2011-12-28 11:29:55
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Ломбардные кредиты и операции РЕПО в деятельности Центрального Банка России



Ломбардные кредиты и операции РЕПО в деятельности Центрального Банка России


Обратимся к опыту развитых стран в данной сфере. Большинство из центральных банков стран, представленных в таблице 2, кроме государственных ценных бумаг, в качестве обеспечения под ломбардные кредиты принимают более широкий круг ценных бумаг: ипотечные и корпоративные ценные бумаги, а также ценные бумаги, гарантированные правительством. Многие центральные банки, практикующие использование корпоративных ценных бумаг в качестве залога, требуют, чтобы кредитный рейтинг этих ценных бумаг, присваиваемый независимыми рейтинговыми агентствами (S&P, Moody's, Fitch) соответствовал или превышал определенный уровень (например, Канада и Япония) или превышал минимальные пороги, установленные самим центральным банком (например, страны Евросистемы). В некоторых случаях список ценных бумаг, которые принимаются Центральным банком в залог для получения кредита, утверждается отдельным актом (например, страны Евросистемы, Швеция и Великобритания).

В отличие от предыдущего случая, когда центральные банки должны выбирать ценные бумаги, которые они будут приобретать на правах собственности, выбор ценных бумаг для формирования залога призван минимизировать вовлеченность центрального банка в действие институтов финансового посредничества в экономике. Когда центральный банк поставляет на рынок ликвидные средства, финансовые учреждения, получающие кредиты центрального банка, используют в качестве залога именно те активы (ценные бумаги), которые отвечают параметрам, установленным центральным банком и, таким образом, центральный банк получает возможность осуществлять косвенное влияние на институты финансового посредничества. Хотя Комитет по Глобальной Финансовой Системе (The Committee on the Global Financial System) считает, что это влияние незначительно. Однако использование упомянутых выше вариантов выбора критериев для формирования перечня ценных бумаг для приобретения на правах собственности могут и в этом случае минимизировать указанный эффект.

Поэтому вполне допустимо, а главное целесообразно, ускорить применение в практике Банка России предполагаемого в неопределенно далекой перспективе использования ценных бумаг частного сектора экономики в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Включение в ломбардный список долговых ценных бумаг «голубых фишек» способствовало бы более стремительному развитию корпоративного сегмента рынка ценных бумаг и притоку финансовых средств в реальный сектор экономики.

Основными критериями при выборе ценной бумаги для совершения банковской операции при этом должны быть в первую очередь рискованность актива и его ликвидность, а уже затем - тип эмитента.

Другой разновидностью краткосрочного рефинансирования Банком России коммерческих банков являются операции РЕПО.

К операциям РЕПО с использованием государственных ценных бумаг, выпущенных на рыночных условиях, Банк России планировал приступить еще во втором полугодии 1995 г. Однако в этот период, как мы уже отмечали выше, продолжалась практика эмиссионного финансирования дефицита бюджета. В очередной раз приступить к проведению операций РЕПО с использованием государственных ценных бумаг, выпущенных на рыночных условиях, Центральный банк планировал начать до 30 июня 1996 г .

Однако только после августовского кризиса 1998 года, с принятием «Временного порядка проведения операций РЕПО с облигациями Банка России», была создана минимальная нормативная база для операций РЕПО Банка России, причем с собственными облигациями. Сделки РЕПО осуществляются Банком России ежедневно в ходе двух сессий. В ходе первой сессии Банк России проводит аукцион двухдневного РЕПО с участием Дилеров по заключению сделок РЕПО с Банком России. Банк России заключает сделки РЕПО с теми Дилерами, чьи заявки по ставкам оказались не ниже ставки отсечения, установленной Банком России. В ходе второй сессии Дилеры подают заявки исключительно для закрытия коротких денежных позиций, образовавшихся по окончании торговой сессии, по ставке, объявленной Банком России для второй сессии РЕПО. К сделкам РЕПО допускаются Дилеры, подписавшие с Банком России «Генеральное соглашение о сделках РЕПО с облигациями Банка России». Рыночная стоимость портфеля Дилера по базовым выпускам облигаций рассчитывается по средневзвешенным ценам базовых выпусков облигаций, установившимся по итогам предыдущей торговой сессии. Цены первой и второй частей сделок РЕПО рассчитываются в соответствии с порядком, установленным Генеральным соглашением.

Между тем, в отличие от ломбардного кредита, операции РЕПО позволяют центральным банкам не только восполнять дефицит ликвидности в финансовой системе страны путем заключения операций прямого РЕПО, но стерилизовать ликвидность при ее избытке с помощью операций обратного РЕПО.

Кроме того, кредиты центрального банка в форме операций РЕПО могут эффективно применяться в условиях отсутствия активного вторичного рынка основных ценных бумаг. Одно из преимуществ операций РЕПО состоит в том, что они могут совершаться и при отсутствии активного вторичного рынка ценных бумаг, служащих обеспечением кредита, поскольку условия покупки/продажи и обратной продажи/выкупа известны заранее и могут быть прозрачными для участников рынка. Проведение кредитных операций центральным банком с использованием более широкого перечня ценных бумаг могло бы активизировать торговлю на рынке ценных бумаг, так как участники рынка проявляли бы большую заинтересованность торговать ценными бумагами, которые могут быть использованы для получения кредита центрального банка.

В сделках РЕПО иностранные центральные банки предпочитают использовать государственные или гарантируемые правительством ценные бумаги (Таблица 3). Это особенно характерно для стран, где развит частный рынок операций РЕПО с правительственными ценными бумагами, и центральный банк использует этот рынок для осуществления сделок РЕПО.


Таблица 3.

Используемые центральными банками индустриальных стран ценные бумаги в операциях РЕПО


 

Государственные

Правительственных агентств

Ипотечные

Финансовых институтов

Нефинансового корпоративного сектора

Иностранные

Австралия

X

 

 

 

 

X

Канада

X

 

 

 

 

 

Евросистема

X

X

X

X

X

 

Исландия

X

X

 

 

 

 

Япония

X

 

 

 

 

 

Новая Зеландия

X

 

 

 

 

 

Швеция

X

X

X

 

 

 

Швейцария

X

X

X

 

 

X

Великобритания

X

X

 

X

 

X

США

X

X

 

 

X

 


Политика Банка России, начиная с 2002 года, направлена на расширение спектра инструментов денежно-кредитного регулирования. В условиях либерализации валютного законодательства роль операций на валютном рынке как инструмента денежно-кредитной политики будет постепенно снижаться, это требует формирования новых механизмов регулирования рублевой ликвидности. Поэтому в ноябре 2002 года Банк России начал проводить операции по стерилизации и рефинансированию банковской системы на постоянной основе с использованием сделок РЕПО, продажи государственных облигаций из собственного портфеля с обязательством обратного выкупа (операции БМР — биржевое модифицированное РЕПО), а также депозитных аукционов.

В 2002 году общий объем рефинансирования по операциям прямого РЕПО составил более 25 млрд.руб., средняя ставка сформировалась на уровне 6,9% годовых. При установлении ставки отсечения по операциям прямого РЕПО Банк России ориентируется на текущую конъюнктуру рынка межбанковских кредитов и способствует ее выравниванию. В условиях относительного избытка ликвидности ставка РЕПО соответствует максимальному значению ставки по однодневным межбанковским кредитам «overnight» и выполняет скорее индикативную функцию. В ситуации относительного дефицита рублевой ликвидности ставка РЕПО выступает в качестве нижнего значения ставки «overnight», сдерживая ее рост.

В целях повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг, находящихся в его портфеле, а также для формирования инструмента стерилизации избыточной ликвидности коммерческих банков, Банк России сосредоточил свои усилия на создании рынка операций биржевого модифицированного РЕПО с облигациями, находящимися в портфеле Банка России. Аукционы по размещению двух выпусков ОФЗ на условиях модифицированного РЕПО сроком 40 и 65 дней состоялись 6 февраля 2002 года. Общий объем размещения облигаций на аукционе составил 416 млн. рублей, средневзвешенная доходность - 13,81 и 14,17% годовых соответственно. В период действия оферты было размещено облигаций еще на 583 млн. рублей по ставкам, устанавливавшимся в соответствии со ставками по депозитным операциям Банка России с аналогичными сроками. После обратного выкупа указанных выпусков проведение дальнейших операций модифицированного РЕПО было временно приостановлено.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2003 г. операции по продаже ОФЗ из собственного портфеля Банка России с обязательством обратного выкупа (операции БМР) являются основным регулярным инструментом по изъятию ликвидности на срок от 1 месяца. БМР - некоторый аналог обратного РЕПО, т.е. данный инструмент также предназначен для временного изъятия свободных денежных средств из банковской системы на относительно короткие сроки.

Создание рынка модифицированного РЕПО стало составной частью деятельности Банка России по подготовке условий для активизации рыночных операций, которые в дальнейшем должны позволить Банку России более гибко реагировать на колебания банковской ликвидности.

Операции БМР проводятся в соответствии с Положением Банка России № 176-П от 11 января 2002 г. «О порядке продажи Банком России государственных ценных бумаг с обязательством обратного выкупа». Обращение БМР на вторичных торгах регулируется Положением Банка России «Об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций».

Основные отличия БМР от РЕПО:

- обратный выкуп государственных облигаций осуществляется Банком России у их фактического держателя, а не у первоначального контрагента;

- в период между размещением и офертой Банка России БМР могут свободно обращаться на вторичных торгах;

- БМР можно использовать в операциях прямого РЕПО с Банком России и при получении ломбардных кредитов от Банка России.

По сути, государственные облигации из портфеля Банка России являются неликвидным активом, поскольку имеют длительные сроки до погашения и низкую рыночную стоимость. Когда Банк России использует их для проведения операций БМР, он размещает эти облигации на рынке на короткий срок, например, на 1 месяц. Таким образом, в период рыночного обращения данные облигации приобретают совершенно другие параметры: резко снижается срок обращения, соответственно изменяется рыночная цена. По окончании месяца Банк России осуществляет обратный выкуп данных облигаций по номиналу, т.е. доходом инвесторов является разница между ценой размещения и ценой погашения с учетом накопленного купонного дохода. После выкупа облигации возвращаются в портфель Банка России и впоследствии могут быть вновь использованы для проведения операций БМР. Перед размещением БМР Банк России объявляет условия безотзывной публичной оферты, в соответствии с которой осуществляется выкуп БМР по истечении срока их рыночного обращения.

Доходность БМР к оферте необходимо отличать от доходности БМР к погашению. Последняя рассчитывается исходя из официальной даты погашения облигаций Минфином России (выше было отмечено, что все облигации, используемые в качестве БМР, обладают длительными сроками до погашения), тогда как доходность к оферте характеризует БМР только в период рыночного обращения до их выкупа Банком России. В дату оферты Банк России обязуется выкупить весь ранее размещенный объем БМР.

Выпуск БМР может размещаться либо на аукционе, либо непосредственно на вторичных торгах. Аукцион БМР отличается от аукционов Минфина России только отсутствием ограничений на минимальный объем размещения и составом контрагентов: сделки БМР с Банком России могут заключать только кредитные организации - дилеры рынка ГКО-ОФЗ. При обращении БМР на открытом рынке никаких ограничений по кругу владельцев не устанавливается, т.е. фактически вложить средства в БМР может любой инвестор.

При размещении БМР непосредственно на вторичных торгах купить облигации может любой участник рынка.

В процессе рыночного обращения БМР является аналогом ОФЗ. Владелец БМР может свободно совершать с ними сделки купли-продажи, а также использовать БМР в качестве обеспечения по операциям прямого РЕПО с Банком России. Кроме того, БМР можно вносить в залог при получении ломбардных кредитов (кредитов «overnight») от Банка России.

27 февраля 2003 года состоялся первый аукцион по БМР, по результатам которого на месячный БМР была установлена средневзвешенная доходность 5,14% годовых. На следующих аукционах средневзвешенная доходность стала постепенно снижаться и на 13 марта 2003 г. составила 3,35 %.

На наш взгляд, меры, предпринимаемые банком России для активизации операций РЕПО, являются шагом в верном направлении.

В целом, сопоставляя возможности ломбардного кредитования и операций РЕПО, мы считаем, что в перспективе Банк России должен не «стремиться к использованию широкого набора инструментов (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных) как по стерилизации ликвидности, так и по ее пополнению», а сконцентрироваться на использовании одного из этих инструментов, а именно операций РЕПО, причем с расширением перечня используемых ценных бумаг за счет наименее рискованных и наиболее ликвидных ценных бумаг корпоративного сектора экономики.


Шопенко Лариса Васильевна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Разработка процедуры подготовки решения о целесообразности залога ценных бумаг
Формирование портфеля ценных бумаг
Особенности интеграции российского фондового рынка в мировой финансовый рынок
Казначейские обязательства
Направления конструирования новых государственных ценных бумаг на российском рынке
Вернуться к списку публикаций