2010-12-02 09:00:58
ГлавнаяМировая экономика — Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии



Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии


Глобализация экономики - динамичный процесс, причем находящийся на одной из начальных стадий развития. В связи с этим дать точное определение данному явлению крайне сложно. Мы понимаем под глобализацией качественно новый период интернационализации, который характеризуется всеобщей взаимозависимостью экономических субъектов в рамках целостной системы мирового хозяйства.

Глобализация по-разному влияет на различные сферы экономической жизни Германии. Наиболее существенное воздействие она оказывает на внешнеторговые и инвестиционные потоки. При этом для понимания обусловленных глобализацией сдвигов в мирохозяйственных связях целой страны приходится концентрироваться на изучении важнейших субъектов современных международных экономических отношений - отдельных компаний.

Анализ классических и новейших теорий внешней торговли показал, что в них недоучитывается воздействие глобализации. Их общей проблемой является рассмотрение главным образом стран, а не подлинных участников современной торговли частных фирм. Эти недостатки частично преодолены М. Портером при объяснении формирования основ конкурентных преимуществ стран, что тем не менее не позволяет выявить причины территориальных сдвигов во внешней торговле.

Наиболее известные теории прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - теория жизненного цикла товара Р. Вернона, теория ПИИ в условиях несовершенства конкуренции С.Г. Хаймера и эклектическая парадигма Дж. Даннинга, как и многие другие рассмотренные концепции, не учитывают всех мотивов осуществления ПИИ, называемых в опросах инвесторов. Кроме того, эти теории почти не отражают связь между внешней торговлей, ПИИ и другими формами участия фирм в глобализации, недостаточно учитывают роль неэкономических факторов (языковых барьеров, стереотипов, недостаточной информированности). Очень мало и исследований, вскрывающих механизмы поведения фирм в территориальном разрезе.

В эпоху глобализации компании вынуждены для успешного развития завоевывать все новые зарубежные рынки, устанавливать производственные связи с иностранными лидерами своих отраслей и снижать издержки путем переноса предприятий за рубеж. На основе анализа деятельности иностранных фирм в ФРГ и германских за рубежом представлены общие принципы территориального развития фирмы, выходящей на глобальный уровень.

Для каждой крупной фирмы с глобальной стратегией мы выделяем 5 равных по значению стадий в истории ее развития (еще далеко не все компании дошли до последних из них):

1) возникновение фирмы и захват ею прочных позиций на внутреннем рынке;

2) превращение фирмы в экспортера товаров и/или услуг;

3) освоение фирмой производства товаров и/или услуг за рубежом;

4) усиленное развитие компанией зарубежной деятельности;

5) образование гигантской ТНК.

Каждая последующая стадия сохраняет многие черты предыдущих стадий. На любом этапе компания может быть поглощена более мощной фирмой, и тогда она будет развиваться как ее элемент. Многие старые фирмы дважды проходили первую-третью стадии из-за потери ПИИ в результате второй мировой войны.

На 1-й стадии компания стремится занять устойчивые позиции на внутреннем рынке. Обычно лишь захватив значительную нишу на национальном рынке, фирма приступает к освоению зарубежных рынков. Участие государства в капиталах фирмы иногда позволяет миновать эту стадию, что часто делается из стратегических соображений. Тогда экономической базой развития фирмы служит само государство.

Начиная со 2-й стадии руководство фирмы выбирает приоритетные направления внешнеэкономической деятельности, стремясь решить на каждой новой стадии специфичные для фирмы задачи. Например, на 2-й стадии фирма выходит со своей продукцией на устойчивые зарубежные рынки, а начиная с 4-й стадии компания может быть пионером на новых рынках с высокими предпринимательскими рисками. Однако в отличие от предыдущих периодов интернационализации даже на начальных этапах развития управляющим компаний приходится учитывать последствия глобализации. Наличие 4-й и 5-й стадий само является результатом усиления этого процесса.

На разных стадиях развития фирмы преобладают различные типы ПИИ. Если на 3-й стадии развития господствуют капиталовложения в создание новых производственных мощностей, то на 5-й стадии основными становятся слияния и поглощения. Тем не менее в силу конъюнктурных соображений даже успешная ТНК может продать любую дочернюю фирму.

Помимо внешнеторговой и инвестиционной деятельности компании выдают лицензии, участвуют в научно-технической и производственной кооперации. Однако все чаще в условиях глобализации такие партнерские отношения начинают сопровождаться осуществлением ПИИ.

При выборе направлений внешнеэкономических связей фирмы ее руководству приходится учитывать много факторов. Сначала выбор происходит на макроуровне - между странами или их группами. Далее формируются предпочтения инвесторов на мезоуровне - внутри страны. Приоритеты на макро- и мезоуровне различаются. Отличается набор факторов в зависимости от того, налаживается ли экспорт товаров или осуществляются ПИИ (как правило, во втором случае критерии более жесткие - в расчет принимаются и характеристики рынков сбыта, и возможности по снижению издержек, и условия доступа к качественным ресурсам).

В любом случае, важную роль играет эффект соседства, часто сочетающийся с влиянием культурно-исторической близости. Руководство фирмы выбор региона производит, не исходя из фактического положения в нем, а на основе имеющихся сведений. Если нужная информация о стране обычно доступна, то внутристрановые различия в инвестиционном климате не знают даже многие местные предприниматели. Информированность инвесторов зависит от размера фирмы и опыта ее работы в стране. Выделено 2 основных вида распространения предприятий, обусловленных фактором информированности, - свойственных фирмам из отдаленных и из соседних стран.

У инвесторов из отдаленных государств сведений о благоприятных местах для инвестирования в стране мало, в основном они - о крупных городах, которые и становятся первыми центрами размещения их предприятий. Большую роль играет и то, что именно крупные города обычно имеют хорошие международные транспортные связи, емкие рынки сбыта. В дальнейшем ПИИ идут в районы, о которых инвесторы хорошо осведомлены: на территории, смежные с их предприятиями или фирмами соотечественников, и в крупные экономические центры других районов страны. В итоге распространение предприятий фирм одной страны идет по принципу иерархически-волновой диффузии.

У инвесторов из соседних стран (к ним относятся и дочерние фирмы в соседних странах у концернов из отдаленных государств) часто нет языкового барьера, они хорошо информированы. Все это накладывается на эффект соседства и связанные с ним низкие транспортные издержки, на отсутствие технических препятствий по управлению филиалами. Используя выгоды экономико-географического положения, предприятия сразу создаются и в небольших городах, что связано также с желанием наладить производственные связи с конкретными местными фирмами.

Принципы расширения сферы деятельности компании определяют характер внешнеэкономических связей германских фирм. При суммировании данных по отдельным фирмам, как показывает анализ, описанные закономерности сохраняются и при рассмотрении внешнеэкономических связей ФРГ в целом.

У ФРГ стабильно отрицательный баланс торговли услугами, перекрываемый, однако, еще более высоким положительным сальдо торговли товарами. Развитие глобализации не изменило промышленной специализации Германии - основная часть оборота приходится на машины и оборудование, химические товары, другую готовую продукцию.

Глобализация проявляется в регионализации внешнеэкономических связей ФРГ. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, регионализация обусловлена эффектом соседства. При вывозе товара в соседние страны ниже транспортные издержки, а некоторую скоропортящуюся продукцию вообще нельзя перевозить на большие расстояния. С фирмами соседних государств германские фирмы установили тесные производственные связи, создают собственные сбытовые филиалы, а доля внутрифирменной торговли через границу постоянно растет. Во-вторых, большое значение имеют институциональные факторы. В рамках ЕС почти нет препятствий для движения товаров. В-третьих, важную роль играет емкость рынков сбыта. Соседи ФРГ - наиболее развитые страны мира, с которыми могут сравниться лишь США и Япония, которые также входят в список лидеров по торговле с ФРГ. В-четвертых, в Западной Европе находится большинство покупателей специализированной высокотехнологичной германской продукции и поставщиков наукоемких товаров в ФРГ. В то же время по отдельным товарным группам (например, по продовольствию) выделяются страны других регионов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Россия в мировой экономике к началу 21 века - что впереди
Мировая политика - проблемы и тенденции развития
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
О глобализации и перспективах развития мирохозяйственных связей России
Вернуться к списку публикаций