2010-11-30 09:00:20
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией



Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией


Важное влияние на формирование различий между странами ЦВЕ и СНГ в интенсивности хозяйственных связей с Германией оказывают успехи рыночных реформ, темпы либерализации внешнеэкономических отношений. Например, в Венгрии и Словении специальный закон, регулирующий ПИИ, был принят еще в 1988 г., тогда как в остальных постсоциалистических странах - не ранее 1991 г. В результате благодаря лидерству в открытии экономики для иностранного капитала с Венгрией и Словенией сравнима по накопленным ПИИ всех стран на душу населения лишь Чехия. Важную роль играли успехи приватизации, темпы развития банковского и страхового секторов, другие преобразования, приближающие предпринимательскую среду бывших социалистических стран к рыночной экономике.

Ход реформ во многом зависел от помощи стран Запада, от активности иностранных предпринимателей, которые шли прежде всего в самые развитые постсоциалистические государства, чья экономика была наиболее восприимчивой к внешним стимулам развития. Дополнительные ПИИ приходили в те страны, где для них открывали все новые отрасли. Например, среди всех стран региона лишь в Венгрии с самого начала реформ не было препятствий для деятельности иностранных страховых фирм. В результате германский страховой концерн «Альянц» стал лидером отрасли в стране, т.к. еще в 1990 г. приобрел 49% акций одной из двух крупнейших венгерских страховых фирм «Хунгария Бистозито», выкупив оставшиеся акции в 1996 г. В других странах региона «Альянц» также ведет бизнес, но к 2000 г. не поднялся выше 3-го места в отрасли (в Словакии и Румынии). Схожая картина в банковском деле, энергетике, торговле лекарствами и в других отраслях, где масштабы ограничений ПИИ сильно различаются по странам.

Помимо итогов социально-экономических преобразований важна политическая стабильность. Вооруженные конфликты на территории бывшей СФРЮ пагубно отразились на германских экономических связях со всей

Юго-Восточной Европой. Блокада СРЮ косвенно отразилась также на Болгарии, Македонии, других государствах. После некоторой стабилизации этнических конфликтов в регионе экономические отношения с ФРГ сразу интенсифицировались. Из накопленной суммы германских ПИИ к началу 2001 г. в Македонии более 1/2, в Хорватии - около 77%, в Боснии и Герцеговине - свыше 87% приходится на прирост в 1999-2000 гг., тогда как в среднем по бывшим социалистическим странам и КНР показатель составил 38%.

Значение имеет и уровень развития партнерских отношений стран с ЕС. К «первой» волне кандидатов на вступление в ЕС относятся Польша, Венгрия, Чехия, Словения и Эстония, которые в ближайшие годы должны стать полноправными членами ЕС. Особенно приветствуют германские предприниматели присоединение Польши. Однако это в большей степени проявится в будущем, когда у новых членов ЕС не будет барьеров для миграции товаров и услуг, людей и капитала. В настоящее время пример соседних Словении и Хорватии (которая вряд ли скоро станет членом ЕС) показывает, что это не самый важный фактор для ПИИ. По интенсивности внешней торговли с ФРГ также есть исключения - у Хорватии и Македонии (также не будет принята в ближайшие годы в ЕС) германский торговый оборот в расчете на душу населения выше показателей нескольких кандидатов на вступление в ЕС.

Большую роль в интенсификации внешнеэкономических связей ФРГ с восточноевропейскими государствами будет играть их все более тесное вовлечение в зону евро с последующим принятием этой валюты. Уже к концу 2000 г. немецкая марка, которую в 2002 г. окончательно сменило евро, стала денежной единицей в Боснии и Герцеговине (правда, наряду с местной валютой), а также в Черногории и автономном крае Косово и Метохия (Югославия). Многие страны региона привязали свои валюты к евро (полностью или частично). Уже с 1993 г. более 3/4 германской внешней торговли со странами ЦВЕ ведется на базе немецкой марки (а в последние годы - евро). В этом отношении перспективы России, где господствующее положение занимает доллар США, выглядят значительно хуже. Однако намечается тенденция усиления (хотя и медленного) роли евро в России.

Рассмотренное выше позволяет четко выделить по уровню развития экономических отношений с Германией три группы стран. В первую входят Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия и Хорватия - это самые развитые постсоциалистические государства, темпы их рыночных преобразований наиболее быстрые, они территориально ближе всего к ФРГ, имеют традиционные связи с германской культурой, многие скоро присоединятся к ЕС. Противоположный полюс формируют Албания, Молдавия, закавказские и среднеазиатские государства СНГ - наиболее отсталые бывшие социалистические страны с низкими темпами социально-экономической и политической трансформации, удаленные от ФРГ, никогда не входившие в число традиционных германских экономических партнеров. Третью - промежуточную -группу формируют страны, которые испытывают определенные проблемы в сравнении с первой группой, однако имеют высокий потенциал развития экономических связей с ФРГ. В их число входит, в частности, Россия и некоторые другие страны СНГ.

Перспективы сотрудничества Германии с Россией и СНГ

Германия является важнейшим российским торговым партнером. В 2001 г. на ФРГ приходилось 10,7% российского экспорта без учета стран СНГ и 9,2% всего экспорта России. В то же время доля Германии составила 18,9% в импорте России без учета торговли внутри СНГ и 13,8% во всем российском импорте. Доля России во внешней торговле ФРГ намного скромнее - на нее приходится 1,6% германского экспорта и 2,6% импорта. Однако на Российскую Федерацию замыкается подавляющее большинство внешнеторговых контактов германских фирм со странами СНГ. Например, в 2000 г. доля России составляла 83,8% в импорте ФРГ из СНГ и 69,3% в экспорте Германии в СНГ. Из других стран выделялись лишь Украина (5,0% и 14,7%), Казахстан (6,0% и 3,9%) и Белоруссия (1,8% и 5,9%).

До 1998 г. положительный баланс в российско-германской торговле наблюдался обычно у России, но он был небольшим. Основной статьей российских поставок были энергоносители, а также цветные металлы и другие виды сырья и полуфабрикатов. Из Германии завозились в основном машины и оборудование, а также товары широкого потребления и продукты питания. Основная часть торговли велась западными землями. Большие сложности в реализации торговых соглашений возникали из-за кризиса неплатежей в российской экономике.

Резкое сокращение восточногерманских поставок в Россию было связано с ошибочной политикой новых владельцев предприятий бывшей ГДР. Они считали, что при выборе западно- и восточногерманской продукции российский покупатель всегда будет предпочитать первую (из-за веры в ее высокое качество по сравнению с бывшей «социалистической»), а знание восточных немцев о России в условиях перехода к рынку менее важны, чем опыт западных предпринимателей о принципах ведения бизнеса.

В результате ФРГ потеряла значительное число российских покупателей запчастей к оборудованию, произведенному в ГДР. Многие виды сельскохозяйственной и дорожной техники, станков для легкой промышленности и оборудования для нефтехимии закупались Советским Союзом в ГДР. После распада СЭВ и экономических трудностей 90-х гг. российские предприятия в большинстве своем не имели возможности закупать новое западногерманское оборудование, а в отсутствие новых восточногерманских поставок были вынуждены разбирать часть техники на запчасти. Возникло и новое российское производство оборудования. Однако некоторые перспективы восстановления российско-восточногерманских связей до сих пор существуют, хотя и не используются в должной мере.

Из-за эффекта девальвации рубля и роста российского импортозамещающего промышленного производства поставки ФРГ в Россию в 1998-2000 гг. неуклонно сокращались, прежде всего за счет продовольственных товаров. В итоге установилось стабильно положительное сальдо России в торговле с ФРГ, достигаемое во многом из-за благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей. В 2001-2002 гг. объем российского экспорта в ФРГ несколько снизился, составив в 2002 г. 13,0 млрд. евро.

В 2001-2002 гг. российский импорт из ФРГ заметно вырос, достигнув 11,4 млрд. евро, однако его «послекризисная структура в целом сохранилась - более половины составляют машины и оборудование, значительная часть которых в принципе не производится в России. Важное значение имеют также германские поставки химических товаров и продукции других отраслей обрабатывающей промышленности.

Экономический рост в России ведет к увеличению покупательной способности населения и повышению интереса к приобретению импортных товаров. При этом фирмы ФРГ рассматривают Россию как один из немногих потенциальных рынков сбыта с низкой конкуренцией. Эти причины будут способствовать дальнейшему росту германских поставок в Россию.

Доминирование сырьевых товаров в российском экспорте в ФРГ является не очень желательным для нашей страны, хотя бы в силу больших колебаний и в целом более медленного роста цен на них по сравнению с готовой промышленной продукцией. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе такая специализация России сохранится, тем более что германские потребители заинтересованы в закупке различных видов сырья и полуфабрикатов в России. Возможен заметный рост экспорта электроэнергии, который начат с октября 2000 г., но, как и в случае с поставками природного газа, существуют проблемы модернизации транспортной инфраструктуры (соответственно линий электропередачи и газопроводов) в Белоруссии и Польше.

Некоторое увеличение доли российских товаров «верхних этажей» обработки возможно благодаря признанию в ЕС рыночного статуса нашей страны, но о серьезном изменении российской специализации можно говорить лишь при значительном увеличении числа предприятий, продукция которых окажется конкурентоспособной на западноевропейских рынках.

Другие страны СНГ испытывают те же проблемы, что и Россия. Следует также учесть, что в сознании многих германских предпринимателей на постсоветском пространстве место СССР заняла одна Россия. Особенно это явно проявлялось в первой половине 90-х гг., когда закладывались основы сотрудничества в современных рыночных условиях - например, в ходе опроса 1993-1994 гг. менее 8% германских предпринимателей знали о существовании независимой Белоруссии.

Как следствие, при наличии значительных запасов сырья, интересующих германских потребителей, у стран СНГ возникает большое положительное сальдо торговли с ФРГ (Азербайджан, Казахстан, Киргизия). В противном случае внешнеторговые отношения с ФРГ крайне вялые, причем германские поставки машин и оборудования, химикатов и другой готовой продукции значительно превосходят поставки товаров основных отраслей специализации стран СНГ. Наиболее интенсивные контакты - у европейских стран СНГ в силу их территориальной близости к ФРГ. В частности, Украина ввозит из Германии прежде всего станки, автомобили, лекарства и химикаты, а экспортирует текстиль, черные и цветные металлы.

В отсутствие значительных германских ПИИ замена импорта продукции фирм ФРГ на ее производство на местных заводах идет очень медленно. Часто выходом могло бы стать производство по лицензиям. Одним из самых известных примеров является выпуск автобусов по лицензии концерна «Даймлер-Крайслер» в подмосковном Голицыне. Однако в этом случае замещался импорт с турецкого филиала германской фирмы.

Германия является крупнейшим кредитором России и большинства других стран СНГ. Россия взяла на себя обязательства по старым советским долгам, которые составляли около 34 млрд. марок, т.е. более 17 млрд. евро (без учета как процентов, так и последующей реструктуризации долга, которая существенно сократила его размер). Новые долги Российской Федерации и частных предприятий превысили 8 млрд. евро. Периодически долговая проблема обостряется, что негативно сказывается на российско-германских экономических отношениях. В частности, с июня 1998 г. по июнь 2000 г. по этой причине не осуществлялась поддержка германского экспорта в Россию государственным страховым обществом «Гермес».

Основная часть долгов российских компаний представляет собой краткосрочные торговые кредиты и средства, заимствованные на проведение модернизации предприятий. Особое место занимает программа «ТРАНСФОРМ», которая реализуется германским правительством в странах ЦВЕ и СНГ и направлена на оказание различных консультационных услуг и содействие повышению квалификации местных специалистов. За 1993-2002 гг. в России в рамках этой программы реализовано более 350 проектов, общий объем финансирования которых превысил 390 млн. марок (200 млн. евро). В меньших объемах кредитование торговли, модернизации производства и трансформации экономических отношений осуществляется Германией и в других странах СНГ. В отличие от многих международных и двусторонних программ германские программы помощи России смогли избежать основных негативных явлений благодаря комплексному и критическому подходу к системной трансформации. По мере развития российской экономики кредитно-финансовые отношения с Германией усилятся, а их структура кардинально изменится. Вместо кредитов на покрытие текущих расходов (главным образом государственных) будут преобладать заимствования российских предприятий у частных германских инвесторов. Однако для того, чтобы кредитные ресурсы пришли в Россию, да к тому же под невысокие проценты, необходимо прежде всего повышение кредитного рейтинга страны в целом.

Большую роль играют преобразования в отдельных отраслях. Например, проблемы кредитования российских компаний черной металлургии связаны с ограничениями экспорта их продукции в ЕС и США, высокой концентрацией отрасли при наличии большого числа небольших неконкурентоспособных фирм, высоким физическим и моральным износом основных фондов, продолжающимся переделом собственности в крупных компаниях отрасли.

Наибольшую конкуренцию России в торговых, инвестиционных и других экономических связях с Германией могут составить белорусские фирмы - в силу низких трудовых издержек и меньших затрат на транспортировку готовой продукции в ЕС. Однако неясность политических и экономических перспектив Белоруссии останавливает многих германских предпринимателей.

Особое место в отношениях с ФРГ занимает Казахстан, где в начале 90-х гг. более 5% населения составляли этнические немцы. Однако этот фактор почти не использовался Казахстаном, а в настоящее время вследствие проводимой национальной политики большая часть немцев переехала либо в Германию, либо в соседние области России.

Перспективным направлением российско-германских отношений может стать развитие научно-технической и производственной кооперации. Россия обладает огромным научным потенциалом, представляющим интерес для повышения конкурентоспособности германской продукции на мировых рынках. В 90-е гг. мало использовались возможности сотрудничества в области атомной энергетики, практически не был задействован потенциал авиационной и ракетно-космической промышленности России. Однако в последние годы уже наметился рост интереса германской стороны к российским наукоемким сферам. Например, увеличилось число коммерческих запусков германских спутников с российских космодромов. Ведется совместная работа по созданию новых малых летательных аппаратов. Несколько российских и германских фирм достигли договоренности об организации сотрудничества при создании и совместной эксплуатации космического комплекса дистанционного зондирования. «Росавиакосмос» участвует в нескольких проектах производственной кооперации с германскими авиационными предприятиями.

Среди партнеров российских фирм выделяются «Даймлер-Крайслер» и «Сименс». «Даймлер-Крайслер» участвует в нескольких десятках программ кооперации, в т.ч. в проекте по обслуживанию истребителей МИГ-296, перешедших в собственность ФРГ от армии ГДР после объединения Германии. Его дочерняя фирма «ДАСА» совместно с российским «НПО-ГОД» приступила к созданию новой навигационной спутниковой системы. Из последних проектов концерна «Сименс» можно отметить кооперацию в сфере атомной энергетики завода «МСЗ» из подмосковной Электростали и фирмы «Сименс-КВУ». Начиная с 2000 г. российский партнер поставляет в ФРГ, Швецию и Швейцарию топливные элементы для АЭС, получая в обмен из ФРГ сырье для вторичного обогащения. Переговоры велись более 5 лет, начавшись сразу после закрытия специализированного завода около Франкфурта-на-Майне.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Основные особенности глобализации
Межвоенный период эволюции мировой валютной системы
Европейская валютная интеграция
Мировая экономика и международные экономические отношения
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Вернуться к списку публикаций