2011-08-20 18:26:59
ГлавнаяМировая экономика — Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов



Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов


По сей день, спустя почти три десятилетия с момента ее распада, Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов вызывает ожесточенные споры. Для одних соглашение, заключенное в небольшом городке штата Нью-Гемпшир, стало главной составляющей послевоенного восстановления Европы, сопровождавшегося стремительным экономическим ростом и стабильностью валютных курсов, способствовавших развитию мировой торговли и инвестиционным процессам. Другие считают этот период истории ярчайшим примером государственного вмешательства в дела экономики, при котором развитие торговли и иностранного инвестирования происходило не благодаря, а вопреки государственным ограничениям, налагавшимся на международное передвижение капиталов - характерной черты Бреттон-Вудской системы.

Валютные ограничения стали применяться еще в межвоенный период. Так, все страны Европы до начала второй мировой войны делились на две группы. Государства «стерлингового блока», девальвировавшие свои валюты вслед за фунтом стерлингов и привязавшие их стоимость к английской денежной единицы, и «золотого блока», отказавшиеся от золотого стандарта лишь после 1936 г., не осуществляли контроля за валютными операциями. В тоже время страны Центральной и Восточной Европы, вслед за Германией, начавшей использовать подобную практику еще в 1931 г., активно использовали системы различных валютных ограничений и запретов. В эту группу входили Австрия, Чехословакия, Болгария, Греция, Венгрия, Румыния, Югославия, позже к ним присоединились Италия и Польша.

В остальных странах мира (за пределами Европы) также применялись всевозможные ограничения и контроль за валютными операциями. В период с 1931 по 1932 гг. валютный контроль был введен, например, в Японии, Аргентине, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Парагвае, Уругвае и т.д.

Начало второй мировой войны ознаменовалось введением различных валютных ограничений в большинстве стран мира. В сентябре 1939 г. Великобритания установила контроль за операциями с валютой, со временем распространившиеся на территории всех Британских доминионов (за исключением Канады), колоний и протекторатов.

Оккупация Германией ряда государств континентальной Европы привела к распространению на их территории немецкой системы валютных ограничений. «К началу 1942 г. в эту группу попадало семнадцать стран, включая Бельгию, Данию, Францию, Нидерланды и Норвегию».

Многие политики и экономисты, включая идейных отцов соглашения, подписанного в 1944 г. - Дж.М. Кейнса и Х.Д.Уайта, надеялись на то, что с окончанием войны страны откажутся от введенных в период военных действий ограничений и восстановят такую мировую валютную систему, которая, как и в период золотого стандарта, обеспечивала бы свободу передвижения капитала через национальные границы. С этой целью было составлено Бреттон-Вудское соглашение. Однако на деле устранение контроля за валютными операциями и реставрация свободного перелива капитала через национальные границы, оказались очень трудоемким и длительным процессом, противоречившим насущным целям экономического восстановления стран после второй мировой войны и обеспечения полной занятости населения. Несмотря на то, что, в конечном счете, государства подписали соглашение 1944-го года, немногие из них в действительности планировали избавиться от ограничений на валютные операции в раз. Как показала история, процесс растянулся на несколько десятилетий.

Новая мировая валютная система и основные идеи, которые она преследовала.

Разработка планов по созданию новой мировой валютной системы велась уже в ходе второй мировой войны. В конце 1942 г. английский экономист Дж.М. Кейнс и его американский коллега Г.Д.Уайт начали переписку по поводу будущих перспектив обустройства последней. В результате жарких споров на свет появились «Совместное заявление» (Joint Statement) и «Устав Международного Валютного Фонда» (Articles of Agreement), которые были подписаны в 1944 г. в Бреттон-Вудсе представителями 44 государств.

Основной целью, преследовавшейся авторами соглашений, было недопущение повторения экономических кризисов, подобных Великой Депрессии. Новая система, по замыслу создателей, должна была обеспечить одновременное достижение и сосуществование экономического роста и полной занятости во всех отдельно взятых странах мировой экономической системы, параллельно способствуя развитию мировой торговли. И хотя по ряду вопросов, касавшихся средств и путей достижения этой глобальной цели авторы расходились во мнении, стремясь в большей степени реализовать национальный интересы своих стран, в конечном итоге, представленные «Совместное заявление» и «Устав МВФ» были пронизаны идеей свободной торговли.

Структура и механизм функционирования Бреттон-Вудской системы отражали объективные исторические условия, сложившиеся в мире после второй мировой войны. США, вышедшие из войны с наименьшими потерями, оказались самой мощной державой. Аккумулировав в ходе военных действий значительную долю мировой золотых резервов, Соединенные Штаты не были обременены проблемой погашения военных долгов. Все это делало их прекрасным кандидатом на роль «мирового банкира», тем более, что Великобритания, выполнявшая данную функцию в предыдущие годы, как и другие страны Европы, находилась в серьезнейшем экономическом кризисе, вызванным послевоенной разрухой. Такое положение дел естественным образом нашло свое отражение в новой мировой валютной системе фиксированных курсов, основными принципами которой стали следующие.

1. Создавался новый, постоянно действующий институт - Международный Валютный Фонд, который, посредством осуществления координации и развития сотрудничества в области решения проблем международных расчетов, мониторинга выполнения статей подписанных соглашений, предоставлении кредитов странам, испытывающим проблемы с платежными балансами, был призван способствовать достижению главной цели - полной либерализации международной торговли.

2. Каждая страна, член Международного Валютного Фонда, устанавливала курс своей национальной валюты с одобрения фонда и обязывалась поддерживать его в рамках ± 1% от оговоренного паритета. Таким образом, валютные курсы оказывались фиксированными в краткосрочном плане, в долгосрочной же перспективе они могли изменяться в «соответствии с фундаментальными изменениями в мировой экономической системе», однако, лишь с предварительного согласия МВФ. Отклонения от паритетов, вызванные временными дисбалансами и циклическими колебаниями должны были компенсироваться за счет использования либо внутренних золотовалютных резервов, либо кредитов Международного Валютного Фонда.

3. По завершению так называемого переходного периода, согласно статье 8 Устава МВФ, страны, подписавшие соглашения, должны были восстановить конвертируемость своих национальных валют, что подразумевало обязательный обмен любой суммы национальной валюты, предъявленной к конвертации, либо на золото, либо на валюту страны выразившей желание осуществить данную операцию. Любые ограничений на валютный обмен должны были быть отменены.

В действительности, единственной страной, сохранившей конвертируемость своей валюты после второй мировой войны оказались США. Цена доллара была оставлена на довоенном уровне в 35$ за тройскую унцию. В странах Европы процесс восстановления конвертируемости занял порядка 10 лет.

4. Странам, столкнувшимся с дефицитами платежных балансов. Международный Валютный Фонд должен был предоставлять кредиты из собственных золотых и валютных запасов, аккумулированных за счет оплаты государствами-членами своих «квот», размеры которых определялись в зависимости от места и роли страны в мировой экономике. В тоже время, МВФ не был обязан предоставлять кредиты странам, сталкивавшимся с оттоком капитала за рубеж. Для предотвращения этого нежелательного процесса властям соответствующих государств разрешалось использовать различные ограничения.

Помимо учреждения Международного Валютного Фонда делегаты Бреттон-Вудской конференции приняли ряд резолюций о создании дополнительных организаций, основой задачей которых было бы оказание содействия развитию международной торговли. На той же конференции, например, было принято решение о создании Мирового банка, обсуждался вопрос о создании Международной торговой организации, нашедший свою реализацию в Генеральном соглашении по торговле и тарифам (ГАТТ).

Таким образом, несмотря на распространенное мнение о том, что Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов являла собой пример жесткого регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности, исторические документы доказывают, что авторы этих соглашений и страны, подписавшие их, на самом деле, преследовали прямо противоположные цели. Воспоминания о причинах и последствиях Великой Депрессии, которые были свежи в памяти общественности, попытка недопущения нового военного конфликта в Европе, а также объективные условия, сложившиеся к концу второй мировой войны, способствовали подписанию именно таких соглашений. Опустошенная Европа остро нуждалась в продуктах питания и промышленных товарах, при этом собственных средств для восстановления у нее не было. В тоже время, США экономическая и политическая элита которых осознавала перспективы освоения новых экспортных рынков, не только сохранили, но за время войны сумели существенно развить собственную сельскохозяйственную и промышленную индустрии. «Развитие военных отраслей на Юге и на Тихоокеанском побережье добавило лагерю [американских] фритредеров дополнительные штаты...». В 1947 г. положительное сальдо торгового баланса Соединенных Штатов составило почти 10 млрд.$, что соответствовало 4% ВНП.

Одновременно, сложившаяся послевоенная экономическая ситуация явилась главной причиной, по которой Бреттон-Вудские соглашения не были реализованы в полной мере сразу же после окончания второй мировой войны.

Совокупный дефицит торгового баланса стран Европы в 1946 году составил 5,8 млрд.$, а в 1947 году - 7,5 млрд.$. Несмотря на предоставленную согласно плану Маршалла финансовую помощь, Европа столкнулась с резким истощением своих золотовалютных резервов. Правительства большинства государств Старого света считали невозможным для себя отказаться от различного рода торговых ограничений и ввести конвертируемость своих национальных валют, как того требовали подписанные соглашения. В этом их еще больше убедила безуспешная попытка Великобритании восстановить конвертируемость фунта в 1947 году, окончившаяся девальвацией английской валюты.

Следует заметить, что, как и после перовой мировой войны, по окончании второй мировой в странах Европы усилились позиции рабочих партий, поэтому при принятии экономических решений правительствам государств приходилось считаться с требованиями о повышении заработной платы, расширении социальных программ, повышении налогов, взимаемой с наиболее состоятельной части населения. Более того, в отличие от эпохи золотого стандарта, теперь властям приходилось контролировать уровень процентных ставок, темпы роста цен и прочие макроэкономические параметры, нежелательные изменения которых могли бы привести к негативным последствиям для отечественной экономики. В результате, главным приоритетом экономической политики стали экономический рост и полная занятость. Проблемы чрезмерного дефицита платежного баланса могли быть решены лишь с помощью применения различных валютных ограничений, ибо повышение процентной ставки грозило негативно отразиться на реализации главных экономических задач.

Так, например, к началу 50-х гг. Федеративная Республика Германии столкнулась с дефицитом платежного баланса, который еще больше ухудшился в результате Корейской войны, спровоцировавшей рост цен на сырье в мире. Единственным оружием, имевшимся в руках немецкого правительства, были валютные ограничения, введение которых, наряду с предоставлением 120 млн.$ кредита в рамках Европейского Платежного Союза, позволили ФРГ восстановить положительное сальдо платежного баланса к середине 1951 г., не оказав влияния на темпы экономического роста страны.

Подобной практикой воспользовалась и Великобритания, также столкнувшейся с проблемой платежного баланса на рубеже десятилетий. На встрече министров финансов стран Содружества в 1951 г. было принято решение об ужесточении ограничений на импорт товаров из стран «долларовой зоны» и временном отступлении от намеченного плана либерализации Организации Европейского Экономического Сотрудничества (ОЕЭС). По мере восстановления фунта стерлингов ограничения были постепенно смягчены.

Франция, в отличие от вышеупомянутых государств, в начале 50-х гг. столкнулась с целой серией проблем, связанных с платежным балансом. Расходы военных действий в Индокитае, рост дефицита бюджета привели к истощению золотовалютных резервов страны. В 1951 г. в нарушение международной договоренности французское правительство вынуждено было ужесточить ограничения на импорт иностранных товаров. Подобные действия наравне с предоставлением финансовой помощи со стороны Соединенных Штатов позволили Франции временно преодолеть кризис. Улучшение экономических показателей сопровождалось отменой введенных ранее ограничений. Однако рост военных расходов в 1955-56 гг. в связи с волнениями в Алжире и Суэцким кризисом вновь заставили правительство страны начать «затягивать гайки». Было введено 25%-е резервирование стоимости импортного контракта, в 1957 г. размер депозита был увеличен до 50%. Тем не менее, как показала история, и этого оказалось недостаточно. В том же 1957 г. власти Франции установили 20% премию на покупку и продажу валюты, что было равносильно девальвации франка. И все же окончательно экономическую ситуацию удалось стабилизировать лишь в конце 50-х гг., когда пришедший к власти Де Голь, провозгласил ряд кардинальных изменений в экономической политике, включавших сокращение государственных расходов и 17%-ую девальвацию франка. Последовавшее улучшение состояния платежного баланса позволило правительству Франции существенно смягчить ограничения на ВЭД.

Подводя итог всему вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть, что основной целью авторов Бреттон-Вудской соглашения являлось создание благоприятной среды для развития свободной от различного рода ограничений международной торговли. Мировая валютная система на базе фиксированных валютных курсов выступала в роли одного из основных компонентов данной среды. Однако, учитывая специфику экономической ситуации, сложившейся в мире по окончании второй мировой войны, странам, подписавшим Бреттон-Вудские соглашения, было разрешено в течении некоторого времени использовать отдельные ограничения в сфере ВЭД. Этот «переходный период» ограничивался 5 годами. Тем не менее, контроль за валютными операциями, опосредовавшими торговые сделки, и количественные ограничения импорта иностранных товаров стали главными инструментами проведения экономической политики. Их использование для разрешений проблем платежных балансов превратилось, в условиях фиксированных валютных курсов, в важнейшее орудие достижения поставленных внешне- и внутриэкономических задач первого послевоенного десятилетия. «За защитной стеной ограничений, например, страны могли безбоязненно проводить... экспансионистскую кредитно-денежную политику, направленную на увеличение числа занятых [в отечественной экономике]».



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Признаки, функции и роль социальных институтов в современной экономической жизни
Ямайская валютная система в историческом контексте
Институциональная основа, принципы и функции ВТО
Система золотого стандарта в мировой валютной системе
Глобалистика, глобализм и глобализация
Вернуться к списку публикаций