2011-05-24 09:00:16
ГлавнаяМировая экономика — Глобалистика, глобализм и глобализация



Глобалистика, глобализм и глобализация


Один из известнейших американских экономистов Дж.К. Гэлбрейт, возражая тем, кто рассматривает глобализацию как только безусловное благо, пишет: «Доктрина, известная под названием «Вашингтонский консенсус», была по своему характеру неким символом веры глобализации. В ней отразилась уверенность в том, что рынки действуют эффективно, что отсутствует потребность в управлении со стороны государства, что между бедными и богатыми не существует конфликтных интересов, что дела идут наилучшим образом, если в них не вмешиваться». По мнению сторонников этой концепции приватизация и дерегулирование в единстве с открытым характером рынков капитализма содействуют экономическому развитию и помогает правительствам сбалансировать бюджет. Такова общая стратегия неолиберализма, которую безуспешно пытались применить и в России.

Между тем ситуация более сложна и противоречива, чем это представлено в этой концепции. Как показывает анализ социально-экономических процессов многих стран мира нельзя игнорировать возможности управления этими явлениями со стороны государства. Ошибочна абсолютизация роли рынка. Поэтому самоорганизация должна быть дополнена организацией.

По мнению Дж.К. Гэлбрейта нужно осторожно подходить к определению «глобализации». Необходимость более внимательного отношения к определению этого явления связана с тем, что поспешность принятия той или иной страной неадаптированных к местным условиям западных экономических моделей может привести к дискредитации самого явления, стремлению игнорировать глобальные трансформации и попытаться стать на путь изоляционизма. Отдельные кризисные процессы, которые сопровождают данное явление, еще не свидетельствуют о негативности самого процесса глобализации. Вот почему важно не отождествлять процесс глобализации с политическим аспектом данного противоречивого явления. Процесс усложнения социальных структур и усиливающаяся взаимосвязь и взаимопроникновение различных культурных традиций, постепенное формирование своего рода мегаобщества - естественный и, видимо, неизбежный этап развития человеческой истории. Ошибочно думать, что глобализация навязывается индустриально развитыми странами другим менее экономически и технологически развитым странам. Как отмечает Дж.К. Гэлбрайт, анализируя особенности проявления процессов глобализации в Азии: «кризис в Азии это не отрицание самой глобализации, а последствия поспешной глобальной либерализации». В целом вопрос о сути глобализации, ее проявлениях в различных областях - экономике, политике, экологии, культуре - имеет множество аспектов и не может быть охарактеризован однозначно негативно или однозначно позитивно. Многие проблемы, которые встают на пути глобализации, не могут быть решены без концептуального философского анализа исходных ценностей современного индустриального человека, критического изучения его потребностей, способов самореализации, форм осмысления своего отношения к природе и созданным культурным ценностям. Ядром всех отмеченных проблем выступает человек и чтобы разрешить все более увеличивающееся число вопросов, в том числе и глобального характера, человек должен найти в себе силы пересмотреть свое место в социокультурной динамике. Нужны усилия равные угрозам и даже превосходящие их, поскольку без этого глобализация может стать источником новых проблем, в первую очередь, геополитического и социального характера. Тем более, что уже сегодня известные футурологи предостерегают от наивно-оптимистической трактовки процессов глобализации в виду того, что все цивилизации, вступающие в новый этап взаимодействия, имеют свои особенности в сфере экономики, культуры, социальной психологии, не говоря о геополитических и военных интересах. Вот почему необходима концептуализация начавшихся трансформаций, наполнение их таким содержанием, которые соответствуют реалиям наступающего XXI в.

Анализ современных цивилизационных трансформаций показывает, что еще нет достаточных оснований для полного отождествления глобального общества со всем человечеством. Глобализация представляет собой новую тенденцию, которая только становится доминирующим фактором мировой истории. В определенных конкретных формах глобализация уже реальность, оказывающая влияние на динамику мировых событий. Но глобализация, как целостность - только формирующаяся реальность, а не только тенденция в том смысле, что число стран, не вовлеченных в этот процесс, со временем становится все меньше и меньше. При этом есть страны и регионы более или менее вовлеченные в процесс глобализации. Это зависит от множества факторов: исторических, географических, экономических, уровня технологического развития и т.д. Далее, глобализация - реальность в том отношении, что именно страны, вошедшие в сферу глобализационных трансформаций, определяют в начале третьего тысячелетия основное направление цивилизационного развития. Затем, глобализация - объективная реальность в том плане, что ряд ее проявлений отражает естественные потребности развивающейся экономики, которая для своего «нормального» функционирования «требует» открытости границ, приток энергии, интеллекта, новых сфер рынка. Наконец, глобализация - объективная реальность в том смысле, что она отражает определенный уровень технологического развития социума. Таким образом, глобализация - сложный, открытый процесс, отражающий потребности постиндустриальной цивилизации.

При этом, несмотря на противоречивый, становящийся характер нового фактора цивилизационных трансформаций, глобализация уже в наши дни оказывает существенное влияние на многие события, происходящие в мире. И происходит это в силу усиливающейся взаимозависимости различных государств, формирования новых точек соприкосновения между интересами так называемых развитых государств мира и развивающихся государств, которые выступают «поставщиками» не только дешевой рабочей силы, но и энергии и других природных ресурсов. Тем самым глобализация предстает как сложный, противоречивый процесс, затрагивающий судьбы мира.

Трактовка глобализации как универсализации наиболее успешно функционирующих в современном мире экономических моделей, а таковым выступает капитализм в его неолиберальной трактовке, приводит к тому, что некоторые исследователи, в частности, Э. Валлерстайн, сомневается в том, что «в рамках капиталистической системы вызрело новое явление, которое можно было бы назвать глобализацией». Согласно Валлерстайну человечество не столько глобализируется, сколько все больше входит в полосу хаоса: «Мы живем во все более хаотичном мире, что естественно для периода распада исторической системы. Можно быть уверенным лишь в одном - нынешняя система не может продолжать свое существование, ее внутренние механизмы разлаживаются».

Тезис о неизбежности и универсальности глобализации, как новой парадигмы цивилизационного развития, оспаривают и отдельные отечественные исследователи. Так, С.Г. Кисилев в монографии «Основной инстинкт цивилизации и геополитические вызовы России» считает глобализацию инструментом вестернизации планеты. По его мнению, «глобализация вряд ли носит всеобъемлющий, всеохватывающий характер, как это пытаются представить на Западе, нередко используя данный термин для завуалирования процессов вестернизации мира». Соглашаясь с автором в том, что глобализация зачастую интерпретируется в духе вестернизации, отметим, во-первых, что многие авторы, например, 3. Бжезинский, М. Тэтчер и другие не считают нужным завуалировать цели глобализации как инструмента построения однополярного мира, во-вторых, на наш взгляд, глобализация не только и не столько вестернизация, сколько американизация.

Последнее замечание представляется содержательным настолько, насколько метафизически США и вообще англосаксонский мир отличается от традиционного западноевропейского мира.

Ставит под сомнение глобализацию и А.И. Неклесса. Не отрицая наступление нового этапа цивилизационного развития, вместе с тем, А.И. Неклесса считает, что «на планете, по-видимому, происходит все же не столько социально-экономическая конвергенция (коррелятом которой могло бы служить политическое и социальное единение глобального сообщества, чего также не наблюдается), сколько унификация определенных правил игры, повсеместная информатизация, обеспечение прозрачности экономического пространства, установление мировой коммуникационной сети, развитие систем управления. Это какая-то новая (по сравнению с началом века), другая глобализация, или, в русле модных теперь формулировок, - «глобализация-2». Не обсуждая содержательный аспект идеи А.И. Неклессы отметим, что предложение различать «глобализация-1» и «глобализация-2» свидетельствует о сложности и противоречивости тех процессов, которые стоят за данным термином. Глобализация не сводится только к попыткам унификации цивилизационных процессов по определенным правилам при всей важности этого аспекта динамики социума, она шире по содержанию, включает в себя множество противоречивых процессов.

Процессы, порождаемые глобализацией, по мнению В. Гавела, «принуждают к радикально новому размышлению о будущем мировом порядке». В. Гавел, предлагая свое видение процессов глобализации, отмечает необходимость более системного анализа смыслов, стоящих за понятиями «Запад», «Россия», «Восток» при рассмотрении происходящих в мире трансформаций, поскольку именно о новом этапе взаимоотношения этих миров идет речь в новых сценариях цивилизационного развития.

Как отметили B.C. Степин и В.И. Толстых «Критика цивилизации, оснований, на которых она покоится, ведется издавна. Привычно стало искать причины ее несовершенства и изъянов в социальном устройстве, в дисгармонии отношений между цивилизацией и культурой, экономикой и политикой. Между тем причина лежит глубже - в самой парадигме цивилизационного устройства мира. Проблема судьбы, будущности мировой цивилизации имеет метафизический пласт, который нельзя игнорировать, обойти молчанием, если мы хотим добраться до корневых причин современного цивилизационного кризиса». Подобная постановка вопроса по отношению к глобализационным трансформациям, происходящим в современном мире, позволяет понять процесс глобализации как попытка современной цивилизации ответить на фундаментальные вызовы, которые получили наибольшую актуальность в мире со второй половины XX в. Исходя из этого, В.И. Толстых рассматривает глобализацию как доминирующую тенденцию и фактор общемирового развития. Такая трактовка глобализации снимает во многом вопрос о соотношении глобализации и модернизации, поскольку глобализация выступает как качественно новая модель модернизационного развития. Проблема в том, что существующие в мире разные культуры и цивилизации по разному понимают суть и цель глобализации и модернизации. Последнее нашло наиболее яркое отражение в современных моделях цивилизационного развития, выдвигаемых трактовках процесса глобализации.

Представляется, что современный этап мирового развития является по своему уникальным и поворотным, поскольку два компонента цивилизационного развития, называемые нами «естественной глобализацией» и «искусственной глобализацией» находятся в наивысшей фазе, исторически ранее человечество не было столь технологически едино и информационного пронизано новейшими компьютерными сетями, которые формируют новое глобальное пространство. Одновременно с этим развитие цивилизации выдвинуло в лидеры планеты наиболее развитую в промышленном, технологическом, экономическом и военном отношении страну - США, который претендует всей своей мощью на мировое господство. Специфика нового этапа глобализации именно в том, что с 90-х гг. XX в. на первый план выходит процесс управляемой глобализации, которая должна функционировать по определенным сценариям. Это новая ситуация, требующая более систематического концептуального изучения, ибо без этого нельзя понять причины произошедшего и происходящего, возможные геостратегические и общепланетарные следствия универсализации неолиберальных ценностей. Трактовка глобализации как универсализации идей неолиберализма любыми средствами - угроза для мира вообще и для США в частности. Попытка навязать миру одну всеобщую политическую модель может замедлить процесс глобализации. Поэтому необходим проблемно-генетический анализ истоков глобализации сверху того, что происходит при этом с Человеком, функционирующими социальными институтами, демократией, культурой, правом и т.д. Только такой анализ сможет показать альтернативы навязываемой индустриальными странами модели развития, возможные катастрофические последствия доминирования политической глобализации, которая не способна справиться с глобальными проблемами.

Контролируемая и управляемая глобализация сверху - часть процесса глобализации, проходящего через всю историю человечества. Отсюда принципиальная важность категориального анализа взаимодействия организации и самоорганизации в мире, управляемой глобализации сверху и естественной глобализации снизу, выявления механизмов решения конфликтных ситуаций, связанных с попыткой навязать миру единственно истинную модель процесса глобализации.

Процесс глобализации сверху в трактовке его некоторых сторонников допускает многообразие форм бытия общества до тех пор, пока проблема не касается фундаментальных принципов неолиберализма, всеобщности рыночных отношений, свободы и прав человека в их западной трактовке. В конечном итоге допускаемые вариации - суть частности, не мешающие проводить в жизнь интересы техногенной цивилизации вообще и американские интересы в особенности.

Происходящая в мире трансформация базовых структур общественного развития, которая получила название глобализации, отличается такой масштабностью, что касается всех аспектов современной цивилизации. Совпадение по времени естественной глобализации на основе научно-технической революции, ярким воплощением которой являются Интернет и новейшие компьютерные технологии, позволяющие влиять на пространство и время, и организуемой сверху, а потому искусственной глобализации, ставшей возможным в результате ухода с исторической арены СССР и социалистической системы, которые позволили стать США единственной супердержавой в мире, придает нынешнему этапу процесса глобализации неповторимость и общепланетарный характер. Поэтому она не поддается однозначной характеристике, видится с различных точек зрения по разному, зачастую получает альтернативные оценки.

Процесс естественной глобализации не планируется, если он и планируется то с участием всех заинтересованных сторон. Во время этого процесса эффективно функционирующие компьютерные системы, равно, как другие средства массовой информации, научные и технологические достижения, произведения искусства должны и будут распространяться по миру. Подобный процесс, который обслуживает потребности всех стран, происходил на протяжении всей истории и способствовал взаимопониманию стран и народов, усилению контактов, появлению новых точек диалога культур. При этом важны не только и не столько сферы, где происходят интегративные явления, им могут быть, например, и наука, и экономика, и культура, сколько естественность этих процессов, их целевые установки.

Естественная глобализация представляет собой универсализацию идей, имеющих наднациональный характер с одновременным уважительным отношением к специфическим национальным, религиозным, социокультурным ценностям. В этом смысле естественно распространение по планете результатов науки и технологии, достижения гениальных поэтов и писателей, постигших глубинные пласты человеческого «Я». Отсюда величие и глобальность идей Софокла и Шекспира, Толстого и Достоевского, концепции таких великих моралистов как Конфуций и Будда, Магомед и Христос. Естественная глобализация или глобализация снизу не нуждается в силовой поддержке, она происходит в течение всей человеческой истории. Это самоорганизующийся процесс формирования новых смыслов человеческого «Я», как универсального существа. Вот почему глобализацию как процесс расширения мира исторического субъекта достижениями различных культур в области науки, технологии, экономики и т.д., следует отличить от контролируемой и направляемой транснациональными финансовыми корпорациями глобализации неолиберальных ценностей для достижения определенных политических и экономических целей.

В процессе глобализации рождаются новые формы взаимосвязи экономических и финансовых систем, что приводит к значительному углублению интеграционных процессов. Это актуализирует необходимость переосмысления существующих представлений о национальной идентичности, национальном интересе. Меняется смысл демократии, роль политических партий и т.д. Формируются новые социальные и понятийные структуры, способные отразить особенности развития сложного, глобализирующегося, открытого мира. В этих условиях обогащается методологический инструментарий анализа динамики происходящих процессов. Исследователи все чаще используют наряду с традиционными методами системно-синергетический подход к реальности.

В процессе анализа данного явления вновь актуализируются такие традиционные общекультурные вопросы взаимоотношения традиции и новации, общего и национально-особенного. Вопрос в том, как совместить в процессе глобализации универсальное и уникальное, как сохранить самостоятельность национальных государств в ситуации, где «правила игры» начинают задавать мировые транснациональные компании. Это узловые проблемы, которые получают новое звучание в начале третьего тысячелетия, когда современная цивилизация столкнулась с проблемами разрушения природы и человеческой личности, возрастания противоречий между цивилизациями и т.д., заставляющими искать новые модели цивилизационного развития.

При этом за интенсивно обсуждаемыми проблемами глобализации стоят не только геополитические и геостратегические интересы ведущих мировых держав, хотя именно эта проблематика выходит сегодня на первый план, но и проблема будущего современной цивилизации, поиска моделей исторического развития, которые могут помочь человечеству справиться с глобальными проблемами, сфера которых интенсивно расширяется. Практика постформационной истории, когда обсуждение основных проблем мировой истории происходит не на языке капитализм - социализм, а на языке межцивилизационных столкновений, не только расширяется сфера глобальных проблем, их число, но резко обостряется противостояние «золотого миллиарда» и остальной части мира, глобальный характер приобретает проблема терроризма, интенсифицируется динамизм цивилизационных процессов, что ведет к углублению экологического кризиса. Тем самым новый этап глобализации расширил и углубил поле глобальных проблем.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Принципы территориального развития компании, выходящей на мировые рынки
Перспективы будущей эволюции мировой валютной системы
Вернуться к списку публикаций