2009-07-08 00:27:02
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО



Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО


На основе вышеизложенного ясно, что общее снижение отечественных импортных тарифов до якобы принятого в странах-членах ВТО среднего уровня, не превышающего 5-7%, для России неприемлемо. Не случайно РФ вышла на переговоры с предложениями относительно более высокого в сравнении с ныне действующими ставками уровня «связывания» импортного тарифа по большинству товарных позиций. Так, например, при номинальной средневзвешенной ставке импортного тарифа в 10,92% (2001 г.) Россия предложила установить при вхождении страны в ВТО начальный уровень «связывания» ставки импортного тарифа в размере 19,18%, конечный уровень «связывания» (после окончания переходного периода) - в 12,82%. Подобная позиция, на наш взгляд, определяется следующими положениями:

1. Первоначальные более высокие ставки являются определенным резервом для последующего ведения переговоров.

2. Понимание необходимости протекционизма типично для многих стран, быстро «открывших» свою экономику. Так, Польша, Венгрия и Чехия от первоначальной тотальной либерализации внешней торговли переходили к селективной протекционистской политике. Этот переход нужен и России.

3. Большую роль играет ситуация, сложившаяся в экономике в современных условиях. Экономический рост, повышение реального обменного курса рубля и реальных доходов населения неизбежно повышают спрос на импортные товары. Поэтому, чтобы вновь - как это уже было до кризиса 1998 г. - не потерять внутренний рынок в пользу иностранных поставщиков, необходима поддержка перспективных отечественных производств мерами протекционистской политики.

Проанализируем возможные условия присоединения России к ряду других соглашений ВТО, кроме ГАТТ-1994, регулирующего торговлю товарами. Присоединение России к Генеральному соглашению по торговле услугами связано с принятием конкретных обязательств по либерализации внешней торговли услугами и иностранных инвестиций в сферу услуг, а также по ограничению их регулирования.

После присоединения к ГАТС Россия в соответствии с принципом взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле услугами не сможет предоставить услуге, поставляемой из зарубежной страны-участницы ВТО, или поставщику услуги худшие условия доступа на национальный рынок, чем те, которые Россия предоставляет услуге или ее поставщику из любой третьей страны. Соответственно, и Россия получит РНБ в торговле услугами со странами-членами ВТО. Однако ГАТС предусматривает изъятия из РНБ на переходный период до 10 лет для того, чтобы иметь возможность сохранить привилегированные преференциальные отношения в сфере торговли услугами с другой страной или группой стран, с которыми заключены соответствующие отдельные соглашения. Данным положением может воспользоваться Россия.

Исключения из РНБ обычно делаются в тех случаях, когда с экономической и/или торгово-политической точек зрения распространение благоприятного режима в торговле услугами на все страны ГАТС не целесообразно. При этом под экономическими причинами могут пониматься, например, открытие рынка для всех иностранных банков в ущерб собственным. Торгово-политические причины могут сводиться к необходимости обеспечения благоприятных позиций на переговорах с теми партнерами, которые ограничивают доступ российских банков на собственный рынок.

Например, в рамках Соглашения о партнерстве с ЕС Россия предоставила дочерним банкам ЕС в России (которые намерены осуществлять операции на российском банковском рынке) такой же режим, как и собственным банкам, при определенных исключениях. В обмен ЕС предоставляет российским банкам национальный режим практически без исключений. Поскольку в США, например, российские банки сталкиваются с существенными проблемами в открытии дочерних банков и представительств, Россия может зарезервировать право не распространять условия учреждения и деятельности банков, зафиксированные в Соглашении о партнерстве с ЕС, на третьи страны, то есть зафиксировать изъятие из принципа РНБ в пользу ЕС.

Кроме того, исключения из РНБ могут делаться в случаях заключения между отдельными странами ГАТС соглашений об экономической интеграции, при условии, что эти соглашения охватывают существенную часть секторов услуг. Следовательно, Россия сможет не предоставлять всем странам режим, который она имеет со странами СНГ, или в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества.

Также исключения из РНБ могут быть сделаны в случаях необходимости принятия мер для защиты нравственности, жизни и здоровья людей, животных и растений или для обеспечения существенных интересов национальной безопасности.

Таким образом, положения ГАТС позволяют добиваться изъятий в применении принципа РНБ, однако необходимо учесть, что, во-первых, исключения будут временными, а, во-вторых, в процессе присоединения к ВТО принимающие страны будут добиваться от России максимальной либерализации торговли услугами (оставляя при этом некоторые ограничения со своей стороны).

Участие в ГАТС требует также транспарентности российского законодательства. Это значит, что все законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные документы министерств и ведомств, касающиеся регулирования рынка услуг, должны публиковаться, чтобы правительства, поставщики и потребители услуг могли с ними ознакомиться и заблаговременно узнавать о любых изменениях в таком регулировании.

На сегодняшний момент нормотворческая ситуация в России не в полной мере отвечает данным требованиям, хотя в целях обеспечения транспарентности системы регулирования торговли услугами в наиболее важных для российской экономики секторах (банковская деятельность, страхование, связь, социальная сфера) уже разработан ряд специальных федеральных законов: «О банках и банковской деятельности», «О страховании», «О занятости населения», «О связи» и др. Возможно, России необходимо создать специальный орган, который будет предоставлять всю информацию о действующих правилах торговли услугами и о перспективах их изменений.

Здесь следует также отметить, что в российском законодательстве порой весьма затруднительно найти прямое соответствие с употребляемыми в ГАТС определениями и терминами, включая понятия «четырех способов предоставления услуг», режима наибольшего благоприятствования и национального режима и др., особенно для отраслей, не испытывающих иностранной конкуренции или тех, предоставление услуг которыми осуществлялось государством на некоммерческой основе. Статистики по услугам в России все еще недостаточно и ведется она не в соответствии с общепринятыми классификаторами отраслей услуг ООН и ВТО.

Таким образом, России необходимо проделать большую работу по приведению правовой базы и статистики в соответствие с нормами ВТО.

В соответствии с правилами ГАТС страны-участницы на взаимной основе должны стремиться к признанию требований к квалификации поставщиков услуг. Компании или физические лица, предоставляющие услуги, должны, как правило, получать сертификаты, лицензии или другого рода разрешения от компетентных органов соответствующей страны. Например, в России такие разрешения выдаются брокерам, врачам, юридическим компаниям и т.д. Поскольку в разных странах существуют различные требования к квалификации компаний или лиц, намеренных предоставлять те или иные услуги, ГАТС предлагает всем странам-участницам заключить двусторонние и многосторонние соглашения о взаимном признании сертификатов/разрешений на определенную деятельность.

ГАТС определяет также общие принципы, регулирующие деятельность монополий и исключительных поставщиков услуг, а также правила, которые касаются других видов деловой практики, ограничивающей конкуренцию. Эти принципы заключаются в обязательстве стран-участниц добиться того, чтобы их отечественные поставщики не злоупотребляли своими исключительными или монопольными правами вне сферы их компетенции. Здесь следует отметить, что на сегодняшний день антимонопольное законодательство Российской Федерации в основном отвечает этим требованиям.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Система золотого стандарта в мировой валютной системе
О перспективах развития единой европейской валюты на российском рынке
Межгосударственное регулирование как фактор эволюции мировой валютной системы
Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией
Вернуться к списку публикаций