2010-11-28 09:00:39
ГлавнаяМировая экономика — Тенденции экономики Германии в современных условиях



Тенденции экономики Германии в современных условиях


Постепенно наращиваются и германские портфельные капиталовложения за рубежом. Если в 1987 г. доля иностранных ценных бумаг составляла в инвестиционных портфелях частных вкладчиков лишь 20%, то в 2001 г. - уже 41%. Германские инвестиционные фонды вкладывают в зарубежные ценные бумаги вообще 2/3 средств. Последнее, правда, может объясняться неумением или нежеланием менеджеров этих фондов работать на более рискованном, но и более доходном рынке германской «новой экономики».

Однако нельзя не учитывать недостоверность результатов оценки компаний по их рыночной капитализации - слишком велик спекулятивный эффект. Например, недавний лидер германского фондового рынка «Дойче Телеком» потерял с 10 марта 2000 г. по 28 мая 2002 г. 82,6% своей капитализации. Упали и котировки акций других телекоммуникационных фирм.

Эта проблема тесно связана с вопросом слияний и поглощений компаний. Хотя данное явление не ново, влияние глобализации наложило свой отпечаток. Еще в 70-х гг. Т.Я. Белоус выделяла 4 формы объединения фирм разных стран: непосредственное слияние активов компаний с образованием новой фирмы, объединение компаний при сохранении ими формальной самостоятельности на правах отделений или групп в составе новой фирмы, учреждение двумя независимыми компаниями совместного предприятия и приобретение одной фирмой контрольного пакета акций другой».

Эти формы сохраняются и сейчас, но в 60-70-е гг. далее при объединении крупных ТНК не приходилось сталкиваться с такими сложными организационными структурами фирм как в настоящее время. Укрупнение сливающихся объектов (а только за 90-е гг. средний размер сделок по слияниям и поглощениям в ФРГ вырос в 5 раз) делает процессы взаимной интеграции сложнее и сопровождается перестройкой всей системы зарубежных филиалов и дочерних фирм. Обычно даже при непосредственном слиянии крупных концернов в единую компанию их руководство стремится сохранить производственную, исследовательскую, торговую автономию ранее независимых всемирно известных фирм (примером служит «Даймлер-Крайслер»).

Механизм слияния вообще стал иным - в 90-е годы около 1/2 слияний прошло без участия наличных платежей, а еще почти 1/3 - с частичным обменом акций и частичным их выкупом. Многие слияния не осуществляются в запланированном виде из-за воздействия государственных и наднациональных регулирующих органов. В частности, антимонопольное законодательство вынуждает фирмы расставаться при слиянии с частью подразделений (так, британская фирма «Водафоун» не смогла приобрести «Маннесман» со всеми существовавшими к моменту сделки дочерними фирмами.

С развитием глобализации изменилось и соотношение разных мотивов осуществления слияний и поглощений. Если раньше объединение компаний было в основном заключительным шагом планомерно нараставшей многие годы кооперации фирм, то в настоящее время все чаще слияния и поглощения используются для получения выгод краткосрочного характера.

Всегда, конечно, основным мотивом является стремление повысить маневренность, расширить рынки сбыта или диверсифицировать производство с целью повышения общей эффективности деятельности компаний. Однако иногда реальным толчком к сделке становится благоприятное соотношение цен акций на фондовых рынках, а долгосрочные последствия не просчитываются в должной мере.

Исследование специально созданного в 1999 г. для изучения этого вопроса НИИ при университете городов Виттен и Хердекке (ФРГ) показало, что лишь сами предприниматели оценивают слияния в основном положительно (из 103 изученных компаний, участвовавших в крупных слияниях, руководители 47% назвали последствия слияний очень хорошими и хорошими, 42% - удовлетворительными и лишь 11%- плохими). При этом признанные показатели экономического развития компаний говорят часто об обратном: только 44% объединенных компаний смогли увеличить торговый оборот и лишь у 24% выросла стоимость акций - у большинства фирм эти показатели в результате объединения сократились. Высок процент успешных слияний лишь в сфере услуг. Аналогичные данные приводит известное агентство «КПМГ» - в 1998-2001 гг. в ФРГ лишь в 38% случаев цена акций выросла более чем на 5% (причем у многих фирм перед этим были плохие показатели), тогда как у 59% объединенных фирм акции упали в цене более чем на 5%. Наиболее успешно развивались те фирмы, где приобретено другой компанией менее 25% акций. По прибылям чаще выигрывают не те, кто покупает, а те, кого приобретают. Как следствие, отнюдь не все важнейшие компании стремятся объединяться (примером служит позиция руководства «БАСФ»).

Некоторые специалисты считают, что число слияний - характеристика циклическая, примем в каждой волне преобладают фирмы определенных отраслей, а пик объединений фирм есть реакция на неожиданные шоки в отрасли. На наш взгляд, выделение периодов преобладания отдельных мотивов условно. Так, ряд исследователей выделяет эпоху стремления к установлению рыночной власти, которая существовала в начале XX в. Позднее это стремление было ограничено антимонопольными законами, но, по нашему мнению, почти любое поглощение усиливает рыночные позиции (а значит, и экономическую власть) фирмы. В 60-е гг. популярным было стремление к диверсификации - чрезмерное увлечение ею привело многие конгломераты несвязанных производств к неудачам, но нельзя сказать, что от нее полностью отказались. Пик враждебных поглощений пришелся на 80-е гг., но их доля никогда не превышала 10-20% всех сделок.

Тем не менее не всякая даже успешно развивающаяся фирма может защитить себя от слияния и поглощения. «Закон о регулировании открытых предложений о приобретении ценных бумаг и поглощении компаний», вступив в силу в ФРГ с 1 января 2002 г., гарантирует невозможность враждебного поглощения (путем установления четких сроков реализации этапов объединения фирм и возможности поиска альтернативного варианта) или краткосрочных спекулятивных покупок (запрещена перепродажа фирмы в течение года). Однако закон не гарантирует, что благодаря колебаниям курса акций даже процветающая независимая фирма не станет чьим-то филиалом. Показателен пример компании «Кампс», которая за 20 лет успела пройти 4 из 5 описанных стадий развития (причем за последние 10 лет торговый оборот фирмы вырос в 114 раз). Но именно в силу успеха в 2002 г. вопреки желанию основателя фирмы X. Кампса (у него 8% акций) и других менеджеров компания была поглощена итальянским лидером макаронного производства фирмой «Барилла», которая предложила акционерам по 12,5 евро за акцию при рыночной котировке менее 10 евро.

Все это подтверждает вывод о неустойчивости экономики страны под воздействием финансовых спекуляций. Локальное изменение доходности зарубежных инвестиций в одной стране может привести к изменению всего их территориального распределения и бегству капитала из ранее благополучной страны. Из-за кризиса в одной стране инвесторы, перестраховываясь, уходят со всех похожих рынков, в т.ч. из стран со стабильной экономикой. Однако такое воздействие глобализации следует отличать от кризисов, вызванных ослаблением хозяйства вследствие неверной структурной, кредитно-денежной и финансовой политики, слабого развития банковской и страховой систем. В таких случаях вызванное свободной миграцией капитала заметное искажение национальной структуры потребления и инвестиционных расходов может спровоцировать кредитный бум, а следом породить финансовый кризис. В этих случаях интенсификация внешнеэкономических связей не порождает, а лишь обостряет проблемы.

Следует учитывать и аспект замещения иностранными инвестициями отечественных. К тому же различается мотивация использования национальных и зарубежных капиталов - за вывозом капитала часто стоит низкая эффективность использования национальных хозяйственных ресурсов при искусственно завышенной эффективности иностранных ресурсов. Однако сохраняющиеся ограничения для иностранных филиалов порождают новые формы инвестиций так, менее выгодные условия кредитования в сравнении с местными фирмами вынуждают прямых инвесторов в лице ТНК использовать для снижения издержек валютные свопы.

Таким образом, рассматривая место ФРГ в международных инвестиционных потоках, приходится учитывать различную природу капиталовложений одного типа и тесные взаимосвязи различных видов инвестиций. При этом глобализация оказывает на экономику всестороннее воздействие, которое не ограничивается торгово-инвестиционной сферой.

Роль компонентов глобализации, не входящих в торгово-инвестиционную сферу

Глобализация оказывает сходное влияние на торгово-инвестиционную сферу практически любой страны. Конечно, существуют как количественные, так и качественные различия между отдельными типами стран. Но описанные сдвиги во внешнеторговой и инвестиционной деятельности фирм ФРГ во многом схожи с изменениями, происходящими, например, с фирмами Франции или Великобритании. Однако ФРГ имеет ярко выраженную специфику участия в глобализации экономики. Прежде всего это касается таких компонентов, как ярмарочная деятельность и государственная помощь развитию.

Особую роль играет кооперация без долевого участия, значение которой, правда, сокращается, т.к. все чаще научно-техническое и производственное сотрудничество фирм сопровождается установлением долгосрочных торговых связей и осуществлением ПИИ. Тем не менее кооперация без долевого участия для такой промышленной державы как ФРГ не потеряла значения.

Германия традиционно многие века является местом проведения наибольшего числа ярмарок в мире. В средние века центральное положение в Европе позволяло Франкфурту-на-Майне, Лейпцигу, Брауншвайгу и Франкфурту-на-Одере быть ведущими центрами проведения общеевропейских ярмарок. Германские города успешно конкурировали с Антверпеном, Брюгге, Лионом, Миланом и Падуей. Этому также способствовала государственная поддержка - например, Франкфурт-на-Майне получил от императора особую ярмарочную привилегию еще в 1240 г..

В настоящее время из почти 150 международных специализированных ярмарок-выставок мирового масштаба более 2/3 проводится в ФРГ. Наряду с ними в Германии ежегодно проводится более 200 региональных и множество мелких выставок. Но было бы ошибочным связывать сегодняшнее ключевое положение страны в этой сфере лишь с богатыми историческими традициями - средневековые ярмарки заметно трансформировались в эпоху индустриализации и интернационализации, а на современном этапе вызовы глобализации в очередной раз заставили кардинально пересмотреть принципы функционирования этого бизнеса.

Главная задача средневековой ярмарки состояла в обеспечении товарного обмена. Мировое хозяйство еще не сформировалось, и основные товаропотоки западной цивилизации замыкались внутри Европы. Необходимость перевозки больших объемов продукции на продажу делала ключевым транспортный фактор, что повышало привлекательность именно Германии, расположенной в центре Европы на пересечении торговых путей.

Эпоха индустриализации резко увеличила масштабы производства. В результате основной функцией ярмарок стала демонстрации лишь образцов продукции. С развитием транспорта относительно выгодное географическое положение германских городов потеряло свое значение. Экономический расцвет Британской империи, усиление США также играли против старых ярмарочных центров континентальной Европы. Однако Лейпцигская, а затем и многие другие германские ярмарки смогли быстро трансформироваться, совместив многовековые традиции с активным участием Германии в интернационализации и техническом прогрессе XIX века.

В конце XVIII в. во Франции появились первые выставки. Если ярмарки проводились регулярно, то выставки отличались от них своей одноразовостью и продолжительностью. Долгое время была сильна политическая составляющая выставок, что не могло не стимулировать их развитие в условиях создания Германской империи. Крупные выставки проводились в Берлине, Дюссельдорфе, Мюнхене и Штутгарте.

В 20-30-е гг. XX в. Германия уступила свои позиции в ярмарочном бизнесе в конкуренции с другими странами. Этому во многом способствовало сворачивание рыночных отношений при национал-социалистическом режиме - все ограничивалось проведением выставок в Лейпциге, Кёльне, Кенигсберге (ныне российский Калининград) и Бреслау (ныне польский Вроцлав). Основной задачей стал показ успехов нацистского «Третьего рейха».

Возрождение ярмарок и выставок в послевоенный период велось в ФРГ целенаправленно при значительном государственном участии. Деятельность ярмарок координировалась через специально созданные их союзы. В Западной Германии уже к 1950 г. заметно расширились по сравнению с 1930 г. выставочные площади, были восстановлены или созданы новые ярмарки в более чем десятке городов. В 1960 г. число ярмарочных центров достигло 49, а в 1970 г. - 80. В 80-е гг. их число в ФРГ превысило 100, при этом около 20 центров получили мировое признание. В ГДР сохранялся лишь один центр проведения универсальных ярмарок-выставок - Лейпциг.

В 50-70-е гг. в ФРГ возрождалось проведение универсальных ярмарок-выставок. Основой для их деятельности стали быстро растущая западногерманская экономика и создание «Общего рынка». В этот период германские ярмарки-выставки отличались как невысоким уровнем издержек для участников, так и широкими возможностями по получению информации, налаживанию контактов с европейскими партнерами.

Постепенно рос международный авторитет германских ярмарок: в 1960 г. лишь 26% всех участников крупных ярмарок-выставок, проводившихся в ФРГ, были иностранцами, в 1970 г. - уже 31%, в 1980 г. - 35%. Расширялись выставочные площади - за 30 лет начиная с 1950 г. они выросли в большинстве городов в несколько раз, например, в Эссене - в 6,9 раза, Гамбурге - в 6,5 раза, Франкфурте-на-Майне - в 5,3 раза.

Развитие глобализации обострило конкуренцию со стороны как развитых, так и крупных развивающихся стран, стремившихся стимулировать экономический рост с помощью универсальных ярмарок-выставок. Первой группе стран ФРГ проигрывала в авторитетности многих мероприятий, второй группе - в уровне издержек по участию. Выход был найден в трансформации универсальных ярмарок в специализированные на одной или нескольких отраслях. С середины 90-х гг. универсальных ярмарок в ФРГ не проводится; Лейпцигская также получает сейчас специализацию (мода, книги, автомобили, ортопедические товары, часы и украшения, памятники).

Проблема авторитетности первых специализированных ярмарок-выставок решалась путем их организации в городах с торговыми традициями и промышленным производством мировой известности (чем Германия всегда славилась). В основном они проводились в крупных городах с хорошими транспортными связями с другими странами. При этом возможность налаживания научно-технических, производственных и торговых контактов с ведущими производителями в конкретной отрасли отодвигала сравнительно высокие издержки на второй план. Специализации ярмарок способствовала и либерализация внешней торговли в 60-70-е гг.

Ярмарки обуви в Пирмазенсе, игрушек в Нюрнберге и кожаных изделий в Оффенбахе стали первыми специализированными ярмарками. Традиционные центры проведения универсальных ярмарок пришли к специализации постепенно. Так, на Ганноверской ярмарке, организованной в 1947 г., стали преобладать основные средства производства. С 1986 г. наряду с ней стала действовать ярмарка «ЦеБИТ», на которой показывается организационная, информационная и телекоммуникационная техника. В 1996 г. от нее отпочковалась узкоспециализированная ярмарка «ЦеБИТ хоуг», на которой представлена бытовая электроника для конечных потребителей.

В то же время более распространенным стало разнесение в одном городе экспозиций по времени, что привело к формированию нескольких специализированных ярмарок в одном центре.

Например, в том же Ганновере действуют помимо названных ярмарка «ЭМО» (продукция металлообработки), Международная автомобильная выставка (грузовики), ярмарка «ЛИГНА» (продукция деревообрабатывающей и лесной промышленности) и ряд других. В целом по размеру выставочных площадей Ганновер занимает первое место в мире.

По разнообразию лидирует Франкфурт-на-Майне, который входит по размеру выставочных площадей, как и Кёльн, в первую пятерку городов мира. В городе проводятся ярмарки-выставки, посвященные товарам широкого потребления (в первую очередь кухонным принадлежностям, изделиям и украшениям для оформления стола), легковым автомобилям, сантехнике и отоплению, книгам, бумажно-беловым и канцелярским товарам, домашнему текстилю, музыкальным инструментам, рождественским товарам, банковскому сектору и т.д.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


О перспективах развития единой европейской валюты на российском рынке
Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли
Вернуться к списку публикаций