2009-07-08 00:27:02
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО



Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО


Не меньшие проблемы связаны с присоединением России к Соглашению по связанным с международной торговлей аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашению по ТРИПС). Выполнение ряда положений ТРИПС для России представляется чрезвычайно сложным:

1. Соглашение по ТРИПС использует понятия и термины «интеллектуальная собственность», «информация, закрытая для публичного доступа», то есть «ноу-хау», торговые секреты и др. В законодательстве Российской Федерации многие из этих понятий отсутствует или прописаны явно недостаточно. Например, по мнению председателя Всероссийского общественного совета по вопросам присоединения России к ВТО К. Ремчукова (сентябрь 2002 г.), в нашей стране не сформировались еще ни четкие субъекты интеллектуальной собственности, ни внутренние институты, регулирующие отношения в данной сфере.

2. Соглашение по ТРИПС предусматривает взаимное предоставление принципа наибольшего благоприятствования. В связи с этим государство может потерять существенные доходы, образуемые в связи с наличием разницы между патентными пошлинами для российских и иностранных заявителей.

3. Ряд двусторонних соглашений России со странами СНГ в области интеллектуальной собственности входят в противоречие с Соглашением по ТРИПС.

4. Будет необходимо введение порядка лицензирования деятельности организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей.

5. Нужно будет изменить ряд положений патентного закона, а также законодательства об авторском и смежных правах, о товарных знаках.

6. Должен быть введен контроль за антиконкурентной практикой в лицензионных сделках.

7. Необходимо обеспечить действенную защиту прав интеллектуальной собственности. Выполнение требований Соглашения по ТРИПС по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности является, пожалуй, самыми сложным и потребует от России огромных усилий. Для этого нужно будет:

- Провести серьезное реформирование гражданско-правовых и административных процедур рассмотрения споров, что потребует создания судов, специализирующихся на рассмотрении споров о нарушении прав интеллектуальной собственности и специальной подготовки судей.

- Расширить компетенцию таможенных органов по задержке контрафактной продукции, что потребует внесение изменений в таможенное законодательство, подготовку специалистов, специальное техническое оснащение таможен, расширение компетенции правоохранительных органов, активное использование международного опыта по борьбе с контрафакцией.

Немалый интерес для России представляет опыт почти 15-летнего присоединения к ВТО другой страны, имеющей весомый национальный экономический потенциал, - Китайской народной республики. С нашей точки зрения опыт Китая демонстрирует многие риски, связанные с присоединением к ВТО, в том числе скрытые, проявление которых можно ожидать по мере продвижения и завершения переговорного процесса России со своими торговыми партнерами.

Как известно, в октябре 2001 года Китай стал полноправным членом Всемирной торговой организации и, в результате, с присоединением к ВТО континентального Китая и вскоре последовавшего за ним Тайваня правилами ВТО регулируется 95% объема мировой торговли. Большинство экономистов отмечают, что вступление в ВТО окажет позитивное воздействие на экономику Китая в долгосрочном периоде. Однако в ближайшее время участие в ВТО ставит перед правительством страны целый ряд проблем. В течение длительного периода времени Китай вел переговоры о вступлении в ВТО, согласовывая приемлемые для страны условия, но, тем не менее, принял на себя ряд обязательств, выходящих за рамки стандартных требований, предъявляемых к другим странам-членам ВТО, и был принят с порядка 200 серьезнейшими оговорками.

Китай согласился с тем, что в ближайшие 15 лет он по-прежнему не будет считаться страной с рыночной экономикой, что позволит вводить антидемпинговые пошлины в отношении товаров, импортируемых из Китая. В течение 12 лет после вступления в ВТО (то есть до 2013 г.) в отношении Китая будет действовать особый механизм временных мер защиты внутреннего рынка, что позволит странам-членам ВТО вводить дискриминационные протекционистские меры в отношении отдельных товаров китайского производства на основе идеи «подрыва рынка», несмотря на то, что это понятие было удалено из системы многосторонней торговли еще в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. До конца 2008 г. для защиты национальных рынков от китайской продукции текстильной и швейной промышленности странами-членами ВТО могут постоянно применяться ограничительные меры (то есть в течение еще четырех лет после окончания действия соответствующего соглашения ВТО и отмены всех квот в отношении импорта текстильной продукции из любой третьей страны).

Присоединяясь к Соглашению о торговых аспектах инвестиционных мер, Китай обязался не вводить каких-либо требований к иностранным инвесторам в отношении эффективности производства и экспорта продукции на созданных предприятиях, не вводить требований в отношении передачи технологий и осуществления исследований и разработок. Согласно условиям вступления в ВТО Китай должен полностью открыть внутренний страховой рынок для иностранных инвесторов и отменить особые условия инвестирования в специальных экономических зонах (СЭЗ). В области сельского хозяйства Китай в ближайшие несколько лет должен отменить экспортные дотации, отказаться от монополии на внешнюю торговлю зерном и, в результате, начать импортировать (главным образом из США) значительные объемы зерновых, которые ранее производились в самом Китае и обеспечивались субсидиями, в частности, пшеницы, кукурузы, риса и соевых бобов.

Уникальной особенностью протокола о присоединении Китая к ВТО является положение об учреждении переходного контрольного механизма, в рамках которого 16 комитетов и советов ВТО будут контролировать соблюдение Китаем принятых обязательств по всем направлениям и ежегодно докладывать о результатах в течение ближайших восьми лет, с проведением окончательного анализа в течение десятого года. То есть, присоединяясь к ВТО, Китай добровольно открывает свои внутренние правила для внешнего анализа и контроля.

Кроме того, в течение 15 лет после вступления Китай не может обращаться в арбитражный суд ВТО (Орган по урегулированию торговых спросов, ОПУС), а это одно из ключевых прав вновь принятых членов ВТО, особенно развивающихся стран. Именно в ходе разбирательств в ОПУС и можно добиться отмены или приостановки антидемпинговых процедур.

Интересно, что за пять минут до официального объявления Китая членом ВТО представитель Сальвадора заявил (пользуясь правом, предоставленным в статье 13 договора о создании ВТО), что его страна не будет применять принципы ВТО в торговле с Китаем, то есть рынок этой страны остался закрытым для китайских товаров. В принципе ряд стран, не участвующих в прямых переговорах с Китаем о присоединении последнего к ВТО, могут последовать примеру Сальвадора. Хотя, строго говоря, речь идет о серьезном нарушении принципа единства прав и обязанностей членов ВТО.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Экономические основы региональной экономической интеграции
Проблема начала и структуры процесса глобализации
Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Вернуться к списку публикаций