2011-12-28 11:29:55
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Ломбардные кредиты и операции РЕПО в деятельности Центрального Банка России



Ломбардные кредиты и операции РЕПО в деятельности Центрального Банка России


Ценные бумаги также используются центральным банком в операциях РЕПО и в качестве обеспечения по ломбардным кредитам. При этом они не являются предметом торговли в прямом смысле, а служат в качестве имущественного залога, обеспечивающего, в случае невозврата центральному банку предоставляемых во временное пользование средств, их возвратность.

Используя ценные бумаги в данного рода сделках, центральные банки могут совершать операции с менее ликвидными и более рискованными инструментами. Подобная гибкость помогает объяснить, почему многие центральные банки предпочитают осуществлять денежно-кредитную политику, используя операции РЕПО и ломбардные кредиты, обеспеченные ценными бумагами, в большей степени, нежели совершать операции напрямую.

Вместе с тем, не все центральные банки считают необходимым использовать в качестве инструментов денежно-кредитной политики предоставление обеспеченных ломбардных кредитов или приобретение ценных бумаг в собственность. Например, центральные банки в Австралии и Новой Зеландии с целью управления ликвидностью, используют валютные операции в дополнение к операциям РЕПО. Эти операции часто использовались в прошлом Швейцарским Национальным Банком и Банком Норвегии, когда их денежные рынки были менее развиты, а правительственные ценные бумаги играли ограниченную роль. Датский центральный банк управляет краткосрочными процентными ставками, путем установления ставки рефинансирования, которая равна норме процента на ценные бумаги центрального банка.

Некоторые центральные банки начали предпринимать шаги для модифицирования операций регулирования объема и структуры денежного предложения. Как было отмечено, центральные банки в Австралии и Новой Зеландии начали использовать валютные операции в дополнение к операциям РЕПО, чтобы управлять количеством ликвидности в их финансовых системах. Тем временем, в Австралии, Канаде, Норвегии, Великобритании и США были предприняты шаги, направленные на расширение перечня ценных бумаг, используемых в качестве залога или при совершении операций РЕПО.

Кредиты рефинансирования, в зависимости от индивидуальных особенностей страны, предоставляются в форме операций РЕПО, ломбардных кредитов, или переучета векселей. Данная практика распространена в Евросистеме и некоторых европейских центральных банках, где в качестве залога по кредитам используется, как мы уже упоминали, расширенный перечень ценных бумаг, а также некоторые нерыночные активы, рисковые характеристики которых отвечают установленным критериям.

Центральные банки требуют от финансовых учреждений, которые заимствуют средства, предоставления ценных бумаг в качестве залога по кредиту или временного перевода. Большинство центральных банков предоставляют кредиты финансовым учреждениям посредством ломбардных кредитов либо операций РЕПО. Различие между РЕПО и ломбардными кредитами по существу имеет скорее юридическое, нежели экономическое значение, и частично зависит от правового статуса каждого вида сделок в законодательстве страны и статуса актива, используемого в качестве имущественного залога. Это особенно заметно в странах, где не имеется активного рынка РЕПО, но центральный банк находит удобным использовать структуру операций РЕПО, чтобы обеспечить ликвидность финансовой системы. В странах зоны евро в зависимости от юридических инструментов, используемых национальными центральными банками, обеспечивающие ликвидность действия могут быть структурированы либо как операции РЕПО, либо как ломбардные кредиты (в Германии это - ломбардные кредиты, в то время как во Франции - операции РЕПО), а также по типу используемого залога (кредиты банка - всегда обеспеченные ссуды, тогда как сделки, обеспеченные именно ценными бумагами, могут быть или РЕПО, или ломбардным кредитом).

По своей сути сделка РЕПО представляет собой процентный договор займа, обеспечиваемый временным переходом права собственности на ценные бумаги к кредитору до момента возврата суммы займа и процентов.

Сделка РЕПО является самостоятельным способом обеспечения обязательства. Действительно, данный способ обеспечения похож на залог с передачей заложенного имущества залогодержателю. Однако единственным критерием, который позволял бы квалифицировать РЕПО в качестве скрытого залога, является предмет сделки. И в том, и в другом случае предметом сделки выступает имущество заемщика, иное, чем денежные средства. Во всем остальном эти сделки имеют существенные различия. Рассмотрим их подробно.

1. При залоге ценных бумаг они переходят в собственность залогодержателя только при наличии определенных условий - если залогодатель и залогодержатель после наступления срока исполнения основного обязательства заключат соглашение об отступном, либо если ценные бумаги не будут реализованы на торгах, и залогодержатель выразит согласие на получение имущества в собственность. «Обеспечивающее» РЕПО предполагает переход ценных бумаг в собственность кредитора сразу после заключения сделки.

2. При отсутствии в договоре залога запрета последующего залога российское законодательство допускает такой залог. На ценные бумаги, переданные кредитору по «обеспечивающему» РЕПО, заемщик сохраняет только обязательственные права требования обратной продажи и не может использовать их в качестве предмета иной «обеспечивающей» сделки.

3. Неисполнение обеспеченного залогом обязательства дает залогодержателю право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, то есть предполагает реализацию ценных бумаг третьему лицу. При этом в некоторых случаях (например, при невозможности установить местонахождение залогодателя) залогодержателю потребуется предварительное прохождение судебной процедуры. Кредитор же по сделке РЕПО просто освобождается от обязанности обратной продажи ценных бумаг и получает удовлетворение фактически мгновенно - в виде разницы между суммой, уплаченной им за ценные бумаги, и их текущей рыночной стоимостью.

В российской практике предпринимаются меры для использования центральным банком и ломбардного кредитования, и операций РЕПО.

Ломбардный кредит является одной из форм рефинансирования коммерческих банков в Банке России на короткий срок, предназначен для регулирования ликвидности банков и предоставляется под заклад ценных бумаг.

Первоначально контрагентом Банка России по ломбардному кредиту мог быть коммерческий банк, на момент заключения сделки отвечающий следующим требованиям: имеющий счет ДЕПО в Депозитарии; своевременно и в полном объеме выполняющий обязательные резервные требования Банка России; не имеющий просроченной задолженности по кредитам, предоставленным Банком России, и процентам по ним; не допускавший просрочку погашения задолженности по ранее выданному ломбардному кредиту в течение последних 6 месяцев.

В соответствии с внесенными 24 июня 2002 года изменениями в «Положение о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» требования к контрагентам были пересмотрены. Согласно новому порядку банк, претендующий на получение ломбардного кредита, одновременно должен соответствовать четырем следующим условиям:

1) банк отнесен к 1 (Кредитные организации без недостатков в деятельности) - 2 (Кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности) классификационным группам на последние 3 отчетные даты. Отнесение кредитных организаций к той или иной категории и классификационной группе производится территориальными учреждениями Банка России на основании мотивированного суждения, базирующегося на критериях и подходах, определенных Указанием Центрального банка РФ «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» от 31 марта 2000 г. № 766-У;

2) банк заключил с Банком России Дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета о предоставлении Банку России права на списание с корреспондентского счета банка в расчетных подразделениях Банка России денежных средств в объеме не погашенных в срок требований Банка России по предоставленным ломбардным кредитам без распоряжения банка - владельца корреспондентского счета на основании инкассового поручения территориального учреждения Банка России в порядке очередности, установленной законодательством, и не допускались случаи ареста денежных средств на корреспондентском счете банка в расчетных подразделениях Банка России в течение последних 90 календарных дней;

3) заложенные банком ценные бумаги отвечают установленным в Положении требованиям;

4) банк отвечает следующим критериям на начало дня, являющегося днем выдачи кредита / на момент предоставления кредита: имеет достаточное обеспечение по кредиту; в полном объеме выполняет обязательные резервные требования; не допускались просроченная задолженность по кредитам, ранее предоставленным Банком России, и процентам по ним, а также другие просроченные денежные обязательства перед Банком России в течение последних 90 календарных дней.

Рефинансирование коммерческого банка в форме ломбардного кредитования осуществлялось на основании генерального кредитного договора, заключаемого на срок не более одного года между Банком России в лице его Главного территориального управления и коммерческим банком.

Список ценных бумаг, принимаемых в качестве заклада для предоставления ломбардного кредита - Ломбардный список - утверждает Совет директоров Банка России. Предметом заклада при выдаче ломбардного кредита были ценные бумаги, выпущенные Министерством финансов РФ (государственные ценные бумаги). В исключительных случаях по решению Совета директоров в качестве заклада могли приниматься другие ценные бумаги. Ломбардный кредит предоставлялся банку под залог ценных бумаг, которые отвечали следующим требованиям: государственные ценные бумаги включены в Ломбардный список либо на основании решения Совета директоров Банка России могут быть приняты в залог; учитываются на счете ДЕПО, открытом Депозитарием; принадлежат банку на праве собственности или ином вещном праве и не обременены другими обязательствами банка, что подтверждается выпиской о состоянии счета ДЕПО из Депозитария; имеют срок погашения не ранее чем через 10 (первоначально было 33 дня) календарных дней.

Центральные банки всегда требуют от учреждений, которые заимствуют у них средства, чтобы объем залога был больше количества фактически заимствованных наличных денег. Задолженность коммерческого банка по ломбардному кредиту ранее не должна была превышать 75% рыночной стоимости закладного портфеля ценных бумаг коммерческого банка. Требование первоначального минимума объема залога наряду с ежедневной переоценкой его рыночной стоимости, а также требование о внесении дополнительного обеспечения, если в результате движения цен значительно уменьшается стоимость залога, призваны защитить центральный банк от неблагоприятных изменений ценности залога. Такие изменения могут являться результатом изменений процентных ставок, валютных курсов, которые непосредственно затрагивают ценность долговых ценных бумаг, предоставленных в залог, изменения в оценке риска неплатежа эмитента ценных бумаг, либо изменений в ликвидности ценной бумаги. Поэтому коммерческий банк и Главное территориальное управление должны были вести ежедневный внесистемный учет суммы ломбардных кредитов и рыночной цены портфелей закладываемых ценных бумаг и в случае падения рыночной цены портфеля до уровня, недостаточного для обеспечения ломбардного кредита, коммерческий банк был обязан перевести на счет ДЕПО Банка России дополнительное количество закладных ценных бумаг. При превышении величины рыночной цены закладного портфеля ценных бумаг над остатком задолженности по ломбардному кредиту часть ценных бумаг в сумме превышения, деленной на 0,75, могла быть возвращена коммерческому банку по его письменному заявлению.

Впоследствии был введен поправочный коэффициент, размер которого зависел от индивидуальных характеристик ценной бумаги с точки зрения ликвидности и риска. При этом сумма ломбардного кредита (включая сумму начисленных процентов за весь предполагаемый срок пользования кредитом) не должна была превышать рыночную цену заложенных ценных бумаг (сложившуюся на день, предшествующий рассмотрению заявления), скорректированную на поправочный коэффициент, установленный Банком России.

На сегодняшний день поправочный коэффициент, применяемый для корректировки рыночной стоимости облигаций федерального займа с амортизацией долга и облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, проданных Банком России из своего портфеля с обязательством обратного выкупа, равен 0,8.

Первоначально ломбардная процентная ставка, по которой предоставлялся ломбардный кредит, устанавливалась Советом директоров Банка России. Маржа по ломбардному кредиту Банком России не устанавливалась, а сам кредит предоставлялся на срок до 30 дней. 15 марта 1996 года было утверждено новое «Положение о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам», в соответствии с которым были внесены определенные новшества. Так, теперь предоставление ломбардного кредита могло производиться как путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке, так и через проведение аукциона заявок банков по сложившейся на аукционе ставке отсечения. То есть, если раньше процентную ставку по кредиту устанавливал в директивном порядке Совет директоров Банка России, то теперь это право распространялось только на фиксированную ставку. С 27 июля 1998 года в соответствии с решением Совета Директоров Банка России выдача ломбардных кредитов осуществляется только на аукционной основе. Аукционы проводятся 2 раза в неделю (понедельник и четверг). Ломбардный кредит предоставляется на срок до 7 календарных дней.


Таблица 1.

Ставки ломбардного кредитования Банка России (%)


Период действия

На срок

Ставка рефинансирования

7 дней

14 дней

29 дней

09.09.96-20.10.96

30

50

60

80

21.10.96 - 01.12.96

20

40

50

60

02.12.96-09.02.97

24

36

48

48

Период действия

На срок

 

3-7 дней

8-14 дней

15-30 дней

10.02.97-27.04.97

24

33

42

42

28.04.97 - 15.06.97

24

30

36

36

16.06.97-05.10.97

18

21

24

24

06.10.97- 10.11.97

15

18

21

21

11.11.97-30.11.97

22

25

28

28

01.12.97-01.02.98

36

36

36

28

02.02.98-16.02.98

42

42

42

42

17.02.98-01.03.98

39

39

39

39

02.03.98- 15.03.98

36

36

36

36

16.03.98-17.05.98

30

30

30

30

18.05.98 - 18.05.98

36

36

40

30

19.05.98-26.05.98

50

50

50

50

27.05.98 - 04.06.98

150

150

150

150

Период действия

Фиксированная процентная ставка на срок 3-20 дней

Дата аукциона

Средневзвешенная ставка по кредитным аукционам на срок 21-30 дней

 

05.06.98 - 28.06.98

60

01.06.98

78,8

60

29.06.98 -07.07.98

80

08.06.98

45,7

80

 

 

15.06.98

59,24

60

 

 

22.06.98

55,03

60

Дата аукциона

 

Объем удовлетворенного спроса, тыс. руб.

Средневзвешенная ставка по кредитным аукционам на срок до 7 дней

 

13.07.98

 

430000

146,5

80

20.07.98

 

518900

93,25

80

28.07.98

 

228810

66,81

60

30.07.98

 

58670

58,76

60

03.08.98

 

189917

60,1

60

06.08.98

 

29220

57,02

60

10.08.98

 

355240,4

67,13

60

13.08.98

 

507900

126,98

60

17.08.98

 

4045300

184,54

60

20.08.98

 

5646838

159,4

60

24.08.98

 

3561445

138,29

60

27.08.98

 

335420

147,04

60

03.09.98

 

370204

147,8

60


Следует отметить, что в период после кризиса 1998 года только в 2001 году Банком России было выдано несколько ломбардных кредитов на срок от 3 до 7 дней по ставке 25-20%

Таким образом, мы можем констатировать, что объем ломбардного кредитования на сегодняшний день не играет существенной роли для финансовой системы страны. Вообще, по сути, ломбардный кредит является инструментом, пополняющим ликвидность на рынке. Поэтому сегодняшнюю невостребованность данного инструмента можно было бы списать на избыточную ликвидность банковской системы, наблюдающуюся в течение уже продолжительного времени (остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков составляют 70-90 млрд. рублей). Однако парадоксальность ситуации состоит в том, что избыток ликвидности на российском денежном рынке сохраняется при инвестиционном «голоде» реального сектора экономики. Такое положение обусловлено комплексом базовых факторов и в первую очередь недостаточной развитостью как самих институтов финансового посредничества, инфраструктуры рынка ценных бумаг, менеджмента предприятий реального сектора, так и состоянием защиты прав собственности, связанных с перемещением капиталов. Однако, на наш взгляд, возможности центрального банка в выправлении создавшейся ситуации далеко не исчерпаны.


Таблица 2.

Формы обеспечения по ломбардным кредитам


 

Государственные

Правительственных агентств

Ипотечные

Финансовых институтов

Нефинансового корпоративного сектора

Иностранные

Канада

X

X

X

X

X

 

Дания

X

X

X

 

 

 

Евросистема

X

X

X

X

X

 

Исландия

X

X

 

 

 

 

Япония

X

X

 

 

X

X

Норвегия

X

X

X

X

X

X

Швеция

X

X

X

X

X

X

Швейцария

X

X

X

X

X

X




← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Обоснование состава организационно-методического обеспечения эмиссии корпоративных ценных бумаг
Россия на международном рынке еврооблигаций
Золотые сертификаты
Структура и организационные особенности рынка еврооблигаций
Особенности интеграции российского фондового рынка в мировой финансовый рынок
Вернуться к списку публикаций