2010-11-28 09:00:39
ГлавнаяМировая экономика — Тенденции экономики Германии в современных условиях



Тенденции экономики Германии в современных условиях


Усиление глобализации вызывает большие сдвиги в характере и направлениях экономических связей. Заметно изменились товарная структура и география внешней торговли ФРГ. Трансформировались инвестиционные потоки, возросла роль современных форм капиталовложений. Новые явления характерны для компонентов глобализации, не входящих в торгово-инвестиционную сферу. Особо следует отметить германскую помощь развитию. ФРГ выделяется и как главный центр проведения международных ярмарок и выставок.

Внешняя торговля - основа глобализации и средство усиления регионализации мирохозяйственных связей Германии

Из описанных нами принципов расширения сферы деятельности компании, выходящей на мировые рынки, такой как ebay.de, следует, что внешняя торговля служит основой глобализации. Особенно интенсивно внешнеторговый оборот ФРГ возрастал в конце XX в. В 2000 г. ее товарный экспорт превышал уровень 1975 г. в 6,1 раза, а импорт - в 6,4 раза (правда без учета инфляции). При этом у ФРГ стабильно высокий положительный торговый баланс: в 2000 г. -117,6 млрд. марок (60,1 млрд. евро). Это говорит о сохранении у промышленных фирм ФРГ надежных позиций на мировых рынках.

В то же время повышается внешнеэкономическая роль сферы услуг. Экспорт услуг ФРГ в 2000 г. был в 6,7 раза больше, чем в 1975 г., а импорт - в 7,9 раза больше. Однако интенсивность мировой торговли услугами ниже, чем торговли товарами, т.к. многие услуги являются «неторгуемыми», т.е. существует жесткая территориальная привязка их сбыта к производству. Все же роль торговли услугами повышается, хотя и медленнее чем растет их доля в ВВП. За последнюю четверть XX в. доля торговли услугами во всем обороте внешней торговли ФРГ (и товарами, и услугами) выросла с 15-16% до 17-18%. По этому показателю ФРГ уступает другим ведущим странам: в 2000 г. он составил 17,3%, тогда как в США 20,3%, Японии - 18,8%, Великобритании - 25,7%, Франции 19,7%. Это связано как с высоким уровнем экспортности промышленности ФРГ, так и с менее интенсивным участием германской сферы услуг в процессах глобализации. Последнее в будущем может отрицательно сказаться на позициях страны в мировом хозяйстве.

ФРГ, как и Япония, характеризуется высоким отрицательным балансом торговли услугами, тогда как у США, Великобритании и Франции значительное положительное сальдо. В 2000 г. импорт услуг превысил в ФРГ их экспорт на 107,3 млрд. марок или 54,9 млрд. евро.

В первую очередь дефицит германской торговли услугами объясняется любовью немцев к путешествиям за рубеж. Больше трети всего германского импорта услуг (в 2000 г. 100,0 млрд. марок или 51,1 млрд. евро) составляют расходы немцев на деловые и туристические поездки за границу (11% всех затрат на зарубежные поездки в мире). Доходы самой Германии от иностранного туризма значительно меньше (в 2000 г. 37,4 млрд. марок или 19,1 млрд. евро), хотя она входит в число лидеров.

Помимо этого у ФРГ существенное отрицательное сальдо в сфере рекламных услуг и торговли технологическими (в т.ч. наукоемкими) услугами.

Сумма германских платежей за использование иностранных патентов и лицензий также значительно превышает выплаты иностранцев германским обладателям патентов и лицензий. Есть дефицит в торговле услугами по обработке данных и инжиниринговыми услугами.

С одной стороны, это говорит о том, что ФРГ уступает другим ведущим странам в некоторых областях НИОКР. Так, в первые послевоенные десятилетия ФРГ, как и Япония, экономила средства на научные разработки и закупала технологии преимущественно за рубежом. Однако позднее ситуация изменилась - сейчас собственно немецкие фирмы имеют положительный баланс по платежам за патенты и лицензии, в то время как иностранные дочерние компании в Германии продолжают импортировать технологии в значительных объемах. С другой стороны, этот дефицит связан с активным использованием в промышленности ФРГ новейших зарубежных технических достижений и повышенным вниманием к маркетингу. Это позволяет промышленным концернам занимать ключевые позиции на мировых рынках и обеспечивать положительный баланс в торговле товарами, перекрывающий отрицательное сальдо в торговле услугами.

К тому же ФРГ имеет и доходные статьи в торговле услугами ярмарочный бизнес, содействие в проведении НИОКР, финансовые услуги, обслуживание транзитной торговли. Все возрастающую особую роль в условиях глобализации играют лизинг и франчайзинг.

Так как торговля товарами до сих пор доминирует во внешней торговле ФРГ, то ниже она рассматривается подробнее (см. табл. 1).

Таблица 1

Товарная структура внешней торговли ФРГ в 2000 г., %

Разделы и отделы товаров

экспорт

импорт

0: пищевые продукты и живые животные

3,3

5,2

02 - молоко и молочные продукты, яйцо птицы

0,8

0,6

05 - овощи и фрукты

0,3

1,8

1: напитки и табак

0,6

0,9

2: сырье непродовольственное кроме топлива

1,5

3,3

3: минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные им материалы

1,4

8,7

33 - нефть, нефтепродукты

1,0

6,5

4: животные и растительные масла, жиры и воски

0,2

0,2

5: химические вещества и аналогичная им продукция, не включенная в другие категории

12,7

8,9

51 - продукция основного оргсинтеза

2,4

2,5

54 - химико-фармацевтическая продукция

2,4

1,8

57 - синтетические смолы и пластмассы

2,2

1,4

6: промышленные товары, классифицированные в основном по виду материала

13,9

12,7

64 - бумага и картон, изделия из бумаги

2,1

1,7

65 - пряжа, ткани и аналогичные им товары

2,0

1,9

67 - чугун и сталь

2,4

2,2

68 - цветные металлы

1,9

2,2

7: машины и транспортное оборудование

51,2

37,0

71 - энергетическое оборудование

3,4

3,3

72 - специализированные станки

5,0

1,6

75 - конторское оборудование и устройства по автоматической обработке данных

3,0

5,5

78 - автомобили, включая автобусы

17,4

8,3

8: различные готовые изделия

9,4

12,1

82 - мебель и комплектующие к ней

0,9

1,3

84 - одежда и фурнитура к ней

1,2

3,9

9: товары и операции, не включенные в другие категории

5,8

11,0

Составлено по расчетам автора на основе: Statistisches Jahrbuch fur die Bundesrepublik Deutschland... 2001. S. 295-296 (данные по «специальной торговле»).

Основная часть оборота приходится на продукцию различных отраслей машиностроения и химической промышленности. В этих отраслях специализации ФРГ у нее, как правило, экспорт значительно превышает импорт. Также Германия - крупный нетто-экспортер чугуна и стали, стальной продукции. Положительный баланс у ФРГ и по торговле метизами, резинотехническими изделиями, фотоаппаратами, оптическими приборами, часовыми механизмами, исследовательским оборудованием, бумажно-беловыми изделиями, строительными материалами, пряжей.

Германия испытывает недостаток во многих видах ресурсов, поэтому она - крупный нетто-импортер непродовольственного сырья. Однако по нескольким сырьевым товарам у ФРГ положительное сальдо - это торговля шкурами, кожами и мехами, а также текстильными волокнами. Германия - крупный нетто-импортер продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности (включая мебель), цветных и редких металлов, их сплавов, а также одежды, обуви, туристического снаряжения.

По торговле продовольствием у ФРГ также отрицательный баланс (импорт больше экспорта в 1,5 раза). Это связано со специализацией сельского хозяйства страны. Оно в целом обеспечивает потребности населения ФРГ сверх нормы (например, по калорийности), но для повышения разнообразия пищи необходим импорт отдельных видов продовольствия. Проведенный нами анализ данных ФАО показал, что ФРГ импортирует то, что нельзя произвести в климатических условиях этой страны, и покрывает часть крайне высоких потребностей в ряде продуктов (мясо, пиво и т.п.).

Общей тенденцией изменения товарной структуры внешней торговли ФРГ под воздействием глобализации остается рост доли продукции передовых отраслей и значительное сокращение доли необработанного сырья. При этом германский экспорт очень диверсифицирован. В середине 90-х гг. из 239 товарных групп в экспорте ФРГ их было 238. Это максимальный показатель в мире. В 1999 г. коэффициент Хиршмана составлял 0,10 и по его значению ФРГ уступала лишь 11 странам.

Структура германского экспорта и импорта, а значит, и соотношение по торговле отдельными товарными группами заметно различается по странам. Это логично, т.к. каждое государство вывозит главным образом продукцию основных отраслей специализации. И если структура экспорта ФРГ по странам схожая, то, например, в импорте из Колумбии, Аргентины и Новой Зеландии преобладает сельскохозяйственная продукция, в импорте из стран-членов ОПЕК, России и Норвегии - нефть, нефтепродукты и природный газ, в импорте из многих стран Юго-Восточной и Южной Азии - текстильная продукция и несложные электротехнические товары.

Перечень стран - основных партнеров ФРГ по торговле товарами показывает проявление процесса регионализации. Из неевропейских государств в пятерку важнейших внешнеторговых партнеров ФРГ входит лишь ведущая держава других частей света - США. По величине оборота торговли товарами с ФРГ карликовые государства Европы сопоставимы со средними странами в Азии и Латинской Америке. Хотя роль некоторых западноевропейских государств сокращается, растет доля восточноевропейских стран - фактически с началом рыночных реформ в бывших социалистических странах просто расширились границы европейского макрорегиона. Регионализация торговли сопровождается интенсификацией связей с другими ключевыми экономическими макрорегионами мира - Северной Америкой и Восточной Азией.

Значение стран Третьего мира постоянно сокращается. Причем даже такие государства как Бразилия, характеризующиеся крупными и растущими рынками сбыта, не увеличивают своего значения во внешней торговле ФРГ. Во многом это связано с их сырьевой специализацией - цены на сырье и полуфабрикаты росли в 80-90-е гг. медленнее, чем на продукцию «верхних этажей» обрабатывающей промышленности. Заметно выросла лишь доля Мексики после ее вступления в НАФТА, КНР вследствие постепенной интеграции страны в мировую экономику и нескольких новых индустриальных стран первой волны.

У европейских стран роль ФРГ в их собственном внешнеторговом обороте также наиболее значительная. Более 20% торговли товарами приходится на ФРГ у всех ее соседей кроме Франции, а также у Италии, Португалии, Словакии, Словении, Хорватии, Югославии, Венгрии, Болгарии и Турции. 15-20% составляет доля ФРГ во внешнеторговом обороте всех остальных европейских стран кроме членов СНГ. Такой показатель лишь у нескольких развивающихся стран Азии и Африки. У таких стран как США, Япония и КНР доля ФРГ в торговле товарами - 4-5%.

Причин регионализации (как частного проявления глобализации) во внешней торговле много. Во-первых, важное значение имеет эффект соседства. Действительно, при вывозе товара в соседние страны ниже транспортные издержки, а некоторую скоропортящуюся продукцию вообще нельзя перевозить на большие расстояния. Существуют и технические ограничения. Так, Нидерланды доминируют во внешней торговле с ФРГ живыми животными, опережая на порядок других лидеров (все без исключения - европейские страны). Вся германская торговля электроэнергией также замыкается на европейские страны. Это связано с потерями в цепях при передаче на большие расстояния. Более 60% импорта электроэнергии приходится на поставки из Швейцарии и Австрии.

Помимо этого с фирмами соседних государств германские компании установили наиболее тесные производственные связи, создают собственные сбытовые филиалы (в т.ч. благодаря достаточному уровню информированности и влиянию культурно-исторической близости), а доля внутрифирменной торговли через границу постоянно растет. Например, торговля с Чехией, Венгрией и Испанией характеризуется высокой долей транспортных средств и комплектующих к ним благодаря наличию в этих странах филиалов и дочерних фирм германского концерна «Фольксваген».

Во-вторых, большое значение играют институциональные факторы. Глобализация сопровождается усилением интеграции. ФРГ почти не имеет экономических барьеров со странами ЕС - в рамках Союза действует свобода движения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов. В итоге заметно усиливается процесс регионализации - связи внутри ЕС становятся по величине сопоставимыми со связями со всем остальным миром. Введение единой валюты евро дополнительно стимулировало внешнюю торговлю ФРГ в рамках еврозоны - у фирм снизились издержки по конвертации валют и страхованию рисков, вызванных колебаниями их курсов. Очередной отказ Швейцарии от вступления в ЕС привел к тому, что эта страна была единственной в Западной Европе, куда в течение 90-х гг. сократились объемы германских поставок.

Условия внешней торговли в последние годы были почти повсеместно либерализованы благодаря снижению таможенных пошлин. Но для фирм ФРГ лишь торговля в рамках ЕС защищена от значительного ограничительного влияния нетарифного регулирования, которое все чаще замещает пошлины. Например, США ввели квоты для стран ЕС на ряд товаров, но и ЕС имеет квоты для некоторых видов продукции третьих стран. Применяется практика добровольного ограничения экспорта под угрозой применения антидемпинговых санкций. Наибольшее влияние в ФРГ эти меры оказывают на металлургию. Имеются и ограничения, выраженные в повышенных технических и экологических требованиях.

В приграничных районах ФРГ и ее соседей создаются так называемые «еврорегионы», в которых интенсивность экономического сотрудничества особенно высока. В настоящее время их уже более двадцати. Они находятся на разных стадиях развития и формируются не только в рамках ЕС, но и на границах ФРГ с Польшей, Чехией, Швейцарией. Основой еврорегионов становятся трансграничные экономические районы.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Институциональная основа, принципы и функции ВТО
Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Ямайская валютная система в историческом контексте
Свободные экономические зоны - международный опыт
Вернуться к списку публикаций