2009-07-08 00:27:02
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО



Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО


При всей актуальности проблемы вступления России в ВТО следует подчеркнуть, что условия вступления - это, прежде всего, компромиссные решения, вырабатываемые в ходе переговоров, решения, достигаемые взаимными уступками при жестких условиях, их обусловливающих. Дискуссии о вступлении в ВТО никогда не были для России простыми. Так, будущие партнеры по ВТО настаивают на принятии Россией так называемого условия «стэнд-стилл» («связывания» уровня тарифного обложения) - добровольных обязательств по неизменению в худшую сторону торгового законодательства на период переговоров.

Выдвинутое требование, с одной стороны, выглядит естественно - никто не хочет вести переговоры с государством-кандидатом, имеющим нестабильный торговый режим. Однако, с другой стороны, и на этом первоначально настаивала российская делегация, не существует никаких юридических оснований требовать от кандидата соблюдения условия «стэнд-стилл». Тем более что среди самих членов ВТО есть немало таких, которые нарушают данный принцип, хотя он и был официально принят на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров.

Пристрастность в решении вопроса о вступлении России в ВТО проявляется и в других требованиях со стороны стран-участниц. Так, еще до начала официальных переговоров о вступлении в ВТО со стороны Европейского Союза выдвинуто условие предварительного присоединения России к ряду многосторонних соглашений, в частности, к соглашениям о государственных закупках и о торговле авиатехникой. Данное требование о предварительном присоединении, по мнению авторитетных экспертов, на сегодняшний день неприемлемо ни для нашей промышленности, ни для рынка авиатехники в их нынешнем состоянии. И, как указывалось выше, участие в этих соглашениях не является обязательным условием вступления в ВТО, что также подтверждено примером других стран. Ряд отечественных экономистов считает, что выполнение условий «стэнд-стилл» и предварительное присоединение к ряду других необязательных (в плане присоединения) соглашений вполне могут быть предметом переговоров о вступлении России ВТО, но никак не условий для ведения этих переговоров.

Обоснованные возражения со стороны российских переговорщиков встречает требование ЕС о выравнивании внутренних российских и мировых цен на энергоносители. Дело в том, что за исключением гипотетических случаев поставок в Россию нефти, природного газа и других топливно-энергетических ресурсов из-за рубежа, внутреннее регулирование цен на энергоносители не подпадает под правила ВТО. В результате эксперты ЕС фактически пытаются лишить российских товаропроизводителей естественных конкурентных преимуществ, связанных с наличием на территории страны богатых природных ресурсов.

Не менее важная задача для России - отстоять право на разумный протекционизм в отношении фундаментальных отраслей, составляющих основу экономики страны и обеспечения ее национальной экономической безопасности. Важно отметить, что нормы ГАТТ-1994 и других соглашений ВТО в принципе не запрещают использование протекционизма, позволяют в разумных пределах использовать для поддержки отечественных производителей таможенные пошлины и применять многие виды нетарифных ограничений, квотирование и лицензирование, а также дают возможность по необходимости и в недискриминирующей конкурентов форме субсидировать отдельные отрасли экономики. В то же время, например, предложения России зафиксировать определенный «связанный» уровень бюджетной поддержки аграрного производства и экспорта сельскохозяйственной продукции с трудом воспринимаются западными торговыми партнерами, хотя подобные субсидии - до сих пор обычная практика в западноевропейских государствах и США. А страны так называемой «Кернской группы» (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) вообще требовали абсолютного отказа России от применения каких-либо мер господдержки аграрного производства.

Руководствуясь экономическими интересами государства и их защитой, решение задачи поддержки стратегически важных отраслей экономики возможно также на основе положений, содержащихся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным пошлинам ВТО. В ней говорится о том, что страна, «находящаяся в процессе перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике, может принять меры и программы, необходимые для такой трансформации».

Остановимся более подробно на анализе переговоров в области тарифной политики России. Как известно, для обобщающей оценки уровня тарифных барьеров в национальной экономике используются показатели среднего невзвешенного и средневзвешенного таможенного тарифа. Первый исчисляется в виде среднего арифметического всех тарифных ставок и определяет формальный усредненный уровень импортных таможенных барьеров. Что касается средневзвешенного тарифа, то его название говорит само за себя: он базируется на величине взимаемых импортных пошлин в привязке к объемным и структурным показателям фактического импорта. Это - уровень таможенных барьеров, показывающий фактическую степень защищенности внутреннего рынка от иностранных товаров.

В данной связи интересно сравнить уровень тарифного обложения импорта в современной России и в основных развитых странах-торговых партнерах России - США и странах ЕС, использовав данные экспертов Всемирной торговой организации, Всемирного банка и Института макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Анализ таблицы 1, а также структуры импорта и таможенного тарифа по отдельным товарным позициям в данных странах позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, средний взвешенный уровень тарифных импортных барьеров в случае США серьезно не отличается, а в странах ЕС - превышает существующий средний уровень отечественных ставок. Если в России номинальный уровень средневзвешенного импортного тарифа, определяющего планку тарифных барьеров, не превышает 11%, то в странах ЕС достигает 27%. Более того, в отличие от приведенной в таблице 1 номинальной средневзвешенной ставки реальная (эффективная), отражающая конкретные таможенные поступления, взвешенные по структуре импорта, оказывается в России еще ниже (см. таблицу 2).

Таблица 1.

Средние невзвешенные и взвешенные ставки импортного тарифа в России и в странах ВТО - основных торговых партнерах РФ (в эквиваленте адвалорных ставок), в %

Россия (2001) Страны ВТО
страны
ЕС (2002)
США (2001)
Средний номинальный невзвешенный тариф 9,9 4,4 3,9
Средний номинальный взвешенный тариф 10,92 27,0 10,7

Таблица 2

Номинальный и реальный уровень импортных тарифных барьеров России в 1996-2000 гг., в %

1996 1997 1998 1999 2000
Номинальная средневзвешенная ставка 15,4 13,5 14,6 11,7 12,5
Реальная (эффективная) средневзвешенная ставка 9,3 12,2 8,2 8,8 8,9

Иными словами, фактическая степень либерализации товарного импорта в развитых странах, несмотря на обязательства и правила ВТО, регламентирующие международную торговлю, явно недостаточна. Причем дело не ограничивается жесткой защитой продовольственных рынков. Отдельные сегменты рынков промышленной продукции стран-членов ВТО, особенно применительно к ввозимым изделиям высокой степени обработки, также «закрываются» для импорта, причем не только высокими таможенными барьерами, но и нетарифными методами регулирования (достаточно вспомнить о проблемах с экспортом российского металла в США и минеральных удобрений на рынки Европейского союза).

Важно отметить, что ставки, приведенные в таблице 1 для передовых экономик, относятся к импорту продукции из стран, которым США и ЕС предоставляют режим наибольшего благоприятствования в торговле, в том числе и посредством двусторонних соглашений, как это имеет место в торговых связях США и ЕС с Россией. Тарифные же ставки на импорт продукции из стран, в торговле с которыми не действует РНБ (так называемые автономные ставки), существенно выше: средний взвешенный тариф в странах ЕС - 41,1%, в США - 38,5%. Тем самым эти ставки, используемые для продукции из стран, к которым не применяется РНБ, практически закрывают доступ на западные рынки импорта из стран-изгоев из зоны «организованной» торговли.

Во-вторых, анализ величин импортных таможенных пошлин на различные группы продукции в рамках товарной номенклатуры показывает, что торговый режим, установленный России ее основными торговыми партерами (прежде всего странами ЕС, на которые приходится 35-40% внешнеторгового оборота РФ, а после вступления в Евросоюз стран Восточной Европы соответствующий показатель вырастет до 50%), характеризуется высокими таможенными пошлинами на продукцию пищевой промышленности, индустрии стройматериалов, машиностроения, легкой промышленности, а также химической и нефтехимической промышленности. Речь идет о так называемой тарифной эскалации, когда сырьевые товары при ввозе в определенную страну сталкиваются с относительно низкими импортными пошлинами, а ввоз продукции обрабатывающей промышленности, машиностроения, наукоемких отраслей, где создается львиная доля добавленной стоимости, ограничивается более высокими таможенными барьерами.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


ВТО как институт регулирования международных торговых отношений
Глобалистика, глобализм и глобализация
Экономические основы региональной экономической интеграции
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Тенденции экономики Германии в современных условиях
Вернуться к списку публикаций