2009-07-08 00:24:02
ГлавнаяМировая экономика — Институциональная основа, принципы и функции ВТО



Институциональная основа, принципы и функции ВТО


Одобренное ОПУС решение по существу спора должно быть реализовано следующим образом. Во-первых, виновная сторона обязана незамедлительно выполнить все предписания третейской группы или апелляционного органа. Если нет возможности осуществить это немедленно, то следует обратиться в ОПУС с просьбой предоставить необходимое для выполнения решений время.

Во-вторых, в случае, если виновная сторона не выполнит в установленный срок предписаний ОПУС, другая сторона вскоре может потребовать предоставления соответствующих компенсаций. В свою очередь виновная сторона может сама предложить выплатить такую компенсацию.

В-третьих, если виновная сторона не выполняет предписаний ОПУС и отказывается выплатить компенсацию, то другая сторона в споре может обратиться в ОПУС с просьбой разрешить применить репрессивные меры в отношении виновной стороны, которые выражаются, как правило, в значительном повышении ставок таможенного тарифа на товары, происходящие из страны, признанной виновной в этом споре.

В целом стройная и логически обоснованная система разрешения споров имеет, на наш взгляд, один существенный недостаток, связанный с весьма длительной процедурой рассмотрения споров, которая даже де-юре может продолжаться от 9 до 12 месяцев. Существует и ряд других моментов, ставящих в определенной степени под сомнение результативность работы этой конструкции.

Следующей функцией ВТО является информационная, так как создание предсказуемых торговых условий предполагает транспарентность (прозрачность и доступность) национальных законов, нормативных актов и внешнеторговой практики стран-членов ВТО. Многие из соглашений ВТО содержат положения, предусматривающие транспарентность национальной законодательной и нормативной базы, то есть обязательность раскрытия соответствующей информации как на национальном уровне, например, в официальных изданиях или через специальные пункты распространения информации, так и на международном уровне путем представления соответствующих нотификаций в ВТО. Регулярное отслеживание тех мер, которые принимаются на национальном уровне в области торговли, с использованием механизма обзора торговой политики является еще одним средством получения информации как на национальном, так и на международном уровнях.

Целью составления обзоров торговой политики является регулярное наблюдение за торговой политикой и практикой отдельных стран для обеспечения информированности и понимания их со стороны других государств, а также проверки их соответствия нормативам, предусмотренным соглашениями Уругвайского раунда.

Обзор осуществляется регулярно согласно установленным срокам. Так, в отношении четырех крупнейших участников мировой торговли, которыми являются Европейский союз, США, Япония и Канада, изучение проводится один раз в два года. Исходя из размера их доли в мировой торговле, другие 16 государств подвергаются этой процедуре один раз в четыре года. Для остальных стран предусмотрен шестилетний период, причем он может быть увеличен для наименее развитых стран мира.

Рассмотрение торговой политики и практики стран-членов проходит в Органе по обзору торговой политики на основе анализа двух документов - информации правительства этой страны и детального отчета, подготовленного Секретариатом ВТО.

Кроме рассмотренного механизма контроля рядом заключенных соглашений предусматривается необходимость информировать Секретариат ВТО о введении новых или изменении действовавших ранее правил регулирования внешнеторговой сферы.

Важной функцией системы многостороннего регулирования ВТО является также создание условий для расширения конкуренции между ее членами. ВТО не является организацией «свободной торговли», как иногда пытаются ее представить, хотя бы потому, что она допускает использование тарифов и, при определенных условиях, целого ряда других форм защиты внутренних рынков. Правильнее считать ее системой правил и норм, направленных на поощрение конкуренции без каких-либо искажений. Этому способствуют правила, касающиеся применения недискриминационных мер, призванные обеспечить создание справедливых условий торговли.

Элементы поощрения конкуренции заложены и в положениях ВТО, относящихся к демпингу и субсидиям. Генеральное соглашение по торговле услугами призвано способствовать достижению целей содействия конкуренции в сфере торговли услугами. По существу, вся правовая база ВТО - это сложный комплекс правил и норм, направленных на создание равных условий в международной торговле для всех стран-членов.

Все вышеизложенное говорит о глобальном характере и высоком статусе ВТО как организации торгово-политического регулирования, деятельностью которой охвачена практически вся система международных торговых отношений.

Методика, которую использует в своей работе ВТО при принятии основных решений, включает в себя следующие приемы и методы:

- метод консенсусного решения вопросов;

- метод решения вопросов простым голосованием;

- метод модельного решения вопросов;

- метод неприменения в ряде случаев многосторонних торговых соглашений между отдельными членами ВТО.

В процессе рассмотрения спорных вопросов ВТО следует процедурной практике, выработанной странами-участницами ГАТТ в редакции 1947 г. Статья IX Соглашения об учреждении ВТО устанавливает, что в рамках ВТО будет продолжать действовать принятая в ГАТТ-1947 система принятия решений путем консенсуса. Считается, что заинтересованный орган принял решение консенсусом по вопросу, представленному на его рассмотрение, если никто из членов, присутствующих на заседании, в момент принятия решения формально не возражает по предлагаемому решению. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение может быть принято простым голосованием, причем каждая страна-участница имеет один голос. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в три четверти голосов.

По условиям Соглашения об учреждении ВТО, ее Секретариат и сама Организация должны руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которой следовали страны-участницы ГАТТ-1947 и органы, действовавшие в рамках ГАТТ-1947. Однако уже первые годы функционирования ВТО дают основание предполагать, что реализовать это положение Соглашения о ВТО будет не просто. Это связано, прежде всего, с тем, что Соглашение об учреждении ВТО предполагает, что Всемирная торговая организация (как межгосударственное образование) будет исполнять роль организационного механизма. Кроме того, как показал опыт ГАТТ, многие положения наполняются конкретным содержанием только в процессе их реализации, когда появляются прецеденты - модели решений каких-либо вопросов.

Неприменение многосторонних торговых соглашений между отдельными членами ВТО регламентируется статьей XIII Соглашения о ВТО. Метод «неприменения» используется в жестко регламентируемых условиях. Четко определяется круг возможных участников, что наталкивает на мысль, что данный метод решения вопросов является скорее исключением, чем правилом. Министерская конференция ВТО может рассматривать действие этой статьи в конкретных случаях по просьбе любого члена ВТО и делать соответствующие рекомендации.

В Итоговой декларации первой Министерской конференции стран-членов ВТО (Сингапур, декабрь 1996 г.) отмечено, что общей целью стран-членов ВТО является «мир, в котором торговые потоки перемещались бы свободно», и подтверждена их решимость соблюдать для достижения в перспективе этой цели основополагающие принципы ВТО:

- ведение торговли в рамках справедливой, равноправной и более открытой торговой системы, основанной на согласованных правилах и нормах;

- достижение прогрессивной либерализации и устранение тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле товарами;

- достижение прогрессивной либерализации торговли услугами;

- отказ от всех форм протекционизма;

- устранение дискриминации в международных торговых отношениях;

- интеграция развивающихся и наименее развитых стран, а также стран с переходной экономикой в многостороннюю торговую систему;

- обеспечение максимально возможного уровня транспарентности (прозрачности).

В настоящее было бы опрометчивым говорить о том, что Декларация первой Министерской конференции ВТО выполнена в полной мере. Достаточно вспомнить фактическую неудачу Министерской конференции ВТО в декабре 1999 г. в г. Сиэтл. На четвертой Конференции ВТО (октябрь 2001 г.) в г. Доха и было принято решение о начале нового раунда многосторонних торговых переговоров - так называемого раунда Доха, или раунда Милленниум), в мандат которых наряду с традиционными вопросами снижения тарифных и нетарифных ограничений международной торговли были включены ряд новых проблем, имеющих отношение к мировому рынку. Однако переговоры продвигаются с большим трудом. Об этом свидетельствуют серьезные разногласия между странами-участницами ВТО, проявившиеся на пятой Министерской конференции в г. Канкун (Мексика) в сентябре 2003 г., на которой, во-первых, должны были быть подведены промежуточные итоги ведущихся переговоров и, во-вторых, начаться обсуждение неоднозначно воспринимаемых различными группами стран так называемых «сингапурских» вопросов (внесенных на повестку дня конференций ВТО еще в Сингапуре в 1996 г.) - правил в области инвестиций, справедливой конкуренции, содействия торговле и транспарентных (прозрачных) правительственных закупок. Однако ввиду разногласий по данным вопросам и, особенно, по вопросу допустимых масштабов субсидирования сельского хозяйства между США и ЕС, с одной стороны, и развивающимися странами, с другой, конференция закончилась неудачей, без принятия каких-либо существенных решений, и переговорный процесс оказался временно приостановлен. По образному выражению заместителя Генерального директора Р. Эббота, после Канкуна ВТО оказалась серьезно ранена, и сейчас проходит лечение в палате интенсивной терапии.

Итак, в рамках данного параграфа было показано, что образование ВТО создало принципиально новую ситуацию в международной торговой системе, беспрецедентно расширив, как географически, так и институционально, сферу ее многостороннего регулирования. Была раскрыта институциональная природа Всемирной торговой организации и выявлены ее основные функции. Однако, как свидетельствуют последующие события, процесс расширения и углубления сферы многостороннего регулирования торгово-экономических отношений далек от своего завершения.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Проблема начала и структуры процесса глобализации
Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании
Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Вернуться к списку публикаций