2010-11-30 09:00:20
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией



Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией


В первые годы реформ (1989-1991 гг.) основная часть германских ПИИ в странах ЦВЕ направлялась в совместные предприятия. В долгосрочном плане экономически более целесообразным было не реконструировать устаревшие социалистические предприятия и решать комплекс социальных проблем (например, сокращение персонала), а строить новые предприятия. Однако в тот период инвесторы из ФРГ, как и другие западные предприниматели, всерьез опасались возврата коммунистических сил к власти, а участие в фирме менее чем на 50% заметно снижало риски, существенно не ограничивая при этом контроль над предприятием. Кроме того, реализация совместных проектов позволяла фирмам ФРГ снизить издержки по вхождению на рынок с его местной спецификой - восточноевропейские партнеры лучше ориентировались в существовавших в их странах бюрократических процедурах, противоречивости законодательства, национальной психологии предпринимателей. Использование устаревших, но действовавших мощностей сразу давало возможность сбывать продукцию на новых рынках. Таким образом, фирмы из ФРГ экономили время и получали преимущества пионеров. Свою роль сыграли и государственные льготы для фирм со смешанным участием иностранного и национального капитала.

Даже среди крупнейших германских инвестиционных проектов 1989-1991 гг. преобладали совместные предприятия. Например, в тогда единой Чехословакии крупнейшими проектами фирм ФРГ были приобретение концерном «Фольксваген» за более чем 600 млн. марок 31% акций автомобильной фирмы «Шкода» в Млада-Болеславе, покупка газовой компанией «Линде» большого пакета акций в фирме «Техноплин» (НИИ - 160 млн. марок), приобретение «Фольксвагеном» контрольного пакета акций в «Братиславске Аутомобилове Заводи» (ПИИ - более 100 млн. марок). Самый же крупный в 1989-1991 гг. проект со 100%-ным участием германского капитала в этой стране - производство телекоммуникационного оборудования фирмой «Сименс»- привлек только 12 млн. марок. В Венгрии крупнейшие проекты ФРГ этого периода также были совместными предприятиями: фирма «Кемпински» вложила в Будапеште 70 млн. марок в пакет акций отеля, почти 20 млн. марок составили ПИИ фирмы «Мессер Грисхайм» в 51% акций столичного предприятия «МГ Хунгарогаз», а 13 млн. марок - ПИИ фирмы «Браас унд Ко.» в 22,1% акций химкомбината в Мишкольце. Наибольшие германские ПИИ в

Румынии в начале 90-х гг. (10 млн. марок) привлекла бухарестская фирма по выпуску телекоммуникационного оборудования «Электромагнетика», в котором «Сименс» владел лишь 49% акций. Из стран - основных получателей ПИИ фирм ФРГ в регионе лишь в Польше крупнейший германский проект в начале 90-х гг. не был совместным: «Сименс» купил в ходе приватизации 100% акций завода по выпуску электрогенераторов во Вроцлаве.

Для стран региона преобладание совместных предприятий (причем во время масштабной приватизации) было положительным явлением - фирмы из ФРГ не просто осуществляли экономическую экспансию на новые рынки, но и налаживали сотрудничество с местными компаниями.

Со временем многие фирмы ФРГ выкупили долю местных партнеров. Так, концерн «Фольксваген» в 1994 г. полностью приобрел автозавод в словацкой Братиславе, а затем в несколько этапов увеличил долю в чешской фирме «Шкода» до 100%, заплатив в 2000 г. за последний 30-процентный пакет акций 650 млн. марок. Появились новые крупные фирмы, полностью принадлежащие германскому капиталу. Так, в 1994 г. в венгерском Дьёре фирмой «Ауди Хунгария Мотор» (входит в концерн «Фольксваген») построен завод по сборке автомобилей и выпуску двигателей. За 1994-1999 гг. ПИИ составили 1,6 млрд. марок (более 15% всех германских и 4% иностранных прямых капиталовложений в Венгрии), в т.ч. 600 млн. марок в 1999 г. Этот завод - крупнейший экспортер Венгрии (5,5 млрд. марок в 1999 г.).

Однако все это не означает, что сотрудничество германских и местных фирм (особенно промышленных) ослабло. В своей экономической экспансии на Восток фирмы ФРГ ради снижения издержек опираются на все большее число местных смежников. Так, вокруг заводов в Дьёре и Млада-Болеславе в 90-х гг. успешно начали работать сотни мелких фирм. Лишь в части из них есть германский капитал (так, в 1996 г. из 234 поставщиков фирмы «Шкода» лишь 46 были совместными предприятиями и 28 - компаниями, полностью принадлежавшими германским фирмам).

Филиалы в странах ЦВЕ интегрируются в производственно-сбытовые цепочки германских концернов. Например, автозавод в Дьёре поставляет двигатели на заводы концерна «Фольксваген» и его дочерних фирм «Ауди», «СЕАТ» и «Шкода» в ФРГ, Испанию и Чехию.

Страны ЦВЕ получают от притока германских ПИИ много положительного: они способствуют росту занятости в регионе, насыщению его рынков качественными товарами, передаче «ноу-хау» и обучению специалистов в ФРГ, стимулируют развитие национального сектора экономики стран ЦВЕ.

Однако главной целью фирм ФРГ все же с самого начала был захват новых рынков. При этом германские предприниматели понимали угрозу для собственных компаний со стороны местных предприятий - как только те модернизировали производство и нанимали профессиональный управленческий персонал, они начинали успешно конкурировать с компаниями из ФРГ благодаря более низким издержкам. Вполне понятное отстаивание фирмами ФРГ собственных экономических интересов в странах ЦВЕ порождает, по данным социологических опросов, настороженное отношение некоторых жителей региона к сотрудничеству с компаниями ФРГ (как, впрочем, и с фирмами других западноевропейских стран), которое может усилиться при расширении ЕС на Восток. В первую очередь это связано с захватом германскими компаниями ключевых позиций в некоторых отраслях стран ЦВЕ.

В то же время интенсификация торговли с ФРГ и германские ПИИ, с помощью которых предприятия стран ЦВЕ включаются в производственно-сбытовые связи западноевропейских компаний, а также стыковка транспортных и телекоммуникационных систем стран Западной Европы и ЦВЕ способствуют постепенной интеграции восточноевропейских государств в единое европейское экономическое пространство еще до официального включения этих стран в ЕС (а почти все они являются кандидатами на вступление в ЕС).

Главной особенностью современного этапа стала сильная дифференциация восточноевропейских стран по интенсивности связей с ФРГ. Различается и роль в экономических отношениях с Германией разных районов у отдельных стран, в т.ч. ведущих партнеров ФРГ. Причем это касается и внешней торговли, и прямых капиталовложений.

Межстрановые и внутрирегиональные различия в активности фирм ФРГ в постсоциалистических странах

В основном межстрановые и внутрирегиональные различия в активности фирм ФРГ в странах ЦВЕ и СНГ связаны с особенностями развития зарубежной деятельности фирм, выходящих на глобальный уровень. Есть и специфика, обусловленная ходом социально-экономической и политической трансформации в регионе. Хотя ни один из этих факторов не является решающим, действуя в комплексе, они заметно усиливают контрасты между странами и их районами.

При рассмотрении роли Германии во внешней торговле и привлеченных ПИИ в постсоциалистические страны Европы хорошо виден эффект соседства. На ФРГ приходится более 60% торгового оборота Чехии и Венгрии, более 40% оборота Польши, Словакии и Словении. В то же время у расположенных восточнее и южнее Румынии, Болгарии, Молдавии, стран Балтии, бывших югославских республик (кроме Словении) этот показатель составляет 20-30%, а у наиболее удаленных от ФРГ Албании, Белоруссии, Украины и России - менее 15% торгового оборота.

В привлечении ПИИ эффект соседства в сильной мере сопряжен с влиянием культурно-исторической близости. Наибольшая роль у Германии в Словакии, Венгрии, Чехии и Польше (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение германских накопленных ПИИ к концу 2000 г. в Европе - основные получатели среди бывших социалистических стран

Страна

ПИИ, млн. евро

Доля ФРГ,

%

ПИИ на душу населения, евро

Страна

ПИИ,

млн.

евро

Доля ФРГ,

%

ПИИ на душу населения, евро

Польша

7221

21,1

187

Болгария

296

9,2

37

Венгрия

6811

33,7

680

Украина

253

6,5

5

Чехия

6701

30,3

652

Латвия

193

9,1

79

Словакия

1647

34,8

305

Литва

67

2,8

18

Россия

1322

6,7

9

Югославия

63

4,7

6

Хорватия

775

14,7

177

Эстония

48

1,8

35

Румыния

416

6,3

19

Босния и Герцеговина

39

10,8

10

Словения

384

13,4

193

Македония

17

4,3

9

Составлено по расчетам автора на основе: International Financial Statistics. January 2003. P 78-965; Die Kapitalverflechtung mit dem Ausland. Mai 2002. S. 19-20, World Investment Report 2002. P. 313.

В Словении, Хорватии и Боснии и Герцеговине доля Германии намного ниже и она уступает Австрии и почти всем бывшим республикам СФРЮ (т.к. их старые связи до сих пор сильны). Еще меньше германская доля в большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы, которые в наибольшей степени удалены от ФРГ и никогда не были ни германскими, ни австрийскими территориями. Наименьшее значение ПИИ фирм ФРГ в Эстонии, где преобладают шведские и финские капиталовложения, в Белоруссии, где доминируют российские инвестиции, в Литве, где германские инвестиции уступают капиталовложениям других стран Балтийского региона, и в Македонии, где больше всего роль греческих ПИИ.

Внешняя торговля и ПИИ взаимосвязаны, поэтому очень часто преобладание страны или района в одном виде экономических отношений приводит к их лидерству и в другом. Характерный пример - автозавод «Луди» в венгерском Дьёре. Округ (медье), в котором расположен этот город, лидирует и по привлеченным германским ПИИ, и по обороту внешней торговли ФРГ в стране, опережая даже Будапешт.

Эффекты соседства и культурно-исторической близости проявляются и на внутристрановом уровне. Например, в Польше на территории, входившие до 1945 г. в состав Германии (большинство из которых приграничные с ФРГ), приходится свыше 1/3 польского экспорта в ФРГ и около 1/4 импорта, тогда как доля этих территорий в населении Польши - порядка 1/5. В других районах страны выделяются лишь крупнейшие экономические центры - Варшава, Лодзь, Познань, Гданьск, Катовице (Верхнесилезская агломерация) и Быдгощ, причем лишь первые два не входили в состав Германии до 1918 г., и только Варшава не была включена фашистским режимом в состав Германии в октябре 1939 г. Значение восточных воеводств крайне мало, несмотря на то, что там расположены такие крупные города, как Краков и Люблин.

Эти эффекты и связанная с ними иерархически-волновая диффузия предприятий проявляются также при размещении германских ПИИ. Например, в Чехии крупнейшим зарубежным инвестором в банковское дело является баварский «Байерише Хипо-унд Ферайнсбанк», образованный слиянием банков «Байерише Ферайнсбанк» и «Хипобанк» Оба они пришли в Чехию в 1992 г. и за первые 5 лет открыли в стране соответственно 6 и 20 филиалов. На примере первого банка прослеживается только привлекательность крупнейших экономических центров - филиалы «Ферайнсбанк» разместил в 6 из 7 тогдашних областных центров Чешской Республики. «Хипобанк» открыл филиалы во всех без исключения 13 административных центрах страны периода до 1968 г. (включая приграничные с ФРГ Либерец, Усти-над-Лабем, Карлови-Вари, Пльзень и Ческе-Будеёвице), а также в 7 небольших городах. Среди них и Млада-Болеслав, где расположен крупнейший германский инвестиционный проект в чешскую промышленность (головной автозавод фирмы «Шкода»), и 5 приграничных городов, входивших в 1938-1945 гг. в состав Германии.

Важными причинами формирования межстрановых и внутристрановых различий в распределении германских ПИИ являются цели их осуществления и отрасли, в которые они направляются. Из названных трех групп целей (освоение рынков, снижение издержек, доступ к ресурсам) стремление использовать природные или интеллектуальные ресурсы не имеет у германских фирм в восточноевропейских странах большого значения.

В некоторых странах важны главным образом их рынки сбыта. Примерами служат Румыния, Болгария и страны СНГ, которые не привлекают низкими трудовыми издержками ради производства на экспорт, т.к. у них выше издержки по транспортировке продукции в страны ЕС в сравнении с расположенными западнее Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Словенией и Хорватией. Сбытовые фирмы размещаются обычно в крупных агломерациях, которые и привлекают основную часть германских ПИИ в государствах Юго-Восточной Европы и СНГ.

В расположенных западнее постсоциалистических странах германских инвесторов интересуют и сбыт, и налаживание производства ради снижения издержек, поэтому размеры капиталовложений в целом больше (ср. размеры ПИИ на душу населения в табл. 2). К тому же ради низких издержек инвестор часто идет в периферийные регионы - в восточноевропейских странах образовательный уровень рабочих везде неплохой, а зарплаты за пределами столиц ниже, тогда как безработица - выше. Кроме того, привлекательные для германских инвесторов промышленные предприятия размещаются в разных районах страны. По этой причине в Чехии, Венгрии и Польше роль столичных агломераций в привлечении германских ПИИ относительно невелика.

Однако эффекты соседства и культурно-исторической близости являются далеко не единственными факторами различий в интенсивности экономических отношений с ФРГ. Крайне важное значение имеет уровень развития постсоциалистических стран. Например, в 1992 г. валовой доход на душу населения в Словении превышал показатель Македонии в 7 раз. Как показано выше, в условиях глобализации за счет углубления специализации растут встречные поставки товаров, что интенсифицирует торговлю, а вслед за ней и потоки капиталов между наиболее близкими по развитию странами. Поэтому вполне закономерно, что Словения и Македония, имея почти одинаковое население, заметно различаются и по обороту торговли с ФРГ (в 2000 г. в 9 раз), и по размерам привлеченных германских ПИИ (в 20,5 раза). Также различается интенсивность отношений бывших социалистических стран Европы с другими государствами-членами ЕС. В итоге экономика наиболее развитых стран дополнительно стимулируется хозяйственными связями с ЕС.

Сочетание воздействия уровня развития страны с закономерностями диффузии зарубежных предприятий обуславливает использование Польши многими фирмами ФРГ как плацдарма для проникновения в другие страны ЦВЕ и Россию, а последней - как базы для завоевания рынков стран СНГ. Польша одна из самых развитых стран ЦВЕ, выгодно расположена относительно Германии, обладает самым емким рынком сбыта (ее население больше чем в Румынии в 1,7 раза, Чехии, Венгрии, Югославии - в 3,7-3,9 раза, других государств еще больше). Россия же бесспорно доминирует в СНГ.

Большую роль играет не только общий уровень развития экономики постсоциалистической страны, но и ее отраслевая структура. Специализация этих стран определяет их место во внешней торговле с ФРГ. Так, роль станков максимальна в Чехии, по экспорту угля и кокса выделяется Польша, нефти и нефтепродуктов - Россия, цветных металлов - Россия и Болгария. Высока роль мебели и других изделий из дерева у Польши и Словении, овощей и фруктов - у Болгарии, Польши и Венгрии.

Однако в 90-е гг. благодаря иностранным капиталовложениям специализация некоторых стран заметно изменилась. Например, Чехия и раньше выделялась своим автомобилестроением, однако ПИИ концерна «Фольксваген» способствовали расцвету этой отрасли также и в Словакии.

Заметно усилилась роль стран региона в производстве текстильной продукции. Доля любой восточноевропейской страны не превышает 2% в германском импорте текстильной продукции, если не учитывать производство на основе давальческого сырья. В то же время географическая близость, дешевизна рабочей силы и сравнительно высокое качество продукции вывели страны ЦВЕ в число безусловных лидеров по поставкам текстильной продукции из давальческого сырья в ФРГ. В 2000 г. на них приходилось 2/3 этих поставок, в т.ч. на Польшу - 17,6%, Румынию - 14,1%, Чехию - 14,0%, Венгрию- 5,9%, Словакию - 4,3%), Болгарию - 3,1%. Из Польши и Румынии в ФРГ ввозится в основном одежда - их доля в германском импорте одежды из давальческого сырья составляет 18,2% и 16,7% соответственно. В импорте из Чехии доля готовой одежды, напротив, низкая. В ближайшие годы прогнозируется сокращение доли Польши за счет Украины и Белоруссии.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Европейская валютная интеграция
О глобализации и перспективах развития мирохозяйственных связей России
Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Миграционное давление на Европу
Вернуться к списку публикаций