2009-07-08 00:28:02
ГлавнаяМировая экономика — ВТО как институт регулирования международных торговых отношений



ВТО как институт регулирования международных торговых отношений


Всемирная торговая организация является одним из ключевых институтов в современной институциональной системе мировой экономики. Значение ВТО для развития международных торговых отношений может быть представлено следующим образом:

1. ВТО контролирует национальную торговую политику стран-членов и выполнение ими требований соглашений, составляющих правовую базу ВТО, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли;

2. ВТО является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствия для роста и упорядочения международной торговли;

3. ВТО выполняет функции общепризнанного международного суда, что позволяет правительствам разрешать споры, связанные с нарушением «правил игры» на мировом рынке;

4. ВТО сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя таким образом в формировании глобальной экономической политики.

Принимая во внимание значительное расширение сферы компетенции ВТО в связи с подписанием в итоге Уругвайского раунда новых соглашений и договоренностей о регулировании международных экономических отношений, а также учитывая увеличение числа стран-членов организации (до 148 по состоянию на октябрь 2003 г.), можно сказать, что ВТО все больше утверждается в мире как создатель универсальной глобальной торговой системы, основанной на общепризнанных правилах для всех ее участников. Лишним тому подтверждением может служить деятельность по подготовке новых правовых документов в рамках ВТО.

5. Страны, находящиеся вне сферы действия правил ВТО, разработанных и разрабатываемых (как, например, Россия), с одной стороны, могут оказаться на периферии современных международных экономических отношений, играющих все большую роль в повышении эффективности национальных хозяйств, и, с другой, волей-неволей вынуждены играть по правилам ВТО, но лишь в качестве пассивного участника международной торговой системы.

6. Одной из основных задач ВТО является либерализация международной торговли, поощрение трансграничных потоков товаров, услуг и капитала, что открывает странам возможности концентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наибольших результатов. Это повышает эффективность использования национальных ресурсов, и вряд ли можно оспаривать значение устранения барьеров на пути развития международной торговли.

Все многочисленные правовые документы, образующие в совокупности многостороннюю торговую систему ВТО, имеют в своей концептуальной основе несколько базовых принципов:

- торговля без дискриминации, обеспечиваемая взаимным предоставлением странами режима наибольшего благоприятствования в торговле и национального режима для импортной продукции;

- предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам путем создания таких норм, которые в значительной мере затрудняли бы правительствам государств-членов ВТО возможность произвольно менять «правила игры»;

- транспарентность (прозрачность и доступность) национальных законов, нормативных актов и внешнеторговой практики стран-членов ВТО, что необходимо для создания предсказуемых торговых условий.

7. Важная задача системы многостороннего регулирования ВТО состоит также в создании условий для развития справедливой конкуренции между ее членами. Принципы поощрения справедливой конкуренции заложены и в положениях ВТО, относящихся к демпингу и субсидиям. По существу, вся правовая база ВТО - это сложный комплекс правил и норм, направленных на создание равных условий в международной торговле для всех стран-членов.

Можно утверждать, что в комплексном виде нормы ГАТТ-1994, ГАТС, Соглашений по ТРИМС, ТРИПС и остальных соглашений и договоренностей ВТО создают устойчивые основы для международной торговли и в этом своем качестве выполняют функцию многостороннего торгового договора для стран-участниц, заменяя собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоренностей и соглашений. Эта функция ВТО дает немалые преимущества присоединившимся странам, открывая перед ними возможности использования многостороннего торгово-политического регулирования в целях развития внешней торговли.

Таким образом, происходящая эволюция многосторонней торговой системы ВТО во многом отвечает экономическим императивам сегодняшнего дня. Однако многое в этой системе нуждается в совершенствовании, в том числе механизм регулирования международной торговли сельскохозяйственными товарами, определение круга полномочий ВТО (проблемы включения в ее компетенцию «новых сфер» торговли, например, электронной; выработки согласованной позиции по вопросу о перспективах регулирования трудовых аспектов международной торговли и др.), а также уравнивание с развитыми странами развивающихся и стран с переходной экономикой в фактических возможностях реально влиять на деятельность этой организации. Кроме того, медленно идут переговоры в таких секторах сферы услуг, как финансовые; телекоммуникационные; перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги; морское судоходство. Принципиально важным моментом выступает разработка международных правил при инвестиционной деятельности, которые были бы распространены на заграничные капиталовложения, в частности, применения в данной области принципов предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима, а также включали бы требования, связанные с охраной окружающей среды.

Вступление России в ВТО неизбежно окажет существенное влияние на экономику страны, методы регулирования ее внешнеэкономических связей, масштабы и формы взаимодействия с мировым сообществом. Это влияние, скорее всего, в краткосрочном периоде будет неоднозначным, однако для долгосрочного периода практически все исследователи отмечают стратегическую выгоду России от присоединения к Всемирной торговой организации. Находясь за пределами ВТО, страна теряет от дискриминации отечественных промышленных товаров на рынках зарубежных стран-членов ВТО, далеко не всегда обоснованно применяющих антидемпинговые и другие ограничительные меры. Российские производители лишены многих преимуществ, которыми обладают участники ВТО. В их числе - право на заблаговременное получение информации о стандартах, технических требованиях, результатах испытаний того или иного продукта, поступающего на рынки других стран; значительная экономия на издержках благодаря использованию единых стандартов на внутреннем и зарубежных рынках; право обращаться за защитой в судебные органы ВТО в случаях неправомерного отказа других участников торговли в доступе российских товаров на их рынок; потенциальный выигрыш от приведения внутреннего законодательства страны в соответствие с международными нормами и регламентами и многое другое.

В целом переговорная позиция российской стороны должна, очевидно, опираться на те соображения, что присоединение России к ВТО не должно достигаться «любой ценой», что членство в ВТО будет иметь смысл лишь о том случае, если условия торговли для России улучшатся по сравнению с нынешними, и что обязательства по открытию российского рынка для иностранных товаров и услуг должны учитывать трудности, переживаемые Россией в связи со структурной перестройкой экономики.

Анализ условий присоединения Китая к ВТО показал, что Китай пошел на слишком большие уступки, особенно в области сокращения субсидирования сельскохозяйственного производства, и для него были установлены чрезмерно высокие требования - более высокие, чем действуют в отношении большинства стран-членов ВТО. Подобный опыт Китая, а также вступивших во Всемирную торговую организацию стран СНГ (Киргизии, Грузии, Молдовы) увеличивает опасность того, что Россию будут готовы принять в ВТО только на нестандартных, то есть невыгодных для нее условиях.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Мировая политика - проблемы и тенденции развития
Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития
Вернуться к списку публикаций