2009-07-08 00:24:02
ГлавнаяМировая экономика — Институциональная основа, принципы и функции ВТО



Институциональная основа, принципы и функции ВТО


Основная задача, поставленная автором в рамках данной главы, заключается в раскрытии институциональной основы (природы) и эффективности деятельности Всемирной торговой организации как нового социального института, функционирующего в сфере международных экономических и, в первую очередь, торговых отношений. Под институциональной природой ВТО будем понимать совокупность функциональных и организационных сторон деятельности этой организации, затрагивающих ключевые моменты взаимодействия государств в области международной торговли.

ВТО осуществляет регулирование международных торговых отношений посредством многочисленных правовых документов. Основу деятельности ВТО, согласованную в итоге Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), составили 54 документа: соглашения, договоренности, решения, протоколы и декларации, имеющие одинаковую силу для стран-членов. С учетом позже подписанных документов по регулированию торговли (соглашения по дальней связи, по финансовым услугам, декларации по глобальной электронной торговле и др.) их общее количество достигло 60.

Подавляющее число документов обязательны для всех стран-членов ВТО. Лишь четыре соглашения были обязательны только для стран, заинтересованных в них участвовать: соглашение по правительственным закупкам, авиатехнике, говядине и молочным продуктам. Некоторые документы ВТО, дополняя статьи ГАТТ, делают их более эффективными. ГАТТ, обновленное в ходе Уругвайского раунда переговоров (так называемое ГАТТ-1994), сохранило свое главенствующее положение среди всех соглашений ВТО. Особенно важными новыми документами, интегрированными в структуру соглашений ВТО, являются Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (Соглашение по ТРИМС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение по ТРИПС), Соглашение по сельскому хозяйству.

Поскольку ВТО как организация, интегрировавшая несколько десятков соглашений, подписанных странами-членами, и в результате этого регулирующая в комплексе широкий круг вопросов международной торговли, отличается от ГАТТ как одного из соглашений, призванного регулировать лишь международную торговлю товарами, для целей раскрытия институциональной природы ВТО необходимо остановиться на истории функционирования ГАТТ как отдельного соглашения (а также организации, сложившейся на базе данного соглашения и существовавшей до начала функционирования ВТО).

В 1947 г. в Женеве состоялось подписание 23 странами Генерального соглашения по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), которое вступило в силу 1 января 1948 г. Не все страны-участницы сразу приняли обязательства Соглашения. Например, существовал ряд причин, мешавших делегации США действовать в поддержку реформ в мировой торговле. Одна из них - позиция Конгресса США по отношению к ГАТТ. Принимая решения по международной торговле, Конгресс игнорировал существование Генерального соглашения. Так, были запрещены международные обязательства, несовместимые с положениями американского сельскохозяйственного законодательства. Не были приняты меры к тому, чтобы привести торговое право США в соответствие с положениями Генерального Соглашения. В результате, «договаривающиеся стороны» первоначально не могли прийти к согласию. Несмотря на это, ГАТТ постепенно развивалось. Многосторонние переговоры состоялись в 1949 г. (Аннеси, Франция), 1950 г. (Торки, Англия), 1956 г. (Женева), 1960-1961 гг. (Диллан-раунд, Женева), 1964-1967 гг. (Кеннеди-раунд, Женева); первые шесть раундов были посвящены в основном снижению таможенных тарифов, а в ходе Кеннеди-раунда бал разработан также антидемпинговый кодекс. В последующем на первый план вышли проблемы ограничения нетарифных торговых барьеров, которые труднее поддавались урегулированию и требовали проведения долгих и трудных переговоров.

В 1973-1979 гг. состоялся Токио-раунд (Токио-Женева), который продолжался шесть лет, что свидетельствует о трудностях, с которыми столкнулись представители стран-участниц при урегулировании нетарифных и других торговых барьеров. (При этом решения ГАТТ принимались абсолютным большинством голосов.) Токийский раунд характеризовался тем, что на нем обсуждался практически весь спектр вопросов регулирования международной торговли. В результате в сферу международного регулирования вошли вопросы стандартизации и сертификации продукции, торговли гражданской авиатехникой, антидемпинговой политики, правительственных закупок, процедуры лицензирования импорта, оценки товаров в таможенных целях, субсидирования экспорта, а также нормы регулирования рынка молочных продуктов. С 1986 г. проходил восьмой, так называемый Уругвайский, раунд переговоров (открытие в Пунта-дель-Эсте, Уругвай), который продолжался восемь лет до 1994 г. Его итоги и являются на данный момент наиболее важными при анализе функционирования обновленного ГАТТ и деятельности ВТО. В работе раунда приняли участие 123 государства. Документы этого раунда содержат систематизированные подходы к либерализации торговли товарами и услугами и доступу на рынки, укреплению правил и дисциплины международной многосторонней торговли и созданию ее новой институциональной основы.

За время существования ГАТТ средние уровни тарифов постепенно, но неуклонно снижались, во многом благодаря результатам восьми раундов торговых переговоров. В ряде случаев импорт товаров по отдельным позициям товарных номенклатур вообще были полностью либерализован. В результате достигнутых на Уругвайском раунде договоренностей развитые страны снизили средние (не взвешенные по реальной структуре импорта) ставки импортного таможенного тарифа на промышленные товары на 40%, с 6,3% до 3,8%. С 20% до 44% увеличивалась доля промышленных товаров, импортируемых развитыми странами беспошлинно. Тарифы на сельскохозяйственные товары с учетом тарификации в виде перевода нетарифных мер в тарифные снижались развитыми странами на 36% в течении шести лет, и развивающимися странами на 24% в течении десяти лет, без их снижения наименее развитыми странами. На 36% (с 22,5 млрд. долл. до 14,5 млрд. долл.) сокращались экспортные субсидии сельскому хозяйству, почти половина этой суммы приходилась на страны ЕС. На 18% (с 197 до 162 млрд. долл.) сокращалась внутренняя поддержка сельскохозяйственным производителям. Предусматривалось увеличение количества тарифных позиций по промышленным товарам, согласовываемых в рамках ГАТТ (так называемых «связанных» тарифных позиций). По промышленным товарам в целом должно согласовываться порядка 83% всех тарифных позиций, а по сельскохозяйственным - почти 100%.

Во время функционирования ГАТТ были выработаны базовые принципы его деятельности, перенесенные в другие соглашения и правовые документы, образующие в совокупности многостороннюю торговую систему ВТО, и характеризующие в настоящее время функционирование Всемирной торговой организации в целом:

- принцип недискриминации в торговле (статья XIX ГАТТ-1994), в соответствии с которым ни одна страна-участница не может быть поставлена в худшие относительно других стран условия;

- принцип предоставления странам-партнерам режима наибольшего благоприятствования (РНБ, иногда используется другой термин с тем же значением - режим наиболее благоприятствуемой нации), под которым понимается включение в международные договоры положения о том, что каждое из договаривающихся государств предоставляет другому государству в той или иной области их взаимоотношений права, преимущества и льготы столь же благоприятные, что и любому третьему государству (статья I ГАТТ-1994). Согласно этой статье РНБ должен предоставляться в отношении таможенных пошлин, перевода за границу платежей, метода взимания сборов, внутреннего налогообложения импортных товаров, всех законов и правил, касающихся перевозки товаров (импорта) и т.д. (п.2 и п.4 статьи III ГАТТ-1994). Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было особые торговые преимущества для других стран, входящих в ВТО, или осуществлять по отношению к ним дискриминацию: формально все страны-участницы находятся в равных условиях и все пользуются благами, которые дают каждой из них любые меры по снижению торговых барьеров. Однако имеют место и изъятия из данного принципа. Так, к примеру, президенту США дано право использовать так называемую «развязывающую оговорку» (escape clause), позволяющую ему исключать из РНБ целые группы товаров, а также выдвигать требования односторонних уступок (например, как это было в отношении Японии по поводу ограничения экспорта автомобилей);

- принцип предоставления национального режима в отношении внутреннего налогообложения товаров: в отношении импортных товаров должен применяться режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам национального происхождения. В статье III ГАТТ-1994, в частности, указывается, что «внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров... не должны применяться к импортированным товарам или к товарам национального происхождения таким образом, чтобы создавать защиту для внутреннего производства»;

- принцип предсказуемого и расширяющегося доступа к рынкам. Наличие надежного и предсказуемого доступа к рынкам в большой степени связано с применением импортных тарифов. Поскольку количественные ограничения импорта в общем случае запрещаются (статья XI ГАТТ-1994), тарифы являются законным средством и достаточно широко используются правительствами для защиты внутренних производителей и увеличения бюджетных доходов. Тем не менее, использование тарифов регулируется определенными правилами: они не должны носить дискриминационный характер по отношению к разным источникам импорта ив основном являются «связанными». «Связанность» тарифов означает, что установление какого-либо уровня тарифа в отношении конкретного товара рассматривается как обязательство, которое берет на себя член ВТО. В этом случае уровень тарифа нельзя повысить в одностороннем порядке без проведения переговоров с основными торговыми партнерами о предоставлении компенсации (статья XXVIII ГАТТ-1994). Например, расширение таможенного союза может привести к повышению тарифов в некоторых областях, по которым потребуется проведение переговоров о компенсации;

- принцип взаимности торговых уступок (статья II ГАТТ-1994);

- принцип запрета демпинга (статья VI ГАТТ-1994), однако ведущие члены ВТО часто используют этот принцип в оправдание дискриминационных мер в отношении стран, не входящих в ВТО (например, России), и даже друг против друга;

- принцип предоставления преференций и льгот развивающимся странам (статья IV ГАТТ-1994).

Допускаются общие исключения из действия режима наибольшего благоприятствования:

- разрешается продолжать использование таможенных преференций (льготное таможенное обложение, касающееся только ставок таможенных пошлин), существовавших на момент образования ГАТТ;

- из сферы действий РНБ исключаются уступки в области таможенной политики, предоставленные при образовании таможенных союзов;

- развивающиеся страны и группа наименее развитых стран (48 стран) пользуются системой тарифных преференций: товары из развивающихся стран облагаются таможенной пошлиной в размере 50% от базовой ставки (базовые ставки действуют в отношении товаров, происходящих из стран, предоставивших друг другу РНБ). Россия с 1996 г. предоставляет развивающимся странам преференцию в размере 25%, то есть взимает таможенную пошлину в размере 75% от базовой ставки. Товары из наименее развитых стран пользуются 100%-ой преференцией, т.е. ввозятся беспошлинно, но уплачиваются все другие платежи и налоги.

Некоторые страны в одностороннем порядке вводили ограничения на действие режима наибольшего благоприятствования по экономическим или политическим соображениям.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Межвоенный период эволюции мировой валютной системы
Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики
Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы
Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО
Вернуться к списку публикаций