2009-07-08 00:26:02
ГлавнаяМировая экономика — Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации



Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации


Членство в ВТО постепенно становится все более значимым, и неучастие в ее работе по своему торгово-политическому значению может в какой-то мере сравниться с неучастием в деятельности такой политической международной организации, как ООН.

Наконец, нельзя не отметить, что в процессе сближения с ВТО проявляется необходимость совершенствования значительной части нормативно-правовых актов России, их сближения с мировой торговой практикой и правовыми положениями документов ВТО. Адаптация российского внешнеторгового законодательства к этим документам важна потому, что в большинстве случаев они представляют коллективно выработанные представителями почти всего мирового сообщества и общепринятые в мире нормы, на которых осуществляется международная торговля, и которые облегчают развитие внешней торговли каждой страны-участницы ВТО, хотя и в разной степени. Приобщение к договоренностям ВТО будет способствовать укреплению предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, а на несовершенство последнего указывают не только российские экспортеры и импортеры, но и их зарубежные торговые партнеры.

Таким образом, существуют вполне очевидные преимущества участия России в ВТО (хотя не следует забывать и о том, что ряд обстоятельств, как показано выше, может ослабить выгоды страны от присоединения). В то же время в дискуссии по проблемам участия России в ВТО неоднократно подчеркивалось, что присоединение к данной международной организации способно привести не только к выгодам (приобретениям) для России, но и к потерям (издержкам), которые могут быть следующими.

Первое. Переговоры о присоединении России к ВТО по тарифным вопросам предусматривают предоставление ею немалых тарифных уступок странам-членам, притом без каких-либо существенных ответных тарифных льгот, поскольку эти страны, как правило, уже распространяют на российских экспортеров режим наибольшего благоприятствования в области тарифного регулирования импорта. При продолжающемся оставаться сложным состоянии многих отраслей отечественной промышленности снижение импортных пошлин создаст для них еще большие трудности.

Сведение (возможно поэтапное) среднего уровня импортных пошлин страны с нынешних примерно 10% (2001-2002 гг.) до 3-4,5%, предусматриваемых последним завершившимся раундом многосторонних торговых переговоров для развитых стран, может означать серьезное ухудшение конкурентных позиций на рынке для немалого числа отечественных производителей. Ведь они и при нынешнем уровне импортных тарифов с огромным трудом справляются с конкуренцией импортеров по ряду важнейших товаров, с которыми связано обеспечение экономической безопасности страны. Защита российских производств, находящихся в состоянии преодоления кризиса и реструктуризации, в случае значительного снижения таможенных тарифов и облегчения доступа иностранным товарам и услугам на российский рынок, чего добиваются партнеры России по переговорам о ее присоединении к ВТО, будет сильно затруднена.

Второе. Ощутимым окажется сокращение поступлений в федеральный бюджет от значительного снижения импортных пошлин. Таможенные пошлины сегодня - наиболее «собираемый» вид бюджетных поступлений (обеспечивают около 30% от суммарных доходов бюджетной системы), и сокращение таможенных поступлений, учитывая также низкую в целом налоговую дисциплину, будет, видимо, противодействовать тенденции к снижению налогового бремени для отечественных товаропроизводителей.

Третье. Членство в ВТО существенно ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт.

Четвертое. Вступление в ВТО может осложнить продвижение России по пути интеграции со странами СНГ в рамках Таможенного союза, сформированного на его основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), союза с Белоруссией, а также проекта формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) четырех крупнейших республик бывшего СССР (России, Украины, Белоруссии и Казахстана). Хотя между членами СНГ и ЕврАзЭС и существуют договоренности о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, некоторые постсоветские страны, подобно Киргизии, Грузии или Молдовы, вступили в ВТО раньше других. Если строго следовать принципам участия в ВТО региональных таможенных союзов, все государства, входящие в подобные образования, должны брать на себя одинаковые обязательства при вступлении. Так, например, ЕС входит в ВТО как единая таможенная территория, проводящая единую внешнеторговую политику по отношению к третьим странам. В силу этого обязательства перед ВТО стран, вступивших первыми, должны стать определенным стандартом для остальных стран-участниц Таможенного союза и ЕврАзЭС. (К тому же в правовой системе ВТО, как и раньше в рамках ГАТТ, большую роль играет практика прецедентов). В то же время велика вероятность того, что уже принятые отдельными государствами бывшего СССР обязательства окажутся неприемлемыми для остальных стран-участниц региональной интеграции на постсоветском пространстве.

Как свидетельствуют прогнозные расчеты, для экономики России интегральный баланс приобретений и потерь от вступления страны в ВТО в краткосрочной перспективе с большой вероятностью может оказаться отрицательным. Возможны и определенные потери в темпах экономической динамики, и относительное ухудшение платежного и торгового балансов, и обострение бюджетных проблем, связанное с прямыми и косвенными фискальными потерями. В то же время, как было показано выше в данном параграфе, налицо несомненные выгоды (преимущества) от присоединения России к ВТО, хотя и не всегда количественно осязаемые. Причем в отличие от потерь, которые проявятся сразу же, выгоды от участия в системе ВТО страна получит в том случае, если удастся и дальше продолжить устойчивый экономический рост, серьезно повысить конкурентоспособность отечественной экономики в целом и ее отдельных отраслей, изменить специализацию страны в мировом хозяйстве (для вывоза топливно-сырьевой продукции на Запад не существует особых препятствий и сегодня, когда Россия не является членом ВТО). А значит, позитивный интегральный эффект «открытия» внутреннего рынка страна способна получить в более долгосрочной перспективе, после закрепления народного хозяйства на траектории устойчивого роста. Именно повышение конкурентоспособности производства и обусловленный им рост экспорта не только сырьевой продукции, но и продуктов обрабатывающей промышленности с высокой долей добавленной стоимости, в том числе машинотехнической продукции, позволят с лихвой компенсировать негативные последствия свертывания некоторых отечественных производств в результате открытия рынка и экспансии импорта.

В случае же прекращения имеющих место сегодня позитивных сдвигов в отечественной экономике (экономического роста, повышения конкурентоспособности ряда производств, привлечения иностранных инвестиций и технологий в производство) прогнозируемый на краткосрочную перспективу негативный интегральный эффект от снижения импортных пошлин наверняка увеличится. Это обстоятельство, как представляется, не следует игнорировать при принятии Россией конкретных обязательств перед странами-членами ВТО.

Таким образом, масштабы как приобретений, так и потерь от присоединения России к ВТО не являются неизменной величиной, а во многом зависят от состояния и перспектив развития национальной экономики. В то же время, поскольку Россией сделан стратегический выбор в пользу рыночной экономики и интеграции страны в мировое хозяйство, участию РФ в деятельности авторитетной международной организации, регулирующей мировую торговлю, в долгосрочном плане нет альтернативы. В долгосрочной перспективе несомненны стратегические преимущества членства во Всемирной торговой организации, в связи с чем участие в ее работе России необходимо и целесообразно. Однако насколько и как быстро страна сможет воспользоваться этими преимуществами, зависит от усилий самой страны, вступающей в ВТО, от ее осознанной национальной политики, направленной на поддержание экономического роста и повышение конкурентоспособности отечественного производства.

Кроме данных обстоятельств, баланс выгод и издержек России от присоединения к ВТО зависит во многом и от условий, которые смогут быть согласованы в итоге ведущихся переговоров со странами-торговыми партнерами. Минимизация потерь страны зависит от избранной стратегии и тактики ведения переговоров российских участников с партнерами по ВТО, анализу которых будет посвящен следующий параграф данной главы.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О классификации теорий мировой экономики
Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли
Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Концептуальные основы глобализации мирового хозяйства и институционализации международных экономических отношений
Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании
Вернуться к списку публикаций