2010-11-28 09:00:39
ГлавнаяМировая экономика — Тенденции экономики Германии в современных условиях



Тенденции экономики Германии в современных условиях


Особенно велика в привлечении германских ПИИ роль соседних государств, хотя ее доля постепенно сокращается - сказывается развитие по мере усиления глобализации описанной выше диффузии германских предприятий за рубежом. При этом заметно возросла роль Великобритании и Ирландии, что связано с проводимой там начиная с 80-х гг. политикой повышения конкурентоспособности. Открытие перспективных рынков постсоциалистических стран Европы и КНР способствовало резкому росту их роли в привлечении ПИИ.

Накопленные германские ПИИ в США заметно выросли в последние годы - еще в конце 1995 г. доля страны составляла 21,7%. Прежде всего это объясняется емким рынком сбыта, на котором фирмы ФРГ стремятся укрепиться с помощью капиталовложений. В частности, в 2001 г. доля торгового оборота, приходящегося на США, у автомобильных лидеров Германии составила у концерна «Даймлер-Крайслер» - 31%, «Фольксваген» 10%, «БМВ» -17%, у крупнейшей электротехнической компании «Сименс» - 26%, у важнейших химических фирм «Байер» и «БАСФ» соответственно 39% и 23%.

Среди факторов роста германских ПИИ в США можно назвать также низкие организационные издержки, меньшую бюрократию по сравнению со странами ЕС, крепкий доллар, лидерство в развитии «новой экономики». В инвестиционном процессе большую роль играют крупные слияния и поглощения, причем не только германско-американские. Если в конце 1995 г. доля германских ПИИ в США, осуществленных через третьи страны, составляла 13,3%, то к концу 2000 г. она достигла 34,8%. По-видимому, около 1/4 германских ПИИ в США получены компаниями ФРГ в качестве «довеска» при покупке европейских фирм с разветвленными сетями зарубежных филиалов.

Одновременно заметно сократилась доля стран Латинской Америки, в первую очередь Бразилии. И это происходит на фоне масштабной приватизации в регионе. По нашему мнению, это связано с тем, что в 90-е гг. германские инвесторы получили возможность инвестировать в страны ЦВЕ, которые ближе расположены, также имеют связи с немецкой культурой, обладают даже более перспективными по емкости рынками сбыта, причем конкуренция на них для фирм ФРГ часто менее острая, нежели в Латинской Америке.

Уменьшается доля Африки, Юго-Западной и Южной Азии, что можно признать очевидным проявлением выпадения многих стран этих макрорегионов из основных внешнеэкономических связей эпохи глобализации.

Сокращение или рост доли страны в привлечении ПИИ обычно объясняются характеристиками самой страны - изменением инвестиционного климата, ростом емкости рынков, структурными реформами и др. При этом, на наш взгляд, недооценивается специфика страны, откуда приходят ПИИ. Если рассмотреть долю Германии в общей сумме накопленных ПИИ, то обнаружится, что такие «популярные» среди инвесторов страны, как КНР, Канада, Бразилия, Австралия, Сингапур, Мексика, Республика Корея, Индонезия, явно недооцениваются фирмами ФРГ. Это связано с тем, что ПИИ в Канаде в основном представлены американскими и британскими капиталовложениями. В Латинской Америке доминируют ПИИ из США. Повышенный интерес инвесторов к Австралии и большинству стран Восточной и Юго-Восточной Азии формируется в основном за счет японских фирм, а в КНР - за счет компаний Сянгана, Аомыня и Тайваня.

Однако германские фирмы проявляют повышенный интерес к странам, которые не привлекают столь значительных ПИИ других государств. Так, в конце 2000 гг. доля ФРГ в накопленных ПИИ составляла 62% в Австрии, 35% в Словакии, 34% в Венгрии, 30% в Чехии. Она достигала 15-21% в Нидерландах, Швейцарии, Италии, Польше, Турции, США и Японии и 10-15% в Бельгии, Люксембурге, Франции, Великобритании, Ирландии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Каймановых Островах (Брит.) и Антильских (Нид.) Островах. В то же время в большинстве стран Азии и Африки доля ФРГ была менее 5%. Кроме того, значение отдельных государств в общей сумме германских ПИИ значительно меньше, чем у стран-соседей (например, у Франции в Испании, Италии, Великобритании, Швейцарии), а также чем у бывших метрополий (например, у Великобритании в Канаде, Малайзии, Сингапуре, Сянгане, Нигерии и ЮАР)».

Наличие описанных выше эффектов культурно-исторической близости и соседства доказывает также сравнение территориального распределения ПИИ ФРГ, США и Австрии. Характерно, что у Австрии выше, чем у ФРГ, значение соседней Швейцарии и стран ЦВЕ. Это показывает, что экономика ФРГ больше вовлечена в глобальные связи, тогда как принято считать, что малые страны теснее связаны с мировым хозяйством. На самом деле данное явление лишь подтверждает закономерности - австрийская экономика, возможно, больше зависит от внешнеэкономических связей, но они завязаны на Европу. При этом в ФРГ намного больше мощных фирм, которые достигли последних стадий развития и вышли на глобальный уровень.

Данные нескольких обширных исследований, проведенных в ФРГ в 90-х гг., показали, что в условиях глобализации чем крупнее фирма, тем вероятнее, что она не только торгует с другими странами, но и осуществляет ПИИ. При этом малые и средние фирмы чаще ограничиваются странами Западной Европы, иногда выходят на рынки США и стран ЦВЕ. Крупные компании действуют даже в сравнительно мало привлекательных для инвесторов странах Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Данные ХВВА-Института (Гамбург) показали, что в середине 90-х гг. среди мелких и средних инвесторов в развивающихся странах действовало лишь 44%, а среди крупных 69%, в т.ч. в Африке - соответственно 6% и 17%, на Ближнем и Среднем Востоке - 4% и 10%, в Латинской Америке - 12% и 40%, в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии (без Японии) - 16% и 41%.

Различаются и мотивы зарубежного инвестирования. Близость к рынку и возможность снижения транспортных и трудовых издержек, как правило, важнее для крупных инвесторов, а близость к сырью и снижение риска играют существенную роль чаще для средних фирм. Вопрос уменьшения рисков для мелких инвесторов не имеет высокого значения в сравнении со средними и крупными. Это можно объяснить отраслевой спецификой малых фирм, осуществляющих глобальное инвестирование (доля компаний такого размера, имеющих ПИИ, все-таки крайне низка) для них особо важен доступ к новым технологиям, а влияние транспортных издержек, напротив, явно меньше чем у средних и крупных компаний.

Картина распределения германских ПИИ оказалась бы неполной без рассмотрения капиталовложений ведущих компаний ФРГ разной специализации. В целом вне зависимости от размера фирмы ее отраслевая принадлежность откладывает отпечаток на территориальное распределение ПИИ и интенсивность зарубежной инвестиционной деятельности.

Больше 1/2 германских ПИИ вкладывается в создание новых или приобретение существующих предприятий сферы услуг (причем последнее происходит все чаще), в основном в банковское и страховое дело (к концу 2000 г. 10,9% и 4,5% соответственно), в торговлю. Более 86% этих ПИИ приходятся на развитые страны, что объясняется главным образом неразвитостью или даже отсутствием некоторых отраслей этой сферы в других государствах.

Почти 50% ПИИ в торговлю приходится на сбытовые филиалы промышленных фирм ФРГ. Вкладывают капиталы и собственно торговые концерны, но в основном лишь в соседних с ФРГ странах (в последние годы особенно выделяется германско-швейцарская компания «Метро»).

Основную часть ПИП в банковском секторе осуществляют крупнейшие банки ФРГ - «Дойче Банк», «Байерише Хипо- унд Ферайнсбанк», «Дрезднер Банк» (дочерняя фирма концерна «Альянц») и «Коммерцбанк».

Большинство германских зарубежных дочерних банков и филиалов размещено в странах ЕС. Их сеть в США менее густая. В странах ЦВЕ филиалы и дочерние банки стали в большом количестве создаваться лишь в 90-е гг. В Западной Европе в это время в основном приобретались существующие банки. В других странах даже лидеры отрасли ограничиваются представительствами, одним-двумя филиалами или банками-корреспондентами. Это связано с концентрацией клиентов германских банков, которая отражает внешнеэкономические связи ФРГ.

Крупные банки создавали сеть зарубежных филиалов и дочерних банков по единому принципу: сначала они размещались в главных, потом второстепенных финансовых центрах. Во многом это также связано с усилением в 80-е гг. процесса поглощения банков с уже существующей сетью собственных филиалов - так, в 1993 г. «Дойче Банк» получил около 400 филиалов в Испании, приобретя банк «Банко де Мадрид». Создаются также специальные региональные дочерние банки, пользующиеся автономией. Они организуют собственные сети филиалов (создание региональных подразделений характерно и для многих промышленных фирм).

Страховой концерн «Альянц» - германский лидер по осуществлению ПИИ в страховое дело. Он имеет дочерние фирмы более чем в 60 странах мира. Однако в силу специфики инвестиционной политики в страховом бизнесе у концерна преобладают портфельные инвестиции - на него приходится 1/5 всей их накопленной суммы у фирм ФРГ за рубежом.

В последние годы резко выросла роль концерна «Дойче Телеком», инвестирующего в зарубежные фирмы мобильной телефонной связи. Растут ПИИ фирм, связанных с сетью интернет. Размер их ПИИ огромен, что объясняется высокой капитализацией сферы «новой экономики».

К концу 2000 г. 31,6% всех накопленных германских ПИИ были вложены в обрабатывающую промышленность, в т.ч. 7,3% - в автомобилестроение, 8,9% химическую промышленность, 4,1% - электротехническую промышленность, 2,9% - общее машиностроение. При этом доля самих промышленных фирм ФРГ выше, т.к. они осуществляют капиталовложения и в сферу услуг. ПИИ в финансовые предприятия помогают снизить издержки по привлечению капиталов, оптимизировать финансовые потоки, уйти от высоких налогов и различных ограничений, а капиталовложения в торговые фирмы содействуют сбыту.

Крупнейший германский инвестор в автомобилестроении - концерн «Фольксваген». Он вкладывает средства как в покупку существующих предприятий, так и в строительство новых. Хотя крупные ПИИ концерн осуществил в Западной Европе (в основном в Испании, Великобритании, Бельгии и Италии), в его деятельности большую роль играют заводы в развивающихся странах (в частности, в Бразилии, Мексике и Китае). В 90-е гг. «Фольксваген» начал экспансию в страны ЦВЕ. Именно рынки крупных развивающихся и постсоциалистических стран рассматриваются им в качестве потенциально наиболее емких. Это связано с его основной специализацией на дешевых автомобилях. «БМВ» и «Даймлер-Крайслер», специализирующиеся на более дорогих машинах, крупные заводы чаще ориентируют на рынки развитых стран. При этом «Даймлер-Крайслер» вкладывает большие ПИИ и в другие отрасли машиностроения.

Основная часть зарубежных предприятий германских химических фирм («БАСФ», «Байер» и др.) расположена в ЕС и в США. В европейских странах ПИИ осуществляются в основном для налаживания производственной и научно-технической кооперации в современных подотраслях органической химии и фармацевтической промышленности. Размещение некоторых германских заводов в портах соседних стран связано с тем, что их сырье - продукты переработки импортной нефти.

В США и Японии германские инвесторы создают филиалы в основном для налаживания сбыта, а также доступа к новым технологиям. В развивающихся странах фирмы из ФРГ инвестируют средства преимущественно в базовые подотрасли химической промышленности. Часто в эти страны выносятся экологически «грязные» производства.

Крупнейшими инвесторами ФРГ в электротехнической промышленности являются концерны «Сименс» и «Роберт Бош», основная часть ПИИ которых также размещена в странах Западной Европы и США. Однако в 90-е гг. «Сименс» активизировал свою инвестиционную деятельность в странах ЦВЕ.

Хотя прямые капиталовложения часто называют двигателем глобализации, в последние годы все большее значение приобретают и другие виды инвестиций. Тем не менее до сих пор портфельные капиталовложения сохраняют тесную связь с национальными рынками - несмотря на теоретические обоснования необходимости диверсификации портфельных инвестиций, в большинстве развитых стран зарубежными являются менее 10% всех инвестиций этого вида. В Германии из-за господства так называемой «холдинговой» модели капитализма и традиционного консерватизма немецких инвесторов фондовый рынок развит намного слабее, чем, например, в США или Великобритании. В результате даже с учетом прямых инвестиций в руках иностранцев в 2000 г. находилось лишь 16% акций германских фирм. Барьерами для наращивания иностранных портфельных капиталовложений в ФРГ были также низкая степень прозрачности финансовой деятельности компаний, невысокие показатели рентабельности многих фирм и большое влияние на их деятельность банков-кредиторов и трудовых коллективов.

В то же время привлечение зарубежных портфельных инвестиций, краткосрочных кредитов и некоторых других видов капиталовложений в отличие от описанного выше прямого инвестирования не позволяет принимающей стороне заметно стимулировать экономический рост, а осуществляющей стороне способствовать росту национального производства и занятости. Фактически данная часть инвестиционного сектора в значительной мере существует в отрыве от реального производства товаров и услуг. При этом общей чертой всех видов инвестиций в условиях глобализации стал рост их мобильности, что создает угрозу дестабилизации национальных экономик.

Все же нельзя недооценивать связь прямых, портфельных и прочих капиталовложений. Прямые иностранные инвестиции способны благодаря дополнительному капиталу и новым технологиям стимулировать экономический рост в принимающей стране лишь при наличии определенных условий, а именно, при высоком развитии человеческого потенциала и проведении необходимых макроэкономических и структурных реформ - ПИИ в добычу сырья не способны стимулировать значительный рост, а в страны с низким образовательным уровнем населения не пойдут капиталы на развитие передовых отраслей. Именно этим объясняется сокращение доли Тропической Африки в привлечении ПИИ из Германии.

В эпоху глобализации ПИИ, как и другие виды капиталовложений, часто характеризуются высокой мобильностью (как это было в Юго-Восточной Азии в 90-е гг.). Ключевым условием повышения стабильности капиталовложений является рост информированности инвесторов. Это, как показано выше, способствует и общему увеличению накопленных инвестиций.

При этом часто рост прямых и портфельных инвестиций взаимосвязан и объясняется интенсивностью операций на фондовых рынках. Все чаще в условиях глобализации даже прямые инвесторы предпочитают участвовать в проектах не путем непосредственного финансирования, а благодаря дополнительным эмиссиям акций или их обмену.

С этим связано то, что в последние годы ФРГ, как и некоторые другие европейские страны, в которых господствуют различные варианты «холдинговой» модели капитализма, стала в привлечении ПИИ отставать от государств, традиционно развивавших «акционерную» модель капитализма. В условиях недооценки рыночной капитализации многих фирм сложнее привлечь большие ПИИ для реализации новых масштабных проектов. Эту причину трудностей привлечения иностранных инвестиций в ФРГ по важности можно считать сопоставимой с высоким уровнем издержек и сильной бюрократией.

Стремление облегчить сделки по поглощению компаний и повысить рыночную капитализацию фирм обуславливает поддержку слияний европейских бирж и выход компаний ФРГ на фондовый рынок США. Еще в 80-е гг. западногерманские фирмы выставляли часть своих акций на продажу на биржах Цюриха, Парижа, Милана, Мадрида и др. Однако выход на иностранный фондовый рынок был длительной процедурой. Вызовы глобализации стимулировали процесс объединения европейских бирж, который начался в 2000 г. И если раньше рынок евроакций и еврооблигаций был доступен в основном крупным фирмам ФРГ, то в настоящее время возможен рост доли средних компаний. В конце 90-х гг. ускорился и выход ведущих германских фирм на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Среди лидеров по торгам акциями на ней - «Даймлер-Крайслер», «САП» и «Дойче Телеком».



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Ямайская валютная система в историческом контексте
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития
Экономические основы региональной экономической интеграции
Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Вернуться к списку публикаций