2009-07-08 00:27:02
ГлавнаяМировая экономика — Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО



Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО


Российская Федерация с 1993 г. находится в процессе присоединения к ГАТТ, позднее - с начала деятельности Всемирной торговой организации - к ВТО. Вплоть до настоящего времени проходят раунды переговоров по вопросам условий присоединения, обсуждаются тарифные и нетарифные уступки, которые Россия должна представить своим торговым партнерам, проводятся двусторонние встречи с заинтересованными странами-членами ВТО. Причем если до 2001-2002 гг. в целом доминировало мнение, что Россия может достаточно быстро закончить процесс переговоров и завершить процедуру присоединения к ВТО, с 2002 г. стало ясно, что в силу несовпадающих позиций российской стороны и ее торговых партнеров по ряду ключевых вопросов, связанных с вхождением в ВТО (данные разногласия будут проанализированы ниже), процедура вступления может затянуться и до 2005-2006 гг.

Одной из главных задач для российской стороны в процессе проведения полномасштабных переговоров по вступлению в ВТО является разработка предложений по уступкам в тех областях, где предстоит принимать соответствующие требованиям ВТО обязательства, и, прежде всего:

а) по доступу на рынок товаров (уровень ставок импортных таможенных тарифов на промышленные и сельскохозяйственные товары; характер и объемы внутренней поддержки производства и экспортных субсидий в сельском хозяйстве);

б) по доступу на рынок услуг (степень открытия каждого из секторов для иностранных услуг и операторов). Кроме того, необходимо определить позицию страны в отношении ее участия в каждом из соглашений, составляющих правовую базу ВТО.

Определенную тревогу вызывает проблема информированности и недостаточный, с нашей точки зрения, интерес со стороны самих непосредственных участников внешней торговли России, промышленных предприятий, банков, транспортных и телекоммуникационных компаний, широких слоев товаропроизводителей, законодателей, региональных органов власти к деятельности ВТО, к проблемам, уже существующим и могущим возникнуть в ходе переговоров о присоединении и после того, как Россия станет членом ВТО.

Между тем условия присоединения России к ВТО, правовые нормы российского законодательства, которые существенно изменятся, как только страна станет членом ВТО, новая конкурентная среда не могут интересовать только представителей федеральных органов власти, ведущих переговоры. Наверное, торгово-промышленные круги России должны более активно отслеживать ход переговоров, решительно усиливать внешнеторговую грамотность (особенно в части проблематики ВТО). Необходимо интенсифицировать подготовку российской экономической системы к нормативам ВТО (независимо от хода переговоров о вступлении). В первую очередь эта интенсификация должна коснуться подготовки кадров. В немалой степени это затрагивает федеральную таможенную службу, служащих федеральных и местных органов, связанных с внешней торговлей товарами и услугами, и, наконец, самих товаропроизводителей, которым предстоит работать в новых правовых и административных условиях.

В условиях, когда процедура присоединения к ВТО затягивается, необходимо решить вопрос о разработке национальной скоординированной стратегии участия в ВТО. Еще в 1997 году Центр торговой политики и права на парламентских слушаниях в Государственной думе предложил следующие составные элементы программы подготовки России к участию в деятельности Всемирной торговой организации: 1) информирование федеральных органов об основных обязательствах члена ВТО (особенно это относится к секторам услуг, где ведомства не имеют четких ориентиров); 2) информирование предприятий-участников внешнеэкономической деятельности о правах и обязанностях, вытекающих из присоединения к ВТО, поскольку оно затронет многие аспекты их хозяйственной жизни; 3) информирование субъектов Федерации, поскольку на региональном уровне часто принимаются решения, противоречащие нормам ВТО; 4) информирование законодателей, ибо значительная часть проектов законов, не проходя экспертизы на соответствие нормам ВТО (Налоговый кодекс, Закон об иностранных инвестициях и др.), обречены на переработку; 5) организация деятельности, связанной с участием России в ВТО, после присоединения: систематическое предоставление информации Секретариату ВТО, подготовка кадров, создание специального правоприменительного механизма и т.д.

В то же время положения данной программы реализуются явно в недостаточной мере, о чем свидетельствует неполная информированность хозяйствующих субъектов и общественности о вопросах, связанных с присоединением к ВТО. Более того, вплоть до недавнего времени (до 2001-2002 гг.) каких-либо подробных расчетных данных о выгодах - невыгодах такого присоединения для обозрения общественности представлено не было, что осложняет анализ обоснованности переговорных позиций участвующих сторон. Лишь в последние годы были обнародованы результаты исследований агрегированных последствий членства России в ВТО, подготовленных самим правительством, Инвестиционным советом при Российской академией наук, экспертами Международной торговой палаты. В 2002 г. тендер Министерства экономического развития и торговли РФ на подготовку еще одного независимого исследования выиграли специалисты Государственного университета - Высшей школы экономики. Во всех из перечисленных исследований прогнозные оценки последствий вступления России в ВТО на макроуровне в долгосрочном периоде в целом позитивные.

Попытаемся проанализировать объективные основы позиции России и ее торговых партнеров и проблемы, возникающие в ходе переговоров.

В принципе, ведущие развитые страны заинтересованы в принятии России во Всемирную торговую организацию, поскольку это облегчит их компаниям доступ на российский рынок, а также к нашим природным ресурсам. При этом они стремятся добиться принятия Россией максимальных обязательств по открытию своего рынка и возможно более полному устранению дискриминации действующих на нем иностранных компаний. Это улучшит воспроизводственные возможности западных стран как на уровне их компаний, так и на уровне национальных экономик.

Требования, предъявляемые к России, сводятся в основном к снижению или полной отмене пошлин на ряд товаров, к допуску иностранных компаний на рынок услуг (в особенности, в банковский и страховой сектор, в сферу телекоммуникаций) и к конкурсам на проведение государственных закупок, отказу государства от финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и соблюдении норм ВТО при дотировании аграрного комплекса; сокращению субсидирования отдельных отраслей, отказу от экспортных пошлин, упрощению норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле.

Далеко не все требования, предъявляемые ВТО, могут считаться сегодня приемлемыми для России. В качестве условий вступления в ВТО выдвигаются требования заметного (примерно на треть) понижения ставок импортного тарифа и консолидации подавляющей их части на этом уровне (что лишит Россию возможности при необходимости повысить размер пошлины на тот или иной товар для защиты отечественного производителя и может подорвать доходную базу государственного бюджета), а также требования, в принципе соответствующие положениям ВТО, но которые большинство ее членов либо не выполняет вовсе, либо выполняет по минимуму (это касается наиболее спорных и острых вопросов в рамках ВТО, в том числе государственной поддержки сельского хозяйства и субсидирования аграрной продукции). В 2002-2003 гг. одним из основных требований со стороны развитых стран (в первую очередь ЕС), которое встретило серьезные возражения со стороны российских переговорщиков, стало требование о поднятии внутренних цен на энергоносители до мирового уровня, поскольку низкие регулируемые государством цены, по мнению западных партнеров, фактически обеспечивают субсидирование российским экспортерам, то есть предоставляют им несправедливые по отношению к зарубежным конкурентам преимущества на рынке. Экономическое давление на Россию со стороны западных партнеров выражается в попытке добиться от России одностороннего открытия рынка, отрицании взаимности уступок; нежелании признать сравнительные преимущества ряда отраслей промышленности России.

Вряд ли может быть оспорено то положение, что тотальное открытие границ России для иностранных товаров способно привести к нарушению воспроизводства экономики России - многие отечественные предприятия не смогут конкурировать с иностранными компаниями, что может привести к общему сокращению национального продукта, занятости, к структурным макроэкономическим диспропорциям. В связи с этим нашей стране предстоит решение сложной задачи получения таких условий членства в ВТО, которые не ущемляли бы национальные интересы России. Кроме того, страна должна располагать временем (переходным периодом) для своей адаптации к новым условиям международной торговли. В противном случае права, которые она получит в сфере торговли товарами и услугами в соответствии с положениями ВТО, и ее возможности в этой области будут слабо корреспондироваться, и потери от участия в этой организации могут оказаться существеннее приобретенных выгод.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании
Система золотого стандарта в мировой валютной системе
Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Вернуться к списку публикаций