2009-07-08 00:24:02
ГлавнаяМировая экономика — Институциональная основа, принципы и функции ВТО



Институциональная основа, принципы и функции ВТО


Компетенция ГАТТ распространялась только на торговлю товарами, а в условиях глобализации мировой экономики опережающими темпами рос международный обмен услугами (банковские и страховые услуги, туризм, транспортные, телекоммуникационные услуги и др.). Экспорт услуг за десятилетие, предшествующее окончанию Уругвайского раунда, ежегодно в среднем увеличивался на 8,0%; в настоящее время, например, объем международной торговли услугами достиг 1614 млрд. долл. - 20,5% от совокупного оборота международной торговли (2002 г.). В этих условиях отсутствие общепризнанных правил в сфере международной торговли услугами тормозило ее дальнейший рост. Участились факты недобросовестной конкуренции (фальсификация, использование чужих научных разработок и т.д.); все это требовало выработки общих норм регулирования международной торговли услугами, обеспечение в процессе международной торговли прав интеллектуальной собственности.

Наряду с этими вопросами в ГАТТ оставались нерешенными и другие проблемы: торговля сельскохозяйственной продукцией, процедура введения защитных мер в случае резкого увеличения импорта (возможность этого отражена в статье XIX ГАТТ - так называемая защитная оговорка); сохранялась неурегулированность ряда других правовых вопросов.

Таким образом, создание ВТО как организации, в ведение которой оказалось регулирование всего комплекса вопросов международной торговли, было призвано способствовать упорядочению всего комплекса международных торговых отношений. В отличие от ГАТТ, регулирующего лишь торговлю товарами (с определенными исключениями), разработанные и интегрированные в ВТО новые многосторонние правила должны охватывать также торговлю сельскохозяйственной продукцией, текстилем и одеждой, обширную сферу услуг, вопросы защиты интеллектуальной собственности и инвестиционные меры, связанные с торговлей. Они в большей степени распространяются не только на «трансграничные меры», но и на меры внутреннего регулирования экономики. Таким образом, в структуру основополагающих правовых документов ВТО были интегрированы, кроме обновленного ГАТТ, соглашения, регулирующие мировой рынок услуг (ГАТС), торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (Соглашение по ТРИПС), инвестиционные меры, связанные с торговлей (Соглашение по ТРИМС) и целый ряд других соглашений, договоренностей и кодексов.

Генеральное соглашение по торговле услугами стало первым сводом многосторонних юридически обязательных правил и норм, охватывающих международную торговлю услугами. Соглашение включает взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами, списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг. Хотя в сфере торговли услугами таможенных тарифов на границе и не существует, тем не менее потребность в создании предсказуемых условий в этой области не менее актуальна, чем в сфере торговли товарами. Для достижения этой цели правительства стран-участниц ВТО приняли на себя комплекс первоначальных обязательств, затрагивающих национальное законодательство, регламентирующее различные виды деятельности в сфере услуг. Эти обязательства, как и в случае с тарифами, зафиксированы в «связанных» национальных списках обязательств, а сфера их применения будет, очевидно, расширяться в будущем в ходе новых раундов переговоров по вопросам торговли услугами.

Таким образом, с подписанием ГАТС большинством стран мира были приняты обязательства по доступу на рынки услуг. Однако окончательно до сих пор не урегулированы вопросы по телекоммуникационным и финансовым услугам, морскому транспорту и перемещению физических лиц. Ожидается, что прогресс в данной и других областях будет достигнут в ходе нового раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ВТО, решение о начале которого было принято в октябре 2001 г. на четвертой министерской конференции ВТО в г. Доха (Катар).

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение по ТРИПС) формулирует общие положения и основные принципы, прежде всего касающиеся обязательства о взаимном предоставлении национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере охраны прав интеллектуальной собственности. Соглашение по торговым аспектам инвестиционной политики (Соглашение по ТРИМС) применяется в отношении инвестиционных мер, касающихся исключительно торговли товарами. Соглашение признает, что некоторые меры инвестиционной политики могут ограничивать торговлю, и запрещает применение мер, которые противоречат статьям III («Национальный режим») и XI («Общий запрет количественных ограничений») ГАТТ-1994.

Согласно Соглашению по сельскому хозяйству все нетарифные меры, ограничивающие доступ сельскохозяйственной продукции на внутренние рынки, подлежат тарификации по специальной методике. После этого в течение шести лет общий уровень защиты (включая таможенные тарифы) подлежит снижению в среднем на 36%, причем минимальное снижение по позициям должно составлять 15%.

Соглашение по защитным мерам вводит запрет на дополнительные защитные меры, не регулируемые правилами ГАТТ, в том числе на так называемые добровольные ограничения экспорта. Они должны быть устранены в течение четырех лет с момента вступления Соглашения в силу. Соглашение по текстилю и одежде ставит целью постепенный (в три этапа) возврат международной торговли текстильными изделиями к нормам и принципам ГАТТ. По истечении переходного периода к 1 января 2005 г. вся мировая торговля текстилем и одеждой будет полностью свободна от импортных квот.

Для стабильности развития международной торговли большое значение имеет урегулирование споров. Поэтому на Уругвайском раунде переговоров был разработан новый, действующий для всех соглашений, интегрированных в правовую основу ВТО, механизм разрешения споров. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, значительно повышает эффективность существовавшего ранее механизма на всех этапах разрешения торговых конфликтов между странами-членами Организации. В рамках ВТО создан единый орган по разрешению споров в международной торговле как товарами, так и услугами, что еще больше усиливает комплексный характер обязательств стран-членов организации по соблюдению новых правил международной торговли.

Еще одна новация заключалась в принятии странами, учреждающими ВТО, механизма обзора торговой политики - процедуры проведения периодических обзоров торгово-политической практики стран-членов, способствующей повышению стабильности и предсказуемости доступа экспортеров на внешние рынки.

Таким образом, новые договоренности и соглашения, включенные в правовую базу ВТО, направлены на то, чтобы повысить уровень предсказуемости условий торговли и инвестиционной деятельности путем создания таких норм, которые в значительной мере затрудняли бы правительствам государств-членов возможность произвольно менять «правила игры» в данной сфере международных экономических отношений.

Весь представленный выше сложный механизм, находящийся в постоянном развитии, и образует систему многостороннего регулирования мировой торговли.

Если рассматривать ГАТТ не только как соглашение, но и как организацию, возникшую на его основе, еще одно важнейшее отличие между ВТО и ГАТТ состоит в самой процедуре их возникновения.

В статье XXXVIII ГАТТ для достижения целей, установленных в статье XXXVI Генерального Соглашения (статья «Принципы и цели»), договаривающимся сторонам было предоставлено право сотрудничать между собой не только в рамках соглашения, но и «иным доступным способом» (п.1 статьи XXXVIII). Это не исключало возможности создания соответствующих организационных структур. Указание на это содержится в п.2 статьи XXXVIII, где предусмотрено «устанавливать такие институциональные мероприятия, которые необходимы для достижения целей и осуществления совместных действий». Поэтому уже само содержание Генерального Соглашения предопределило последующую институционализацию тех отношений, которые служили предметом его регулирования. В своем развитии ГАТТ как межгосударственная организация, сложившаяся вокруг ГАТТ как соглашения, прошла большой путь от возникновения отдельных временных образований до целой системы постоянно действующих структур, которые в целом и создают международную организацию. Сразу после подписания Соглашения ГАТТ не могло быть признано международной организацией, так как не существовало еще органов Генерального Соглашения. Однако постепенное возникновение вокруг ГАТТ как соглашения организационных структур изменило ситуацию - складывалась новая организация, имеющая своей целью регулирование международной торговли товарами. И это несмотря на то, что ГАТТ не имело единого учредительного акта и функционировало на основе комплекса разновременно принятых соглашений - например, соглашения о сотрудничестве и консультациях между ГАТТ и МВФ (1948 г.), административного соглашения между ГАТТ и ЮНКТАД о совместном управлении международным торговым центром (1964 г.), соглашения между ГАТТ и Швейцарией как государством пребывания Организации.

Кроме того, большое значение имели положения Генерального Соглашения, носящие де факто учредительный характер. К ним относятся все статьи, предусматривающие возможность присоединения к Соглашению и выхода из него (статьи XXIII, XXXI ГАТТ), а также положения, регулирующие все процедурные вопросы, касающиеся принятия решений, вступления их в силу и регистрации (статьи XXVI, XXXIII).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Система золотого стандарта в мировой валютной системе
Межгосударственное регулирование как фактор эволюции мировой валютной системы
Россия в мировой экономике к началу 21 века - что впереди
Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Вернуться к списку публикаций