2011-12-28 11:20:39
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Прямые операции Банка России с ценными бумагами



Прямые операции Банка России с ценными бумагами


Необходимо отметить, что аналогичный порядок переоформления накопившейся задолженности Министерства Финансов РФ перед Банком России на государственные ценные бумаги с более длинным сроком погашения применяется на ежегодной основе до сих пор. Динамика финансовых взаимоотношений Банка России и Правительства РФ за период 1996-2003 гг. на начало соответствующего года представлена в таблице 1.


Таблица 1.

Динамика финансовых взаимоотношений Банка России и Правительства РФ


 

01.01.96

01.01.97

01.02.98

01.01.99

01.01.00

01.01.01

01.01.02

Кредиты Министерству финансов РФ (трлн.неденом.руб.)

58 407

57 794

 

 

 

 

 

% к балансу

25,9

20,3

 

 

 

 

 

Кредиты для обслуживания государственного внешнего долга (млрд.руб.)

 

 

 

49,9

174,1

179,7

192,2

% к балансу

 

 

 

8,9

20,7

13,4

11,2

Операции с ценными бумагами (трлн.неденом.руб.)

35 739

75 740

 

 

 

 

 

% к балансу

15,9

26,6

 

 

 

 

 

Ценные бумаги Правительства Российской Федерации (кроме ценных бумаг, приобретенных на условиях РЕПО), (млрд.руб.)

 

 

136,0

202,5

240,4

256,5

263,7

% к балансу

 

 

43,2

36,1

28,5

19,1

15,4

Баланс

225 448

284 367

314,8

560,5

843,0

1 346,1

1 713,2


Отметим, что наблюдающееся снижение удельного веса задолженности в форме вложений в ценные бумаги правительства на фоне роста ее абсолютного значения объясняется последовательным увеличением валюты баланса Банка России, связанного со стремительным ростом золотовалютных резервов.

Таким образом, можно констатировать, что задолженность Минфина Банку России, оформленная государственными ценными бумагами, до сих пор ни разу не была погашена, а лишь регулярно подвергалась переоформлению. Отсутствие инвестиционной привлекательности, а, следовательно, и ликвидности, не позволяет сегодня Банку России реализовывать эти бумаги на вторичном рынке. Поэтому еще предстоит разработать ряд действенных мер для повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг РФ, находящихся в портфеле Центрального банка Российской Федерации. В этих целях в 2003 году предусматривалось осуществить по согласованию с Центральным банком РФ очередное переоформление облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в сумме до 300,0 млрд. рублей в укрупненные выпуски облигаций федерального займа с сохранением существующего графика выплат по облигациям с разбивкой по годам. В результате обмена указанная часть портфеля Банка России была переоформлена в 14 новых выпусков облигаций федерального займа с амортизацией долга общей номинальной стоимостью 282,5 млрд. рублей.

При согласовании параметров новых выпусков Банк России исходил из возможности их использования в дальнейшем в процессе применения инструментов денежно-кредитной политики. В новый портфель Банка России включены два выпуска, являющиеся дополнительными к уже обращающимся на рынке: выпуск №46001RMFS номинальным объемом 7 млрд. рублей и выпуск № 46002RMFS номинальным объемом 8,2 млрд. рублей. Эти облигации, а также выпуски № 45002RMFS номинальным объемом 9,2 млрд. рублей и № 46003RMFS номинальным объемом 8 млрд. рублей, Банк России планирует использовать для прямых операций на рынке. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере Банк России планирует использовать остальные выпуски для проведения операций обратного РЕПО.

Кроме того, при избытке ликвидности на денежном рынке Банк России планирует использовать имеющиеся в его портфеле государственные ценные бумаги для прямой продажи с целью усиления предпринимаемых мер по стерилизации денежной массы.

При противоположной ситуации, когда на рынке будет наблюдаться дефицит ликвидности, для усиления эффективности принимаемых мер денежно-кредитной политики Банк России предполагает прибегнуть к прямой покупке государственных ценных бумаг на вторичном рынке.

Таким образом, с начала рыночных реформ формат финансовых взаимоотношений между Банком России и Правительством РФ эволюционировал от прямого финансирования дефицита государственного бюджета (что по определению не входит в задачи Банка России) до осуществления Центральным банком РФ операций с государственными ценными бумагами в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики. То есть сегодня на первый план выходит построение Банком России отношений, способствующих выполнению функций, возложенных на него Конституцией РФ, по защите и обеспечению устойчивости рубля.

Можно выделить следующие этапы эволюции данных отношений:

1. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета путем прямого кредитования Банком России Правительства РФ - 1992-1994 гг.

2. Финансирование дефицита государственного бюджета путем приобретения государственных ценных бумаг на первичном рынке - 1995-1996гг.

3. Переоформление ранее выданных Банком России кредитов Правительству и централизованных кредитов предприятиям и организациям в государственные ценные бумаги - 1997г.

4. Косвенное участие на первичном рынке государственных ценных бумаг через Сберегательный банк РФ (Банку России принадлежит 60 акций последнего), аккумулирующий основной объем внутреннего государственного долга России, обеспечение ликвидности рынка ценных бумаг путем участия на вторичном рынке и осуществления операций РЕПО -1998-2002гг.

5. Разработка совместно с Правительством РФ мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг РФ, находящихся в портфеле Банка России, и использование государственных ценных бумаг в качестве инструментов денежно-кредитной политики - перспективы на 2003 год.

Таким образом, сегодня предпринимаются попытки перевести финансовые взаимоотношения Банка России и Министерства финансов в русло рыночных. Вместе с тем, на данный момент операции Банка России с ценными бумагами пока не могут служить инструментом для стерилизации излишней наличности, оказывающей инфляционное давление на денежную систему страны. В целом, прямые операции Банка России на рынке государственных ценных бумаг по сути никогда не имели рыночного характера, а при совершении этих операций Центральному банку отводилась роль пассивного исполнителя принимаемых законов.

К прямым операциям центрального банка на рынке ценных бумаг следует отнести и операции с негосударственными ценными бумагами.

Как отмечает М. Зельмер, структура портфеля ценных бумаг центрального банка, который должен поддерживаться в ликвидной форме, зависит от размера рыночных действий банка относительно суммы его баланса, а также динамичности в экономике спроса на деньги. Во многих странах - особенно в Канаде, Японии, Новой Зеландии и Соединенных Штатах - большинство ценных бумаг, принадлежащих центральным банкам, удерживаются до момента погашения и служат для поддержки денежной базы, и фактически не используются в качестве текущих инструментов денежно-кредитной политики. Поэтому вовсе не обязательно, чтобы эти ценные бумаги были высоколиквидными, так как спрос на деньги в масштабах экономики (а следовательно и на ценные бумаги, поддерживающие денежную базу) со временем обычно растет. Таким образом, центральные банки, имеющие на своем балансе большие объемы государственных ценных бумаг, обладают возможностью перевести некоторую их часть в ценные бумаги с меньшей ликвидностью без угрозы для их способности проводить денежно-кредитную политику и управлять собственным балансом (см. таблицу 2 и 3).


Таблица 2.

Операции Центральных банков по приобретению ценных бумаг в собственность


 

Государственные

Правительственных агентств

Ипотечные

Финансовых институтов

Нефинансового корпоративного сектора

Иностранные

Канада

 

 

 

X

 

 

Япония

X

 

 

 

 

 

Великобритания

X

X

 

X

 

 

США

X

X

 

 

X

 



Таблица 3.

Структура баланса Центральных банков (декабрь 2000 - Обязательства и собственные средства (%))


Страна

Деньги в обращении

Депозиты

Ценные бумаги центрального банка

Прочие

Итого

Финансовых

институтов

Правительства

Другие

Австралия

47

1

27

1

0

24

100

Канада

96

5

0

1

0

-1

100

Дания

20

20

17

3

23

16

100

Система евро

43

30

6

0

0

21

100

Исландия

12

34

15

6

0

32

100

Япония

60

6

23

0

5

6

100

Новая Зеландия

46

1

42

1

0

9

100

Норвегия

8

4

80

0

0

9

100

Швеция

45

2

0

0

0

53

100

Швейцария

30

5

9

0

0

56

100

Великобритания

78

6

1

13

0

2

100

США

95

3

1

0

0

1

100


Если исходить из зарубежной практики совершения прямых операций центральными банками на рынке ценных бумаг вообще, не только на государственном, но и на корпоративном сегменте, мы можем констатировать, что они оперируют исключительно долговыми ценными бумагами.

В этой сфере российское государство придерживается концепции неучастия или ограниченного участия Банка России в капиталах других организаций: так, Центральный Банк РФ не имеет права приобретать акции кредитных организаций и иных коммерческих или некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда последние обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих (Ст. 7 Федерального Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 1995 г.). Впоследствии Банку России было разрешено участвовать в капиталах Сберегательного банка РФ, Банка внешней торговли (Внешторгбанка), а также следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств еще Государственным банком СССР: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне. Более того, тот же нормативный акт обязывал Банк России обеспечить долю своего участия в капиталах Сбербанка России, Внешторгбанка, Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка, Московского Народного банка Лтд и Ост-Вест Хандельсбанка АГ в объеме не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция.

Вместе с тем, сегодня законом предусмотрено, что Банк России должен был выйти из капитала Внешторгбанка до 1 января 2003 года. Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Сбербанка и Внешторгбанка, не приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются Банком России по согласованию с Правительством РФ, а до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция - на основании федерального закона. Что же касается уменьшения или отчуждения долей участия Банка России в уставных капиталах кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств, то они должны осуществляется в порядке и сроки, которые определяются Банком России по согласованию с Правительством РФ (Ст. 8 Закона).

Банк России фактически не участвует в качестве инвестора на рынке долговых корпоративных бумаг России, а его контрольное участие в капиталах упомянутых кредитных организаций нельзя рассматривать в качестве инструмента денежно-кредитной политики, так как эти инструменты неликвидны, как минимум ввиду неспособности Банка России самостоятельно, без санкции федерального закона или Правительства РФ, реализовать данные активы.

Таким образом, на сегодняшний день в портфеле Банка России имеется незначительное количество ценных бумаг с рыночными характеристиками, что препятствует проведению прямых операций на рынке и ограничивает спектр инструментов, используемых им для регулирования объема ликвидности в денежной системе.

К прямым операциям также можно отнести эмиссию центральным банком собственных облигаций, которая в принципе относится к инструментам стерилизации излишней наличности в денежной системе страны. Среди развитых стран эмиссия центральным банком собственных облигаций практикуется только в Дании (23% баланса) и Японии (4%). По мнению таких международных финансовых организаций, как Мировой банк и МВФ, для стран, где практикуется эмиссия государственных ценных бумаг, но финансовые рынки являются узкими (недостаточно развитыми), использование для целей управления ликвидностью центральными банками этих активов вместо эмиссии собственных ценных бумаг помогает избежать излишней фрагментации фондового рынка, и поддерживать роль государственных ценных бумаг в качестве инструмента, задающего общий вектор рыночного развития.

Кроме того, выпуск собственных ценных бумаг центральным банком способен негативно повлиять на финансовое состояние самого центрального банка, в случае, если в результате стерилизации банк оплатит намного более высокую ставку процента по собственной ценной бумаге, чем доходы от иностранных активов банка. Прямые же закупки или продажи иностранных ценных бумаг и иностранной валюты центральным банком в этом случае будут оказывать непосредственное влияние на курс национальной валюты.


Таблица 4

Реестр выпусков именных документарных бескупонных облигаций Банка России


№ выпуска

Номинал

Количество (штук)

Объем выпуска

Дата начала размещения (период)

Дата погашения

211001CBR

1000 руб.

1.000.000 шт.

1 млрд. руб.

02.09.98 (14 дней)

16.09.98

211002CBR

1000 руб.

3.000.000 шт.

3 млрд. руб.

14.09.98 (30 дней)

14.10.98

211003CBR

1000 руб.

3.000.000 шт.

3 млрд. руб.

14.09.98 (58 дней)

11.11.98

211004CBR

1000 руб.

3.000.000 шт.

3 млрд. руб.

14.09.98 (86 дней)

09.12.98

211005CBR

1000 руб.

1.000.000 шт.

1 млрд. руб.

16.09.98 (14 дней)

30.09.98

211006CBR

1000 руб.

1.000.000 шт.

1 млрд. руб.

30.09.98 (28 дней)

28.10.98

211007CBR

1000 руб.

3.000.000 шт.

3 млрд. руб.

14.10.98 (42 дня)

25.11.98

211008CBR

1000 руб.

1.000.000 шт.

1 млрд. руб.

28.10.98 (56 дней)

23.12.98

211009CBR

1000 руб.

3.000.000 шт.

3 млрд. руб.

11.11.98 (56 дней)

06.01.99

211010CBR

1000 руб.

3.000.000 шт.

3 млрд. руб.

25.11.98 (56 дней)

20.01.99

2I1011CBR

1000 руб.

3.000.000 шт.

3 млрд. руб.

09.12.98 (56 дней)

03.02.99

211012CBR

1000 руб.

1.000.000 шт.

1 млрд. руб.

23.12.98 (56 дней)

17.02.99

2111CBR004

1000 руб.

2.000.000 шт.

2 млрд. руб.

06.09.01 (14 дней)

20.09.01

2111CBR005

1000 руб.

2.000.000 шт.

2 млрд. руб.

06.09.01 (21 день)

27.09.01


К эмиссии собственных облигаций Банк России прибегнул сразу после августовского кризиса, когда рынок внутренних государственных бумаг рухнул. 28 августа 1998 г. Центральный банк России утвердил «Положение об обращении выпусков облигаций Банка России» № 53-П, которое регламентировало порядок размещения, обращения и погашения облигаций Банка России.

Как видно из таблицы 8, наиболее активно собственные облигации Банк России эмитировал с 2 сентября 1998 года по 17 февраля 1999 года на общую сумму 26 млрд. рублей и сроком обращения от 14 до 86 дней. В дальнейшем в течение сентября 2001 года было зарегистрировано два выпуска облигаций на общую сумму 4 млрд. рублей и сроком обращения 14 и 21 дня соответственно.

Однако опыт эмиссии облигаций Банка России «продемонстрировал невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента», поскольку существующий порядок эмиссии и обращения облигаций Банка России устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России решения о выпуске собственных облигаций и проведением данной операции. Поэтому в 2002 году операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводились.

В настоящее время основным рыночным инструментом стерилизации излишней денежной наличности Банка России являются депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке России по фиксированным процентным ставкам на различные сроки. Указанные операции осуществлялись в 2000 году с банками - резидентами Московского и других регионов, имеющими московские филиалы, через систему «Рейтере Дилинг». Генеральные соглашения о проведении депозитных операций с использованием системы «Рейтере Дилинг» заключены со 165 банками из 9 регионов России. Депозиты привлекаются на срок от одного дня до трех месяцев по фиксированным ставкам, а также на условиях «до востребования», что позволило Банку России в определенной степени воздействовать на общий объем ликвидности банковской системы.

Уровень процентных ставок по депозитным операциям Банка России колебался от 0,6 до 14,5% годовых. Согласно впервые опубликованным данным, на начало марта 2003 года объем депозитов банков в Банке России превышал 113 млрд. рублей. Вместе с тем, депозитные операции, по мнению Банка России, «недостаточно результативны для стерилизации ликвидности, так как банки самостоятельно принимают решения по размещению свободных денежных средств в депозиты».

Мы полагаем, что с точки зрения стерилизации ликвидности депозитные операции являются менее ликвидным инструментом, так как они практически не могут, в отличие от облигаций Банка России, иметь вторичного рынка. Вместе с тем, в условиях когда на балансе Банка России находится до 300 млрд. рублей долгосрочных государственных ценных бумаг, что составляет треть денежной массы, более действенным, на наш взгляд, был бы отказ от использования собственных облигаций в качестве инструмента стерилизации денежно-кредитной политики, и форсирование процесса реализации действенных мер по повышению инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг РФ, находящихся в портфеле Банка России.

Необходимо также отметить, что в прошлом иностранные центральные банки прямым операциям на рынке ценных бумаг (купле-продаже) предпочитали операции РЕПО и ломбардное кредитование, так как в условиях недостаточно развитого и узкого внутреннего денежного рынка купля-продажа центральным банком ценных бумаг в необходимых объемах не обходилась без воздействия на их цены.

Поэтому сегодня, учитывая степень развития отечественного рынка ценных бумаг, вопрос использования долговых инструментов субфедеральных и корпоративных эмитентов в прямых операциях Банка России не стоит, хотя для операций РЕПО и ломбардного кредитования определенные предпосылки уже назревают.


Шопенко Лариса Васильевна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Регулирование активных операций коммерческих банков на рынке ценных бумаг
Структура и организационные особенности рынка еврооблигаций
Облигации федерального займа
Векселя
Новые тенденции рынка еврооблигаций - внедрение финансовых технологий
Вернуться к списку публикаций