2010-11-30 09:00:20
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией



Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией


Большую роль играет информированность инвесторов. На Западе часто складывается негативный имидж России под воздействием политических событий, которые в сознании предпринимателей перекладываются и на мнение об экономической ситуации. Как отмечают многие немцы, о России нет достаточной информации, особенно сведений о потенциальных местах приложения капиталов, которые германские предприниматели ждут от региональных властей. Многие материалы предоставляются лишь на русском языке.

Основная часть публикаций российской прессы посвящена лишь самым большим предприятиям, тогда как есть отрасли, в которых в силу технологических особенностей господствуют небольшие предприятия. К тому же крупные заводы концентрируются в ограниченном числе регионов. Небольшие компании часто более привлекательны для иностранных инвесторов, т.к. у них может быть выше рентабельность и они не являются ареной полулегальной борьбы различных олигархических группировок.

В качестве решения данной проблемы, по нашему мнению, следует организовать грамотную политику информирования потенциальных иностранных инвесторов (не только из ФРГ). Как показано выше, на региональное и отраслевое распределение иностранных капиталов в стране важнейшее значение оказывает фактор информированности руководства фирм.

Безусловно, следует развивать деятельность созданного в апреле 2001 г. Российско-германского агентства по инвестициям, но этого недостаточно. Необходимо создание качественной информационной базы, доступной иностранным инвесторам, - общероссийской на английском языке и региональных с учетом предпочтений инвесторов разных стран на наиболее удобном им языке (например, немецком в Калининградской области, финском в Карелии и китайском в Амурской области). Эта база данных должна быть доступна в электронном виде и регулярно обновляться. Ее создание стимулирует приток ПИИ и активизацию других видов внешнеэкономической деятельности без больших денежных затрат, которые необходимы для обеспечения разного рода финансовых льгот и субсидий.

Информация должна содержать два блока - общие сведения (перечень крупнейших предприятий всех регионов и всех отраслей, специфика регионального законодательства, координаты отвечающих за международные контакты чиновников) и базу данных о предприятиях, заинтересованных в ПИИ.

Необходим постоянный мониторинг инвестиционной ситуации в регионах, который следует проводить в координации с развитием других систем государственного мониторинга, прежде всего регионального. Как и в случаях с другими видами мониторинга, данные о возможностях и перспективах инвестирования должны собираться и анализироваться под руководством федеральных и региональных органов государственной власти. Для успешной реализации предлагаемых мероприятий потребуются необходимые дополнения и уточнения в Федеральную программу статистических работ, а также, вероятно, создание координационной организационной структуры.

Эффективность целенаправленной информационной политики иллюстрирует пример Новгородской области. В регионе существует бесплатное информационное обеспечение потенциальных инвесторов, а в средствах массовой информации на первом этапе велась масштабная рекламная кампания «демократических и рыночных успехов» области. В результате в отсутствие значительных ресурсов область привлекает масштабные ПИИ.

Следует также приветствовать зарубежные контакты региональных властей, в частности, их участие в специализированных выставках. Целесообразен проводимый региональными или местными властями мониторинг наиболее перспективных проектов сотрудничества - это может оградить зарубежных партнеров от чрезмерных проявлений коррупции чиновников.

Учет территориальной специфики внешнеэкономических связей (в частности, эффекта соседства), позволит избежать и явных ошибок, например, в федеральной инвестиционной политике. Так, создание особых условий в Республике Ингушетия или Республике Алтай было изначально обречено на неудачу - они слишком удалены от основных стран-инвесторов, не имеют собственной экспортной базы, поэтому привлекают лишь российские предприятия, уклоняющиеся от налогов.

В 1996 г. в опросе, где участвовала треть германских инвесторов в России, все проблемы оценивались по шкале от 0 (безразлично) до 4 (очень важно). На первом месте стояла неопределенность законодательства (3,1 балла). Далее следовали высокий уровень налогообложения (2,9), высокий уровень преступности и коррупции (2,8), инфляция (2,8), недобросовестность рабочих, проблемы с таможней, бюрократические проволочки и отказы от оплаты долгов (все - по 2,7). Начиная с 1999 г. наметились позитивные сдвиги в решении большинства этих проблем, что означает рост инвестиционной привлекательности России. К тому же Россия не имеет серьезных конкурентов в СНГ - многие страны Содружества отличаются высокой политической и экономической нестабильностью, а рыночные реформы обычно идут медленнее российских. В итоге, например, в Белоруссии германские инвесторы до сих пор предпочитают форму совместных предприятий. У большинства фирм ФРГ о странах СНГ мало информации. Обычно германские предприниматели рассматривают страны СНГ как «продолжение» России, ее периферию. Таким образом, вследствие диффузии предприятий эти государства постоянно «отстают» в привлечении ПИИ.

В ближайшие годы усилится децентрализация размещения германских предприятий в России. На фоне неуклонного роста их числа после кризиса 1998 г. их количество постоянно сокращается в столичном регионе. Проведенные Союзом немецкой экономики в 2001 и 2002 гг. опросы показали, что многие фирмы ФРГ хотели бы расширить свое присутствие в российской провинции. Большинство фирм, которые уже ведут бизнес в российских регионах, удовлетворены существующими там условиями. Согласно последнему опросу, проведенному в 2003 г., 1/3 германских фирм расширила свое дело в России. Половина опрошенных германских инвесторов готова и в будущем вкладывать капиталы в России. Однако администрации многих регионов получили отрицательный отзыв германских предпринимателей. Среди них и Москва, политико-экономическую ситуацию в которой серьезно критикуют более 50% инвесторов из ФРГ. Но ускорить децентрализацию способна лишь политика качественного информирования потенциальных инвесторов.

На наш взгляд, ФРГ сохранит позиции одного из ведущих инвесторов в России. Германские фирмы продолжат использовать Россию для завоевания рынков других стран СНГ, особенно если интеграционные процессы в Содружестве будут усиливаться. Сумма накопленных германских ПИИ в России ежегодно будет возрастать минимум на 200-300 млн. долларов. Приток капиталовложений обеспечат главным образом инвестиции крупных фирм обрабатывающей промышленности ФРГ. Не исключены масштабные проекты в автомобилестроении и химической промышленности. Роль германских ПИИ в нефтяное и газовое хозяйство России будет сравнительно мала и в будущем. Либерализация российской сферы услуг (прежде всего банковского и страхового сектора) способна стимулировать масштабный приток германских ПИИ, однако в основном в столицу и другие крупные города страны.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
ВТО как институт регулирования международных торговых отношений
Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании
Тенденции экономики Германии в современных условиях
Вернуться к списку публикаций