценностями (за исключением взноса инвестора - кредитной организации в уставный капитал кредитной организации за границей)». При этом не уточняется, в каком виде осуществлен данный взнос - в виде покупки ценных бумаг (акций) нерезидента либо в другой форме. Закон о валютном контроле не содержит подобного понятия и использует термины «прямая инвестиция» и «портфельная инвестиция», которые относит к валютным операциям, связанным с движением капитала (п. 10 ст. 1), и первую определяет как «вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием», тогда как вторую - как «приобретение ценных бумаг». Неточность определений и несоответствие терминологии - проблема, имеющая принципиальное значение. Различное толкование норм Закона о валютном контроле и вышеуказанных положений может привести к различным правовым результатам совершения определенных валютных операций.

В последнее время в валютном законодательстве наметилась тенденция смягчения режима совершения прямых и портфельных инвестиций, которая связана, в частности, с интеграционными процессами, происходящими между странами СНГ. 2 января 2000 г. вступили в силу Федеральные законы, ратифицирующие соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенные Правительством РФ с Кабинетом министров Украины и Правительством Республики Казахстан.

Другим проявлением описываемой закономерности является Положение № 142-П. Напомним, что ранее большинство таких операций подпадало под действие письма № 12-524. Данное письмо содержит перечень документов, которые необходимо представить в ЦБ РФ для получения разрешения на совершение валютной операции, связанной с движением капитала. В нем называются десять основных документов, необходимых для совершения практически любой валютной операции, а применительно к прямым и портфельным инвестициям - еще четыре.

В числе прочих обратим внимание на два документа: заключение Министерства внешних экономических связей РФ о согласовании с ним участия в создании зарубежного предприятия и справку из налогового органа об отсутствии у резидента задолженности по платежам в бюджет и об отсутствии нарушений налогового законодательства.

Заключение Министерства дается на основании технико-экономического обоснования, подготовленного инвестором. В письме № 12-524 не раскрывается процедура согласования, однако мы имеем все основания предполагать, что в данном случае Минэкономсвязи России руководствуется Положением № 82-П, в приложении к которому приводится форма заключения о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) проведения инвестиционной операции.

Выходит, что не инвестор, а государственный орган решает, целесообразна операция или нет. Этот принцип представляется несправедливым и не способствует развитию международных экономических отношений. Кроме того, отметим, что данное заключение подписывает лично заместитель министра экономики. Излишне говорить о том, насколько сложно получить такой документ.

Другим документом, который является существенным препятствием для получения лицензии ЦБ РФ, является справка из налогового органа. Налоговые органы в принципе не дают справок об отсутствии нарушений налогового законодательства, аргументируя это тем, что даже при самой тщательной проверке какое-либо незначительное нарушение может быть ими не обнаружено. Единственный документ, который данные органы могут выдать, - справка об отсутствии задолженности по платежам в бюджет.

С вступлением в силу Положения № 142-П порядок совершения некоторых валютных операций значительно упростился. Принципиальное различие между старым порядком и новым состоит в том, что ранее в соответствии с письмом № 12-524 и иными актами ЦБ РФ государственные органы могли не разрешить провести валютную операцию по мотивам нецелесообразности; в соответствии же с Положением № 142-П ЦБ РФ должен быть уведомлен о ее совершении (речь идет о прямых инвестициях в страны СНГ на сумму, не превышающую 10 млн. долл. США; для совершения иных операций порядок остался прежним).

Отметим, что Положение № 142-П содержит целый ряд неточностей, но, тем не менее, является документом, значительно облегчающим порядок совершения таких операций. В соответствии с п. 2.1 этого Положения «прямые инвестиции на сумму до 10 млн. долл. США или эквивалентную сумму в других валютах (по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату подписания заявки) осуществляются в уведомительном порядке». Безусловно, уведомительный порядок намного упрощает процедуру проведения прямой инвестиции. Однако само приведенное определение прямой инвестиции дано в достаточно широкой трактовке. В соответствии с подп. 1.1.2 Положения № 142-П прямая инвестиция - это «осуществление инвестором перевода иностранной валюты с целью приобретения предприятия, создания на территории страны, являющейся участницей СНГ, коммерческой организации в случае, если доля инвестора равна или превышает 10% величины уставного капитала создаваемой коммерческой организации, приобретения не менее 10% акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) ранее созданной на территории страны, являющейся участницей СНГ, коммерческой организации, а также приобретения акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) коммерческой организации, созданной на территории страны, являющейся участницей СНГ, доля участия российского инвестора в которой составляет не менее 10%». Данное определение, кроме перечня активов, включаемых в термин «прямые инвестиции» в редакции Закона о валютном контроле и предполагающих участие в управлении деятельностью объекта инвестиций, включает также перечень активов, относящихся к портфельным инвестициям.

Нам, в принципе, понятна внутренняя аргументация отнесения пакета ценных бумаг, превышающего 10% в капитале предприятия, к прямым инвестициям. Действительно, прямые (или стратегические) инвесторы обычно стремятся приобрести значительную долю в уставном капитале предприятия, что позволило бы им оказывать влияние на стратегию его производственной и инвестиционной деятельности. И критерий в 10% капитала - это как раз тот рубеж, который используется в нормативных документах Банка России при отнесении приобретенных банками ценных бумаг к портфелю контрольного участия, учитывающегося на балансе в разделе 6 «Средства и имущество» баланса (об этом будет сказано ниже).

По мнению зарубежных экономистов, портфель контрольного участия действительно больше соответствует понятию «прямые инвестиции», используемому при составлении платежного баланса, и означает инвестиции, сделанные прямыми инвесторами, полностью владеющими или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия, дающими право на участие в управлении предприятием: взносы в уставный фонд; кредиты от зарубежных совладельцев предприятия; стоимость оборудования, переданного прямым инвестором; реинвестированный доход.

Вместе с тем, как мы уже упоминали, в законодательстве важен единый подход к формулировкам, с тем, чтобы не возникало разночтений и конфликтов между различными нормативными актами. Поэтому, поскольку такие инвестиции в соответствии с одним нормативным актом учитываются в составе одного из видов портфеля ценных бумаг (то есть, как портфельные инвестиции), а в другом - классифицируются, как прямые инвестиции, это может привести к теоретической путанице и, как мы уже отмечали выше, к проблемам законодательного плана.

Далее, в соответствии с подпунктом 2.1.1 этого же Положения для совершения такой операции требуется не четырнадцать, а всего четыре документа:

1) заявка в двух экземплярах;

2) нотариально заверенная копия договора между инвестором и нерезидентом - контрагентом о приобретении за иностранную валюту акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) нерезидента. При создании новой коммерческой организации - нерезидента инвестор обязан представить проект (один или несколько) учредительных документов этой организации, подписанный и заверенный руководителем юридического лица - инвестора;

3) справка из налогового органа об отсутствии у инвестора задолженности по платежам в бюджет;

4) заключение независимой аудиторской фирмы о проведении оценки стоимости приобретаемых инвестором акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) коммерческой организации - нерезидента.

Заключения о целесообразности проведения операции уже не требуется. Следует положительно расценивать и то, что теперь не нужна справка об отсутствии нарушений налогового законодательства.

Итак, порядок совершения некоторых валютных операций значительно упростился. Однако наряду с этим приходится отмечать целый ряд недостатков законодательной техники и несоответствие терминологии, используемой в Законе о валютном контроле и подзаконных актах. Многие документы нуждаются в уточнениях и дополнениях

В целом существующий порядок совершения инвестиций, в том числе вложений в ценные бумаги, необходимость обращаться в Банк России за разрешением осуществлять внешние инвестиции, критически воспринимается резидентами, особенно теми, кто выходит с инвестиционными проектами на внешний рынок, поскольку это способствует увеличению транзакционных издержек и снижению конкурентных преимуществ.

Разрешительный порядок вложений резидентов в иностранные активы первоначально распространялся и на физических лиц. Так как Банк России твердо придерживался данной линии, для изменения установившегося порядка пришлось задействовать механизмы законодательной власти.

Так, Федеральным законом от 31.05.2001 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» п. 2 ст. 6 Закона о валютном контроле был дополнен таким абзацем: «...переводы физическим лицом - резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тыс. долл. США, осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги». С момента введения в действие этого Федерального закона данная операция относится к текущей валютной операции и осуществляется без ограничений.

Важно отметить, что Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и Положение Банка России № 39, утвержденное приказом Банка России от 24.04.1996 года № 02-94 (в редакции от 20.08.2002года) не содержат каких-либо ограничений по видам ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте (в т.ч. в отношении акций), приобретаемых физическими лицами - резидентами на основании вышеуказанных нормативных актов независимо от доли участия физического лица - резидента в уставном капитале.

Физическое лицо - резидент вправе приобретать ценные бумаги через брокера (посредника) - нерезидента. При этом перевод иностранной валюты в оплату ценных бумаг со счета физического лица - резидента на счет посредника (брокера) - нерезидента по договору, предусматривающему приобретение ценных бумаг в иностранной валюте на финансовых рынках, осуществляется без разрешения Банка России.

Перевод физическим лицом - резидентом иностранной валюты в оплату услуг посредника (брокера) - нерезидента по вышеуказанному договору осуществляется без разрешения Банка России на основании подпункта 1.1.24 Положения Банка России № 39.

Уполномоченный банк осуществляет контроль за тем, чтобы сумма переводимой физическим лицом - резидентом иностранной валюты на цели покупки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, со счетов в этом уполномоченном банке не превышала 75 тысяч долларов США в течение календарного года в случаях, когда:

- перевод осуществляется единовременно;

- переводы осуществляются в течете календарного года физическим лицом - резидентом через данный банк.

На основании пунктов 8.3 и 8.6 Положения Банка России № 39 при осуществлении вышеуказанных валютных операций физические лица - резиденты должны представить в уполномоченный банк, помимо подтверждающих документов, заявление физического лица - резидента или его представителя, а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Изменения, проводимые в данном направлении, свидетельствуют о последовательной либерализации механизма осуществления операций физических лиц с ценными бумагами нерезидентов.

Нам представляется, что здесь необходимо также затронуть вопрос о либерализации валютного законодательства страны в отношении средств резидентов в целом (включая юридических и физических лиц), что, безусловно, скажется на роли Банка России в качестве регулятора инвестиционных потоков на рынке ценных бумаг за границу. Концепция, принятая на рассмотрение Государственной Думой, предполагает максимальное приближение порядка регулирования валютных операций резидентов к принципу «все, что не запрещено законом, - разрешено», что фактически нивелирует роль Банка России на данном направлении. Вместе с тем, предполагается установить льготный период на четыре года, пока российская экономика не станет окончательно стабильной, в течение которого Центральный Банк РФ сохранит возможность введения ограничений на ряд капитальных операций, связанных с притоком и оттоком капиталов.


Шопенко Лариса Васильевна







Интересное:


Государственные краткосрочные и среднесрочные обязательства
Действия Банка России по регулированию объема иностранных инвестиций во внутренние государственные долговые обязательства после августовского кризиса
Управление Банком России золотовалютными резервами
Золотые сертификаты
Государственные ценные бумаги: сущность и назначение
Вернуться к списку публикаций