2009-07-08 00:25:02
ГлавнаяМировая экономика — Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли



Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли


Международные правила и принципы, за которые выступает ВТО, способствуют развитию международных торговых отношений. Однако некоторые стандарты, влияющие на распределение доходов, могут систематически оказывать на страны дискриминирующее влияние. Например, Соглашение по вопросам применения в торговле прав на интеллектуальную собственность (Соглашение по ТРИПС) может приводить к значительным затратам для бедных стран, сильная патентная защита требуется им в меньшей степени, чем богатым государствам. Многие развитые страны и сами только недавно приняли законы, защищающие интеллектуальную собственность, и природа этих законов динамично менялась, отражая меняющиеся национальные экономические и политические факторы. Кроме того, у развивающихся стран не хватает дополнительных институтов для эффективного внедрения положений Соглашения по ТРИПС, а для их создания необходимы и время, и ресурсы.

Еще одним примером является применение международных правил бухгалтерского учета компаниями, действующими во многих развивающихся странах. Это позволяет им получить больший доступ к кредитам на международных рынках. Компании, стремящимися получить кредит на международных рынках, сами будут заинтересованы во внедрении у себя этих стандартов. Вместе с тем подобные стандарты в меньшей степени привлекательны для небольших фирм, поэтому принуждение мелких фирм в развивающихся странах взять на вооружение подобные правила повышает их издержки и может загнать в неофициальный сектор экономики.

Таким образом, для того чтобы международные стандарты действительно были благоприятны для всех стран и облегчали торговлю, они должны отражать реалии, существующие в странах. Они должны учитывать как расходы на переход к этим стандартам, так и выгоды от них. В этой связи нужно найти ответы на важные вопросы. Чьи стандарты следует принимать и почему? В ходе какого процесса обсуждаются эти стандарты?

Процесс изменения международных правил должен быть прозрачным, а развивающимся странам необходимо быть активными участниками и иметь возможность влиять на него так, чтобы конечные результаты шли им на пользу. Однако отсутствие специалистов может помешать развивающимся странам должным образом отстаивать свои интересы.

Итак, с одной стороны, применение стандартов способно улучшить информационные потоки, а также облегчить производство и обмен. Международные стандарты потенциально способны содействовать развитию внешней торговли в гораздо большей степени, чем стандарты, принятые на основе двусторонних соглашений. И все же на практике страны могут использовать международные стандарты для блокирования внешней торговли. Например, введение обязательных правил относительно условий производства продукции может стать средством дискриминации иностранных поставщиков товаров или не допускать на рынок ни местных, ни иностранных участников. Вводимые при этом формальные правила могут быть более строгими, чем это реально необходимо для обеспечения определенного уровня социальной защиты; тем самым они будут вести к дополнительным издержкам для потребителей, уменьшая благоприятные последствия либерализации торговли.

В последние годы стандарты на продукцию все чаще используются в качестве формального препятствия развитию торговли. Термин «стандарты на продукцию» касается требований в отношении свойств, которыми должны обладать товары. Стандарты на процессы связаны с условиями производства, упаковки или дополнительной обработки продукции. Требования к маркировке товаров связаны с предоставлением информации о свойствах товара или условиях его производства. Стандарты могут быть добровольными, как, например, стандарты 9000-х серий по вопросам качества, принятые Международной организацией по стандартизации (МОС), или обязательными, как, например, воплощенные во внутреннем законодательстве стран правила, которые влияют на объем импорта путем установления специальных требований, тестирования, сертификации и маркировки.

Приведение товаров в соответствие со стандартами требует затрат. Это единовременные затраты на изменение внешнего вида или структуры товара, затраты на создание особой системы управления, затраты, связанные с мониторингом, и др. Фирмам приходится делать выбор: разрабатывать дизайн, включающий основные элементы признанного стандарта, который легко приспособить к требованиям любого рынка, или разрабатывать дизайн, позволяющий удовлетворить требования внутреннего рынка, но с модификациями, предназначенными для экспорта. Крупные многонациональные фирмы, которые могут позволить себе дизайн продукта, соответствующий стандарту, способны получить преимущества на рынке за счет послепродажного обслуживания.

Получение свидетельства о соответствии товара стандарту, то есть подтверждение того, что соответствующие положения выполнены, также может оказаться дорогостоящей процедурой. Правительства стран-импортеров могут отказать в признании тестов, проведенных фирмами-экспортерами или государственными учреждениями стран-экспертов; они также могут не признать свидетельств соответствия товара установленным требованиям. Признание соответствия товара стандарту уязвимо также с точки зрения бюрократических препон и нечетких правил оценки товаров. Более того, нечеткость правил следования требованиям подобных процедур способна уменьшить готовность фирм конкурировать на рынках.

В сельском хозяйстве неудачи, связанные с отсутствием упорядоченной системы международных стандартов, потенциально могут свести на нет достижения, полученные благодаря устранению традиционных барьеров, так как страны вновь воздвигают эти барьеры, внедряя в одностороннем порядке стандарты на ввозимые и вывозимые сельскохозяйственные товары. В этой ситуации разработка международных стандартов на эти товары способствовала бы росту благосостояния развивающихся стран, но только при условии, что они смогут участвовать в принятии стандартов как равноправные партнеры.

Международная конкуренция. Открытость стран для внешних рынков служит самым важным фактором формирования конкуренции на внутренних рынках. Благодаря импорту международная конкуренция непосредственно воздействует на внутренние рынки. Это воздействие может быть, кроме того, косвенным - с помощью экспорта, поскольку фирмы данной страны вынуждены конкурировать на мировом рынке.

По мнению известного исследователя проблем международной экономики М. Портера, международная конкуренция повышает производительность в большей степени, чем конкуренция на региональном или локальном уровнях, поскольку страны оказываются перед необходимостью использовать самые совершенные промышленные технологии. Открытость экономики страны способствует становлению конкурентных внутренних рынков, если измерять их уровень конкурентности с помощью показателя средней доли прибыли в цене. Открытость экономики стимулирует экономический рост за счет импортной продукции, произведенной на основе новых технологий, и за счет того, что потенциальное расширение рынка повышает доходность инноваций.

Международная торговля, кроме того, оказывает давление на правительства, вынуждая их убирать институциональные барьеры, препятствующие развитию конкуренции на внутреннем товарном и факторном рынках, поскольку такие барьеры подрывают способность национальной экономики выдерживать иностранную конкуренцию. В Латинской Америке реформа торговли сопровождалась реформированием рынка труда с целью облегчить приспособление экономики к условиям глобальной взаимозависимости национальных хозяйств.

Хотя либерализация торговли и выгодна, поскольку стимулирует конкуренцию и экономический рост, ее реформирование, как всякие преобразования, может приводить к отрицательным последствиям в сфере распределения ресурсов (в том числе к появлению безработицы). Но подвижность товарного рынка и рынка труда приводит к сокращению издержек, связанных с приспособлением к новым условиям. Этому также может способствовать создание различных систем социальной защиты населения.

Преимущества международной конкуренции сегодня находят широкое признание среди государств. В 1980-1990-х годах правительства большинства стран мира существенно снизили тарифные и нетарифные импортные барьеры, хотя потенциал их дальнейшего снижения остается значительным во многих странах. Всемирная торговая организация, как и ее предшественник - Генеральное соглашение по тарифам и торговле - помогли закрепить достижения, связанные с принятием односторонних решений о либерализации внешней торговли, в ходе многосторонних торговых переговоров.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции
Мировая политика - проблемы и тенденции развития
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Вернуться к списку публикаций