2009-07-08 00:27:02
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО



Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО


Ряд китайских экспертов считает, что страна пошла на слишком большие уступки, особенно в отношении снижения поддержки сельского хозяйства, и в отношении Китая были установлены чрезмерно высокие требования - более высокие, чем действуют в отношении большинства стран-членов ВТО. В результате правительство Китай оказалось в уязвимом положении с точки зрения внутренней политики, учитывая, что для огромной доли населения Китая сельское хозяйство по-прежнему является основным источником средств к существованию. С другой стороны, попытка внедрить единый торговый режим на территории всего Китая, как того требуют условия членства в ВТО, и обеспечить соблюдение соглашения о присоединении к ВТО властями провинциального и местного уровней может натолкнуться на серьезное сопротивление влиятельных региональных кругов.

Уступки, на которые пошла КНР при присоединении к ВТО, - урок и серьезный настораживающий прецедент для России. Ведь, во-первых, ряд стран, ведущих переговоры об условиях вступления в ВТО, могут потребовать, например, чтобы Россия, так же как и Китай, не могла бы обращаться в суд ВТО, пока не снизит до приемлемого уровня свои пошлины. И вообще, на фоне множества уступок Китая опасность того, что Россию будут готовы принять в ВТО только на нестандартных, то есть отличных от применяемых ранее, и заведомо невыгодных для нее условиях, резко возросла. (Хотя, если подходить формально, как сам процесс присоединения к ВТО, так и список обязательств, которые принимает на себя страна, различаются в каждом конкретном случае.)

Во-вторых, позиция Китая реально становится еще одним барьером на пути России в ВТО: естественно, что китайцы, лишенные права обращаться в ОПУС, попытаются подстраховаться - заставить Россию максимально широко открыть свой рынок для китайской продукции.

Итак, из анализа, проведенного в рамках данного параграфа, следует ряд выводов и рекомендаций, принципиально важных для определения позиции России на переговорах по условиям вступления в ВТО.

Несмотря на валютные потери, которые страна несет из-за дискриминации по линии ограничения нашего экспорта на рынках западных стран и применения к нам антидемпинговых процедур, нельзя форсировать вступление во Всемирную торговую организацию в ущерб интересам развития национальной промышленности. Необходимо учесть опыт Китая, который почти 15 лет вел осторожные переговоры о вступлении в ВТО и одновременно, опираясь на экономический подъем, осуществлял мощную экспортную экспансию. Поскольку масштабы и глубина структурно-системной трансформации российской экономики уникальны, у России есть самые серьезные основания отстаивать сравнительно длительные сроки адаптации своей тарифной политики и внешнеторгового законодательства в целом к правовым требованиям ВТО.

Здесь необходимо отметить, что после кризиса 1998 г. многократная девальвация рубля «защитила» внутренний рынок от импортной экспансии намного сильнее, чем тарифные барьеры. В условиях предельно сжатого внутреннего спроса даже при прежних таможенных ставках обесценение российской национальной валюты фактически поставило запретительные барьеры импорту. Однако ценовая конкурентоспособность отечественной продукции после девальвации - явление преходящее, которое легко утратить, если не воспользоваться благоприятными возможностями для перевооружения производства с опорой на взвешенную и продуманную тарифную политику. Так, все последние годы после кризиса продолжается устойчивое повышение реального обменного курса национальной валюты России, которое неизбежно снижает запас ценовой конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с аналогичной зарубежной. А значит, чтобы не быть вытесненными с рынков (и внутренних, и внешних), отечественным компаниям необходимо сокращать издержки и повышать эффективность производства, осуществлять его реструктуризацию, внедрять новые технологии, а не надеяться лишь на создание государством тепличных условий защиты высокими импортными тарифами.

Средневзвешенные тарифные ставки, предлагаемый Россией к переговорному процессу, практически соответствуют уровню таможенных барьеров стран-членов ВТО, являющихся нашими крупнейшими торговыми партнерами в «дальнем зарубежье» (напомним, что предлагается первоначальное «связывание» ставок на уровне 19,18% по сравнению, например, с 27% в странах ЕС и 10,7% в США). А значит, у России есть аргументы против уменьшения своих тарифов до более низкого, нежели фактически установленный в ВТО, уровня и взятия на себя односторонних обязательств по их снижению. Идти на это следует лишь при наличии на внутреннем рынке конкурентоспособных отечественных аналогов импортной продукции, причем преимущественно при «размене» уступок в ходе переговоров по данным товарным позициям на признание необходимости более сильной защиты от импорта по другим позициям.

Для нас очень важно в рамках периода присоединения к ВТО защитить свою обрабатывающую промышленность. Один из соответствующих «резервов» в ходе переговоров - предлагаемый Россией более низкий уровень «связывания» тарифов по сельхозпродукции относительно принятых в странах-членах ВТО таможенных барьеров. Этот «резерв» может стать предметом «размена» с целью создания более защищенных рубежей для отечественной обрабатывающей промышленности на период ее посткризисного восстановления и достижения конкурентоспособности (тем более, что после девальвации рубля российский рынок продовольственной продукции оказался на время довольно надежно защищенным от дальнейшей масштабной экспансии импортеров). Другой аналогичный «резерв» - предлагаемые Россией более либеральные условия доступа на внутренний рынок отдельных видов промышленной продукции, которые в принципе не требуют жесткой защиты, но на которые сейчас установлены более высокие в сравнении со странами-членами ВТО пошлины.

В период присоединения к ВТО необходимо жестко защитить отдельные сектора внутреннего рынка «пиковыми» тарифами, превышающими 30%, как это, собственно говоря, практикуется многими членами ВТО. У стран-лидеров тарифы для наиболее защищаемых сегментов рынка зачастую многократно превышают принятый в России 30%-ый рубеж тарифных барьеров. Так, в государствах ЕС в ряде случаев некоторые адвалорные ставки для продукции из стран, пользующихся режимом РНБ, близки к 100%, а для прочих поставщиков могут превышать и 180%.

Сильной защитной мерой для России может стать более жесткое следование принципам эскалации тарифных ставок и высокого фактического (реального) уровня тарифной защиты для производителей продукции высокой степени обработки и с высокой долей добавленной стоимости. В рамках российских предложений к переговорному процессу предусматривается менее чем трехкратная степень тарифной эскалации, которая совершенно неадекватна и практике развитых стран, и реальностям экономики России, обладающей диверсифицированной структурой производства. В то время как эскалация тарифа - несомненный рычаг осуществления селективной протекционистской политики в отношении промышленности России. Более интенсивное снижение ставок на импортируемые сырье и продукцию низкой степени переработки относительно готовых изделий даже при общем снижении средних тарифных барьеров позволит усилить меру защиты секторов внутреннего рынка продукции высокой степени переработки. Помимо этого откроются более благоприятные возможности для ввоза в Россию капитала, комплектующих и полуфабрикатов (для организации сборочных производств) взамен импорта готовой продукции, что, очевидно, также будет способствовать перевооружению отечественной промышленности.

Важно сильнее, чем сейчас, диверсифицировать систему тарифных ставок, что будет способствовать не только проведению более гибкой протекционистской политики, но и повышению эффективности переговоров по условиям вступления в ВТО. Возможно, России следует отказаться от ныне действующего правила изменения адвалорных ставок тарифа с шагом в пять процентных пунктов и перейти к более «короткому» шагу. В развитых странах мира диапазон ставок весьма широк, что отражает объективные потребности гибкого структурного регулирования национальных экономик.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Система золотого стандарта в мировой валютной системе
Теории и концепции внешней торговли и размещения прямых иностранных инвестиций
Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Вернуться к списку публикаций