2011-12-28 11:08:51
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Критерии отбора ценных бумаг, используемых центральными банками при осуществлении банковских операций



Критерии отбора ценных бумаг, используемых центральными банками при осуществлении банковских операций


Вместе с тем, если обратиться к практике операций центральных банков развитых стран, то мы можем обнаружить, что для них является довольно распространенным использование не только государственных ценных бумаг, но и ценных бумаг негосударственных эмитентов (см. таблицу 3). Это подразумевает расширение перечня ценных бумаг, которые центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики, так называемого ломбардного списка, путем включения в список ценных бумаг, гарантированных правительством, ценных бумаг других уровней власти (субъектов федераций и муниципальных органов власти), и корпоративных ценных бумаг как финансового, так и нефинансового секторов.


Таблица 3.

Структура активов Центральных банков Евросистемы (декабрь 2000 г., в процентах)


Страна

Чистые

иностранные

активы

Ценные бумаги в собственности

Кредиты

финансовым

институтам

Другие

кредиты

Итого

Правительства

Финансовых

институтов

Другие

РЕПО

Другие

Австралия

65

9

0

0

26

1

0

100

Канада

4

85

4

0

4

2

0

100

Дания

52

7

11

0

0

29

1

100

Система евро

39

10

1

1

47

0

2

100

Исландия

23

5

4

0

64

3

1

100

Япония

4

60

0

12

19

1

4

100

Новая Зеландия

3

50

0

0

47

0

0

100

Норвегия

94

2

0

0

0

4

0

100

Швеция

66

13

0

0

21

0

0

100

Швейцария

75

1

1

2

21

0

0

100

Великобритания

0

5

0

2

53

2

396

100

США

5

88

0

0

7

0

0

100


Так как государственные ценные бумаги, как правило, относятся к наиболее активно торгующимся ценным бумагам с фиксированным уровнем дохода на любом внутреннем финансовом рынке, то ограничение операций только ими подразумевают, что центральный банк должен быть готов использовать меньшее количество ликвидных инструментов в процессе осуществления операций на открытом рынке. Однако, Т. Гравэль отмечает, что, хотя в некоторых странах торговля негосударственными ценными бумагами увеличивается, а доля государственных ценных бумаг снижается (например, за период с 1995 по 1999 гг. общий объем рыночного долга правительств индустриальных стран (исключая Японию) снизился с 45 до 40 % ВВП)), поскольку сбалансированная бюджетная политика снижает необходимость эмиссии государственных ценных бумаг, во времена рыночной нестабильности корпоративные ценные бумаги могут стать неликвидными, тогда как значение и объем торговли государственными ценными бумагами могут существенно возрасти.

Готовность центрального банка совершать операции с более широким перечнем ценных бумаг способствует развитию соответствующих сегментов фондового рынка, обеспечивая дополнительную ликвидность на этих рынках, что в свою очередь могло бы увеличить интерес потенциальных инвесторов к этим рынкам.

Кроме экономических мотивов, использование центральными банками негосударственных ценных бумаг может быть вызвано и сугубо правовыми факторами. Например, в странах Евросистемы широкий диапазон активов, принимаемых центральными банками для всех типов банковских операций, обусловлен особенностями системы гарантирования имущественным залогом, основанной на принципе недискриминации в пользу эмитентов государственного сектора, установленного Статьей 102 соглашения о создании Европейского Экономического Сообщества.

Вместе с тем, расширение перечня внутренних ценных бумаг, используемых центральным банком в своих операциях, способно вовлечь его непосредственно в процесс посредничества на фондовом рынке. В этом случае возникает риск того, что, привлекая те или иные бумаги в свой портфель, центральный банк будет оказывать нерыночное влияние на их доходность и искажать реальное положение эмитента, которое было бы лишено этого влияния без участия центрального банка.

Существует несколько способов смягчить этот риск. Например, центральный банк мог бы утвердить критерии, соблюдение которых допускает ценную бумагу в перечень используемых банком ценных бумаг: рейтинг ценной бумаги, присваиваемый независимым рейтинговым агентством, должен превышать определенный минимальный уровень (например, ААА или АА, если на рынке не имеется достаточного количества ценных бумаг с рейтингом ААА); количество ценных бумаг в обращении не должно быть меньше определенного минимального уровня, чтобы гарантировать их достаточную ликвидность. Также можно было бы заранее зафиксировать перечень ценных бумаг, с которым будет работать центральный банк. С одной стороны, данный шаг может стимулировать премиальной рост цен на данные ценные бумаги по отношению к ценным бумагам аналогичного класса, с другой - он будет способствовать минимизации роли центрального банка в качестве института финансового посредничества.

Расширение диапазона внутренних ценных бумаг подвергает центральные банки дополнительному риску, который должен управляться. Например, ценные бумаги, гарантированные правительством, вне зависимости от того, выпущены они финансовыми учреждениями, частными корпорациями или региональными и муниципальными властями, обычно обладают большим кредитным риском, чем государственные ценные бумаги. Следовательно, если центральные банки расширяют перечень используемых ценных бумаг, они должны защитить себя от возможных потерь, которые могли бы возникнуть в результате неплатежа эмитента.

Также присутствует риск того, что независимость центрального банка может быть подорвана, но и этот риск может быть управляемым. Как отмечают Д. Броадус и М. Гудфнэнд, разрешение центральному банку проводить операции с более широким перечнем ценных бумаг может вызывать внешнее давление на центральный банк с целью стимулирования у него предпочтений к ценным бумагам некоторых предприятий или отраслей промышленности.

С целью предупреждения такого давления следует: (1) гарантировать прозрачность совершения рыночных действий центрального банка с тем, чтобы любое давление было подчиненно общественному контролю; и (2) делегировать управление портфелем ценных бумаг центрального банка внешним управляющим компаниям. Управляющие портфелем ценных бумаг центрального банка компании в этом случае должны вести прозрачный учет совершаемых ими операций с ценными бумагами внутренних эмитентов на условиях и уровне доходности, определяемых центральным банком. Такая практика получает все большее распространение при управлении вложениями центральных банков в государственные ценные бумаги, а также управлении золотовалютными резервами, и призвана гарантировать, что эти действия изолированы от излишнего вмешательства в рыночный процесс и будут лишены того влияния на ситуацию на рынке, как если бы эти операции совершались центральным банком самостоятельно.

Важным аспектом также является ответ на вопрос - должны ли центральные банки осуществлять операции с ценными бумагами финансовых учреждений, для которых они являются регулятором или находятся в аффилированных с регулятором отношениях. В таких случаях есть риск того, что рынок может чувствовать, что центральный банк торгует этими ценными бумагами на основе инсайдерской, то есть полученной на привилегированной основе, информации, к которой он имеет доступ в качестве регулятора. Некоторые центральные банки, подобно Банку Японии, отказываются от операций с ценными бумагами финансовых институтов, деятельность которых они контролируют и регулируют. Другие, например Банк Канады, совершают операции только с краткосрочными долговыми ценными бумагами, гарантируемыми аффилированными банками, и твердо придерживаясь заранее объявленного минимального порога кредитоспособности (например, АА или выше) в целях минимизации вероятности неожиданного неплатежа. В таких случаях весьма вероятно, что рейтинг ценной бумаги будет понижен независимым рейтинговым агентством прежде, чем возникнет угроза дефолта.

С точки зрения взвешенного выбора ценных бумаг, используемых центральным банком при проведении собственных операций на фондовом рынке в процессе отправления полномочий по денежно-кредитному регулированию, интересен опыт Европейского центрального банка. Статья 18.1 Статуса о Системе европейских центральных банков позволяет Европейскому центральному банку и национальным центральным банкам проводить операции на финансовых рынках, покупая и продавая основные активы в собственность, совершать операции РЕПО (соглашение о покупке ценных бумаг с последующей обратной продажей по обусловленной цене) и требует, чтобы все предоставляемые в рамках Евросистемы кредиты были основаны на адекватном залоге. Следовательно, все операции, обеспечивающие ликвидность в Евросистеме, основаны на встречных обязательствах либо в форме передачи (перемещения) прав собственности на активы (в случае прямых сделок или операций РЕПО) или в форме залога, предоставленного в виде приемлемых активов (в случае обеспеченных ссуд).

Поэтому, с целью защиты Евросистемы от возможных потерь при отправлении денежно-кредитной политики, обеспечения равного режима для контрагентов, увеличения эффективности операций, используемые в денежно- кредитной политике Евросистемы, активы должны отвечать определенным критериям.

В процессе формирования ЕЭВС гармонизация применяемых в странах зоны евро критериев приемлемости активов призвана была обеспечить равенство в финансовом обращении и повысить эффективность совершаемых операций. Вместе с тем, необходимо было также уделить должное внимание существующим различиям в финансовой структуре Государств-членов зоны евро. Поэтому в Евросистеме сложились две категории ценных бумаг, используемых для целей денежно-кредитной политики: так называемые первый уровень (tier one) и второй уровень (tier two):

- первый уровень состоит из рыночных долговых инструментов, удовлетворяющих единым для всей зоны евро критериям приемлемости, установленным Европейским центральным банком;

- второй уровень состоит из дополнительных активов, рыночных и нерыночных, которые имеют специфическую важность для национальных финансовых рынков и банковской системы и для которых критерии приемлемости устанавливаются национальными центральными банками, при условии соответствия минимальным критериям приемлемости, установленными Европейским центральным банком. Специфические критерии приемлемости для ценных бумаг второго уровня, применяемые на практике соответствующими национальными центральными банками, должны быть одобрены Европейским центральным банком.

Вместе с тем, при совершении операций национальные центральные банки не должны делать различий между ценными бумагами первого и второго уровня, за исключением того обстоятельства, что активы второго уровня, как правило, не используются в Евросистеме при покупке ценных бумаг в собственность.

К ценным бумагам первого уровня применяются следующие критерии приемлемости (см. таблицу 4):

- они должны быть долговыми инструментами;

- эмитенты данных ценных бумаг должны обладать высокой кредитоспособностью, при оценке которой Европейский центральный банк принимает во внимание, в числе прочих, доступные оценки авторитетных рейтинговых агентств, также как дополнительно установленные критерии, призванные гарантировать высокую степень защиты инвесторов;

- они должны быть расположены в зоне евро, т.е. находиться под юрисдикцией государств-членов ЕЭВС;

- они должны номинироваться в евро;

- эмитент должен быть резидентом какой-либо страны ЕЭС;

- они должны быть внесены в листинг фондовых бирж.


Таблица 4.

Критерии приемлемости актива для использования в денежно-кредитной политике в Евросистеме


Критерий

Первый уровень

Второй уровень

Тип актива

Долговые сертификаты ЕЦБ; Другие рыночные долговые инструменты, кроме конвертируемых в акции

Рыночные долговые инструменты; нерыночные долговые инструменты; ценные бумаги торгующиеся на регулируемом рынке

Тип эмитента

Евросистема; Государственный сектор; Частный сектор; Международные и наднациональные институты.

Государственный сектор; Частный сектор.

Стандарты кредитоспособности

Эмитенты (гаранты) должен соответствовать финансовым требованиям устанавливаемым ЕЦБ

Эмитент/дебитор (гарант) должен соответствовать финансовым требованиям устанавливаемым национальным центральным банком.

Место создания эмитента (гаранта)

ЕЭС

Зона евро

Место нахождения активов

Зона евро

Зона евро

Валюта

Евро

Евро


Кроме того, при определении приемлемости индивидуальных долговых инструментов Европейским центральным банком может быть принята во внимание рыночная ликвидность ценной бумаги.

Вместе с тем, национальные центральные банки не должны использовать ценные бумаги первого уровня в случае, если эмитентом либо гарантом по ценной бумаге является аффилированное юридическое лицо.

Национальные центральные банки могут отказаться от использования ценной бумаги первого уровня с случае, если долговой инструмент подлежит погашению либо выплате купонного дохода до завершения всего цикла совершаемой банком операции, для которой предполагалось использование его в качестве актива.

Более широкий диапазон ценных бумаг, используемых в качестве имущественного залога, также применяется большинством центральных банков на разовом основании в качестве исключительной практики, когда они призваны помочь учреждениям, испытывающим более длительные проблемы ликвидности, выйти из кризисной ситуации.

Что касается российской практики, то в настоящее время обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

- векселя, номинированные в российской или иностранной валюте;

- государственные ценные бумаги.

Перечень векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России (Ломбардный список), определяется Советом Директоров Банка России и, ограничиваясь ценными бумагами государства и собственно Банка России, сегодня включает:

- государственные краткосрочные бескупонные облигации, выпускаемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 790 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций»;

- облигации федерального займа с постоянным купонным доходом со сроками погашения после 31 декабря 1999 года, выпускаемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 458 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов»;

- облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 458 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов».

- облигации Банка России, выпускаемые по решению Совета директоров Банка России.

Необходимо, однако, отметить, что Совет Директоров Банка России также может принять решение о допустимости использования других ценностей, а также поручительств и банковских гарантий в качестве обеспечения кредитов Банка России.

Более подробно перечень ценных бумаг, используемых Банком России при отправлении денежно-кредитной политики, будет рассмотрен при детальном исследовании трех главных разновидностей банковских операций Центрального банка РФ на рынке ценных бумаг: (1) прямых операций по купле- продаже ценных бумаг; (2) операций по предоставлению ломбардных кредитов и операций РЕПО; и (3) валютных операций. Становление и практика применения указанных инструментов денежно-кредитной политики будут оценены на основании следующих критериев: (1) значения для эффективности выполнения денежно-кредитной политики и ликвидности активов центральных банков; (2) вклада в развитие финансовых рынков; (3) значения для институтов финансового посредничества и независимости денежно-кредитной политики; и (4) влияния на финансовое состояние центрального банка.

Однако прежде чем приступить к подробному исследованию практики осуществления Банком России очерченного круга операций, отметим, что исследованные выше критерии приемлемости ценных бумаг для операций центрального банка, по нашему мнению, следует использовать в процессе выработки механизмов расширения диапазона ценных бумаг, используемых Банком России в ходе проведения мероприятий по денежно-кредитному регулированию, а также минимизации возникающих дополнительных рисков, связанных с таким расширением.


Шопенко Лариса Васильевна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Государственные долгосрочные обязательства
Поэтапный характер становления и развития рынка ценных бумаг в России
Муниципальные ценные бумаги
Восстановление рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации
Минимизация расчетных рисков в инфраструктуре рынка ценных бумаг
Вернуться к списку публикаций