2010-11-28 09:00:39
ГлавнаяМировая экономика — Тенденции экономики Германии в современных условиях



Тенденции экономики Германии в современных условиях


По нашему мнению, можно выделить три их основные группы. Первую группу составляют регионы, образованные на основе давно сложившихся районов с преобладанием отдельных отраслей (например, металлургический регион Саар-Лор-Люкс-Рейн на сопредельных территориях ФРГ, Франции, Бельгии и Люксембурга, туристический регион Боденское озеро в смежных курортных районах ФРГ, Швейцарии и Австрии).

Вторая группа регионов сформировалась на базе городских агломераций, разделенных государственными границами. Это явление обусловлено либо развитием пригородов за пределами страны (регион Трирена - агломерация Базеля на стыке Швейцарии, ФРГ и Франции), либо политическими событиями (например, в 90-х гг. на базе разделенных польско-германской границей городов Франкфурт-на-Одере/Слубице и Губен/Губин развиваются еврорегионы Проевропа-Виадрнна и Шпре-Нейсе-Бубр), либо сочетанием названных причин (еврорегионы приграничных городских агломераций в нижнем и среднем течении Рейна).

Третью группу образуют области, многократно менявшие территориальную принадлежность. Такие еврорегионы сами стимулируют развитие трансграничных экономических районов (например, еврорегион Померания, образованный на территориях ФРГ, Польши, Дании и Швеции).

В-третьих, большое значение имеет емкость рынков сбыта. Соседи Германии - наиболее развитые страны мира, с которыми могут сравниться лишь США, Япония и еще несколько неевропейских государств. Именно эти страны и формируют список лидеров по торговле с ФРГ. Открытие рынков восточноевропейских стран и рост производства привели к интенсификации германских торговых связей с ними, несмотря на распад СЭВ. В тех странах, где быстро росла покупательная способность населения (в первую очередь, в Чехии, Польше и Венгрии), произошла «компенсация» восточногерманских экспорта и импорта западногерманскими.

В-четвертых, именно в западноевропейских странах находится большинство покупателей специализированной высокотехнологичной германской продукции и поставщиков наукоемкой продукции в саму ФРГ. В то же время по отдельным товарным группам наряду с европейскими странами и США выделяются страны других регионов. Например, среди важнейших поставщиков мяса в ФРГ находятся Аргентина и Новая Зеландия. По продажам экзотических морепродуктов и рыбы в Германию лидирует Таиланд. Среди экспортеров овощей и фруктов в ФРГ выделяются Бразилии, Новая Зеландия, Чили и Аргентина, поставляющие продукцию в основном в зимний период. 89% масличных культур ФРГ импортирует из США, Франции, Канады, Бразилии и Аргентины. Животные и растительные масла, жиры и воски завозятся в ФРГ в основном из Индонезии, Нидерландов, с Филиппин, из Италии и Малайзии».

Спецификой последних десятилетий стало сокращение доли развивающихся стран в поставках отдельных видов сырья. Это связано с тем, что все чаще поставляется сырье, прошедшее некоторую обработку в европейских странах, США или наиболее развитых государствах Третьего мира. Например, среди главных поставщиков кофе в ФРГ можно увидеть не только Колумбию и Бразилию, но также Нидерланды и Францию, в которых импортные кофейные зерна обжариваются, фасуются, иногда подвергаются более глубокой переработке и направляются далее в Германию. Лидер по поставкам ценных пород тропической древесины в ФРГ - Малайзия, но ее доля в германском импорте фанеры хотя бы с одним слоем из тропической древесины ничтожна, тогда как доля Индонезии составляет 70%, а стран ЕС -20%. Среди крупных поставщиков металлического сырья в ФРГ можно увидеть не только Бразилию, Канаду и Австралию, где добываются разные руды,

Чили, откуда ввозятся медные руды, и Швецию, в которой разрабатываются железорудные месторождения, но также Нидерланды - Германия импортирует из этой страны металлический лом. Сама ФРГ экспортирует металлический лом в бедные минеральными ресурсами страны Европы. ФРГ стала нетто-экспортером табака и табачной продукции за счет масштабного производства сигарет из импортного сырья, кстати, в основном на заводах, принадлежащих иностранным фирмам.

Второй важной причиной является то, что на смену некоторым видам натурального сырья приходят искусственные заменители. Например, среди текстильных волокон все выше роль синтетических. Поэтому в настоящее время основные поставщики текстильных волокон в ФРГ Австралия, Франция, Италия, Великобритания и КНР. Натуральный каучук, который в Германию завозится в основном из Малайзии, Таиланда и Индонезии, все больше конкурирует с синтетическим, импортируемым ФРГ из США, Франции, Великобритании, Нидерландов и Бельгии.

Сокращение роли отдельных традиционных сырьевых поставщиков обусловлено специфическими факторами. Например, интенсификация торговли нефтью и нефтепродуктами сопровождалась внедрением гигантских супертанкеров. В ФРГ нет портов, способных их принимать. Порты Бремена и Гамбурга даже после углубления фарватера рассчитаны на прием средних танкеров. В результате значительная часть нефти перерабатывается на приморских заводах в Нидерландах, Бельгии и Франции, и лишь потом по трубопроводам нефтепродукты поставляются в ФРГ. При этом часть этих заводов принадлежит германским фирмам. Впрочем, и по нефтепроводам нефть все еще поступает в ФРГ (в основном из России).

Наряду с ростом значения европейских стран как поставщиков сырья в ФРГ для глобализации характерно и такое новое явление во внешней торговле как быстрый рост встречных поставок сходной и одинаковой продукции.

Во-первых, это обусловлено сезонностью в производстве и спросе, например, в торговле электроэнергией. В разных странах преобладают разные типы электростанций: тепловые и атомные призваны покрывать базовые нагрузки, а гидроэлектростанции (ГЭС) - пиковые. Причем на ГЭС колебания вырабатываемой электроэнергии велики из-за изменения уровня воды в течение года. В результате хотя ФРГ - нетто-импортер электроэнергии, она поставляет значительную часть этого товара в Австрию и Швейцарию - в страны, являющиеся, как сказано выше, важнейшими поставщиками электроэнергии в саму ФРГ. Это связано с тем, что и в Австрии, и в Швейцарии 2/3 всей электроэнергии вырабатывается именно на ГЭС, тогда как в ФРГ доминируют тепловые, а также атомные электростанции. В целом же у Германии список партнеров и величина торгового оборота электроэнергией очень нестабильны, что объясняется постоянными перебросками ее избытков в рамках объединенных энергосистем европейских стран.

Во-вторых, выгоды от использования эффекта масштаба и наличие дифференцированного спроса в развитых странах способствуют усилению специализации. В результате фирмы соседних государств начинают производить сходную, но все-таки не одинаковую продукцию.

Это относится и к продовольственным, и к промышленным товарам. Так, важнейшие поставщики мяса и мясной продукции в ФРГ Нидерланды (более 25%), Бельгийско-Люксембургский экономический союз (БЛЭС) (около 15%), Франция и Дания (более чем по 10%). Основные потребители мяса и мясной продукции из ФРГ - Италия (свыше 20%), Франция и Нидерланды (приблизительно по 15%), Дания (почти 8%). Углубление специализации достигается за счет диверсификации мясной продукции (например, колбасных изделий), в т.ч. благодаря использованию разных видов мяса. Другой пример - продукция промышленности основного оргсинтеза. Половина германского импорта и почти 30% экспорта ФРГ приходится на БЛЭС, Нидерланды, Францию и Великобританию.

В-третьих, большое значение играют связи в рамках рассмотренных выше трансграничных экономических районов в ЕС. Часто более выгодно торговать с фирмами со смежных территорий соседних государств, чем с компаниями соотечественников, расположенными в других частях ФРГ.

Это хорошо видно на примере внешней торговли германских земель. Преобладание разных отраслей промышленности в регионах ФРГ влияет и на структуру торговли - если в районе развита какая-то отрасль, то следует ожидать значительной роли ее продукции, причем не только в экспорте, но и в импорте (за счет поставок сырья и полуфабрикатов, комплектующих).

Например, в Сааре доля стального проката в импорте готовой продукции, потребляемой в производстве, составляла в середине 90-х гг. 13%, а в экспорте - 74%. Саар знаменит именно черной металлургией, и для фирм, расположенных на его территории, важнейшими торговыми партнерами являются компании, находящиеся во Франции, Бельгии и Люксембурге, где также развита эта отрасль. Северный Рейн - Вестфалия имеет еще более мощную черную металлургию. Но в результате мер по выходу из структурного кризиса, принимаемых с 50-х гг., в этой земле получили развитие и другие отрасли. Теснее связи и между предприятиями внутри земли. В результате в середине 90-х гг. доля стального проката и в импорте, и в экспорте этой земли составляла 20%. В соседнем Рейнланд-Пфальце, который никогда не выделялся в сфере металлургии, данные показатели были еще ниже - 5% импорта и 6% экспорта готовой продукции, потребляемой в производстве».

Значительную роль также играет наличие крупных потребителей, чей спрос превышает возможности местного производства. Если опять сравнить

Северный Рейн - Вестфапию, Рейнланд-Пфальц и Саар, то у всех трех импорт бумаги и картона больше экспорта. Но в Северном Рейне - Вестфалии доля этих товаров в импорте готовой продукции, потребляемой в производстве, максимальна - 9%. Это связано с наличием в регионе мощной полиграфической промышленности, значительного числа производителей бумажных изделий (для множества учебных заведений и административных учреждений), а также электротехнической промышленности и других отраслей, нуждающихся в больших объемах упаковки. В Рейнланд-Пфальце бумага и картон широко используются главным образом лишь для упаковки и названный показатель торговли равен 6%. В Сааре потребность в бумаге и картоне мала и соответствующий показатель не достигает 1 %.

Часто влияние на товарную структуру торговли земли вообще оказывает одно большое предприятие. Например, в Сааре расположен один крупный автосборочный завод американского филиала корпорации «Форд мотор». В результате доля продукции автомобилестроения в импорте конечной продукции составляет 65%, а в экспорте - 54%.

Земли заметно различаются по соотношению экспорта и импорта. Если у Баден-Вюртемберга, Рейнланд-Пфальца, Саксонии и Берлина товарный экспорт больше импорта в 1,3-1,5 раза, то у Гамбурга импорт превышает экспорт в 2 раза, у Гессена - в 1,8 раза. Это связано прежде всего с отраслевой структурой экономики земель.

В условиях современной глобализации нельзя ограничиваться анализом внешней торговли страны. Характер торговли определяется внешнеэкономической деятельностью фирм. Поэтому необходимо рассмотрение внешней торговли компании.

Доля продаж зарубежных германских филиалов равняется почти половине всего экспорта ФРГ. У многих крупных ТНК с головной штаб-квартирой в Германии значение сбыта за рубежом еще выше. Например, в 2000 г. у автомобильных концернов «Фольксваген» и «БМВ» вне ФРГ сбывалось соответственно 73% и 75% всей продукции, а у химических концернов «БАСФ» и «Байер» - 78% и 86%.

Как правило, чем крупнее фирма, тем с большим числом стран у нее установлены внешнеторговые связи. Это хорошо видно на примере средней доли ЕС в экспорте и импорте фирм в 1999 г. Для фирм с оборотом свыше 1 млрд. марок показатели равнялись лишь 10,3% и 6,3%, с оборотом 200-1000 млн. марок - 11,9% и 8,4%, с оборотом 50-200 млн. марок - 12,8% и 9,1% и т.д. При этом для фирм с оборотом 2-5 млн. марок соответствующие показатели возрастали до 15,1% и 15,7%, а с оборотом менее 2 млн. марок - вообще до 20,6% и 18,4%.

Можно выделить несколько типов участия компании во внешнеэкономических связях. Первый тип - национально-ориентированные фирмы - и экспортная, и импортная квоты не превышают 10%. Обычно это небольшие предприятия, многие из них созданы недавно и часто имеют всего один завод, специализирующийся на глубокой переработке сырья. Если экспорт и осуществляется, то в соседние с ФРГ страны. Эти фирмы находятся на 1-й стадии развития компании или переходят ко 2-й.

Второй тип - фирмы, ориентированные на экспорт, - экспортная квота превышает 25%, импортная не достигает и 10%. Это более крупные фирмы, у них уже есть много зарубежных сбытовых филиалов, но все производство, как правило, сосредоточено в ФРГ. Часто они специализируются на единичном и мелкосерийном производстве. В основном такие фирмы находятся в состоянии перехода от 2-й к 3-й выделенных нами стадий.

Третий тип - фирмы, ориентированные на импорт, - импортная квота больше 25%, экспортная - менее 10%. Среди компаний преобладают производители стандартизированных товаров. Они продают продукцию в основном в ЕС, но ради снижения издержек активно включились в процесс развития кооперации и инвестирования, в т.ч. в странах ЦВЕ. Эти фирмы находятся, как правило, на 3-й стадии развития.

Четвертый тип - интернационализированные компании - и экспортная, и импортная квоты превышают 25%. Чаще всего это крупные предприятия германских отраслей специализации. Экспорт осуществляется почти во все страны мира, вкладываются и значительные ПИИ, причем не столько ради снижения издержек, сколько для доступа к рынкам сбыта. Эти компании находятся на 4-й, а иногда и 5-й стадиях развития фирмы.

Есть и несколько переходных типов предприятий. У них экспортная или импортная квота, либо оба показателя колеблются в пределах 10-25%.

В целом растет доля импорта фирм ФРГ с собственных предприятий, расположенных в странах с дешевой рабочей силой либо с уникальными природными или научными ресурсами. Хотя точные данные отсутствуют, показатели крупных фирм позволяют утверждать, что зарубежные активы компаний ФРГ составляют несколько десятков процентов их общих активов (так, в 2000 г. у концерна «БМВ» - 68%, «БАСФ» 64%, «Байер» - 63%, «Фольксваген» - 56%). На зарубежных предприятиях фирм ФРГ заняты сотни тысяч человек. Поэтому для понимания характера внутрифирменной торговли необходимо рассмотреть сами инвестиционные потоки.

Значение инвестиционных потоков и изменений на финансовых рынках для экономики ФРГ

Германия входит в первую десятку стран по накопленным объемам привлеченных ПИИ. Финансовые рынки страны тесно завязаны на мировые потоки других форм капиталовложений. К середине 90-х гг. иностранные фирмы инвестировали почти в 20% крупных компаний ФРГ, было и много небольших фирм с иностранным капиталом. К концу 2000 г. в ФРГ было зарегистрировано около 13,3 тыс. предприятий под иностранным контролем (с ПИИ более 1 млн. марок или 0,51 млн. евро). На них было занято 2,05 млн. чел. По доле работающих на иностранных предприятиях (около 6%) ФРГ опережает многие крупные страны, включая США, Японию, Великобританию, Францию, Италию, Бразилию, Россию и Индию». Всего на предприятиях с ПИИ производится около 1/4 продукции обрабатывающей промышленности, значительная часть услуг. Накопленные ПИИ в ФРГ (без учета капиталовложений зарубежных филиалов германских компаний) составили 277,1 млрд. евро (542,0 млрд. марок). В восточных землях Бранденбург, Саксония-Анхальт и Тюрингия их доля в общей сумме инвестиций более 10%. В других землях, особенно западных, доля ПИИ ниже, но в Северном Рейне -Вестфалии, Гессене, Бремене и Гамбурге она приближается к 5% всех инвестиций. При этом значительные средства в Западной Германии иностранные инвесторы разместили в форме портфельных капиталовложений.

Крупные ПИИ сосредоточены в Германии в торговле и банковском секторе, в химической, электротехнической и электронной промышленности, транспортном машиностроении. Зарубежные фирмы преобладают в нефтепереработке и пищевой промышленности.

ФРГ отличается рядом факторов, создающих благоприятный инвестиционный климат: политической и экономической стабильностью, либеральным инвестиционным законодательством, высококвалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, развитой инфраструктурой, высокими технологическими и организационными стандартами в промышленности и сфере услуг, емким рынком сбыта, ключевой ролью в ЕС и др. Однако с 80-х гг. обострились многие проблемы привлечения иностранного капитала в страну. Это высокие трудовые издержки (даже для ЕС), налоги и затраты на охрану окружающей среды, чрезмерная бюрократия, большая в сравнении с рядом соседних стран (Швейцарией, Австрией, Бельгией, Нидерландами) коррумпированность.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Система золотого стандарта в мировой валютной системе
Вернуться к списку публикаций