2009-07-08 00:24:02
ГлавнаяМировая экономика — Институциональная основа, принципы и функции ВТО



Институциональная основа, принципы и функции ВТО


Для углубленного рассмотрения важных вопросов утверждаются Комитеты, как правило, на постоянной основе. В большинстве случаев членство в них открыто для всех Договаривающихся сторон. Например, функционирует Комитет по платежному балансу, где проходят консультации со странами-членами, вводящими ограничения импорта для защиты своего финансового положения из-за ухудшения платежного баланса. Существуют также Комитет по тарифным уступкам, Бюджетный комитет (членство в нем ограничено и определяется Советом), Комитет по торговле и развитию. Постоянно функционируют комитеты, занятые исследованием и мониторингом антидемпинговых процедур, практики оценки таможенной стоимости товаров, правительственных закупок, субсидирования и применения компенсационных мер, лицензирования импорта, использования технических барьеров, препятствующих торговле, рассмотрением вопросов торговли текстилем, мясом, молочными продуктами, торговли продукцией гражданского авиастроения, административными вопросами.

В организационную структуру ВТО входит Орган по урегулированию торговых споров, чья деятельность поддерживается жюри экспертов, создаваемых для рассмотрения и разрешения конкретных внешнеторговых разногласий. Членами жюри не могут быть представители правительств стран-участниц, в отличие от членов комитетов и рабочих групп, которые формируются из высокопоставленных должностных лиц Договаривающихся сторон.

Должностные лица ВТО и представители стран-участниц наделены привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для независимого выполнения возложенных на них функциональных обязанностей, связанных с решением ВТО задач, поставленных перед ней как международной организацией. Привилегии и иммунитеты, предоставленные должностным лицам и представителям стран-участниц, аналогичны привилегиям и иммунитетам, оговоренным Конвенцией по привилегиям и иммунитетам специализированных учреждений, одобренной Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций 21 ноября 1947 г. ВТО формально не входит в систему учреждений ООН, однако плодотворно сотрудничает с ней в различных областях.

Рассмотрим основные функции, выполняемые Всемирной торговой организацией в процессе регулирования международных торговых отношений.

Через участие в соглашениях, составляющих правовую базу Организации, ВТО по существу предоставляет государствам-членам стабильную, понятную и предсказуемую правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами. Еще в период функционирования ГАТТ как отдельного соглашения его положения представляли собой своеобразный кодекс правил поведения стран в международной торговле, определяющий их права и обязанности. Ведь, как отмечалось выше, положения ГАТТ носят обязательный характер для его участников. Поэтому данная функция ВТО является одной из важнейших, определяющих в очень большой степени место, роль и своеобразный «рейтинг» Организации в международной торговле. В комплексном виде нормы ГАТТ-1994 и других соглашений, составляющих правовую основу ВТО, создают устойчивые основы для международной торговли и в этом качестве выполняют функцию многостороннего торгового договора для стран-участниц, заменяя собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоренностей и соглашений. Эта функция ВТО дает немалые преимущества присоединившимся странам, открывая перед ними возможность использовать многостороннее торгово-политическое регулирование для развития внешней торговли, одновременно снимая заботы и материальные расходы, связанные с созданием и поддержанием сложной системы двусторонних договоренностей.

Выполняя требования ВТО о приведении в соответствие с мировыми нормами национального торгового законодательства, страны-участницы встают перед проблемой решения ряда спорных, на первый взгляд неразрешимых, вопросов. На сегодняшний день требования по выполнению условий ВТО стали более жесткими, предусматривающими от каждой участвующей в ВТО стороны необходимость полностью совместить свое национальное внешнеторговое законодательство с положениями обязательных для присоединяющихся стран соглашений Организации.

Организация и обслуживание многосторонних торговых переговоров - это еще одна из функций ВТО, исполнение которой базируется на практике, сложившейся еще в период существования ГАТТ как организации.

Другой важной функцией ВТО является функция контроля над соблюдением процедуры регулирования споров. Еще в 1979 году в итоге Токийского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ было принято так называемое «решение, касающееся нотификаций, консультаций, разрешения споров и наблюдения» (решение от 28 ноября 1979 года), в котором содержится подробное изложение процедуры разрешения споров. Деятельность ГАТТ и позднее ВТО по разрешению споров внесла существенный вклад в создание системы толкования положений ВТО и прецедентов, обеспечивающих одинаковое понимание и применение международных норм его участниками.

В то же время процедура разрешения торговых споров между странами-участницами в рамках ВТО имеет немало новых черт и стала одним из основных элементов, отличающих ВТО от своего предшественника. Главной задачей урегулирования споров является обеспечение надежности и предсказуемости функционирования механизма многостороннего регулирования внешнеэкономических связей. Страны-участницы ВТО берут на себя обязательства не применять самостоятельно каких-либо действий в случае нарушений правил международной торговли, а искать разрешение возникших проблем в Организации, уважая и выполняя принятые ею решения. Для осуществления этих арбитражных функций, как уже отмечалось выше, в структуре ВТО существует специальный Орган по урегулированию споров (ОПУС), который обладает монопольным правом учреждать арбитражные группы (жюри экспертов), утверждать решения этих групп и апелляции по их решениям, обеспечивать выполнение принятых решений и рекомендаций, а также применять принудительные меры в случае их невыполнения.

Практика показывает, что причиной споров (иногда весьма резких), которые периодически возникают между государствами, чаще всего является не столько невыполнение кем-то из стран-членов своих обязательств в рамках ВТО, сколько различия в толковании некоторых положений этих обязательств. В конечном счете, все споры разрешаются в рамках юридических норм, а не по «праву сильного».

Этот уникальный многосторонний механизм урегулирования споров действует в соответствии с четко определенными принципами и правилами. Одни из таких принципов предусматривает, что спорный вопрос может быть вынесен официальными представителями страны-члена на рассмотрение Органа по урегулированию споров лишь после того, как проведенные на двусторонней основе консультации не привели к удовлетворительному результату. Еще одним принципиальным предварительным условием является совместное обращение спорщиков к Генеральному директору ВТО или специально на то уполномоченному официальному лицу организации с просьбой выступить в качестве посредника в разрешении спорного вопроса. Если в течение 60 дней предложенные пути решения спора не дали результатов, то возникает формальное право подать соответствующую заявку в ОПУС с просьбой осуществить предусмотренные механизмом урегулирования процедуры. Основополагающим элементом таких процедур является третейская арбитражная группа (жюри), состоящая, как правило, из трех или, по настоянию спорщиков, из пяти человек. Кандидаты в состав группы предлагаются Секретариатом ВТО из наиболее компетентных и признанных должностных лиц стран-членов, сотрудников Секретариата, ученых-правоведов. Они не должны вызывать возражений со стороны участвующих в конфликте сторон. В обязанности третейской группы входит подготовка рекомендаций для представления в ОПУС на основе тщательного изучения всех обстоятельств рассматриваемого дела. Эта работа должна быть проделана в период от шести до девяти месяцев.

В случае несогласия с рекомендациями третейской группы каждая из сторон в споре имеет право подать апелляцию, рассмотрением которой будет заниматься постоянно действующий апелляционный орган, состоящий из 7 наиболее компетентных специалистов из различных стран-членов ВТО. Для рассмотрения жалобы необходимо присутствие не менее трех членов этого органа, который детально рассматривает заключение третейской группы. На рассмотрение апелляции отводится от 2 до 3 месяцев.

Рекомендации третейской группы, а в случае апелляции и заключение апелляционного органа направляют в ОПУС для утверждения и приведения в исполнение. Установлено, что с момента образования третейской группы до рассмотрения вопроса в ОПУС не должно пройти более 9 месяцев в безапелляционном случае и 12 месяцев в случае апелляции.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
ВТО как институт регулирования международных торговых отношений
Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы
Межгосударственное регулирование как фактор эволюции мировой валютной системы
Ямайская валютная система в историческом контексте
Вернуться к списку публикаций