2011-12-28 11:20:39
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Прямые операции Банка России с ценными бумагами



Прямые операции Банка России с ценными бумагами


Исследуя прямые операции Банка России на рынке ценных бумаг, мы неминуемо должны коснуться процесса становления этого рынка и степени участия Центрального банка РФ в этом процессе. Становление рынка ценных бумаг в России имеет свои специфические особенности.

Так, первым полноценно сформировавшимся сегментом этого рынка стал рынок государственных долговых обязательств. Что же касается частного сектора рынка ценных бумаг, то параллельно рынку ГКО стал развиваться рынок ценных бумаг в форме приватизационных чеков (ваучеров), становление которого предопределялось реализацией программы масштабной приватизации государственной собственности.

Потребность в эмиссии государственных ценных бумаг была вызвана необходимостью покрытия громадного дефицита государственного бюджета, вызванного общим кризисом отечественной экономики, когда собираемые налоги и сборы и получаемые из-за границы кредиты не могли в полной мере покрывать государственные расходы. Первоначально покрытие дефицита государственного бюджета носило эмиссионный характер и осуществлялось за счет предоставляемых с санкции Федерального Собрания РФ Центральным Банком РФ Правительству РФ кредитов, что отражалось отдельной статьей в законе о федеральном бюджете за соответствующий год. Однако данный путь провоцировал рост цен, который приобретал характер гиперинфляции, так как эмитируемые Банком России денежные средства, не обеспеченные соответствующими золотовалютными активами, проходя через бюджетную систему, которая и сама в тот период не отличалась совершенством, попадали непосредственно на товарный рынок, стимулируя увеличение платежеспособного спроса, что способствовало быстрому росту цен.

Для обуздания инфляции необходимо было изыскивать такие финансовые инструменты покрытия бюджетного дефицита, которые бы не несли в себе инфляционных факторов. К такого рода инструментам можно отнести заимствования у иностранных кредиторов (однако, как мы отметили выше, эти средства не обеспечивали покрытие дефицита федерального бюджета). Кроме ограниченности физических объемов заимствования у международных финансовых организаций, еще одним сдерживающим обстоятельством являлся связанный характер предоставляемых международными организациями кредитов. Так, кроме стандартных условий заимствования (возвратности, срочности, платности), государству зачастую приходилось брать на себя обязательства по проведению внутренней экономической политики, согласованной с международными финансовыми институтами.

В условиях ограниченности доступа к иностранным займам, неинфляционной альтернативой финансирования дефицита государственного бюджета путем денежной эмиссии стали заимствования на внутреннем рынке. В отличие от эмиссии денег в порядке прямого кредитования центральным банком дефицита государственного бюджета, которая ведет к росту физического объема необеспеченной денежной массы, а, следовательно, и инфляции, заимствования на внутреннем рынке не оказывают заметного влияния на рост объема денежной массы, т.е. не обладают инфляционным давлением, стимулируя изменения в структуре денежной массы посредством налаживания перетока свободных денежных средств (так называемых «горячих денег») из негосударственного сектора в государственный на условиях срочности, возвратности и платности.

Законодательной базой рынка государственных ценных бумаг стал принятый 13 ноября 1992 года Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» № 3877-1, который определил понятие государственного внутреннего долга РФ, его состав, принципы управления им и контроля за его состоянием, установил порядок его обслуживания.

В частности, он установил, что государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации перед юридическими лицами. Он обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

- кредитов, полученных Правительством РФ;

- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Они могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер, причем любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Определение политики государственного внутреннего долга РФ осуществляется законодательной властью страны на основе предложений, представляемых Правительством РФ совместно с Банком России.

Если управление государственным внутренним долгом (в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ) относится к полномочиям Правительства РФ, то, в соответствии со ст. 4 Закона, его обслуживание производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Ряд важных норм, регламентирующих деятельность Банка России на рынке ценных бумаг, были отражены в Законе РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». В частности, в нем устанавливалось, что проведение операций с ценными бумагами является одним из способов денежно-кредитного регулирования экономики РСФСР, осуществляемого Банком России. Банку России предоставлялось право покупать, продавать и хранить государственные ценные бумаги. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», Банк России выполнял функции депозитария и фискального агента правительства РСФСР по обслуживанию государственного долга РСФСР, включая осуществление операций по размещению государственных займов, их погашению и выплате процентов по ним.

Кроме того, на основании установленного Верховным Советом РСФСР лимита задолженности Министерства финансов РСФСР, Банку России по операциям по предоставлению кредитов Министерству финансов РСФСР на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета было разрешено покупать у Министерства финансов РСФСР на срок до 6 месяцев ценные бумаги при их первичном размещении или размещать их на комиссионных условиях.

Практическое становление современного рынка государственных ценных бумаг России приходится на 1993 год. Постановлением № 4526-1 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 19 февраля 1993 года Верховный Совет РФ в целях обеспечения финансирования в 1993 году общегосударственных программ и мероприятий из республиканского бюджета РФ разрешил Правительству РФ в этом же году осуществить размещение займа на сумму 650 млрд. рублей посредством выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

В соответствии с п. 7 «Основных условий выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации» Банк России являлся генеральным агентом по обслуживанию выпуска Государственных краткосрочных облигаций. Он регламентировал по согласованию с Министерством финансов РФ вопросы размещения и обращения Государственных краткосрочных облигаций, не определенные Основными условиями.

5 мая 1993 г. Центральный Банк России издает Приказ N 02-78 «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями», которым утверждает «Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций», «Временный порядок проведения Банком России операций на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций в г. Москве, осуществления расчетов и учета по ним», «Временный порядок бухгалтерского учета по операциям с государственными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках».

В данных документах закладывалась организационная основа рынка государственных ценных бумаг, определялся статус участников рынка, порядок осуществления операций на первичном и вторичном рынке, порядок ценообразования, расчетов, перехода прав собственности и т.д. Именно Центральному банку была отведена роль «архитектора» вновь зарождающегося сегмента финансового рынка.

Таким образом, говоря о роли Центрального банка РФ в становлении современного рынка ценных бумаг России, мы можем утверждать, что Банк России внес ключевой созидательный вклад именно в формирование рынка государственных ценных бумаг, на базе инфраструктуры которого впоследствии сформировался полноценный рынок ценных бумаг с сегментами корпоративных ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

Мы рассмотрели организаторскую и, безусловно, позитивную роль Банка России с процессе становления рынка государственных ценных бумаг России. Вместе с тем, помимо организатора, Центральному банку была отведена и роль одного из главных инвесторов на этом рынке, причем последней роли нельзя дать однозначную оценку.

Согласно первому Закону РСФСР «О центральном банке РСФСР (Банке России)», на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета Банк России имел право предоставлять Министерству финансов РСФСР кредит сроком не более чем 6 месяцев. При этом Верховный Совет РСФСР должен был устанавливать лимит задолженности Министерства финансов РСФСР Банку России по этим операциям, в соответствии с которым Банк России мог покупать у Министерства финансов РСФСР на срок до 6 месяцев ценные бумаги при их первичном размещении или размещать их на комиссионных условиях.

Однако практика 1992-94 гг. свидетельствует, что кредиты, предоставляемые Банком России Правительству РФ, имели долгосрочный характер и предназначались на покрытие дефицита бюджета. Первоначально, в 1992 году, дефицит федерального бюджета РФ покрывался исключительно за счет кредитов Центрального банка РФ. В 1993-1994 гг. дефицит частично стал покрываться за счет внешних источников заимствования. Поэтому доля кредитов Банка России в покрытии дефицита уменьшилась до 90,75% в 1993 году и 68,94 % - в 1994 году. Получателем кредита являлось Министерство Финансов РФ. Как правило, он предоставлялся сроком на 10 лет, льготным периодом в 6 лет, по истечении которого должен был погашаться равными долями. Процентная ставка по кредиту составляла 10 процентов годовых. Кроме того, по указанию Государственной думы Банк России выдавал целевые кредиты на финансовое обеспечение программ конверсии военного производства, финансирование государственных капитальных вложений производственного назначения и пополнение оборотных средств предприятий и организаций.

Начиная с 1993 года стали предприниматься усилия по возрождению рынка государственных ценных бумаг и тем самым изысканию инструментов неэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета. В 1993 году на Московской межбанковской валютной бирже прошел первый аукцион по размещению ГКО, а в июле начались вторичные торги государственными ценными бумагами. Однако, несмотря на то, что решение о выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций было принято Верховным Советом РСФСР 19 февраля 1993 года, когда в целях сокращения дефицита республиканского бюджета Правительству РФ было разрешено эмитировать государственные краткосрочные бескупонные облигации, как инструмент финансирования дефицита государственного бюджета государственные ценные бумаги стали функционировать лишь с 1995 года. До этого периода проходил, с непосредственным участием Банка России, процесс активного становления инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг.

В бюджете 1995 года Центральному банку РФ предписывалось предоставить Правительству РФ кредит в размере 5,0 трлн. рублей на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета на 1995 год под 10 процентов годовых на срок до шести месяцев. Как видим, Банк России вновь переходит от финансирования дефицита государственного бюджета к покрытию внутригодовых кассовых разрывов, а срочность предоставляемых кредитов сокращается с 10 лет до 6 месяцев. Вместе с тем, Центральному банку РФ разрешалось покупать в исключительных случаях государственные ценные бумаги при их первичном размещении в пределах указанных 5,0 трлн. рублей.

Параллельно с изменением форм финансового взаимодействия между Банком России и Правительством стали предприниматься шаги по пересмотру накопившейся задолженности по кредитам, полученным Министерством Финансов РФ от Банка России в 1992-1994 гг., тем более что утвержденные ранее сроки по возвращению кредитов приближались, а бюджет государства оставался все еще дефицитным. В этих условиях возник вопрос о реструктуризации указанной задолженности путем ее переоформления в государственные ценные бумаги.

Впервые о планах секьюритизации накопленного в виде кредита государственного долга Правительства РФ перед Центральным банком, путем разработки законопроекта о преобразовании всего объема прямых кредитов ЦБР правительству, не погашенных по состоянию на день конвертирования, в среднесрочные и/или долгосрочные купонные облигации с процентной ставкой, официально было заявлено в апреле 1995 года». Шаги по нормализации операций по внутреннему государственному долгу, в том числе анализ возможности переоформления в ценные бумаги всего объема долга Правительства перед Центральным банком, предпринимались Правительством РФ в первую очередь в целях повышения доверия к бюджетной политике.

В законе «О федеральном бюджете на 1997 год» были утверждены условия переоформления данной задолженности в облигации федерального займа с постоянным купонным доходом в 10% годовых номинальной стоимостью 80,4 трлн. рублей с ежегодным погашением равными долями и выплатой процентов в течение 2001-13 гг.

В совместном заявлении Правительства РФ и Банка России было продекларировано, что последний в течение 1998 года будет проводить денежно-кредитную политику в соответствии с принципами отказа от предоставления прямых кредитов для финансирования дефицита бюджета расширенного правительства или федерального бюджета. Кроме того заявлялось, что Банк России будет продолжать действовавшую практику покупки государственных казначейских обязательств на первичном рынке лишь в случае, если общий объем заявок на конкретном аукционе будет меньше объема ГКО, рефинансируемого на аукционе. В течение 1998 г. все операции между Правительством РФ и Банком России должны были проводиться по действующим рыночным процентным ставкам без предоставления отсрочек платежей процентов по любым конкретным сделкам. В случае же, если Правительство РФ выпустит новые ценные бумаги и потребует их переучета Банком России, такой переучет должен был осуществляться по ставке, равной или превышающей сопоставимую рыночную ставку.

В новой редакции закона о центральном банке устанавливалось, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Необходимо отметить, что с 1996 года предпринимаются попытки прекращения практики предоставления Банком России прямых кредитов Правительству РФ и изменения формата их финансовых взаимоотношений путем их опосредования рынком государственных ценных бумаг. Банк России должен был увеличивать объем своих требований к правительству только путем приобретения ценных бумаг федерального правительства на вторичном рынке. Однако реалии финансового кризиса рынка ГКО 1998 года внесли коррективы в складывающуюся практику.

В числе первоочередных мер по ликвидации последствий кризиса Министерству финансов РФ поручалось осуществить в сентябре - октябре 1998 года эмиссию облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом на общую сумму 10,5 млрд. рублей с выплатой дохода два раза в год в размере 10% годовых и погашением начиная с 2005 года на сумму в 2005 году 4,5 млрд. рублей, в 2009 году - 4,0 млрд. рублей, в 2014 году - 2,0 млрд. рублей. Центральный банк РФ через Сбербанк РФ должен был приобрести в сентябре - октябре 1998 года указанные облигации федерального займа с постоянным купонным доходом на общую сумму 10,5 млрд. рублей на вторичном рынке.

Вместе с тем, Банку России поручалось приобретать в IV квартале 1998 года облигации федерального займа с постоянным купонным доходом при их первичном размещении по номиналу на общую сумму до 25,2 млрд. рублей, со сроком погашения таких бумаг на сумму 8,5 млрд. рублей не ранее 2005 года и на сумму 16,7 млрд. рублей не ранее 2013 года с выплатой дохода два раза в год в размере 10 процентов годовых по ценным бумагам на сумму 3,5 млрд. рублей и 5 процентов годовых - на сумму 21,7 млрд. рублей.

Кроме того, путем выдачи Министерством финансов РФ Центральному банку РФ облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом со сроками погашения в 2009 году на сумму 2,85 млрд. рублей и в 2010 году - 2,85 млрд. рублей с уплатой 5 процентов годовых ежегодно в мае и ноябре, задолженность Министерства финансов РФ перед Центральным банком РФ по операциям на открытом рынке ценных бумаг в сумме 5,7 млрд. рублей принималась на государственный внутренний долг РФ.

Подлежали переоформлению принадлежащие Центральному банку РФ государственные ценные бумаги, векселя Министерства финансов РФ со сроками погашения (оплаты) до 31 декабря 1999 года, а также купонные (процентные) платежи по этим ценным бумагам со сроками до 31 декабря 1999 года путем погашения указанных обязательств за счет средств федерального бюджета с реинвестированием средств, полученных от погашения, в государственные ценные бумаги со сроками погашения с 2013 по 2018 год ежегодно равными долями с выплатой купонного дохода в размере 5% годовых.

Также для своевременного осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга РФ реанимировалась форма привлечения кредитов от Центрального Банка РФ, правда на этот раз посредством Внешэкономбанка и Внешторгбанка. Министерство финансов РФ должно было привлечь в 1998 году кредиты ВЭБ и ВТБ для расчетов по внешнему долгу РФ в сумме до 3 млрд. долларов США за счет перечисления Центральным банком РФ средств в иностранной валюте указанным банкам на срок до пяти лет по минимальным рыночным ставкам.

В рамках реализации мероприятий по новации государственных ценных бумаг, Правительство РФ рекомендовало Банку России рассмотреть совместно с Минфином России вопрос о долгосрочной реструктуризации принадлежащего ему портфеля государственных ценных бумаг.

Механизм реструктуризации был утвержден парламентом в составе закона «О федеральном бюджете на 1999 год», согласно которому Правительство РФ и Центральный банк РФ осуществляли обмен находящихся в собственности у Банка России по состоянию на 1 января 1999 года государственных ценных бумаг на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом с выплатой процентного дохода в размере 2 % годовых.

Кроме того, временно возобновлялась практика приобретения Банком России государственных ценных бумаг на первичном рынке. Так, Правительству РФ на покрытие дефицита федерального бюджета на 1 999 год предоставлялось право направлять в числе прочих доходов средства от покупки Банком России ОФЗ с постоянным купонным доходом в размере 32728,5 млн. рублей, в том числе в объеме до 40 процентов установленной суммы в I квартале 1999 г. Облигации приобретались Центральным банком РФ в 1999 году на срок не менее десяти лет с погашением равными долями начиная с 2014 года на беспроцентной основе.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Государственные краткосрочные и среднесрочные обязательства
Роль политики валютного курса Банка России в кризисе рынка государственных ценных бумаг 1998 года
Особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг в развитых странах
Особенности становления и перспективы развития рынков ценных бумаг различных эмитентов в рамках российского фондового рынка
Обеспечение информационной прозрачности предприятия в отношениях с инвесторами
Вернуться к списку публикаций