2009-07-08 00:27:02
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО



Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО


В отличие от торговли товарами, где защита внутреннего рынка в основном осуществляется через применение ограничений на таможенной границе (например, за счет применения импортных тарифов и количественных ограничений ввоза), в сфере услуг такая защита, как уже отмечалось, осуществляется преимущественно через принятие специальных мер (актов), ограничивающих деятельность иностранных поставщиков услуг на внутреннем рынке. С точки зрения ГАТС, к таким мерам относятся любые законы, правила, процедуры, административные и другие решения, которые касаются особых условий:

- покупки, продажи или использования услуги;

- доступа к услуге (например, ограничения в открытии счетов в банках для российских граждан);

- присутствия лица, предоставляющего услуги (например, ограничения на учреждение банка или на въезд и деятельность врача).

В России, например, такие акты приняты в банковской сфере (ограничения на учреждение и деятельность иностранных банков в России), в сфере операций с ценными бумагами, страховом бизнесе и некоторых других секторах услуг. Однако в целом в сфере торговли услугами защитные меры в Российской Федерации на сегодняшний день применяются весьма ограниченно.

В случае присоединения к ГАТС каждая страна берет на себя обязательства по либерализации доступа иностранных услуг или поставщиков услуг, или непосредственно услуг на собственный рынок. Такие обязательства фиксируются в специальных приложениях к ГАТС отдельно для каждой страны. Они представляют собой, по сути, фиксирование дополнительных требований, предъявляемых к иностранному поставщику или иностранной услуге. Такие требования могут воплощаться, например, в установлении:

- максимального уровня иностранных инвестиций в конкретный сектор от общего уровня капиталовложений;

- ограничений на количество учрежденных представительств;

- ограничений на объем предоставляемых иностранцами услуг или количество услуг;

- ограничений на число персонала, задействованного в том или ином секторе услуг;

- ограничений на выбор юридической (организационной) формы компании, предоставляющей услуги;

- ограничений в виде квоты на общее количество поставщиков услуг, работающих в том или ином секторе.

Если же страны ВТО не делают специальных оговорок в своих списках специфических обязательств, то они обязаны предоставлять иностранным услугам и поставщикам услуг национальный режим, то есть режим не худший, чем тот, который распространяется на их собственных, национальных, поставщиков услуг.

При присоединении к ГАТС Россия может пытаться защитить отдельные секторы сферы услуг от воздействия иностранных поставщиков услуг или поставок иностранных услуг, как это сделали многие страны-участницы ГАТС. Необходимость подобных ограничений признается многими отечественными экспертами для российского банковского и страхового секторов, а также для сферы телекоммуникаций. В этом случае России следует отразить необходимые ограничения доступа на рынок в национальном списке ее обязательств. В дальнейшем принятые ограничения можно будет либерализировать, но уже нельзя будет ужесточить режим доступа иностранных поставщиков и иностранных услуг к данным сегментам внутреннего рынка услуг. Вот почему необходимо сразу определиться по вопросам защиты внутреннего рынка, конечно только в тех секторах, где это требуется.

Таким образом, положения ГАТС предусматривают достаточно гибкие условия по предоставлению РНБ и национального режима, а также по взятию обязательств в отношении доступа на рынки иностранных компаний в разных секторах сферы услуг. В тех случаях, когда тот или иной сектор услуг находится в стадии становления, когда не определены национальные интересы в отношении защиты сектора от иностранной конкуренции, не сформирована стабильная регулирующая база, страна, в данном случае Россия, может заявить о том, что в отношении конкретного сектора, подсектора или способа предоставления услуги она не намерена брать специфических обязательств, то есть сохранить возможность произвольного изменения требований к доступу на соответствующий рынок услуг. При этом, если сектор не включен в список изъятий из РНБ, доступ к соответствующему рынку иностранных услуг и поставщиков услуг должен осуществляться на недискриминационной основе.

Для России воспользоваться данной возможностью, правда, будет крайне сложно, поскольку намерению страны, претендующей на участие в ГАТС, оставить «свободу маневра» в отношении характера регулирования иностранного доступа на тот или иной рынок будут противодействовать страны ВТО, заинтересованные в открытии для своих поставщиков услуг доступа на соответствующий рынок. Поэтому все будет решаться в ходе переговоров об условиях присоединения России к ГАТС.

Как уже было отмечено выше, в качестве примеров секторов, применительно к которым Россия заинтересована в ограничении доступа иностранных поставщиков услуг, можно назвать банковский и страховой бизнес. Проблема в отношении банковского сектора заключается в обеспечении допуска иностранных банков к внутреннему рынку в оптимальных для экономики России объемах. При решении поставленной задачи необходимо соблюдать баланс интересов поставщиков и потребителей финансовых услуг и предусмотреть меры защиты для национальных банков. Проблема участия иностранного капитала на российском рынке страхования заключается во многом в обеспечении национальным компаниям условий для ускоренного развития, чтобы укрепить эту сферу услуг до реализации тех обязательств, которые Россия будет вынуждена принять по либерализации доступа в данный сектор, иначе можно лишиться национального страхования, как, например, это фактически произошло в некоторых странах Восточной Европы (наиболее яркий пример - Венгрия).

При разработке условий присоединения России к ВТО в части, касающейся торговли услугами в области телекоммуникаций, следует обратить внимание на следующие позиции: заинтересованность потребителей в расширении ассортимента, повышении качества и снижении стоимости услуг; угроза чрезмерного доступа на наш рынок иностранных поставщиков; ограниченные на сегодня выгоды узкого круга российских экспортеров от либерализации мирового рынка услуг связи. Ориентиром может стать опыт других стран, составивших свои списки обязательств в интересах защиты национального рынка и повышении эффективности отечественных предприятий телекоммуникационной отрасли.

Наиболее предпочтительным при присоединении России к ГАТС могло бы быть согласование уровня обязательств по доступу иностранных конкурентов на национальный рынок услуг с поэтапностью их выполнения. Реализация этого варианта требует осмотрительности в определении обязательств по либерализации в финансовом секторе и ряде других чувствительных к иностранной конкуренции секторах сферы услуг, согласования оговорок к обязательствам и достаточно длительный срок для выполнения данных обязательств. Подготовка Россией списка специфических обязательств может идти двумя путями. Первый путь заключается в фиксировании существующих ограничений доступа на тот или иной рынок, либо оформленных законодательно, либо применяющихся на практике, в тех случаях, когда законодательство отсутствует.

На сегодняшний день этот путь наиболее простой, однако он едва ли оправдан с точки зрения обеспечения интересов национальных поставщиков услуг. Существующее в России законодательство, как уже отмечалось, несовершенно, а вновь принятые нормативные акты ориентированы на динамично развивающийся и потому нестабильный рынок с несформировавшимися приоритетами и характеризуются несовершенными методами регулирования доступа иностранных поставщиков услуг и непосредственно услуг либо полным отсутствием такого регулирования. К тому же очевидно, что в ходе переговоров от присоединяющейся страны потребуют дополнительных уступок, в результате чего уровень защиты рынка будет существенно снижен.

Второй путь составления списка специфических обязательств, который наиболее приемлем для сегодняшней России, лежит через определение разумно необходимого уровня ограничений доступа на тот или иной рынок с использованием принятых в мировой практике диверсифицированных методов регулирования такого доступа. При этом перечень соответствующих ограничений может и, скорее всего, выйдет за рамки законодательно (нормативно) закрепленного. Однако фиксирование этих ограничений в списке обязательств не будет означать, что Россия будет обязана применять такие ограничения - речь пойдет об обязательстве России не ухудшать характер доступа на рынок, то есть не ужесточать зафиксированные в списке ограничения.

Эта работа требует серьезных экономических расчетов и прогнозов развития национальных рынков услуг, определения разумного баланса между интересами национальных поставщиков услуг и необходимостью открытия российского рынка для иностранных поставщиков услуг.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития
Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании
Концептуальные основы глобализации мирового хозяйства и институционализации международных экономических отношений
Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании
Перспективы будущей эволюции мировой валютной системы
Вернуться к списку публикаций