2011-12-28 11:54:59
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Организация Банком России притока иностранных инвестиций на внутренний рынок ценных бумаг



Организация Банком России притока иностранных инвестиций на внутренний рынок ценных бумаг


Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» установил, что Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации (ст. 9) и в числе прочих:

- определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

- издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

- устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации.

Прежде всего, мы рассмотрим особенности регулирования Банком России операций нерезидентов с ценными бумагами резидентов.

Открытие нерезидентам доступа на российский рынок государственных ценных бумаг оказало существенное влияние на него. Вопрос о целесообразности привлечения иностранных инвесторов на рынок внутреннего государственного долга встал на повестку дня к началу 1996 года, когда Правительству РФ и Центральному банку РФ было предписано установить порядок доступа нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг. Уже 2 февраля 1996 года Банк России утверждает «Временное положение о проведении нерезидентами операций на внутреннем рынке российских государственных ценных бумаг». При покупке нерезидентами ГКО-ОФЗ Положение предусматривало обязательное и одновременное проведение иностранными инвесторами хеджирующих валютных операций, связанных с колебаниями курса рубля.

Покупка государственных ценных бумаг, номинированых в рублях, могла осуществляться иностранными инвесторами только через операторов, заключивших с Банком России дополнительное соглашение к договору «О выполнении функций Дилера на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций» и выступающих одновременно агентами валютного контроля Банка России на рынке ГКО/ОФЗ. Последними могли быть только банки-резиденты, так как уполномоченные банки-нерезиденты, список которых устанавливался Банком России, выступали представителями иностранных инвесторов в отношениях последних с Уполномоченными дилерами при совершении операций с государственными облигациями.

Расчеты в рублях по сделкам в рамках вложений нерезидентов в государственные ценные бумаги должны были осуществляться через специальные рублевые счета, которые открывались на имя уполномоченных банков-нерезидентов и иностранных инвесторов в банке-резиденте, выполняющем функции Уполномоченного дилера.

Уполномоченный банк-нерезидент покупал у Банка России рубли по текущему курсу внутреннего российского валютного рынка с поставкой в тот же день с целью продажи их иностранным инвесторам для приобретения облигаций. Купленные банком-нерезидентом рубли зачислялись на специальный рублевый счет, открытый ему у Уполномоченного дилера.

Одновременно Уполномоченные банки-нерезиденты должны были заключить с иностранными инвесторами договоры валютного свопа. По первой части валютного свопа (кассовой сделке) банк-нерезидент продавал иностранным инвесторам рубли путем зачисления на специальные рублевые счета иностранных инвесторов у Уполномоченного дилера в день исполнения договора по покупке им рублей у Банка России.

На следующий день после зачисления рублей на специальные счета уполномоченного банка-нерезидента, а также иностранных инвесторов, эти рубли могли быть перечислены по их поручению в Расчетный центр ОРЦБ на балансовый счет 411 Уполномоченного дилера, ведущего специальные счета в валюте Российской Федерации уполномоченного банка - нерезидента и иностранных инвесторов.

В этот же день Уполномоченный дилер приобретал для иностранных инвесторов, а также уполномоченного банка - нерезидента на аукционе (либо у Банка России) облигации за счет поступивших средств в рублях, взимая при этом комиссию в размере не более 0,1% от суммы вложений в облигации.

В порядке, определенном в Генеральном Соглашении о сделках купли- продажи денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, уполномоченный банк-нерезидент должен был заключить с Банком России срочный контракт на продажу последнему рублей, которые поступят ему во исполнение заключенных им срочных договоров на покупку рублей у иностранных инвесторов (срочной части валютного свопа между уполномоченным банком-нерезидентом и иностранным инвестором).

По окончании срока инвестирования рублевых средств иностранных инвесторов в облигации, т.е. при погашении государственных облигаций, рубли с их специальных счетов должны быть направлены иностранными инвесторами на расчеты с уполномоченным банком-нерезидентом по срочной части валютного свопа.

За принятие Банком России на себя рисков, которые уполномоченные банки-нерезиденты включают в расчет стоимости валютных свопов, предлагаемых иностранным инвесторам, Центральный Банк РФ взимал с уполномоченных банков-нерезидентов премию, за счет которой формировал специальные резервы на покрытие рисков, возникающих при проведении вышеуказанных операций. Кроме того, Банк России устанавливал максимальные лимиты по проведению операций с каждым уполномоченным банком-нерезидентом таким образом, чтобы суммарный объем этих лимитов не превосходил параметры денежной программы, а также устанавливал размер максимальной доходности иностранного инвестора по второй части валютного свопа (срочной сделке), заключенного между этим иностранным инвестором и уполномоченным банком-нерезидентом, и размер открытой позиции по валютным свопам.

Порядок, установленный Центральным банком, являлся излишне сложным, если не рутинным. Однако, законодательное определение порядка осуществления операций по покупке государственных ценных бумаг за счет средств нерезидентов, позволило «запустить процесс привлечения на российский фондовый рынок иностранных капиталов. Уже в течение I квартала, а по сути за февраль-март, 1996 года, когда был открыт доступ нерезидентам на внутренний рынок государственных ценных бумаг, был зафиксирован приток иностранных инвестиций на сумму 1174 млн. долларов (см. таблицу 1). Рассматриваемое Положение имело временный характер - необходимо было сделать первый шаг в направлении либерализации рынка государственных ценных бумаг. Обобщив за время действия Временного положения (в течение шести месяцев) складывающуюся практику, Банк России издает 26 июля 1996 г. Приказ «Об утверждении Инструкции «О специальных счетах в валюте Российской Федерации типа «С» и Положение о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок российских государственных ценных бумаг» № 02-262, которым, отменив «Временное положение о проведении нерезидентами операций на внутреннем рынке российских государственных ценных бумаг» от 2 февраля 1996 г., утвердил новый порядок совершения иностранными инвесторами операций с государственными ценными бумагами.


Таблица 1.

Счет операций с капиталом (капитальные трансферты полученные) и финансовыми инструментами (изменение обязательств: - снижение, «+ - рост)

(млн. долларов США)



Обязательства сектора государственного управления

Обязательства

Банка

России

по

кредиту

МВФ

Обязательства

банковского

сектора

Обязательства

прочих

секторов

Обяза­тельства,

всего

(8+9+

10+11)

Порт­фельные инвести-

ции

(2+3)

в том числе:

ссуды и займы (5+6)

в том числе:

Прочие обязательства

всего

(1+4+7)

Ценные бумаги в российс­ких рублях

Ценные бумаги в иностран­ной валюте

непросро-ченные

Просро-ченные


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1994 г.

-48

0

-48

4423

1264

3160

1012

5387

0

993

1185

7565

1995 г.

-820

0

-820

8300

7284

1016

1200

8680

0

2876

3791

15348

1996 г.

6617

5934

684

8611

6053

2558

-52

15177

0

4170

6390

25737

1997 г.

44107

10881

33226

-21449

2715

-24162

-959

21699

0

8887

13507

44092

1998 г.

8273

-362

8635

6281

1941

4341

224

14779

3793

-6262

7991

20299

1999 г.

-868

367

-1235

395

-8

391

1349

876

-918

-879

2142

1221

2000 г.

-10761

-1447

-9314

-1862

-2270

409

-2099

-14721

0

1492

1848

-11381

2001 г.

-2235

-793

-1442

-6009

-6340

331

-1792

-10035

-2762

4580

3430

-4789

I кв. 1996 г.

683

1174

-491

3980

3283

697

-156

4507

0

584

682

5773

II кв. 1996 г.

807

688

120

1475

897

578

44

2326

0

767

3870

6962

III кв. 1996 г.

-353

-183

-170

1849

1266

583

41

1538

0

1071

709

3318

IV кв. 1996 г.

5480

4255

1225

1307

607

700

19

6806

0

1748

1129

9684

I кв 19 97 г

5330

4013

1317

1475

512

963

-6\

6744

0

448

-186

7006

II кв 1997 г.

7852

4789

3062

2159

1106

1054

-952

9059

0

2236

5164

16459

III кв. 1997 г.

1708

1859

-151

1956

879

1077

23

3687

0

3708

4315

11709

IV кв 1997 г.

29217

220

28998

-27039

218

-27256

31

2209

0

2495

4214

8918

I кв. 1998 г.

4114

3098

1016

1032

703

329

102

5248

0

231

1929

7407

II кв 1998 г.

4319

-331

4650

287

49

239

79

4686

0

1838

2187

8710

III кв. 1998 г.

957

-2267

3224

3441

1966

1475

68

4466

3793

-5103

1579

4736

IV кв. 1998 г.

1117

-862

-255

1521

-777

2298

-25

379

0

-3228

2296

-554

1 кв. 1999 г.

179

-491

670

395

-1271

1666

662

1236

0

0

372

1607

II кв. 1999 г.

-519

697

-1216

-615

-1143

517

81

-1053

0

-34

850

-236

III кв. 1999 г.

-448

-114

-334

1174

3198

-2024

64

791

-454

-959

498

-124

IV кв. 1999 г.

-80

275

-355

-559

-792

232

542

-98

-464

114

422

-26

1 кв. 2000 г

101

-128

229

131

-158

289

9

240

0

58

193

492

II кв. 2000 г.

-1341

-281

-1060

-1024

-1129

105

1004

-1361

0

-138

91

-1408

III кв. 2000 г.

-8747

-567

-8180

8

-8

16

-3109

-11847

0

559

469

-10820

IV кв. 2000 г.

-774

-471

-303

-977

-975

-1

-3

-1753

0

1013

1095

355

I кв. 2001 г.

107

-196

303

-1467

-1889

422

2

-1358

0

638

180

-540

II кв. 2001 г.

-271

-209

-62

-703

-700

-3

1

-972

0

1739

672

1438

III кв. 2001 г.

-1432

-245

-1187

-1291

-1543

252

-43

-2766

-698

1227

976

-1262

IV кв. 2001 г.

-639

-143

-496

-2548

-2208

-340

-1752

-4939

-2064

976

1602

-4425

1 кв. 2002 г.

-557

-65

-492

-1187

-1478

291

10

-1734

0

107

1752

125

II кв 2002 г.

-538

-31

-506

-6815

-6828

13

-3

-7356

0

607

3308

-3441

III кв. 2002 г.

233

-119

353

-2077

-1518

-558

-6

-1850

0

-453

2334

32

IV кв 2002 г.














Если раньше иностранные инвесторы могли совершать операции только с государственными краткосрочными облигациями и облигациями федеральных займов, то теперь последние стали подразделяться на ОФЗ с переменным купоном и ОФЗ с постоянным доходом.

Кроме того, право нерезидентов совершать операции с любым выпуском государственных ценных бумаг было теперь ограничено теми государственными ценными бумагами, на которые Министерство финансов РФ при принятии решения о выпуске соответствующих облигаций не устанавливало ограничений на их потенциальных владельцев-нерезидентов РФ.

Важные изменения касались также процедуры совершения операций, что способствовало существенному упрощению порядка заключения сделок и росту заинтересованности иностранных инвесторов в расширении круга операций с российскими государственными ценными бумагами.

Было решено отказаться от практики открытия иностранными инвесторами специальных рублевых счетов у Уполномоченных дилеров только посредством Уполномоченных банков-нерезидентов и предоставить право открывать счета напрямую. Для приобретения государственных ценных бумаг нерезиденты теперь обязаны были открывать в российских Уполномоченных банках, имеющих разрешение банка России на открытие и ведение специальных счетов в валюте РФ типа «С», за счет остатков на которых они имели право совершать указанные операции. Это позволило существенно снизить издержки иностранных инвесторов и сократить сроки заключения сделок.

Порядок открытия, закрытия и ведения счетов типа «С» регламентировался Инструкцией № 45 «О специальных счетах в валюте Российской Федерации типа «С». Такие счета могли быть открыты нерезидентам - юридическим лицам, в том числе не имеющим на территории РФ филиала или представительства, а также нерезидентам - физическим лицам, в том числе не являющимся индивидуальными предпринимателями, Уполномоченными банками, имеющими разрешение Банка России на открытие и ведение специальных счетов в валюте Российской Федерации типа «С». На имя одного нерезидента у одного Уполномоченного банка мог быть открыт только один счет типа «С».

На счет типа «С» могли быть зачислены суммы в российских рублях:

а) поступающие от продажи нерезидентом иностранной валюты по сделкам, заключение и исполнение которых осуществляется в соответствии с «Положением о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг»;

б) полученные в результате погашения или реализации ГКО и ОФЗ, ранее купленных нерезидентом и оплаченных с его счета типа «С», а также суммы купонных доходов по указанным ОФЗ.

Со счета типа «С» суммы в российских рублях могли быть перечислены нерезидентом:

а) для оплаты приобретенной нерезидентом иностранной валюты по сделкам, заключение и исполнение которых осуществляется в соответствии с «Положением о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг»;

б) в Расчетную систему рынка ГКО и ОФЗ для последующего приобретения этих ценных бумаг;

в) для оплаты расходов, связанных с заключением и исполнением сделок с ГКО и ОФЗ;

г) в предусмотренных законодательством случаях - для уплаты налогов, связанных с получением доходов по ГКО и ОФЗ.

Нерезиденты имели право проводить только следующие операции с использованием своих счетов типа «С»:

Конверсионные операции - то есть сделки купли-продажи иностранной валюты за валюту РФ, заключаемые между нерезидентом и Уполномоченным банком либо между нерезидентом и Банком России, действующими от своего имени и за свой счет.

Конверсионные операции подразделялись на кассовые конверсионные операции и срочные конверсионные операции.

К кассовым конверсионным операциям относились сделки между Уполномоченным банком и нерезидентом по продаже последнему российских рублей, исполнение (дата валютирования) которых осуществляется сторонами на следующий рабочий день после заключения сделки (день Т + 1).

Под срочной конверсионной операцией имелась в виду сделка между Уполномоченным банком и нерезидентом по покупке у последнего российских рублей, срок исполнения (дата валютирования) которой превышает срок исполнения (дату валютирования) по кассовой конверсионной операции, не менее чем на 1 рабочий день.

Условием конверсионных операций по покупке нерезидентом иностранной валюты могло быть право отказа нерезидента от ее исполнения. При этом Уполномоченный банк, совершивший конверсионную операцию, предусматривающую право нерезидента отказаться от ее исполнения, вправе по соглашению с последним устанавливать и взимать с него за предоставление такого права вознаграждение (премию).

При совершении каждой конверсионной операции с нерезидентом Уполномоченный банк обязан заключить в тот же день с Банком России обратную по направлению к соответствующей конверсионной операции («компенсирующую») операцию по купле - продаже иностранной валюты за российские рубли с той же датой исполнения, которая установлена для конверсионной операции. При этом минимальный размер «компенсирующей» операции устанавливался Банком России в одинаковом размере для всех Уполномоченных банков, и определялся как доля от объема соответствующей конверсионной операции Уполномоченного банка с нерезидентом (в российских рублях).

Компенсирующие операции, также как и конверсионные сделки, подразделялись на кассовые компенсирующие операции и срочные компенсирующие операции.

Под кассовой компенсирующей операцией подразумевалась конверсионная операция (сделка) между Уполномоченным банком и Банком России по продаже иностранной валюты за рубли, исполнение (дата валютирования) которой осуществляется сторонами на следующий день после ее заключения (день Т + 1).

В условия кассовой компенсирующей операции включалось условие о том, что в качестве обменного курса используется официальный курс Банка России, действующий на дату исполнения сделки.

Под срочной компенсирующей операцией понималась конверсионная операция (сделка) между Уполномоченным банком и Банком России по покупке иностранной валюты за рубли, срок исполнения которой превышает срок исполнения (дату валютирования) по кассовой компенсирующей операции, не менее чем на один рабочий день.

Условиями срочных компенсирующих операций являлись: условие о сумме сделки в валюте Российской Федерации; условие о дате исполнения; условие об обменном курсе.

Если конверсионная операция по покупке нерезидентом иностранной валюты предусматривала возможность отказа нерезидента от ее исполнения, то Банк России предоставлял такую же возможность отказа от исполнения Уполномоченному банку по «компенсирующей» сделке (со взиманием в момент заключения сделки дополнительного вознаграждения, устанавливаемого Банком России).

Для всех Уполномоченных банков Банк России устанавливал по срочным конверсионным операциям минимальный срок от даты заключения такой сделки до даты ее исполнения, а также лимиты (прямые максимальные количественные ограничения) на объемы конверсионных операций каждого Уполномоченного банка, осуществляемых в течение месяца.

Наиболее важные изменения действующего порядка заключения сделок касались упрощения механизма последующего перевода (репатриации) валютных ценностей в случае их покупки за счет средств со счетов типа «С». Средства в иностранной валюте, приобретаемые нерезидентом с оплатой со счета типа «С», могли быть переведены за границу без предоставления каких- либо справок, разрешений либо иных документов в пределах остатка средств на этих счетах и в соответствии с требованиями Положения Банка России «О порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг», а также с действующими в России правилами безналичных расчетов. Возможности беспрепятственной репатриации валютных средств нерезидентов, вложенных в государственные ценные бумаги, также способствовало отсутствие обложения доходов от этих операций налогами, так как в противном случае репатриация стала бы возможной только после уплаты соответствующих налогов.

Таким образом, следует отметить, что в ходе вышеперечисленных нормативных изменений Центральным банком РФ практически был сформирован механизм беспрепятственной конвертации доходов, полученных нерезидентами на рынке российского внутреннего долга, в иностранную валюту с последующим ее переводом за рубеж. Однако важно также пояснить, что Центральный банк РФ вынужден был заплатить столь высокую цену привлечения свободных денежных средств иностранных инвесторов, поскольку экономика нашей страны крайне нуждалась в дополнительных инвестициях.

Так, допуск нерезидентов на рынок ГКО и рост их заинтересованности в получении быстрых спекулятивных доходов на этом рынке, в целом стимулировал приток иностранных инвестиций, объем которых к моменту августовского кризиса превысил 19,5 млрд.долларов.


Шопенко Лариса Васильевна







Интересное:


Россия на международном рынке еврооблигаций
Роль и потенциал коммерческих банков на рынке ценных бумаг России
Восстановление рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации
Регулирование активных операций коммерческих банков на рынке ценных бумаг
Вексельные операции - правовая природа, бухгалтерский учет налогообложения
Вернуться к списку публикаций