2011-08-20 17:22:20
ГлавнаяМировая экономика — Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса



Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса


Несложные выводы при более детальном их рассмотрении позволяют существенно пересмотреть подход к процессу эволюции всей мировой валютной системы в целом и феномену межгосударственного сотрудничества как фактору функционирования МВС, в частности.

Для начала попробуем еще раз переосмыслить идею о том, что использование инструментов кредитно-денежной политики в условиях фиксированного валютного курса и свободного перелива капитала через национальные границы в стране с малой открытой экономической системой абсолютно неэффективны. С учетом того факта, что кредитно-денежная политика является основным средством регулирования валютного курса, оказывается, что модель Манделла-Флеминга, фактически, приводит нас к идее о невозможности проведения кредитно-денежной политики, направленной на реализацию национальных экономических интересов в условиях существования фиксированного курса отечественной валюты и свободного перемещение капитала через национальные границы. Конечно, та же модель говорит, что в условиях фиксированного курса и абсолютной мобильности капитала в малой экономике неплохо функционируют инструменты налогово-бюджетной политики, но, учитывая длительность и вероятное столкновение с определенными сложностями при проведении основных решений данного инструментария через законодательные органы, последний оказывается мало пригодным для решения краткосрочных задач, в том числе и для сглаживания колебаний курса национальной валюты.

Использование государством налогово-бюджетной политики в долгосрочном плане оказывается еще более противоречивым. Предположение об эффективности фискальной политики в условиях фиксированного курса национальной денежной единицы в долгосрочной перспективе не выполняется, так как в отличие от предпосылок сделанных в модели Манделла-Флеминга, в реальной экономике «длительное увеличение государственных расходов, направленное на расширение объема национального производства и увеличение числа занятых, влияет, в том числе, и на финансовые рынки, определяя долгосрочные ожидания в отношении валютных курсов». Вероятность раскручивания маховика инфляции в будущем в результате подобных действий правительства, в конечном итоге, негативно отражается на курсе национальной валюты.

Эффективность использования инструментов экономической политики во многом зависит и от того, насколько ситуация в других государствах позволяет решать экономические вопросы, стоящие перед властями малой страны. Достаточно часто принимаемые в одностороннем порядке меры фискальной или кредитно-денежной политики не дают никакого результата из-за того, что не были скоординированы с основными партнерами.

Таким образом, оказывается, что в условиях свободного перелива капитал любые изменения в экономической политике государства, будь то кредитно-денежная или налогово-бюджетная ее составляющая, в конечном итоге, приведут к изменению курса национальной денежной единицы. Иными словами, при полной открытости экономической системы (речь в данном случае, напомним, идет о малой стране) задача сохранения стабильного (фиксированного) валютного курса вступает в противоречие с необходимостью проведения экономической политики в целях удовлетворения насущных национальных потребностей, складывающихся в результате развития мировых экономических процессов.

Анализ ситуаций при ограниченном переливе капитала позволил сделать вывод о том, что при введении некоторых ограничений на перемещение финансовых потоков через национальные границы, одновременное достижение внутреннего и внешнего равновесия при фиксированном курсе отечественной валюты возможно при совместном использовании инструментов кредитно-денежной и фискальной политики. То есть, ограничение перелива капитала позволяет властям использовать инструменты экономической политики для реализации национальных экономических интересов, и сохранять при этом стабильный (фиксированный) курс отечественной денежной единицы.

Суммирование этих положений приводит к очень важному выводу: в малой открытой экономической системе невозможно одновременно поддерживать фиксированный курс отечественной валюты, сохранять неограниченный перелив капитала через национальные границы и проводить автономную, то есть соответствующую сугубо национальным интересам, экономическую политику. Государству приходиться лавировать между этими тремя целями, выбирая две, наиболее важных и «жертвуя» третьей. Со временем, в результате каких-то экономических и политических процессов, приоритеты могут смещаться в ту или иную сторону, требуя новой жертвы. В тоже время, в отличие от малых стран крупная экономическая держава может позволить себе «роскошь» одновременной реализации трех выше перечисленных целей.

Теперь посмотрим, каким образом данные выводы окажутся полезными в анализе процесса эволюции мировой валютной системы. Если каждую из вершин приведенного ниже треугольника представить в виде совокупных приоритетов государственной политики, существующих в мировой экономической системе - фиксированный валютный курс, свободный перелив капитала, автономная экономическая политика, - то стороны можно будет охарактеризовать как виды валютных систем, в наибольшей степени соответствующие реализации тех или иных желаемых приоритетов. Например, сторона, проведенная между вершинами «стабильный (фиксированный) курс национальной валюты» и «свободное передвижение капитала через национальные границы», будет соответствовать системе золотого стандарта; между «стабильным (фиксированным) валютным курсом» и «автономной экономической политикой» - Бреттон-Вудской системе; между «свободным передвижением капитала» и «автономной экономической политикой» - системе плавающих курсов.


Автономная экономическая политика


Таким образом, смещение приоритетов государственной политики в мире в силу неких экономических и политических обстоятельств, способствовали процессу трансформации мировой валютной системы, который можно изобразить в виде движения вдоль сторон нашего треугольника.

Однако в реальной жизни правительства стран, осознавая, а, возможно, не осознавая всю абсурдность ситуации в свете сделанных выше выводов, все равно стремились и будут стремиться совместить все три цели. Негативные последствия отказа от любой из «вершин треугольника» сулят, в частности, значительное сокращение голосов на выборах. Не желая мириться с объективной реальностью, политические деятели идут на, пожалуй, единственное решение данной трилеммы межгосударственное регулирование. Жертвуя определенной степенью автономности национальной экономической политики, подстраивая ее под коллективные интересы других государств, участвующих в процессе кооперирования, власти пытаются сохранить стабильность курса отечественной валюты в условиях все возрастающей свободы перемещения капитала через национальные границы.

Очевидно, что в периоды существования Бреттон-Вудской системы фиксированных паритетов и Ямайской системы плавающих курсов, когда одним из приоритетов являлась автономная экономическая политика, необходимость межгосударственного регулирования, согласно приведенной выше схемы, теряла свою актуальность.


Нестеров Игорь Олегович







Интересное:


Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли
Европейская валютная интеграция
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития
Вернуться к списку публикаций