2010-11-28 09:00:39
ГлавнаяМировая экономика — Тенденции экономики Германии в современных условиях



Тенденции экономики Германии в современных условиях


Целый спектр различных отраслевых ярмарок-выставок представлен в Дюссельдорфе и Мюнхене, в некоторых других городах. Из наиболее известных можно назвать мюнхенские ярмарки «Баума» (строительная техника) и «Испо» (спортивные товары), организуемые в Дюссельдорфе ярмарки «ДРУПА» (бумага и полиграфическая продукция) и «ИНТЕРКАМА» (измерительная техника, устройства для автоматизации), проводимые в Кёльне Международную мебельную ярмарку и выставку «Фотокина» (фото- и кинотовары), берлинские Международную биржу туризма и «Зеленую неделю» (продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности).

Специализация германских ярмарок привела к росту их оборота и усилению интернационализации. Так, в 2001 г. на 133 межрегиональных ярмарках-выставках было 171 тыс. участников (в т.ч. 49% - иностранные). Их посетили около 10,7 млн. чел., в т.ч. 1,9 млн. приехали из стран, расположенных вне Европы. Прогнозируется некоторая интернационализация небольших региональных германских ярмарок.

Интенсификация внешнеэкономических связей и углубление международного разделения труда делают объективно необходимым проведение значительного числа ярмарок-выставок и на других континентах. Дальнейшее развитие глобализации приводит к тому, что даже преобладание специализированных ярмарок не снижает конкуренции в их проведении между странами. Но организаторы и владельцы ярмарок и выставок, проводимых в ФРГ, часто решают эту проблему путем осуществления ПИИ. В частности, развитие «новой экономики» требует регулярного проведения международных выставок в сфере информационной техники и телекоммуникаций не только в Западной Европе («ЦеБИТ» в Ганновере), но и в США, Восточной Азии, в Средиземноморье. «Дойче Мессе», владелец ярмарки «ЦеБИТ», не стал дожидаться, пока эту нишу займут конкуренты, - в конце 90-х гг. были открыты филиалы ганноверской выставки в Австралии (в Сиднее), Турции (в Стамбуле) и Китае, а в 2003 г. пройдет первая ярмарка «ЦеБИТ» в Нью-Йорке.

Считается, что существующие крупнейшие ярмарки будут все больше укреплять свои позиции на других континентах, не допуская создания новых крупных конкурентов. При этом явно начинают выделяться два типа ярмарок-выставок: глобальные и европейские (ориентированные либо на стандарты европейского спроса, либо на европейскую продукцию, либо на товары, предназначенные для сбыта в Европе).

При германском участии (в т.ч. государственном) создаются и совместные проекты в ярмарочном бизнесе. Германия регулярно организует зарубежные технологические выставки, главным образом в развивающихся странах с потенциально емким рынком сбыта германских промышленных товаров. Примером может служить «ТЕХНОГЕРМА», которая в 1994 г. проходила в Мексике, а в 1999 г. - в Индонезии. В 1998 г. впервые проведена выставка потребительских товаров в Шанхае (КНР).

Многие фирмы ФРГ регулярно участвуют во всемирных выставках, в частности, в «ЭКСПО» (в 2000 г. она проходила в ФРГ - в Ганновере) и многочисленных зарубежных ярмарках. Например, в 2002 г. германские компании были представлены на 119 азиатских ярмарках (в т.ч. 50 китайских), на 51 европейской (в т.ч. 28 российских), 24 латиноамериканских, 33 североамериканских, 14 африканских и 4 австралийских ярмарках. Это содействует укреплению позиций ФРГ на мировых рынках.

Не менее важно для понимания влияния глобализации на внешнеэкономические связи ФРГ рассмотрение направлений германской помощи развитию, прежде всего оказываемой государством. Эта помощь преследует в основном политические цели (обеспечение прав человека, ликвидация массовой бедности, содействие мирному урегулированию локальных конфликтов). Однако важную роль играют также экологические и экономические цели государственной помощи развитию: как страна, фирмы которой экспортируют значительные объемы товаров и капитала, ФРГ заинтересована в экономическом оздоровлении и прогрессе стран-партнеров. Это особенно важно в условиях интенсификации внешнеэкономических связей и вовлечения в мировое хозяйство всех стран.

Большая часть средств в рамках помощи развитию направляется на развитие производственной и транспортной инфраструктуры, закупку оборудования, что приводит к увеличению экспорта германских товаров и услуг в развивающиеся страны.

Рост мобильности населения в условиях глобализации приводит к постоянному переезду в ФРГ малообеспеченных жителей Третьего мира. Создание социальных перспектив для людей в развивающихся странах косвенно служит средством снижения масштабов иммиграции в ФРГ.

Сотрудничество с целью развития осуществляется на основе прямой двусторонней кооперации между государствами, посредством многостороннего сотрудничества через межгосударственные организации (например, ООН и ЕС), а также поощрения деятельности межправительственных организаций и развития кооперации частных компаний. Помощь отсталым странам оказывает не только Германия, но и другие развитые страны. Однако масштабы германской помощи и перечень стран-получателей позволяют говорить о специфике ФРГ (см. табл. 2).

Таблица 2

Доля стран - основных получателей германской государственной помощи развитию в рамках двусторонних связей.

Страна

Суммарная помощь (за вычетом погашенных кредитов), %

в т.ч. в форме кредитов

Суммарная помощь (за вычетом погашенных кредитов), %


1950-1989

1990-1994

1995-1999


1950-1999


Всего (в скобках-млрд. марок)

100,0

(166,0)

100,0

(44,2)

100,0

(96,6)

100,0

(32,2)

100,0

(37,2)


Индия

5,6

13,8

7,2

5,0

1,7


Египет

5,3

9,9

4,4

8,2

5,3


Израиль*

ок. 4,3

ок. 9,0

6,5

2,8


КНР (без Тайваня)

3,9

9,0

1,4

5,4

9,3


Турция

3,9

7,1

5,5

2,8

0,5


Индонезия

3,5

7,9

4,0

4,5

1,0


бывшая СФРЮ

3,0

2,3

1,4

7,4

3,2


Бангладеш

2,3

0,0

2,7

2,2

1,3


Пакистан

2,2

5,0

3,0

2,1

0,3


Танзания

1,8

0,1

1,9

1,7

1,6


Бразилия

1,8

1,0

2,3

1,0

1,0


Перу

1,6

2,2

1,7

1,8

1,0


Кения

1,5

0,5

1,5

1,9

1,0


Судан

1,4

0,0

1,9

1,0

0,3


Марокко

1,3

2,7

1,7

1,4

0,2


Эфиопия

1,3

0,3

-

-

-


Замбия

1,3

1,0

0,8

2,5

1,2


Иордания

1,2

1,9

0,9

2,1

1,1


Гана

1,1

0,7

1,1

1,5

0,9


Таиланд

1,1

1,4

1,1

1,1

0,8


Филиппины

1,0

1,3

0,8

1,6

1,3


* - до 1994 г включая Палестинские территории (доля в 1994-1999 гг. - 0,7%); с 1994 г. помощь Израилю меньше его выплат по кредитам.

Составлено по расчетам автора на основе: Statistisches Jahrbuch fur die Bundesrepublik Deutschland... 2001. S. 685-686; Statistisches Jahrbuch... 1996. S. 678-679; Statistisches Jahrbuch... 1993. S. 720-721.

За вычетом погашенных кредитов вся помощь ФРГ развивающимся странам за 1950-1999 гг. достигла 628,2 млрд. марок, в т.ч. доля государственной помощи составила 45,8% (причем в рамках двусторонних связей 26,4%, т.е. 166,0 млрд. марок). При этом на последние 5 лет (1995-1999 гг.)

пришлось 173,6 млрд. марок или свыше четверти всей помощи в послевоенный период. Доля государства снизилась до 30% (причем 37,2 млрд. марок, т.е. более 2/3, предоставлено в рамках двусторонних связей).

Помимо этого в 90-е гг. несколько миллиардов марок было выделено на помощь бывшим социалистическим странам, проводящим реформы. По доле ассигнований на помощь развитию в ВВП страны Германия заметно превышает средний показатель развитых стран. Федерация и земли, общественные организации и частные компании ФРГ ежегодно тратят на поддержку отсталых стран суммы, приближающиеся к 1% ВВП страны. Такой показатель особенно примечателен, если учесть, что другие развитые страны помогают в первую очередь своим бывшим заморским владениям, а Германия лишилась колоний еще в результате первой мировой войны. Среди основных получателей германской помощи развитию находятся совершенно разные страны.

В 90-е гг. заметно изменился перечень стран - основных получателей германской государственной помощи в рамках двусторонних связей (см. табл. 5). В целом она стала охватывать страны равномернее. Если на 5 крупнейших получателей в 1950-1989 гг. приходилось 27,6% помощи, а в 1990-1994 гг. - вообще 30,5%, то в 1995-1999 гг. - только 21,1 %.

Некоторые страны, достигшие среднего уровня экономического развития, прекратили получать германскую помощь (Португалия в конце 80-х гг., Греция в 1994 г.). В других (Мальта, Турция, Израиль, Тунис, Марокко) - ее размеры заметно сократились. Причем в отдельные годы безвозмездные субсидии, получаемые этими странами от правительства ФРГ, меньше, чем выплачиваемые ими проценты по предоставленным ранее кредитам.

В 90-е гг. значительно снизилась доля основных получателей германской государственной помощи в течение 1950-1989 гг. - Израиля, Индии, Турции, Бангладеша, Пакистана, Танзании. В то же время резко выросла доля

КНР, что связано с проводимыми в стране экономическими реформами, направленными на усиление мирохозяйственных связей. Гражданская война на территории бывшей СФРЮ обусловила крупные размеры помощи государствам, образовавшимся на ее территории. Возросли объемы помощи некоторым отсталым странам Азии и Африки.

Страны Азии и Африки являются основными получателями германской государственной помощи, предоставляемой в рамках двусторонних связей. Доля Африки составила в 1950-1999 гг. в целом 34,4%, в т.ч. в первой половине 90-х гг. - 43,5%, а во второй половине 90-х гг. - 29,5%. Доля Азии (без учета Турции) составила в 1950-1999 гг. в целом 34,8%, в т.ч. для первой и второй половин 90-х гг. - 35,9% и 28,2% соответственно.

Помощь в рамках двусторонних связей предоставляется в виде гуманитарной, продовольственной, финансовой и технической помощи, включая обучение местных специалистов, а также в форме кредитов, списания долгов.

Следует отметить, что в 90-е гг. заметно возросла роль технической помощи. Если в 1950-1992 гг. на нее приходилось 39,1%, то в 1993 г. 43,0 %, в 1994 г. 51,3%, далее показатель неуклонно рос каждый год, достигнув в 1999 г. 58,3%. Основной целью помощи стало не преодоление последствий конкретных бедствий, а создание долговременных условий для успешного развития отсталых стран. Не случайно поэтому и то, что в более благополучные страны помощь приходит не столько в виде безвозмездных субсидий, сколько в виде льготных кредитов (см. табл. 5).

Международная кооперация возникла с усилением специализации на ранних стадиях интернационализации. При этом роль внутрифирменной кооперации (т.е. между филиалами одной компании, расположенными в разных странах) была существенно ниже, чем значение межфирменной кооперации. В данной работе не ставится задача подробного исследования кооперации и научно-технического сотрудничества - здесь указаны лишь основные тенденции, наметившиеся в процессе усиления глобализации. Прежде всего следует отметить, что все чаще сотрудничество разных фирм сопровождается осуществлением ПИИ, поэтому значение кооперации без долевого участия сокращается. Однако такими формами как обмен информацией и выполнение совместных программ компании не пренебрегают.

Кооперация в зависимости от специализации и профиля сотрудничающих компаний подразделяется на горизонтальную, вертикальную, диагональную и смешанную. Основными типами международной межфирменной кооперации являются научно-техническая, производственная и торговая кооперация, а также координация менеджмента.

Значительная часть кооперации без долевого участия выражается в торговых связях, которые рассмотрены выше. В частности, наиболее распространенной стала кооперация крупного иностранного филиала (например, автозавода или электротехнического предприятия) с огромным числом малых и средних местных фирм, поставляющих комплектующие.

В условиях глобализации наибольшее значение получают формы кооперации, связанные с научными исследованиями. Именно стремительное развитие научно-технической революции и переход ее в стадию информационной революции заметно ускорили частоту технических инноваций. Это в свою очередь заметно удорожает исследования даже крупных компаний, специализирующихся на ограниченном круге проблем. Фирмам приходится сотрудничать с конкурентами в решении отдельных проблем, хотя по значительной части товаров между ними на рынке продолжает вестись борьба.

Последние 20 лет не дали принципиально новых форм кооперации -они лишь распространились на исследования в области новейших средств телекоммуникации, включая интернет, и ряд других передовых технологий. В качестве примеров можно привести кооперацию германской «Дойче Телеком» и американской «Майкрософт» для развития новых услуг мобильной связи, связанных с сетью интернет, а также разработку программного обеспечения для обслуживания пригородного пассажирского транспорта крупных городов германской «САП» и британской «Сема Груп». Возможно, в ближайшем будущем (особенно у малых и средних фирм передовых отраслей) большую популярность приобретет телекооперация в форме «виртуального предприятия» - создаваемая для реализации конкретного проекта кооперация фирм разных стран, в которой ключевую роль играет обмен информацией и координация снабжения, производства и сбыта через новые средства связи.

В условиях глобализации многократно возросли операции на финансовых рынках, причем одна серия сделок может охватывать сразу несколько стран, расположенных в разных частях земного шара. В результате более явно стали проявляться элементы кооперации в сфере услуг, прежде всего в банковском секторе. Так, в 2000 г. «Дойче Банк» наладил кооперацию с японским банком «Санва Банк»: «Дойче Банк» планирует обслуживать переводы европейских клиентов японского банка, а последний будет оказывать банку из ФРГ услуги по управлению ценными бумагами.

Связанная с новейшими техническими разработками кооперация германских фирм замыкается всего на несколько наиболее развитых стран. Однако причины этого несколько иные по сравнению с теми, что приводят к регионализации внешней торговли и ПИИ германских компаний. Для налаживания научно-технической кооперации эффект соседства не имеет особого значения. Языковой барьер нельзя игнорировать, но в научной среде любой развитой страны широко распространен английский язык. Значение культурно-исторической близости проявляется лишь в поддержке многолетних традиций кооперации отдельными фирмами. Роль крупных агломераций также невелика - важнее наличие в стране авторитетного университета, крупного научного парка, оснащенных передовыми технологиями предприятий.

Даже в старых отраслях фирмы ФРГ налаживают кооперацию с компаниями ведущих экономических держав. Так, металлургический лидер ФРГ «Тиссен-Крупп» планирует производить новый сорт тонколистовой стали для автомобилей в кооперации с ведущими фирмами Японии «НКК» и «Кавасаки Стил Корпорэйшн».

Рассмотренные новые явления в экономических связях ФРГ с основными хозяйственными партнерами показывают, что развитие глобализации сохранило общий характер воздействия на торговые, инвестиционные и другие отношения Германии с зарубежными странами, но добавило новые аспекты, связанные с усложнением системы международных экономических связей. Особую специфику приобрела трансформация внешнеэкономических отношений ФРГ с бывшими социалистическими странами ЦВЕ и СНГ. Связи с этими странами стремительно интенсифицируются, причем воздействие глобализации, схожее для всех стран (как для описанных основных западноевропейских партнеров и США, так и для постсоциалистических стран), несколько изменяется под воздействием трансформации связей бывшей ГДР со своими партнерами по СЭВ и перехода восточноевропейских стран к рыночным отношениям.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Проблема начала и структуры процесса глобализации
Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Межгосударственное регулирование как фактор эволюции мировой валютной системы
Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Вернуться к списку публикаций