2009-07-08 00:24:02
ГлавнаяМировая экономика — Институциональная основа, принципы и функции ВТО



Институциональная основа, принципы и функции ВТО


В отличие от ГАТТ ВТО формально отвечает всем признакам международной организации как учрежденное по договору (соглашению о создании ВТО, подписанному по окончании Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров) объединение государств, обладающее общими управляющими органами. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание единой организационной структуры - многосторонней межправительственной организации, обслуживающей не только обновленный ГАТТ-1994, но и другие соглашения и договоренности, подписанные на Уругвайском раунде.

Способность ВТО осуществлять юридически значимые действия выражается в особой процедуре принятия новых членов в Организацию. Так, правительство страны, не являющейся участником ВТО, может присоединиться к ней в сроки, согласованные между этим правительством и странами, входящими в Организацию. Присоединение к ВТО предусматривает поэтапную, длительную процедуру, которая начинается после официального представления заявки на вступление. Одновременно страна-претендент передает в Секретариат ВТО меморандум, содержащий информацию о всех аспектах торговой и экономической политики по вопросам, являющимся предметом регулирования со стороны ВТО. Этот меморандум становится базовым документом для изучения заявки на вступление, осуществляемого специальной рабочей группой ВТО.

Одновременно с переговорами с рабочей группой Организации страна-претендент проводит серию двусторонних встреч с государствами-членами, на которых определяются особые условия присоединения и возможные временные исключения из общих правил членства, согласовываются особенности доступа на внутренний рынок. После завершения изучения меморандума и двусторонних переговоров рабочая группа готовит базовое соглашение о присоединении страны к ВТО. Вступление в эту организацию требует также предварительной договоренности с заинтересованными странами-участницами о взаимных таможенных уступках, только после этого вопрос решается окончательно квалифицированным большинством голосов (2/3 голосов).

Как известно, Россия направила формальную заявку на присоединение к ГАТТ в июне 1993 г. Меморандум о внешнеторговом режиме был передан в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. В августе того же года она получила перечень вопросов по информации, содержавшейся в Меморандуме. В декабре 1994 г. заявка была переоформлена на присоединение к ВТО. Российская сторона передала ответы на полученные вопросы в Секретариат организации в мае 1995 г. Затем с 1995 г. в Женеве проходят раунды переговоров по вопросам условий присоединения, двусторонние встречи с заинтересованными странами-членами ВТО.

Существует и другой путь участия в работе ВТО - через статус наблюдателя (на министерских конференциях и в Совете представителей). На наблюдателей не распространяются права и обязанности по соглашениям ВТО. Вместе с тем, наблюдатели имеют право присутствовать на сессиях и заседаниях рабочих органов Организации, хотя и без права голоса. Они могут делать заявления и участвовать в дискуссиях, после того как выступят страны-участницы. Наблюдатели также могут получать документы и материалы ВТО, направлять своих специалистов на онлайн курсы повышения квалификации, проводимые Организацией. Им предоставляется право обращаться за консультациями к специалистам с тем, чтобы проводимые реформы не противоречили нормам и принципам соглашений ВТО. Советский Союз получил статус наблюдателя при этой авторитетной международной организации еще в апреле 1990 г., позднее этот статус унаследовала Россия.

Подытоживая отмеченное выше, следует отметить, что, переняв многое в организационном отношении от ГАТТ, ВТО имеет существенные отличия от последнего. К принципиальным отличиям можно отнести следующие:

- ВТО изначально является полноправной международной организацией, тогда как ГАТТ формально является Соглашением и лишь со временем на его основе складывается организационная структура - ГАТТ как организация;

- ВТО - постоянно действующая организация, тогда как ГАТТ было временным соглашением, соответственно и обязательства стран-участниц ГАТТ и ВТО основываются на разных по характеру документах с разным правовым статусом;

- правила ВТО распространяются на широкую сферу международных экономических отношений - на торговлю не только товарами, но и услугами, объектами интеллектуальной собственности, затрагивают другие аспекты международной торговли; ГАТТ как соглашение регулировало исключительно условия оборота товаров на мировом рынке;

- практически все положения документов ВТО являются обязательными для стран-участниц, независимо от вида документа, тогда как все девять соглашений, разработанных в рамках ГАТТ как организации, распространялись лишь на подписавшие их страны, а потому имели ограниченную сферу применения;

- механизм урегулирования споров ВТО - одна из главных договоренностей, достигнутых в ходе Уругвайского раунда переговоров;

- ВТО ввела в практику механизм регулярного составления обзоров национальной внешнеторговой политики для всех стран-членов, вносящий существенный вклад в обеспечение «прозрачности» национального законодательства и в упорядочение регулирования внешней торговли на уровне отдельных стран, что позволяет контролировать соблюдение правил торговли на мировом рынке.

Всемирная торговая организация отличается от своего предшественника тем, что в ней действуют особые процедуры принятия решений и, что немаловажно, процедуры разрешения споров. Одним из важнейших документов ВТО является Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. В Договоренности содержится единый подход к урегулированию торгово-политических конфликтов между государствами-членами этой организации (то есть конфликтов, возникающих по поводу соблюдения документов и соглашений ВТО). Опирается система разрешения споров в ВТО на принципы, сформулированные еще в статьях XXII и XXIII ГАТТ от 1947 года (с учетом внесенных позднее изменений).

ВТО имеет в своей организационной структуре систему постоянных руководящих органов. Высшим органом ВТО стало общее собрание всех ее членов, носящее официальное название Сессии Договаривающихся сторон. Периодически собираемые сессии стран-участниц организации в средствах массовой информации, освещающих их работу, часто называются министерскими конференциями (конференциями на уровне министров национальных правительств, отвечающих за вопросы внешней торговли). Исполнительным органом является Совет Представителей. В качестве административного органа создан Секретариат, возглавляемый Генеральным директором. В системе ГАТТ Секретариат функционирует с 1954 года; главным административным лицом также являлся Генеральный директор. Интересно, что проведение Сессий Договаривающихся сторон было предусмотрено еще Генеральным соглашением о тарифах и торговле от 1947 г. (статья XXV ГАТТ). Каждая страна-участница имеет на этих конференциях один голос.

Высший орган Всемирной торговой организации обладает исключительной компетенцией давать толкования отдельных положений соглашений ВТО, особенно касающихся разногласий между странами, в результате чего возникают прецеденты. Рабочие группы, Комитеты и Орган по урегулированию торговых споров (ОПУС) составляют рекомендации, утверждаемые Договаривающимися сторонами. Договаривающиеся стороны утверждают также и бюджет Организации. Статус наблюдателя предоставляется по запросу Договаривающихся сторон (статьи VIII, IX Правил процедуры Сессий). Для вынесения решения о принятия новых членов ВТО необходимо квалифицированное большинство, то есть 2/3, голосов (статья XXXIII). Квалифицированное большинство требуется также при одобрении предложений, связанных с существованием таможенных союзов и зон свободной торговли, когда такие зоны и союзы не полностью соответствуют правилам ВТО (п.4 статьи XXIV ГАТТ-1994), а также при предоставлении стране-участнице права приостанавливать то или иное обязательство по ГАТТ (п.5 статьи XXV) либо другому соглашению ВТО. При принятии некоторых поправок к тексту соглашений, интегрированных в правовую базу ВТО, требуется консенсус, в частности для принятия поправки к первой части ГАТТ (по вопросам предоставления режима наибольшего благоприятствования), по статье II (правила предоставления уступок) и статье XXX (правила принятия поправок).

Подготовительную работу к сессиям, раундам переговоров и другим встречам в рамках ВТО проводит Секретариат. Этот орган занимается распространением среди стран-участниц всей необходимой информации, оказывает консультативную помощь функционирующему в системе ВТО Органу по урегулированию торговых споров; изучает и прогнозирует экономическое состояние сторон, исследует их торговую политику, собирает и обобщает статистические данные по торговле и экономическому развитию.

В Организации существует практика формирования рабочих групп в составе нескольких человек (до десяти) для изучения конкретных проблем, текущих вопросов (таких, как проверка соответствия торговых режимов стран, подавших заявки на присоединение к ВТО, положениям соглашений и т.п.) и подготовки соответствующих докладов. Подготовленные ими доклады и заключения рассматриваются Советом и подлежат его утверждению.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса
Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Теории и концепции внешней торговли и размещения прямых иностранных инвестиций
Концептуальные основы глобализации мирового хозяйства и институционализации международных экономических отношений
Система золотого стандарта в мировой валютной системе
Вернуться к списку публикаций