2009-07-08 00:25:02
ГлавнаяМировая экономика — Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли



Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли


Рассмотрение процесса институционализации международных торговых отношений необходимо дополнить анализом эффективности функционирования социальных институтов в данной сфере мирового хозяйства. Всемирная торговая организация как существующий в настоящее время институт регулирования международных торговых отношений имеет свои специфические черты:

- ВТО играет центральную роль в регулировании мировой торговли;

- официальная процедура принятия решений в рамках ВТО имеет демократический характер;

- при столкновении формальных и неформальных сторон функционирования ВТО возникают трения и противоречия, это касается как ее руководящей роли, так и процедур принятия решений;

- ВТО, как и институты глобального управления вообще, политически уязвима.

Глобализация как объективный процесс, базирующийся на развитии производительных сил в условиях НТР, росте масштабов производства продукции, быстром расширении ассортимента и обновлении выпускаемых товаров, требует углубления кооперационных связей между производителями в различных странах мирового хозяйства, международного сотрудничества в области НИОКР, подразумевает интенсификацию международной торговли и, следовательно, сотрудничество между странами в сфере ее регулирования. В то же время, в современном мире реализуется так называемая неолиберальная модель глобализации, в рамках которой усиление роли мирохозяйственных связей сочетается с прогрессирующей либерализацией хозяйственной жизни и внешнеэкономической деятельности в странах, интегрирующихся в мировую экономику. Сторонниками данной модели глобализации до последнего времени являлись прежде всего ведущие ТНК мира, США и, с рядом оговорок, другие передовые экономики и те международные экономические организации (главным образом МВФ, Всемирный банк), в которых сильны позиции развитых стран. Дело в том, что именно ведущие ТНК, многие из которых американские по своему происхождению и месту размещения штаб-квартир, выступают основными выгодополучателями процесса интенсификации более свободной мировой торговли и более свободного трансграничного перемещения капитала и финансовых средств в мире. Поддержкой и идеологической основой данной модели служат неолиберальные и монетаристские теории экономического развития, трактующие глобализацию как всеобщий императив и всеобщее благо, равновыгодное по своим результатам как экономически развитым, так и развивающимся странам. По условиям Вашингтонского консенсуса последним необходимо открывать свою экономику, снимать все препоны на пути продвижения на их рынки иностранного частного капитала, который способен обеспечить их инвестициями, новыми технологиями и управленческим опытом и тем самым способствовать продвижению вперед на принципах догоняющего развития. Однако следование данным рекомендациям для менее развитых стран, зачастую ведет к возрастанию рисков глобализации при уменьшении возможностей национальных государств по их нейтрализации.

В реальной жизни не все так прямолинейно, как предусматривается постулатами неолиберальной модели глобализации. Даже ведущие державы, включая США, активно прибегают к протекционистским мерам, противоречащим либерализационной риторике, когда их интересы ставятся под угрозу иностранными конкурентами. Об этом свидетельствует практика антидемпинговых процедур, различных тарифных и, особенно, нетарифных ограничений, навязывание всему миру своих национальных законов, что особенно характерно для США и ЕС.

Данные обстоятельства делают неизбежным различия во мнениях и позициях отдельных групп стран по поводу дальнейшего протекания процесса либерализации международной торговли и правил ее регулирования, что проявляется и рамках Всемирной торговой организации. В ВТО как организации предусмотрены определенные процедуры и внутренние институты, имеющие целью обеспечить представление интересов различных стран при принятии решений.

Официально каждое из государств-членов ВТО имеет одинаковый голос. При отсутствии структуры типа Совета Безопасности, наделенной исключительными правами, ВТО теоретически даже демократичнее, чем ООН. В составе осуществляющего руководство Генерального совета -представители всех ведущих стран, которые могут участвовать в работе на относительно равных условиях, а конференции ВТО на уровне министров сопровождаются широкими дискуссиями.

В то же время можно говорить и об определенном различии между формальными процедурами и неформальным влиянием отдельных стран на процесс принятия решений. Созданный еще в рамках ГАТТ прецедент -принятие всех решений консенсусом - зачастую позволяет США и другим ведущим странам определять повестку дня. Контраст между формальной и неформальной сторонами наблюдается в вопросах полномочий ВТО и ее центральной роли в глобальной торговой системе. В настоящее время ВТО является ведущим форумом по регулированию международной торговли.

Регулирование последней стало включать в себя оценку торговых аспектов внутренней политики, под которыми может пониматься все что угодно - от природоохранных норм до налогового законодательства. К тому же, в отличие от таких организаций как МОТ (Международная организация труда), при невыполнении постановлений ВТО последняя правомочна на законных основаниях применять санкции. Следовательно, имеет место тенденция трансформации ВТО в доминирующую международную экономическую организацию.

При этом с формальных позиций ВТО не является могущественной организацией: ее официальные полномочия строго ограничены, они не допускают угроз суверенитету отдельных стран. ВТО не получила формального права диктовать, какой должна быть торговая политика стран, или наказывать страны, отказывающиеся выполнять официально взятые на себя обязательства по поддержанию режима открытости. Ее единственное формальное полномочие - узаконивать право стран прибегать на двусторонней основе к торговым санкциям при нанесении ущерба их интересам в результате введения торговых ограничений в нарушение соглашений ВТО.

Восприятие ВТО как могущественной организации объясняется также тем, что ее считают воплощением интересов ведущих экономических держав мира. ВТО существует во многом потому, что ведущие западные державы хотели, чтобы работа, связанная с политикой урегулирования международных торговых споров, была сосредоточена в международной организации, чьи решения воспринимались бы как законные именно благодаря ее формально демократическому характеру, а также тому, что лица, принимающие в ней решения, являются чиновниками, неподотчетными какой-нибудь отдельной стране. Следовательно, неформальная власть ВТО объясняется тем, что она является конкретным выражением неформального консенсуса и солидарности ведущих стран мира.

ВТО (как и другие институты регулирования мировой экономикой) существует потому, что представители интернационалистических течений в руководстве США и других развитых стран поняли, что глобальному рынку требуется комплексная система институциональной поддержки. Как подчеркивается в «реалистической» теории международных отношений, для современного нам поствестфальского мира характерны сильные элементы анархии на глобальном уровне. Анархия несовместима со стабильными рыночными отношениями, не говоря уже о долгосрочных инвестициях. Весь смысл существования институтов глобального управления заключается в снижении степени анархии в интересах стабильности и предсказуемости, необходимых для функционирования глобальной экономики. Стабильность и предсказуемость требуют согласия сильных и слабых с применением мер принуждения в том или ином объеме. Институционализация - это компромисс, при котором сильные соглашаются с применением мер принуждения для того, чтобы добиться твердого согласия на сотрудничество от более слабых субъектов международных отношений и друг от друга.

Рассмотрим более детально институциональную эффективность конкретных направлений деятельности ВТО.

Международные правила и стандарты. Законы о стандартизации и регулирование внешнеторговых операций в мировых масштабах, как правило, сокращают расходы на информацию и на совершение сделок, в ходе которых необходимо преодолевать национальные границы, и способствуют повышению эффективности торговли.

Международные стандарты обладают также потенциалом, позволяющим в большей степени предоставлять выгоды всем странам, чем в том случае, когда стандарты согласуются только между двумя государствами. Однако в зависимости от того, какие именно стандарты выбраны, некоторые международные стандарты могут оказаться для бедных стран слишком дорогими и могут привести к нежелательным последствиям в отношениях между странами.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли
Экономические основы региональной экономической интеграции
Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Вернуться к списку публикаций