2009-07-08 00:27:02
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО



Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО


Данные факты свидетельствуют, с какими жесткими тарифными ограничениями сталкивается сегодня несырьевой российский экспорт на рынках ЕС и США. Это - важнейший аргумент в пользу присоединения

России к ВТО с целью обеспечения более надежного и благоприятного доступа нашей продукции на мировые рынки сбыта готовой продукции.

Избирательная, целенаправленная защита критических отраслей производства и даже отдельных групп товаров - это характерная особенность современного тарифного протекционизма в рамках ВТО. Россия не может игнорировать опыт других государств - защита национального рынка должна иметь избирательный и четко ориентированный характер, а объекты подобной защиты необходимо определить исходя из жизненно важных интересов России. Наиболее предпочтительной представляется стратегия концентрации усилий тарифной политики исключительно на перспективных направлениях (защите перспективных отраслей и секторов) при одновременном открытии внутреннего рынка (соответственно, ослаблении протекционистской защиты) в секторах «неперспективных» производств.

В пользу данной политики свидетельствует и мировая практика тарифной защиты национальных производителей многими зарубежными странами. Именно такую стратегию широко практикуют государства с развитой рыночной экономикой, для которых характерна значительная дифференциация тарифной защиты отечественных производителей в зависимости от стратегических приоритетов развития национального хозяйства. Так, например, в ЕС при низких значениях среднеарифметической ставки импортного таможенного тарифа (4,4%) максимальная ставка составляет 74,9%, в США - при среднеарифметической ставке 3,9% - 350%, а, например, в Норвегии при средней невзвешенной ставке всего в 2,2% максимальный ее уровень - 555%. В России же степень такой дифференциации на порядок ниже. Отечественная тарифная система (и в этом едва ли не главный ее недостаток) пока сориентирована не столько на протекционистские, сколько на фискальные функции, то есть на увеличение доходов государственного бюджета: при низкой дисциплине уплаты внутренних налогов таможенные пошлины суть один из наиболее надежных источников пополнения госказны, обеспечивающий порядка 30% ее доходов.

Политика фронтального и одностороннего снижения Россией импортных ставок не только резко контрастировала бы с практикой ведущих держав в мировой торговле, но и нанесла бы серьезный ущерб отечественным производителям. Данные приведенных выше таблиц показывают: уровень тарифных барьеров (определяемый по средневзвешенному тарифу), применяемых ведущими развитыми странами, сегодня практически не отличается, а в ряде случаев и весомо превышает аналогичные показатели отечественной тарифной системы. Причем наиболее сильно тарифными инструментами в зарубежных странах - основных торговых партерах России в «дальнем зарубежье» - защищены секторы национальных рынков, связанные с производством сельскохозяйственной и пищевой продукции. В частности, именно высокими тарифами на ввоз аграрной продукции в страны Евросоюза во многом объясняется столь сильное превышение средневзвешенной ставки импортного таможенного тарифа в ЕС над среднеарифметической (27% и 4,4%).

Ориентация на принципы преимущественно избирательной тарифной политики характерна и для стран с переходной экономикой, осуществляющих активные рыночные преобразования, в том числе преодолевших последствия кризиса. Многие из них (Польша, Венгрия и Чехия), так же, как и Россия, в начале реформ либерализовали внешнюю торговлю, однако в последующем были вынуждены перейти к более жесткой протекционистской политике.

С нашей точки зрения осуществление стратегии селективной защиты внутреннего рынка должно базироваться на ряде принципов, направленных на решение задач повышения конкурентоспособности производства (путем его реконструкции) и противодействия лоббизму импортеров. Это:

1) максимальная унификация правил применения тарифной защиты внутреннего рынка, установление четкой и прозрачной процедуры изменения уровня тарифных ставок, понятной производителям, импортерам и инвесторам;

2) ответственность защищаемых отечественных производителей за наращивание собственной конкурентоспособности, то есть усиление уровня тарифной защиты исключительно в увязке с обязательствами проведения ими реструктуризации производства и осуществления усилий по повышению конкурентоспособности на рынке.

Для применения принципов избирательной защиты отраслей отечественной экономики к настоящему времени сложились реальные предпосылки. За годы реформ произошло сегментирование национального производства на сферы, характеризующиеся разной чувствительностью к импорту; все более четко выявляются, с одной стороны, производства, обладающие большим потенциалом роста, с другой, - стагнирующие сектора экономики. С этой точки зрения нужна существенная дифференциация тарифной политики, и в этом контексте можно выделить три группы производств.

К первой группе целесообразно отнести относительно конкурентоспособные производства, низкоэластичные к спросу на импортную продукцию. Они, как правило, не реагируют на изменение ввозных пошлин. Многие из этого ряда отечественных производств по сути уже готовы к конкуренции с западными производителями (либо будут готовы в ближайшей перспективе) и не нуждаются в протекционистской защите государства. К этой группе относятся экспортные отрасли - нефтяная, газовая, алмазная, лесная; различные виды первичной переработки сырья, значительная часть пищевой промышленности и отдельные сектора машиностроительного комплекса (энергетическое машиностроение). Данная продукция охватывает до трети всей номенклатуры внешнеэкономической деятельности. В ближайшие годы эти товарные позиции могут быть полностью «открыты» для беспошлинного ввоза.

Вторая группа производств пока отличается низкой конкурентоспособностью и формирует высокоэластичные (относительно внутреннего спроса по цене на зарубежные и отечественные товары) товарные позиции. Для этой группы следствием быстрого и существенного снижения ввозных пошлин будет утрата внутреннего рынка и закрытие предприятий со всеми вытекающими отсюда негативными социальными последствиями, особенно там, где соответствующие производства являются градообразующими. Продукты данных производств - изделия обрабатывающей промышленности: электротехнического машиностроения, гражданского авиастроения, текстильной промышленности и др.

Отличительной особенностью данных производств является наличие значительного потенциала роста, реальных возможностей повышения конкурентоспособности продукции; сегодня в ряде случаев они демонстрируют явные признаки инвестиционного и хозяйственного оживления. Некоторые из соответствующих предприятий уже осуществляют модернизацию, а многим она еще предстоит. С учетом этих обстоятельств, тарифная политика на период инвестиционной реконструкции должна либо сохранять существующий уровень протекционистской защиты, либо (в конкретных случаях) его повышать.

В третью группу входят депрессивные производства, повышение конкурентоспособности которых с опорой исключительно на собственные силы проблематично: ряд отраслей машиностроения, автомобильная, легкая промышленность, некоторые производства в пищевой отрасли. Здесь жесткая протекционистская защита бесперспективна, а выход видится лишь в привлечении иностранного капитала и организации с его помощью современных производств в России. Для таких отечественных производств требуется особая стимулирующая тарифная политика: такой уровень импортных пошлин, который, с одной стороны, стимулировал бы зарубежных производителей к отказу от ввоза готовых изделий и к переносу производств на российскую территорию (установление тарифных барьеров на уровне 10-15%), а с другой стороны, обеспечивал бы беспошлинный ввоз соответствующих видов полуфабрикатов и комплектующих, необходимых для выпуска готовой продукции.

Таким образом, приоритеты тарифной политики ближайших лет должны состоять в государственной поддержке отечественных производств, заключающих в себе перспективы посткризисного восстановления и повышения конкурентоспособности, в стимулировании притока иностранного капитала в секторы, требующие современных по мировым стандартам и пока отсутствующих в России технологий, а также в создании максимально благоприятного с точки зрения развертывания конкурентных начал тарифного режима для всех остальных сегментов внутреннего рынка.

Строго дифференцированный подход к оценке конкурентоспособности каждого товара необходим и потому, что протекционистская защита от импорта не ограничивается мерами тарифной политики. Существует большой арсенал других, часто более эффективных средств торговой защиты - количественные ограничения импорта, субсидии и компенсационные меры, антидемпинговые пошлины, технические и другие барьеры. Так, например, по сообщению Министерства экономического развития и торговли РФ, в 2003 г. против российской продукции в различных странах мира действовали 42 антидемпинговые пошлины, 28 квотных ограничений, 7 ограничений по ценам, 4 специальных защитных пошлины, 3 запрета на ввоз, 2 специальных сбора. А по данным Министерства сельского хозяйства РФ, в США в расчете на 1 га сельхозугодий ежегодные аграрные субсидии составляют 200 долл., в странах ЕС - 800 долл., а в России - всего 12,5 долл. (2002 г.). В рамках торговых отношений между странами-членами ВТО применение всех этих мер регламентируется правилами Всемирной торговой организации, десятками ее многосторонних соглашений. Однако умелое и своевременное использование этих средств применительно к конкретному товару возможно лишь при наличии постоянного штата высококвалифицированных специалистов, способных не только отслеживать ситуацию на конкретных российском и международном рынках, но и грамотно и оперативно применять в случае необходимости различные методы протекционизма.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы
Свободные экономические зоны - международный опыт
Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Признаки, функции и роль социальных институтов в современной экономической жизни
Вернуться к списку публикаций