2009-07-08 00:27:02
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО



Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО


Диверсификация тарифных ставок для России диктуется и неизбежным при вступлении в ВТО общим снижением уровня тарифных ставок. Сохранение прежних принципов изменения адвалорных ставок (с шагом в пять процентных пунктов) лишает тарифную политику России гибкости и существенно затрудняет переговорный процесс по «связыванию» тарифов. К этому подталкивает и вышеупомянутая крайне существенная на нынешнем этапе фискальная функция импортных тарифов. Часть из них (например, на сырье) в перспективе могла бы не «обнуляться» (под давлением будущих партнеров по ВТО), а устанавливаться в интервале 0-5%, как это и практикуется в развитых странах.

Кроме того, мировой опыт свидетельствует о том, что в условиях масштабных структурных преобразований задачи эффективного регулирования экономики требуют широко разветвленной системы импортных тарифов. А для российской экономики такая постановка вопроса представляется исключительно актуальной. Низкий технико-технологический уровень производственного аппарата, а также сохраняющаяся искаженная система ценовых пропорций и рыночных ориентиров прибыльности предприятий не позволяют с высокой степенью уверенности говорить о том, какие виды производств в России будет выгодно развивать, какие из них способны дать максимальный для страны эффект. Незавершенность экономических, в том числе структурных, преобразований в стране, равно как и кризисное состояние многих секторов промышленности, затрудняют формирование четких представлений о том, какие отечественные производства будут определять зоны национальной специализации в системе международного разделения труда, прежде всего с позиций имеющихся преимуществ национального хозяйства. И поскольку неизбежны крупномасштабные структурные преобразования в российской экономике, «узкая» номенклатура импортного тарифа не позволит обеспечить эффективное регулирование внутреннего рынка и протекционистское содействие становлению и развитию в России современных производств.

Одновременно для «открывающихся» секторов российского рынка следует активно применять весь арсенал защитных, в том числе нетарифных, методов регулирования импорта, предусматриваемых правилами ВТО: количественные ограничения по наиболее чувствительным к импорту видам продукции, использование технических стандартов, санитарных норм, особых видов пошлин (антидемпинговых, компенсационных). Для сельского хозяйства следует отстаивать возможность разумной государственной поддержки отрасли путем предоставления ограниченных внутренних и экспортных субсидий, для финансового и телекоммуникционного секторов - временные ограничения на доступ иностранных компаний на внутренний российский рынок, существование которых помогло бы становлению и развитию в данных областях отечественных хозяйствующих субъектов.

Защита национальных товаропроизводителей перекликается и с другой проблемой. Можно защитить национальный рынок, подняв в ходе жестких переговоров с членами ВТО таможенную пошлину и одновременно разрушить конкурентоспособность национальной промышленности, увеличив на 30% железнодорожные тарифы или увеличив в два раза цены на электроэнергию и энергоносители. Политика многосторонних переговоров об условиях участия России в ВТО - важная, но все же составная часть общей экономической политики. И проблемы доступа на рынок России необходимо решать в увязке с внутренней экономической политикой, определяющей конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.

Вступление России в ВТО потребует серьезных организационно-правовых, финансовых и политических действий со стороны государства. Необходимо четкое согласование мероприятий внешнеторговой политики, обусловленной задачами присоединения к ВТО, с параметрами и ориентирами промышленной политики России. Селективное усиление тарифной защиты внутреннего рынка в среднесрочной перспективе должно жестко увязываться с инвестиционными программами реконструкции отечественного производства и повышения конкурентоспособности его продукции. В противном случае велика опасность того, что временный протекционизм будет препятствовать конкуренции, а значит, и формированию у российских производителей побудительных мотивов к повышению конкурентоспособности своих изделии.

Исключительно важная задача внешнеторговой политики в рамках общей стратегии «открытия» внутреннего рынка и присоединения к ВТО - минимизация возможных негативных общеэкономических последствий и рисков, связанных с вступлением в ВТО (в том числе касающихся усиления социальной напряженности при закрытии предприятий, не выдерживающих конкуренции с импортной продукцией, роста безработицы и обострения бюджетно-финансовых проблем). Требуются максимальная «прозрачность» и предсказуемость правил перспективного изменения ставок импортных тарифов и смягчения нетарифных ограничений доступа иностранных компаний на внутренний рынок. Это важно не только для отечественных производителей и инвесторов, которые могли бы своевременно готовиться к открытию внутреннего рынка и формировать свои перспективные производственные программы и инвестиционные проекты, но и для иностранных предпринимателей, которые хотят выстраивать обоснованную стратегию инвестирования в экономику России и видеть четкие перспективы своего присутствия на российском рынке.

В целом разработка переговорной позиции российской стороны должна строиться с учетом того, что присоединение России к ВТО не должно достигаться «любой ценой», что членство в ВТО будет иметь смысл лишь о том случае, если условия торговли для России улучшатся по сравнению с нынешними, а обязательства по открытию российского рынка для иностранных товаров и услуг должны учитывать трудности, переживаемые Россией в связи с социально-экономической трансформацией общества и структурной перестройкой экономики. Целью переговорной политики должно быть включение России в сферу многостороннего регулирования международной торговли на условиях, которые способны содействовать подъему экономики, развитию внешнеторгового потенциала, рациональному использованию отраслей хозяйства, обладающих сравнительными преимуществами в международной торговле, в сочетании с разумной защитой жизненно важных и развивающихся отраслей.

В этой обстановке России, не ускоряя события, целесообразно придерживаться тактической линии, направленной на то, чтобы, находясь еще вне рамок ВТО и на практике в возможно большей степени придерживаясь принципов и норм ГАТТ-1994 и других соглашений ВТО, постепенно приспосабливаться к их применению. В то же время следует, опираясь на необходимость обеспечения щадящего режима для восстановления и развития экономики России, вести переговоры о приеме в ВТО на наиболее льготных условиях без каких-либо поспешных, конъюнктурных уступок партнерам по переговорам. Поэтому позиция российской стороны наряду с разумным учетом запросов торговых партнеров должна отражать необходимость урегулирования существующих проблем в доступе отечественных товаров и услуг на рынки стран ВТО и формулирование соответствующих встречных требований к другим участникам переговорного процесса.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса
Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Тенденции экономики Германии в современных условиях
Миграционное давление на Европу
Европейская валютная интеграция
Вернуться к списку публикаций