2011-08-20 18:49:47
ГлавнаяМировая экономика — Межгосударственное регулирование как фактор эволюции мировой валютной системы



Межгосударственное регулирование как фактор эволюции мировой валютной системы


Из анализа моделей соотношения макроэкономической политики государства и режимов валютных курсов, следует:

1. Классический вариант модели Манделла-Флеминга доказывает необходимость приведения в соответствие экономических целей и инструментария для одновременного достижения состояния внутреннего и внешнего равновесия национальной экономической системы. При абсолютной мобильности капитала в малой стране, внутренняя процентная ставка которой определяется уровнем мировых процентных ставок, использование кредитно-денежной политики наиболее эффективно в условиях плавающего валютного курса, в то время как при фиксированном курсе национальной валюты наиболее эффективной является налогово-бюджетная политика.

2. Наличие определенных ограничений на трансграничное перемещение капитала приводит к тому, что инструменты экономической политики, которые были неэффективны в условиях абсолютной мобильности капитала, начинают оказывать влияние на макроэкономические параметры отечественной экономики. Так, применение налогово-бюджетной политики при плавающем валютном курсе может оказывать влияние на уровень производства и занятости в стране, вызывая девальвацию или ревальвацию отечественной валюты в зависимости от степени мобильности капитала.

В тоже время, достижение внутреннего и внешнего равновесия при фиксированном валютном курсе в условиях ограниченного передвижения денежных потоков возможно за счет одновременного использования фискальной и кредитно-денежной политики.

3. Сложность в проведении экономической политики, направленной на достижение внутреннего и внешнего равновесия в условиях полного отсутствия трансграничного перемещения капитала, делает мобильность денежных потоков неотъемлемой частью современной мировой экономики, необходимой для обеспечения сбалансированного роста.

4. Эффективность применения того или иного вида экономической политики зависит от «веса» страны в мировой экономике. Власти крупной экономической державы, например, США, уровень внутренней процентной ставки в которой во многом определяет уровень мировых процентных ставок, способны одновременно достигать внутреннего и внешнего равновесия отечественной экономической системы, применяя инструменты как кредитно-денежной, так и налогово-бюджетной политики, не подвергая при этом национальную валюту девальвации или ревальвации даже в условиях абсолютной мобильности капитала.

5. Выводы из модели Манделла-Флеминга позволяют прийти к заключению, что ни одна страна с малой экономикой не в состоянии одновременно осуществлять автономную, соответствующую исключительно национальным интересам, экономическую политику, поддерживать стабильный (фиксированный) курс отечественной валюты и сохранять свободный перелив капитала через национальные границы. Достижение любых двух выше упомянутых целей требуют принесения в жертву третьей. Смещение со временем приоритетов в государственной экономической политики в мире в ту или иную сторону способствует эволюции мировой валютной системе в направлении формирования системы, наиболее отвечающей текущим совокупным интересам. Единственным способом «примирения» несовместимых целей является международное регулирование.

Анализируя реальные исторические данные эволюции мировой валютной системы, автор приходит к следующим выводам:

1. Анализ исторических данных подтверждает, что эволюция мировой валютной системы шла в полном соответствии с выводами, вытекающими из модели Манделла-Флеминга. Невозможность одновременного достижения трех несовместимых целей, а именно: осуществление автономной кредитно-денежной политики, поддержание стабильного курса отечественной валюты и сохранение свободного перелива капитала через национальные границы, заставляла государства концентрироваться на двух наиболее значимых для них в данный период истории задачах, жертвуя третьей, толкая, тем самым, общий процесс развития МВС в том или ином направлении.

2. В эпоху золотого стандарта, в силу сложившихся экономических и политических обстоятельств, основными приоритетами государственной политики были свобода перемещения капитала и сохранение стабильной конвертируемой национальной валюты. В «жертву» приносилась автономность проведения экономической политики. Важнейшим средством реализации подобной системы приоритетов стало международное сотрудничество на наднациональном уровне, нашедшее свое выражение в координации экономических действий правительств и центральных банков. Возникновение политических разногласий в отношениях между участниками, вылившееся в первую мировую войну, подорвали международное экономическое сотрудничество и привели к краху золотого стандарта. Безуспешные попытки восстановить валютную систему, существовавшую до 1914 г., в межвоенный период свидетельствовали об исключительной значимости межнационального сотрудничества в существовавшей системе приоритетов государственной политики.

3. Бреттон-Вудский этап эволюции МВС характеризовался смещением приоритетов государственной политики в сторону проведения автономной экономической политики и сохранения стабильных валютных курсов, необходимых для восстановления стран после второй мировой войны. «Жертвой» такого подхода стало свободное перемещение капитала через национальные границы. Регламент вновь созданной системы фиксированных паритетов позволял странам осуществлять полный контроль за всеми видами валютных операций в период так называемого переходного этапа.

4. Восстановление конвертируемости денежных единиц большинства европейских стран и снятие ряда ограничений на валютные операции, направленные на развитие международной торговли, создали лазейку для перелива капитала через национальные границы, которая стала разъедать сложившуюся систему приоритетов. Крах Бреттон-Вудской системы в 60-е гг. был отложен почти на десять лет только благодаря скоординированным совместным усилиям ведущих стран мира. Окончательный развал системы фиксированных паритетов в начале 70-х гг. доказал невозможность сохранения стабильных валютных курсов в условиях проведения автономной экономической политики странами и перемещения капитала через национальные границы.

5. Новый этап эволюции МВС, начавшийся в середине 70-х гг., характеризовался переходом к системе плавающих валютных курсов. Развитие мировой торговли, совершенствование информационных технологий, появление новых финансовых инструментов, либерализация финансовых рынков сделали контроль за международным перемещением капитала все более труднореализуемым. Нефтяные шоки и последовавший за ними ряд экономических спадов в мировой экономике заставили правительства стран сконцентрироваться на проведении внутренних антикризисных экономических программ. Вследствие такого перераспределения приоритетов, установление стоимости денежных единиц было «отдано на откуп» мировому валютному рынку. Однако уже в середине 80-х гг., ощутив негативные последствия свободного «плавания» валютных курсов, правительства ведущих стран мира эпизодически, в периоды угрозы возникновения серьезных дисбалансов на валютном рынке, начали координировать свою экономическую политику, в некоторой степени поступаясь внутренними экономическими проблемами, во избежание финансовых катаклизмов.

6. Параллельно переходу мировой валютной системы на режим плавающих курсов рядом европейских государств начали предприниматься попытки по созданию регионального валютного союза. В рамках данного союза предполагалось отменить всякие запреты на перемещение всех факторов производства, в том числе и капитала, и установить фиксированные курсы европейских валют, которые должны были способствовать развитию внутриевропейской торговли. Эволюция Европейской валютной системы в очередной раз подтвердила, что реализация подобных целей возможна только при проведении скоординированной экономической политики всеми участниками интеграционной группировки.

7. Валютные кризисы 90-ых гг. двадцатого столетия привели к новой переоценке ценностей государственной политики. Существующие на сегодняшний день модели данного феномена, при всем своем многообразии, приводят к единому выводу о необходимости усиления межгосударственного регулирования мирового валютного рынка как неотъемлемой части международной экономической системы.

Последний вывод позволяет сделать прогноз, что дальнейшая эволюция МВС пойдет по пути валютной интеграции, которая найдет свое отражение в создании валютных зон (блоков). Подтверждением данному предположению могут считаться процессы, происходящие на рубеже веков в Северной, Центральной и Южной Америке, а также в Европе.


Нестеров Игорь Олегович







Интересное:


Европейская валютная интеграция
Ямайская валютная система в историческом контексте
Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании
Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы
Россия в мировой экономике к началу 21 века - что впереди
Вернуться к списку публикаций