2010-11-26 09:00:30
ГлавнаяМировая экономика — Принципы территориального развития компании, выходящей на мировые рынки



Принципы территориального развития компании, выходящей на мировые рынки


К числу немногих работ, посвященных принципам территориального развития фирмы, выходящей на мировые рынки, относятся динамико-эволюционная концепция М. Сторпера и Р. Уолкера, теория развития фирмы Л. Хокансона, диссертация Р. Шлунце, изучающая иерархически-волновую диффузию японских предприятий в ФРГ.

Концепция М. Сторпера и Р. Уолкера, созданная в 80-х гг., относится к современным динамическим моделям оптимизации размещения промышленности. Если в статических штандортных теориях основное внимание уделяется лишь локализации нового предприятия, то в динамических моделях учитывается возможность разного подхода к выбору места размещения производства на различных стадиях развития фирмы. При этом М. Сторпер важную роль отводит воздействию социально-экономических и политических факторов. Признается существенное значение деятельности самих фирм. Организация производственных систем анализируется совместно с реалиями технологического прогресса, усиления внешнеэкономических отношений и углубления специализации регионов. По мнению М. Сторпера, основную роль играют все-таки свойства не территории, а компании. Они устанавливают свои региональные связи, создавая тем самым собственное хозяйственное окружение, которое приспосабливается к специфическим местным условиям и ведет к росту территориальной концентрации производства, получающего собственную динамику. При этом сильное влияние оказывают выгоды агломерации функционально связанных предприятий.

При оценке воздействия промышленности на территорию М. Сторпер и Р. Уолкер предлагают различать 4 этапа:

1) «локализация» (создание промышленных фирм и предприятий на новых территориях);

2) «селективная субурбанизация» (наращивание мощностей размещенных в данной местности предприятий при длительном сохранении ими конкурентоспособности);

3) «дисперсия» (продвижение промышленности в соседние районы);

4) «перемещение центров тяжести в размещении» (перенос производства под воздействием обновления промышленной структуры на основе технологических нововведений, из-за изменений структуры спроса или в связи с эволюцией старых отраслей). Фирмы-носители процессов обновления нередко размещаются вне ранее возникших крупных промышленных центров, что возвращает процесс на стадию «локализации».

Данная концепция хотя и закладывает теоретическую основу для дальнейших исследований, однако не дает сколько-нибудь полного объяснения концентрации зарубежной деятельности компаний. Во-первых, в ней все ограничено только рассмотрением производственных предприятий, а даже у промышленных концернов важную роль играют сбытовые филиалы, фирмы по ремонту и техническому обслуживанию. Во-вторых, представленная концепция рассматривает идеальную фирму вне привязки к конкретной территории с ее спецификой. В-третьих, совершенно не обращается внимание на то, что деятельность фирмы на родине и за рубежом имеет отличия, обусловленные огромными различиями между странами в уровне издержек, доступности ресурсов, законодательных условиях.

Теория Л. Хокансона также ограничивается рассмотрением промышленных фирм, но в ней учитывается зарубежная деятельность. При этом важное место в теории отводится размещению сбытовых филиалов.

Развивая идеи Я. Юхансона и других шведских ученых о поступательном характере интернационализации компании , Л. Хокансон выделяет пять стадий развития ТНК:

1) «создание однозаводской фирмы» (управленческий аппарат и сбытовые службы находятся при заводе);

2) «завоевание национального рынка» (фирма становится многозаводской, но предприятия находятся в одном районе, хотя сбыт осуществляется по всей стране);

3) «экспорт через торговые представительства» (внутри страны заводы размещаются повсеместно, сбытовая сеть растет; в странах, где нет торговых барьеров, начинается сбыт продукции через дилеров);

4) «основание зарубежных дочерних фирм» (продолжается развитие на родине; открываются зарубежные сбытовые филиалы и дочерние фирмы, но лишь в странах без торговых барьеров);

5) «формирование промышленной ТНК « (за рубежом строятся заводы, в странах с торговым протекционизмом, наконец, налаживается сбыт - либо через дилеров, либо через собственные сбытовые филиалы).

Хокансон рассматривает идеальную компанию, поэтому многие реальные примеры в описанную схему не укладываются. Так, однозаводская фирма может начать экспорт без организации каких-либо новых производств внутри страны. Первый производственный филиал может быть сразу создан за границей. Часто компании приобретают другие фирмы с уже существующими разветвленными сбытовыми сетями (ради этого иногда и совершается покупка). Торговый протекционизм препятствует созданию сбытовых филиалов, но, напротив, вынуждает фирму открывать в стране производство для налаживания сбыта. Слияния ТНК, приобретение фирм ради диверсификации производства вообще не укладываются в эту модель.

Кроме того, выделяемые стадии неравнозначны. Первая и вторая стадии для многих производственных компаний почти сливаются. Так, новый большой автомобильный или металлургический завод поставляет свою продукцию с первого дня работы во многие районы страны. В последней стадии, напротив, не отражены современные тенденции глобализации (что объяснимо - теория написана в конце 70-х гг.). Так, вряд ли оправдано рассмотрение вместе фирмы с одним заводом за рубежом и гигантской ТНК с многими, часто автономными заграничными региональными подразделениями. Совершенно оставлены без внимания в работе Хокансона компании сферы услуг, а их роль в мировой экономике постоянно растет.

Еще одним недостатком теории является рассмотрение «заграницы» как двух стран: с торговым протекционизмом и без такового. Однако межстрановые различия не ограничиваются уровнем либерализации внешней торговли. Региональную специфику внутри одного зарубежного государства Л. Хокансон вообще не рассматривает.

Р. Шлунце изучает реально существующие компании, причем как промышленные, так и принадлежащие сфере услуг. В его диссертации уделяется большое внимание взаимодействию компаний одной страны за рубежом. Шлунце доказывает на примере японских фирм в Германии, что их распространение идет по принципу иерархически-волновой диффузии. Первые зарубежные предприятия размещаются в крупнейших центрах страны. Со временем филиалы могут создаваться на их периферии и в центрах меньшего значения в других районах государства.

К сожалению, все исследование ограничено японскими фирмами и лишь в ФРГ. Попытка выявить описанную диффузию у компаний других стран не предпринимается. При этом мало учитываются трансграничные производственно-сбытовые связи ТНК. Зависимость между уровнем развития фирмы на родине и ее зарубежной деятельностью также не изучена.

На основе анализа деятельности иностранных фирм в ФРГ и германских за рубежом нами сделана попытка представить общие принципы территориального развития компании, выходящей на глобальный уровень. При этом показывается связь между факторами размещения ПИИ на разных стадиях развития фирмы и территориальной концентрацией зарубежных предприятий в определенных районах страны.

Прежде чем описывать конкретные стадии территориального развития фирмы, назовем основные типы ПИИ, т.к. по мере роста компании соотношение между ними меняется. К тому же размещению разных типов ПИИ свойственен различный территориальный рисунок. Есть ряд схожих классификаций, и обобщая их, целесообразно выделить 7 типов:

1) строительство предприятия на новом месте;

2) расширение существующего предприятия;

3) перемещение предприятия на новое место;

4) создание совместного предприятия как следствие стратегического альянса;

5) поглощение конкурентов или (для диверсификации хозяйственной деятельности) фирм из других отраслей;

6) участие в акционерных капиталах конкурентов (первоначально часто в качестве портфельных инвесторов);

7) слияние гигантских компаний.

У каждой давно существующей крупной фирмы с глобальной стратегией можно выделить, по нашему мнению, пять равных по значению стадий в истории ее развития (менее крупные или более молодые компании проходят те же стадии, но, возможно, еще не дошли до последних из них):

1) возникновение фирмы и захват ею прочных позиций на внутреннем рынке;

2) превращение фирмы в экспортера товаров и/или услуг;

3) освоение фирмой производства товаров и/или услуг за рубежом;

4) усиленное развитие компанией зарубежной деятельности;

5) образование гигантской ТНК

Каждая последующая стадия сохраняет многие черты предыдущих стадий. На любом этапе компания может быть поглощена более мощной фирмой, и тогда она будет действовать и развиваться как ее элемент. В виде дочерней компании она может пройти все оставшиеся стадии. При этом дочерние фирмы одного концерна в различных регионах могут достичь разного уровня развития. Так, в начале 90-х гг. в США региональные подразделения германских концернов имели десятки филиалов по всей стране, в то время как в отдельных постсоциалистических странах у германских региональных дочерних компаний филиалы были лишь в столицах. Очевидно, что материнская фирма не может быть на более низкой стадии территориального развития, нежели какая-либо из ее дочерних фирм.

Спецификой развития многих старых фирм стало то, что они дважды проходили первую-третью стадии. Дело в том, что в 1945 г. накопленные прямые зарубежные инвестиции Германии, Италии и Японии практически отсутствовали (почти все они были конфискованы). Сохранилась лишь треть довоенных капиталовложений Франции, половина нидерландских прямых инвестиций, 60% - британских. Многие компании лишились своих зарубежных сетей, однако они не утратили информации и коммерческих связей. Поэтому в 50-60-е гг. компании довольно быстро восстановили довоенные позиции. Фирмам ФРГ разрешили зарубежную деятельность не сразу, и только в 60-е гг. местные власти им вернули безвозмездно или разрешили выкупить часть ранее конфискованной собственности. При этом фирмы укрепляли свои позиции чаще там, где они уже были сильны в 30-х гг. Поэтому третья стадия развития крупных европейских фирм фактически повторялась, а первая и вторая были заметно сжаты по срокам.

На первой стадии компания стремится занять устойчивые позиции на внутреннем рынке (необходимость опоры на отечественный рынок подчеркивают П. Кругман и другие исследователи). Обычно лишь захватив значительную нишу на национальном рынке путем создания надежной собственной сбытовой сети (для предприятий сферы услуг - клиентской сети) или использования услуг постоянных дилеров, фирма приступает к освоению зарубежных рынков. Иногда ею приобретаются компании внутри своей страны. Это часто увеличивает диверсификацию продукции фирмы, что способствует усилению экономических позиций компании на родине.

Участие государства в капиталах фирмы иногда позволяет миновать первую стадию, что часто делается из стратегических соображений. Тогда экономическую базу развития фирмы обеспечивает само государство.

Так, в качестве одного из способов снижения ресурсной зависимости ФРГ правительство содействовало инвестициям в действующие за рубежом компании. В 1969 г. при его активной поддержке была создана фирма «ДЭМИНЭКС», субсидировавшаяся государством до 1989 г. Практически вся ее деятельность была сразу сосредоточена за границей. С первого дня существования зарубежные проекты стали основными у государственного общества «ДЭГ» («Дойче Инвестиционен- унд Энтвиклунгсгезельшафт», ранее; «Дойче Энтвиклунгсгезельшафт»), созданного в 1962 г. для содействия ПИИ малых и средних фирм ФРГ на всех стадиях их подготовки и осуществления. Часто эта помощь выражается в участии «ДЭГ» в ПИИ совместно с частной фирмой. За пределами ФРГ сосредоточена и практически вся деятельность государственного страхового общества «Гермес», предоставляющего гарантии на экспортные сделки.

На второй стадии фирма выходит на зарубежные рынки, открывает свои представительства. Банки помимо этого развивают корреспондентскую сеть, промышленные фирмы могут создавать сбытовые фирмы, предприятия по ремонту и техническому обслуживанию. Хотя это не значит, что собственные филиалы будут создаваться обязательно: даже гарантийное обслуживание по соглашению может осуществляться на других фирмах. Например, германская компания «Ровента-Верке ГмбХ», известная своей бытовой электротехнической продукцией, в январе 2001 г. имела за рубежом 10 мастерских по техническому обслуживанию в 10 странах, в то время как ее продукцию можно было починить по гарантии в сотнях мастерских других фирм более чем в 120 странах.

Торговля, особенно розничная, также часто осуществляется через другие фирмы. Однако возможен и роспуск сети торговых агентов в связи с налаживанием собственной сбытовой сети. Параллельно усиливаются позиции компании на внутреннем рынке. При этом и на всех последующих стадиях возможно создание новых филиалов на родине.

У многих фирм сферы услуг вторая стадия редуцируется: у них почти никогда нет территориального разрыва между производством и сбытом, хотя в последние годы степень «транспортабельности» услуг растет.

На третьей стадии промышленные фирмы организуют за рубежом производство, компании сферы услуг создают дочерние фирмы. При этом продолжают расширяться рынки сбыта, как за счет стран, где зарубежные предприятия уже созданы фирмой, так и за счет стран, где их еще нет.

Среди важнейших зарубежных инвесторов выступают предприятия тех отраслей, которые наиболее сильны внутри своей страны. Если взять отраслевую структуру ПИИ фирм разных государств в одной стране, то она будет заметно отличаться. Таким образом, она отражает структуру хозяйства даже не столько государства, принимающего капиталы (она-то одна), сколько стран-инвесторов. Примером может служить отраслевая структура накопленных ПИИ в обрабатывающей промышленности основных инвесторов в ФРГ. Различные отраслевые предпочтения инвесторов каждой страны заведомо определяют специфику географии прямых инвестиций фирм разных стран.

На третьей стадии развития фирмы за рубежом возможны только 1-й или 3-й типы осуществления ПИИ - так называемые капиталовложения «на зеленом лугу» (создание нового дополнительного предприятия или перенос производства). Например, многие европейские фирмы сокращают производство на родине, увеличивая мощности за рубежом, для снижения издержек или лучшего учета особенностей местного спроса. Причиной осуществления капиталовложений может стать преодоление торгового протекционизма, как это было в Бразилии. В отдельных развивающихся странах при запрете создания иностранных филиалов распространен 4-й тип осуществления ПИИ (создание совместных предприятий).

Помимо организации собственного производства за рубежом фирма может продавать лицензии. За рубежом создаются не только сборочные заводы, но и предприятия по выпуску комплектующих. В то же время поставки могут осуществлять и независимые иностранные или местные фирмы, причем с развитием компании их число обычно увеличивается.

На четвертой стадии компании расширяют свои зарубежные сети предприятий. Способы осуществления ПИИ относятся уже ко всем типам кроме 7-го. При этом 4-й тип (создание совместных предприятий как результат стратегического альянса) используется целенаправленно, а не как вынужденная мера. Любой успешно развивающийся проект производственной или научно-технической кооперации двух фирм из разных стран, по мнению Ю.И. Юданова, может привести к углублению сотрудничества. Кооперация начинается с заключения патентных соглашений, передачи прав на производство отдельных видов продукции, выпуска части комплектующих для партнера. Впоследствии возможны налаживание совместного сбыта в третьих странах и реализация общих научных проектов. Создание совместного предприятия не конечный этап сотрудничества - не исключено и полное слияние компаний или поглощение одного партнера другим.

В качестве отдельных элементов расширения зарубежных сетей предприятий можно рассматривать создание региональных отделений, модернизацию и реконструкцию имеющихся базовых предприятий за рубежом, строительство их филиалов, появление дочерних фирм в других отраслях. Хотя диверсификация деятельности обычно усиливается в рамках одной комплексной отрасли, однако промышленные фирмы создают иногда даже собственные финансовые структуры.

На пятой стадии успешно развивающаяся фирма продолжает создавать и расширять собственные предприятия, увеличивает объем зарубежных продаж, продает лицензии независимым фирмам. Вместе с тем на любой стадии отдельные филиалы могут быть закрыты или проданы из-за конъюнктурных или стратегических соображений. На этой стадии возрастает роль покупок конкурентов (5-й и 6-й типы осуществления ПИИ), создания совместных предприятий для стратегического сотрудничества. Осуществляются и значительные портфельные капиталовложения, которые теперь все чаще сопровождают усиливающуюся научно-техническую и производственную кооперацию. Фирма превращается в мощную ТНК, т.е. осуществляет основную часть своих операций за пределами своей страны в нескольких странах. Приобретенные компании постепенно интегрируются в систему производственно-сбытовых связей материнской фирмы, а часть старых связей перестраивается.

Важнейшей спецификой этой стадии является появление и все большее преобладание 7-го типа осуществления ПИИ - слияния гигантских фирм, причем при объединении равных ТНК инвестор определяется лишь формально по месту размещения главной штаб-квартиры либо биржи, где котируется основная часть акций объединенной компании. Типичными примерами служат объединение в 1998 г. автомобильных фирм «Даймлер-Бенц» (ФРГ) и «Крайслер» (США) в «Даймлер-Крайслер», а в 1999 г. химических фирм «Хёхст» (ФРГ) и «Рон-Пуленк» (Франция) в «Авенти». Их следует отличать от слияния крупных фирм одной национальной принадлежности.

Для компаний, действующих в новых сферах (например, связанных с сетью интернет), выход на международный уровень многократно ускоряется в силу глобального характера самой деятельности. Однако было бы ошибочным считать, что при размещении таких фирм не учитывается территориальный фактор, а названные стадии отсутствуют. Несмотря на то, что стоимость этих компаний определяется в основном нематериальными активами, территориальная привязка их материальных ценностей, а вместе с ними и части нематериальных ценностей (интеллектуального потенциала сотрудников и т.п.) происходит по классическим схемам с учетом различных факторов размещения фирмы. Например, наличие языковых различий вынуждает интернет-компании создавать отдельные дочерние фирмы для стран, где английский язык не господствует в компьютерной среде - обычно в Италии или Испании. Это подчас проще, чем набирать специалистов со знанием романских языков в фирмы, расположенные в США или ФРГ.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
ВТО как институт регулирования международных торговых отношений
Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Вернуться к списку публикаций