2009-07-08 00:25:02
ГлавнаяМировая экономика — Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли



Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли


Среди прочих вопросов, заслуживающих обсуждения в рамках ВТО, можно отметить коррупцию в международной торговле, связанную, в частности, с государственными закупками, регионализм, то есть распространение соглашений о преференциальной торговле между группами стран, и влияние мировых цен на сырьё на доходы от торговли. В ближайшем будущем ВТО предстоит решить четыре крупных проблемы:

1. Необходимо обеспечить понимание со стороны правительств разных стран, что именно свободная торговля, регулируемая многосторонними правилами, - ключ к экономическому развитию как отдельных стран, так и мирового хозяйства в целом.

2. Процесс либерализации рынков должен в равной степени затрагивать развитые и развивающиеся страны, и в том числе должен обеспечиваться свободный доступ на внешние рынки товаров и услуг из наименее развитых стран (беспошлинный режим, устранение имеющихся квот), должны улучшаться режимы для инвестиций в этих странах, осуществляться содействие региональному сотрудничеству и постепенному выравниванию уровней развития и регулирования конкуренции.

3. Следует решить задачу универсальности ВТО как международной организации: принять Россию и другие страны, остающиеся пока за ее бортом, изживать полярность в подходах различных групп стран к регулированию международных торговых отношений.

4. Должно быть обеспечено проведение политики «открытого регионализма» и постепенной конвергенции регионализма и многосторонности в регулировании мировой торговли.

Обобщая проведенный выше анализ, можно отметить, что существует два подхода к проблеме эффективности ВТО. Сторонники одного подхода считают ВТО инструментом, с помощью которого развитые страны вообще и США в частности навязывают интересы своих деловых элит остальному миру. Сторонники другого подхода считают ее нейтральной структурой, которая обеспечивает выработку коллективных правил и норм, приносящих пользу всем участвующим в торговле странам. Эти точки зрения кажутся противоположными, хотя на самом деле таковыми не являются.

Все участвующие в торговле страны заинтересованы в существовании определенного набора общих правил, которые рассматриваются их торговыми партнерами в качестве законных. В этом аспекте ВТО действует на общее благо. Однако ни один свод правил не является нейтральным. Любой свод правил включает в себя лишь какую-то часть теоретически возможного множества норм, и процесс отбора благоприятствует одним странам в большей мере, чем другим. Поскольку экономическая мощь США и других ведущих развитых стран отражается на процессе согласования правил, в разработанном своде таких правил проявляется дифференцированность интересов этих стран. С данной посылкой согласуется тот факт, что на первых этапах развития ВТО ее нормотворческие приоритеты были связаны прежде всего с правами интеллектуальной собственности и торговлей услугами, то есть вопросами, которые представляют наибольший интерес прежде всего для США и других передовых экономик.

Признание того факта, что нормы международной торговли не могут не отражать конкретных интересов, порождает два взаимосвязанных вопроса. Первый - хуже ли менее развитым странам при такой институциональной форме регулирования мировой экономики, как ВТО, чем без нее.

По мнению П. Эванса режим ВТО (то есть режим торговли, вырабатываемый и применяемый под организационной эгидой ВТО) нужно сравнивать не с какой-то идеализированной глобальной экономической демократией, а с ее наиболее вероятной альтернативой -когда процессы интенсификации международной торговли и трансграничного движения факторов производства в ходе глобализации экономики регулируются прежде всего на двухстороннем уровне усилиями США и других развитых стран. При таком сравнении вполне разумным представляется утверждение о том, что процесс регулирования мировой торговли через организацию типа ВТО открывает перед развивающимися государствами больше возможностей для того, чтобы продолжать проводить самостоятельную экономическую политику. Еще больше оснований утверждать, что использование органа типа ВТО в качестве своеобразного институционального фильтра позволяет расширить возможности развивающихся государств защищать себя от своевольных действий, соединяющих в себе соображения «свободной торговли» с корыстными интересами фирм США и других государств с развитой экономикой в ущерб более бедным странам. С точки зрения «третьего мира» институционализация, воплощение которой является ВТО, почти наверняка предпочтительней режима, регулируемого странами-экономическими лидерами на основе принципов «реальной политики».

Второй вопрос - могут ли у более слабых субъектов международных отношений благодаря институционализации появиться новые возможности для изменения правил с целью более полного отражения их интересов. То есть может ли ВТО быть форумом, на котором развивающиеся страны могли бы проводить в жизнь правила, позволяющие более эффективно решать проблему преодоления разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами.

Очевидно, что если большая группа развивающихся стран попыталась бы добиться постановки на голосование какого-либо вопроса со ссылкой на невозможность достижения консенсуса, то США и другие развитые страны оказались бы в политически сложном положении.

Существует ли вероятность того, что развивающимся странам удастся добиться компромисса по какому-либо существенному вопросу (например, о сокращении сельскохозяйственных субсидий ЕС)? Вряд ли, но препятствий на пути к успеху, связанных с ВТО, меньше, чем связанных с проблемами общего характера, мешающими развивающимся странам предпринимать согласованные политические действия. Любой шаг к оспариванию предложений более сильных в экономическом и политическом отношении партнеров был бы неизбежно связан со сложностью проведения коллективных действий, обусловленных разнообразием конкретных интересов государств, объединяемых под общим названием развивающиеся страны.

Важно подчеркнуть, что основные препятствия на пути к эффективным политическим действиям развивающихся стран существовали бы и независимо от наличия ВТО. Влияние ВТО как института вполне может быть позитивным. В рамках этого форума в принципе можно предпринимать коллективные действия. Более того, формально демократическая структура ВТО должна служить развивающимся странам стимулом к выявлению общих интересов и преодолению множества препятствий, мешающих коллективным действиям. Чем чаще на практике страны будут при урегулировании торговых споров полагаться на ВТО и чем более тщательной и комплексной будет проведена ее институционализация, тем больше будет стимулов к ее использованию в качестве механизма коллективных действий по исправлению сложившегося положения.

Было бы ошибкой считать, что взаимосвязь между институтами национального и глобального управления международными экономическими отношениями приводит к бесплодной борьбе в стремлении поделить тот или иной объем контрольных полномочий. Разумнее, на наш взгляд, взглянуть на такой аспект, как взаимодополняемость этих институтов. Без создания (или сохранения) работоспособной институциональной базы на национальном уровне тот международный режим торговли, который создается в настоящее время, может оказаться нежизнеспособным. Это означает, что эффективность функционирования ВТО зависит от стимулирования роста организационного потенциала на национальном уровне и его усиления. В противном случае глобальным рынкам не будет хватать основообразующего элемента местного регламентационного потенциала, который образует важную первую линию защиты от нежелательной неустойчивости. Институты глобального управления будут подрывать даже собственную институциональную структуру, если не будут вести работу по укреплению институтов на национальном уровне.

Таким образом, в данной статье была раскрыта институциональная природа Всемирной торговой организации как социального института, призванного регулировать международные торговые отношения. Кроме того, была показана необходимость анализа эффективности функционирования данного института мирового хозяйства и предложены основы оценки подобной эффективности, в том числе с использованием принципа альтернативности (то есть сравнения существующего положения с альтернативным состоянием институциональной матрицы международных экономических отношений, в которой отсутствовала бы ВТО как институт многостороннего регулирования мировой торговли). При этом автор считает, что существует немало резервов повышения эффективности деятельности ВТО при сохранении национальных интересов стран-участниц Всемирной торговой организации.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Мировая политика - проблемы и тенденции развития
О классификации теорий мировой экономики
Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Перспективы будущей эволюции мировой валютной системы
Вернуться к списку публикаций