2010-11-24 09:00:25
ГлавнаяМировая экономика — Теории и концепции внешней торговли и размещения прямых иностранных инвестиций



Теории и концепции внешней торговли и размещения прямых иностранных инвестиций


Во внешнеэкономических связях роль ряда факторов повышенная. Например, у стран значительно больше различий в законодательстве, чем у областей одного государства. Мобильность факторов производства между странами ниже, чем внутри страны. Существующий в международных торговых отношениях протекционизм, как правило, отсутствует внутри государства. Различается подход национальных правительств к своим внутренним и внешним обязательствам. Можно привести и другие примеры, когда на мировом уровне условия хозяйствования принципиально изменяются по сравнению с ситуацией на внутреннем рынке. Это стимулировало развитие теорий и концепций, изучающих внешнеэкономические связи.

Усиление этих связей началось со стремительного развития внешней торговли. Именно поэтому международной торговле уделено весьма значительное место в экономической науке. Первые теории объясняли международную торговлю различными абсолютными и относительными затратами труда на производство товаров в разных странах.

Еще в конце XVIII в. британский экономист Адам Смит предложил теорию абсолютных преимуществ, объяснявшую необходимость ведения внешней торговли страной, которая может добиться выпуска какого-либо товара с наименьшими затратами одного из факторов производства (например, труда). В начале XIX в. Д. Рикардо в теории сравнительных преимуществ показал, что от усиления внешней торговли выигрывает любая страна - за счет специализации хозяйства и последующей торговли можно получить больше товаров, чем позволяют производственные возможности страны. Однако американский экономист П. Кругман отмечает, что Д. Рикардо преувеличивал возможности торговли, т.к. не учитывал издержки транспортировки и наличие неторгуемых товаров, которые вынуждены производить все страны.

Названные теории объясняли лишь общие выгоды внешней торговли, но не выявляли причин формирования отраслевой специализации страны. В начале XX в. шведские ученые Э. Хекшер и Б. Улин попытались объяснить выбор страной определенного набора экспортных отраслей. Их модель основана на том положении, что страны, имеющие в избытке некоторые факторы производства (сырье, капитал или трудовые ресурсы), будут иметь сравнительные преимущества в экспорте именно тех товаров и услуг, производство которых опирается на интенсивное использование соответствующих факторов производства. Эта модель была достроена другими учеными и превратилась в классическую теорию внешней торговли.

Однако положения этой теории подтверждаются практическими данными лишь при соблюдении многочисленных ограничений и допущений. Верность некоторых утверждений вообще не удается подтвердить. Примером служит теорема Хекшера - Улина - Самуэльсона о выравнивании абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах. В реальной жизни полное равенство цен никогда не будет достигнуто из-за территориальных различий в обеспеченности ресурсами, наличия торговых барьеров и разных технологий.

Новейшие теории внешней торговли развиваются в нескольких направлениях. Во-первых, принципы классической теории распространяются на большее количество товаров, стран и факторов производства, нежели предусматривали первые модели. Исследователи показывают, что несмотря на увеличение числа переменных, основные постулаты теории остаются справедливыми. Характерный пример - парадокс Леонтьева: при двухфакторном анализе внешней торговли многих стран не подтверждается вывод Хекшера и Улина о том, что экспортируются товары с интенсивным использованием относительно избыточных факторов, а импортируются товары с интенсивным использованием дефицитных факторов. Придание анализу многофакторного вида устраняет парадокс.

Во-вторых, в рамках классической теории изучаются новые вопросы. Например, теорема Рыбчинского показывает, что развитие нескольких экспортно-ориентированных отраслей может привести к оттоку ресурсов из других отраслей, что приведет к ухудшению их состояния. Для стран, где бурное развитие пережила добыча ресурсов на экспорт, это явление получило название «голландская болезнь». В ФРГ ситуация диаметрально противоположная, но действует, на наш взгляд, тот же механизм - бурное развитие в послевоенные годы «верхних этажей» промышленности и все большее участие ФРГ во внешнеторговых связях сопровождались затяжной депрессией в базовых отраслях. Ресурсы перетекали из каменноугольной и металлургической отраслей, которые часто не выдерживали мировой конкуренции. Это потребовало проведения мероприятий государственной региональной политики, направленных на развитие современных отраслей в таких старопромышленных районах как Рурская и Саарская области. Однако это еще больше стимулировало отток ресурсов из базовых отраслей.

В рамках классической теории внешней торговли рассматривается также распределение доходов от внешнеторговой деятельности. Если в целом экономика страны выигрывает от усиления мировой торговли, то отдельные слои населения могут и ухудшить свое положение. Теорема Столпера-Самуэльсона свидетельствует, что вне зависимости от структуры потребления факторов производства их владельцами развитие свободной торговли неизбежно ведет к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растет. В то же время вознаграждение фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает, снижается. Это обуславливает необходимость поддержки некоторых категорий населения и отраслей промышленности.

С этим связана попытка введения страной политики протекционизма. Однако мировой опыт показывает, что выгоднее перераспределять доход от ведения внешней торговли внутри страны без ограничения свободы торговли. Во-первых, в экспортном производстве используется и импортируемая продукция, а во-вторых, сокращение иностранцами продаж на национальном рынке ограничивает их возможности покупать продукцию экономики данной страны. Кроме того, остальные страны могут принять ответные протекционистские меры. К тому же сокращение импорта постепенно приведет к сокращению экспорта в результате действия механизма выравнивания валютного курса. Помимо прямого воздействия на внешнюю торговлю протекционизм оказывает отрицательное воздействие на развитие национальной экономики, темпы научно-технического прогресса, поддержание конкурентной среды.

В отдельных случаях протекционизм может способствовать развитию национальной экономики, например, при защите от иностранных гигантов молодых отраслей на стадии их зарождения. Однако для столь развитой страны, какой является ФРГ, такие меры вряд ли оправданы.

В-третьих, создаются принципиально новые концепции, авторы которых утверждают, что положения классической теории не объясняют международную торговлю в условиях глобализации. Противоречия с практикой, по их мнению, имеют более глубокие причины, нежели наличие избыточных допущений для упрощения моделей. Дело в том, что в классической теории никак не объясняется существование значительного и постоянно растущего удельного веса торговли между странами со сходной степенью наделенности различными факторами производства и практически одинаковой структурой спроса. При этом в мировой торговле все больше увеличивается доля встречных поставок сходных промышленных товаров (что особенно хорошо видно по структуре торговли ФРГ со странами ЕС).

В качестве преодоления этих противоречий разрабатываются новые теории. Так, П. Кругман сосредоточил внимание на изучении внешней торговли в условиях несовершенной конкуренции. Развитие глобализации привело к господству во многих отраслях мировой экономики олигополии, специфику функционирования которых не учитывает классическая теория внешней торговли. Кругман показывает, что страны торгуют не только из-за различного соотношения факторов производства, но и в силу стремления ТНК использовать экономию на масштабе производства.

Эффект масштаба объясняет наличие интенсивной торговли между странами, которые весьма близки по наделенности факторами производства (например, между ФРГ и Францией). Можно выделить внешний и внутренний аспекты эффекта масштаба. В первом случае издержки на единицу продукции у компании снижаются в результате роста масштабов производства в отрасли в целом, а во втором случае - в результате роста масштабов производства внутри самой фирмы. Эти факторы объясняют и взаимную торговлю технологически близкой или однородной продукцией.

Для встречных потоков однородной или сходной продукции предложена также модель внутриотраслевой торговли (автор ее первого варианта - экономист венгерского происхождения Б. Баласса). Торговля дифференцированными, но похожими товарами связана с различиями во вкусах потребителей при наличии широкого видового разнообразия продукции. Основная причина торговли однородными товарами кроется в стремлении сократить транспортные издержки, а также в наличии сезонных различий. Можно привести и пример сочетания проявления во внешней торговле экономии на транспортировке и колебаниях в сезонном производстве и спросе - взаимные поставки электроэнергии европейскими странами.

Общей проблемой всех названных теорий является излишний схематизм - даже если не принимать во внимание многочисленные допущения (без которых нельзя построить модель), государство в них все равно понимается как точка. Но региональные различия внутри стран весьма велики.

К тому же в условиях рыночной экономики торгуют в основном не страны, а частные компании, многие из которых стали транснациональными. Французский исследователь Р. Сандретто в 80-х гг. подверг критике основные выводы классической теории внешней торговли именно на том основании, что с усилением ТНК факторы производства все значительнее увеличивают свою мобильность между странами. Как и П. Кругман, он отмечает установление власти олигополии во все большем числе отраслей, что в корне меняет принципы внешней торговли.

Следует подчеркнуть, что практически во всех названных теориях и концепциях используются эмпирические данные лишь по США и некоторым государствам Западной Европы. Таким образом, почти не учитывается многообразная специфика других стран.

Попытку преодолеть некоторые названные недостатки предпринял американский ученый М. Портер в теории конкурентных преимуществ стран. Одним из основных постулатов его теории является утверждение, что национальное процветание не наследуется - оно создается. Нельзя не согласиться, что роль постоянных инноваций для поддержания конкурентоспособности весьма важна. Однако стоит помнить и о значении традиционных факторов производства. Так, на наш взгляд, Портер недоучитывает значение природных ресурсов для индустриализации Японии и Германии, которые, по нынешним меркам, бедны полезными ископаемыми. Но для соответствующего периода они были достаточными. Нам ближе подход французского ученого Ж.-М. Сироэна, который отмечает, что важную роль в формировании специализации стран играют как специфика исторического развития, обусловленная деятельностью «активных единиц» (национальных государств и фирм), так и традиционные факторы производства, различающиеся в силу неоднородности географической среды.

М. Портер справедливо считает фирмы главными участниками внешней торговли. Он отмечает, что среди стран нет победителей в конкуренции - в подавляющем большинстве государств только часть отраслей и компаний занимает ведущее положение в мировой экономике, а соответственно, во внешнеэкономических связях. Ключевую роль для выхода фирмы на ведущие мировые позиции играют условия их зарождения и развития на родине. Однако финские исследователи Р. Пентиннен и Й. Яяскеляйнен указывают на то, что лишь на обширном внутреннем рынке США многие компании могут пренебречь в начале своего развития значением экспорта. В европейских же странах фирмы изначально учитывают влияние глобализации.

Вообще же в теории М. Портера конкурентные преимущества определяются так называемым «ромбом»:

1) состоянием факторов производства в национальной экономике;

2) спецификой спроса на внутреннем рынке;

3) уровнем развития родственных и поддерживающих отраслей;

4) существованием устойчивых стратегии и структуры, характером внутренней конкуренции.

Кроме того, он отмечает важное значение роли случая и характера деятельности правительства.

Что же касается территориальных особенностей, то Портер все сводит к рассмотрению так называемых кластеров. По Портеру, это группа географически соседствующих взаимосвязанных фирм и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Однако соседство понимается в широком смысле, поэтому в разработке концепции кластеров исследователи рассматривают вместе и города, и целые страны, и даже их группы. Это интересный метод объяснения конкурентных преимуществ стран, но он не позволяет понять механизмы территориального развития фирм. Для этого приходится учитывать множество других факторов.

Анализ внешней торговли неизбежно выдвигает вопрос о взаимосвязях внешней торговли и ПИИ в условиях глобализации. Связи внешней торговли и ПИИ, других форм участия фирмы в глобализации учитывались еще в 70-е гг. К первым работам относится исследование А. Кернкросса. Позднее смену стратегий международного маркетинга рассматривал Ф. Котлер. В 80-е гг. эту проблему изучали и отечественные ученые, которые отмечали возможность дополнения на определенном этапе экспорта готовых изделий экспортом «фирменных преимуществ» (ноу-хау, торговых марок, лицензий), а затем «экспортом производства».

Многие фирмы ФРГ осуществляют ПИИ для расширения рынков сбыта, а при ПИИ в добывающую промышленность - для увеличения объемов импорта и бесперебойности поставок сырья. К тому же возникают сопутствующая торговля (внутрифирменные трансграничные поставки и торговля одних германских компаний с зарубежными филиалами других фирм из ФРГ) и сопутствующие инвестиции (ПИИ смежников, фирм по оказанию рекламных, банковских, страховых услуг). Существенное замещение экспорта производством на предприятиях с зарубежными капиталовложениями возможно лишь на уровне отдельных продуктов, а не в масштабах целой отрасли или всей экономики страны.

При этом существует высокая степень корреляции географии внешней торговли и размещения ПИИ. Так, коэффициент корреляции между размерами германского экспорта в 2000 г. и накопленными ПИИ фирм ФРГ к 2000 г. для 106 стран, по которым есть информация, равен 0,74.

Усиление глобализации показывает, что ПИИ далеко не всегда связаны с торговлей. Поэтому стали разрабатываться специальные концепции размещения ПИИ. С их помощью ученые пытаются объяснить причины осуществления прямых капиталовложений, особенности их размещения, последствия для экономики. Первые работы (исследования американцев Л. Метцлера и Ф. Махлупа) появились в 40-е гг., но до сих пор так и не создано целостной и разделяемой большинством экспертов теории распространения ПИИ.

К числу наиболее известных первых концепций размещения иностранных капиталовложений относятся теория коэффициентов рентабельности инвестиции (Дж. Попкин и Дж.В.Дж. Стивене) и теория портфельных инвестиций (X. Марковиц, Дж. Тобин и др.). Первая теория утверждала, что капиталы идут из стран с низкой оборачиваемостью инвестиций в страны с их высокой оборачиваемостью, а вторая говорила о минимизации риска путем распределения ПИИ по разным странам. Эти положения спорны и описывают, как правило, лишь ограниченный ряд случаев осуществления ПИИ.

В 1965 г. появилась теория жизненного цикла товара, использованная в 1966 г. Р. Верноном для объяснения ПИИ и получившая развитие в работах других ученых. На примерах американских ТНК утверждалось, что на разных стадиях жизненного цикла товар выгодно производить в разных условиях. Например, на стадии стандартизированного серийного или массового производства часто оказывается целесообразным переносить выпуск товара в страны с дешевой рабочей силой. На разных стадиях различается интенсивность экспорта товара. Эмпирические исследования ряда ученых подтвердили теорию лишь по отношению к части ПИИ фирм США, ФРГ и Великобритании с их высокоинновационными производствами и укороченными продуктово-производственными циклами.

Вероятнее всего, теория Р. Вернона также не объясняет всех причин осуществления ПИИ. Например, совершенно не укладываются в ее рамки капиталовложения стратегического плана. Во-первых, к ним относятся ПИИ германских фирм в добычу сырья, осуществляемые при активном участии государства. Во-вторых, это капиталовложения ради выхода на пока не очень емкие, но перспективные рынки, где закрепляются позиции не столько какого-то конкретного товара, сколько всей торговой марки. Примером могут служить ПИИ германского автомобилестроительного концерна «Фольксваген» в КНР. Также Верной не учитывал инвестиции, направленные на преодоление торгового протекционизма.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы
Глобалистика, глобализм и глобализация
Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании
Вернуться к списку публикаций