2009-07-08 00:28:02
ГлавнаяМировая экономика — ВТО как институт регулирования международных торговых отношений



ВТО как институт регулирования международных торговых отношений


С учетом необходимости структурной перестройки и адаптации к международной конкуренции многих отраслей нашего национального хозяйства наиболее предпочтительной представляется стратегия концентрации усилий внешнеторговой политики исключительно на перспективных направлениях при одновременном открытии внутреннего рынка в секторах «неперспективных» производств. Осуществление стратегии селективной защиты внутреннего рынка должно базироваться на ряде принципов, направленных на решение задач повышения конкурентоспособности производства (путем его реструктуризации) и противодействия лоббизму импортеров. Это, в частности:

1) максимальная унификация правил применения тарифных и нетарифных мер защиты внутреннего рынка, установление четкой и прозрачной процедуры изменения уровня тарифных ставок, понятной производителям, импортерам и инвесторам;

2) ответственность защищаемых средствами внешнеторговой политики отечественных производителей за наращивание собственной конкурентоспособности, то есть усиление уровня их защиты исключительно в увязке с обязательствами проведения соответствующей реструктуризации, снижения издержек и повышения качества продукции.

Таким образом, приоритеты внешнеторговой политики ближайших лет должны состоять в государственной поддержке тех отечественных производств в реальном секторе хозяйства и в сфере услуг, которые заключают в себе перспективы восстановления и повышения конкурентоспособности российской экономики, в стимулировании притока иностранного капитала в секторы, требующие современных по мировым стандартам и пока отсутствующих в России технологий, а также в создании максимально благоприятных с точки зрения развертывания конкурентных начал условий для всех остальных сегментов внутреннего рынка.

Нельзя форсировать вступление во Всемирную торговую организацию в ущерб интересам развития национальной экономики. Необходимо учесть опыт Китая, который почти 15 лет вел осторожные переговоры о вступлении в ВТО и одновременно, опираясь на экономический подъем, осуществлял мощную экспортную экспансию. Поскольку масштабы и глубина системной трансформации российской экономики уникальны, у России есть самые серьезные основания отстаивать сравнительно длительные сроки адаптации своей внешнеторговой политики к требованиям и правовым положениям ВТО.

Средний взвешенный уровень тарифных ставок, предлагаемый Россией к переговорному процессу, практически соответствует уровню таможенных барьеров многих стран-членов ВТО. А значит, у России нет необходимости уменьшать свои тарифы до более низкого, нежели фактически установленный в ВТО, уровня и брать на себя односторонние обязательства по их снижению. Это следует делать лишь при наличии конкурентоспособных отечественных аналогов импортной продукции, причем преимущественно при «размене» уступок в ходе переговоров по данным позициям на необходимость для страны более сильной защиты от импорта по другим позициям.

В период присоединения к ВТО необходимо жестко защитить отдельные секторы внутреннего рынка «пиковыми» тарифами. Сильной защитной мерой для России может стать более жесткое следование принципам эскалации тарифных ставок и эффективного тарифа.

Важно сильнее диверсифицировать систему тарифных ставок, что будет способствовать не только проведению более гибкой протекционистской политики, но и повышению эффективности переговоров по условиям вступления в ВТО. Так как в российской экономике неизбежны крупномасштабные структурные преобразования, «узкая» номенклатура импортного тарифа не позволит обеспечить эффективное регулирование внутреннего рынка и протекционистское содействие становлению и развитию в России современных производств.

В сфере услуг необходимо отстаивать в ходе переговоров сохранение на переходный период ограничений на деятельность в стране иностранных поставщиков, особенно это касается сектора финансовых (банковских и страховых) и телекоммуникационных услуг. В противном случае в силу изначального неравенства конкурентных возможностей отечественных и иностранных финансовых институтов и компаний данные отрасли национальной экономики могут практически целиком оказаться под контролем нерезидентов (как, например, это произошло во многих странах Восточной Европы).

Необходимо четкое согласование мероприятий внешнеторговой политики, обусловленной задачами присоединения к ВТО, с параметрами и ориентирами промышленной политики России. Селективное усиление защиты внутреннего рынка тарифными и нетарифными методами в среднесрочной перспективе должно жестко увязываться с инвестиционными программами реструктуризации отечественного производства и повышения конкурентоспособности продукции.

В целом анализ ВТО как ключевого социального института, функционирующего в сфере международных торговых отношений, его задач, функций и проблем показал, что Россия имеет существенные издержки и упущенные возможности, оставаясь вне рамок его деятельности. В то же время, проводя целенаправленную политику по присоединению к ВТО, необходимо отстаивать в ходе этого процесса национальные интересы, добиваться приемлемых условий вхождения в организацию и приемлемого для России уровня уступок своим торговым партнерам. Ибо вступление в любую международную организацию должно отвечать долгосрочной стратегической цели развития страны - повышению уровня благосостояния ее населения, что возможно при вхождении в международную экономическую систему в качестве равноправного, а не ущемленного в правах и возможностях, ее участника.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Система золотого стандарта в мировой валютной системе
О классификации теорий мировой экономики
Теории и концепции внешней торговли и размещения прямых иностранных инвестиций
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании
Вернуться к списку публикаций